27.04.2021

«Соллерс Инжиниринг» – повышение локализации неизбежно

Эксперт компании ООО «Соллерс Инжиниринг» описывает этапы локализации автокомпонентов необходимых для успешной реализации правительственной программы.

По данным Минпромторга, в 2019 году доля российских электронных комплектующих в автомобилестроении, судостроении, авиации, сельхозтехнике и машиностроении, по данным ведомства, составляла 20% (126 млрд руб.) от общего объема в 630 млрд руб.

 

Жизненный цикл любого изделия состоит из следующих этапов: концепции, научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы и производства.

 

Основная масса конечных изделий автомобильной электроники (например, контролер кузовной электроники машины и мультимедийная система) производится за рубежом. В России тоже осуществляется изготовление таких компонентов, но их доля в общем объеме производимых авто не так велика, и к тому же они ориентированы исключительно на российские автомобильные платформы, объемы производства которых год за годом уменьшаются ввиду их устаревания.

 

При этом разработка всех производимых в РФ и за рубежом конечных изделий автомобильной электроники также базируется на зарубежных субкомпонентах: микронтроллерах, кварцевых резонаторах, источниках питания, драйверах управления нагрузками, трансиверах передачи данных мультиплексных сетей, варисторах, диодах, дисплеях, пассивных компонентах и пр.

 

Импорт компонентов в Россию постоянно растет. Это связано с тем, что автомобильные платформы также разрабатываются и производятся в основном за рубежом и в большем количестве, чем отечественные. При этом мировые производители, выпуская в нескольких странах внешне разные автомобили на базе единой платформы и стремясь увеличить объем производства авто на ней (что экономически целесообразно), используют компоненты (в том числе изделия автомобильной электроники) от глобальных поставщиков. Их выбор происходит еще на этапе проектирования.

«Соллерс Инжиниринг» – повышение локализации автокомпонентов неизбежно 

На фоне таких тенденций правительство РФ предпринимает протекционистские меры, направленные на локализацию разработки и производства автокомпонентов и, в частности, электроники. Однако на рынке РФ присутствует множество автопроизводителей с недостаточно большими объемами производства, что зачастую делает экономически нецелесообразными разработку и производство в РФ компонентов автомобильной электроники: их дешевле импортировать. Например, на разработку и валидацию контроллера системы управления ДВС требуются инвестиции в объеме до 2 млн евро. Окупаемость таких вложений возможна при объемах производства легковых автомобилей от 150 тыс. штук в год, что на рынке РФ может достичь не каждый автопроизводитель.  

 

Казалось бы, выхода из этого замкнутого круга нет? Но не все так плохо, когда есть план действий. Его цель – максимальная локализация компонентов автомобильной электроники через наращивание объемов производства и разработки с последующим внедрением электронных субкомпонентов российской разработки и производства.

 

На первом этапе нужно стимулировать 100%-ное контрактное производство автомобильных электронных компонентов для внутреннего рынка. Пусть разработка и валидация какое-то время остаются за рубежом, и электронные субкомпоненты также будут зарубежными. Российские поставщики должны доказать свою состоятельность в соотношении цены и качества.

 

Второй этап – развитие и выход на глобальный рынок. Нужно стимулировать контрактное производство автомобильных электронных компонентов для экспорта, то есть для глобальных автомобильных платформ. Теперь наши поставщики должны доказать свою состоятельность в плане соотношения цены и качества не только на российском, но и на зарубежном рынках.

 

Михаил Гурьянов, генеральный директор ООО «Соллерс Инжиниринг», кандидат технических наук

Михаил Гурьянов, генеральный директор ООО «Соллерс Инжиниринг», кандидат технических наук.

Третий этап – становление, достижение максимальных объемов производства. Необходимо стимулировать участие российских поставщиков в тендерах на поставку автомобильных электронных компонентов собственной разработки и валидации на глобальные автомобильные платформы, производимые в РФ и других странах. На этом этапе электронные субкомпоненты пока остаются зарубежными, но разработка и валидация будут уже российскими.

 

Наконец, на четвертом этапе должны произойти максимальная локализация и закрепление на глобальном рынке. Электронные субкомпоненты в большинстве своем заменяются отечественными.

 

Таким образом, электронные субкомпоненты должны производиться под сформированный рынок сбыта, в нашем случае этому послужат этапы 1-3. Одновременно с этим необходимо начать работу по разработке и освоению в производстве электронных субкомпонентов отечественного производства – поставщики РФ вправе их применить.

 

Недавно Минпромторг предложил решить задачу импортозамещения в области отраслевой электроники с помощью управления сквозными проектами. Как объяснил глава радиоэлектронного департамента Минпромторга Василий Шпак, планируется комплекс мероприятий, включающий разработку и организацию производства радиоэлектронной продукции, в том числе создание встроенного программного обеспечения (ПО), адаптация существующего ПО и вывод продукции на рынок. Производители компонентов объединятся по специализации в консорциумы и заключат соглашения с министерствами. В результате будут согласованы дорожные карты по профильным сферам деятельности, включая продуктовые сегменты, министерства поспособствуют тому, чтобы данные продуктовые линейки через систему сквозных проектов внедрялись в соответствующие отрасли.

 

Предложение Минпромторга вполне целесообразно. Нужно создать консорциум по локализации компонентов и субкомпонентов автомобильной электроники, основанный на идее достижения максимальных объемов производства двух глубоко синхронизированных направлений – разработки и производства конечных компонентов автомобильной электроники (этапы 1-4 плана выше), а также разработки и производства субкомпонентов автомобильной электроники (для реализации этапа 4).

 

По сути, этапы предложенного плана – это этапы жизненного цикла изделий (концепция, НИР, ОКР, производство) в обратном порядке. Ровно такой путь в разных отраслях промышленности постоянно проделывает Китай. Возможно, когда-то этот план будет работать у нас в прямом порядке, а остальной мир будет нас догонять. Так уже случалось в истории нашей страны, что бы ни говорили скептики.

«Соллерс Инжиниринг» – повышение локализации автокомпонентов неизбежно

По нашим прогнозам, первый этап может быть реализован в срок от четырех месяцев до года. Наряду со вторым этапом он предполагает передачу российскому поставщику контрактной сборки документации и программного обеспечения («прошивки») на производимый компонент, оборудование проверки в конце линии сборки, а также документации на оснастку корпусных деталей. Необходимо преодолеть боязнь разработчика (зарубежного партнера) в части передачи конфиденциальной информации, иначе это может затормозить процесс локализации автокомпонентов. 

 

На мой взгляд, имеющиеся протекционистские меры со стороны государства (например, постановление правительства №719) вполне достаточны в качестве тактических шагов для выполнения первых двух этапов, но для реализации третьего и четвертого желательно иметь стратегический план. 

Михаил Гурьянов, генеральный директор ООО «Соллерс Инжиниринг», кандидат технических наук.


Статьи по теме