11.08.2025

Маркировка свечей зажигания: защита от контрафакта

Первый эксперимент по маркировке свечей зажигания в России показал стопроцентную готовность технологии к защите автопрома от контрафакта.

Первый шаг к прозрачному рынку: маркировка свечей зажигания

В российском автопроме сделан важный шаг к тотальной защите от подделок. Компания ООО «Энгельс Свечи зажигания» при участии Центра развития перспективных технологий (оператор национальной системы цифровой маркировки «Честный знак») и интегратора «Глобал Принтинг Системс» провела первый в стране эксперимент по нанесению цифровых кодов на индивидуальные упаковки свечей зажигания.

Тест показал: лазерное нанесение Data Matrix на упаковку полностью готово к промышленному применению. Это не просто технологическое новшество — это стратегический инструмент, соответствующий государственной политике по защите отечественного рынка, усилению потенциала автопрома и стимулированию локального производства.


Цифры, которые заставляют действовать

По данным Минпромторга, доля поддельных свечей зажигания в России достигает 73,8%, а в онлайн-торговле — зашкаливает за 90%. Генеральный директор компании, Александр Ковальчук, подчеркивает:

«Цифровая маркировка способна радикально изменить ситуацию. Наш эксперимент доказал — технология готова к масштабированию, а значит, рынок получит мощный инструмент против контрафакта».


Как проходил эксперимент

На производственной площадке в городе Энгельс была промаркирована партия из 600 свечей зажигания. Коды наносились лазером, после чего осуществлялась двухуровневая агрегация:

  • первый уровень — автоматически;

  • второй — вручную, при упаковке в транспортные короба.

Результат впечатляет: 100% изделий успешно прошли валидацию, без единого сбоя или брака.


Следующие шаги — полная цифровизация цепочки

Руководитель Управления промышленными товарами ЦРПТ Тигран Аветисян сообщил:

«Мы переходим к тестированию автоматизированной агрегации и интеграции маркировки с учётными системами предприятий. Опыт эксперимента ляжет в основу новых правил для всей отрасли с 2026 года».

Подобные проекты уже показали эффективность: например, после обязательной маркировки БАД число легальных импортеров выросло в 10 раз. Эксперты прогнозируют аналогичную трансформацию рынка свечей зажигания — от ухода "серых" поставщиков до роста прозрачности цепочек поставок.


Поддержка локального производства

Маркировка — это не только борьба с подделками, но и инструмент экономического развития. Завод в Энгельсе, мощностью 100 млн свечей в год, — единственное в России предприятие полного цикла. Ранее оно входило в концерн Bosch, сегодня выпускает продукцию под брендами METEOR и ЭЗ. После ребрендинга в 2023 году ассортимент вырос вдвое, включая премиальные модели на основе платины и иридия.


Широкий охват системы «Честный знак»

Сегодня «Честный знак» охватывает уже 31 товарную группу, включая фармацевтику, обувь и электронику. Свечи зажигания входят в число 16 категорий, проходящих добровольные эксперименты до 2026 года. Параллельно идут тесты по маркировке автомобильных фильтров и стекол.

За последние пять лет внедрение цифровой идентификации снизило долю нелегального рынка в маркируемых сегментах с 25,9% до 8,9%. Теперь настала очередь автокомпонентов.


Статьи по теме