08.02.2017

«Умное» страхование завоевывает рынок

В конце февраля в Москве состоится международная конференция «Умное страхование».

В конце февраля в Москве состоится международная конференция «Умное страхование», где будут затронуты разные темы:

- что представляет собой современный рынок страховой телематики и «умного» страхования в России и за рубежом?

- какие инновационные технологии уже применяются и будут развиваться в ближайшие годы, на каких услугах и сервисах зарабатывать на рынке «умного» страхования?

- кому нужна страховая телематика, и насколько эффективными являются технологии для конечных потребителей услуг?

- какое будущее у страхования беспилотных автомобилей и в сервисе Car Sharing?

- новые возможности страховой телематики с использованием технологий V2I (Vehicle to Infrastructure)  и другие.

По данным J'son & Partners Consulting рынок «Умного страхования»,  ожидает бурный рост. Так, по прогнозам, совокупный объем рынка «умного» автострахования к 2020 году составит порядка 3,3 млн действующих «умных» полисов; проникновение «умного» автострахования достигнет 52%.

«Во всех развитых и активно развивающихся странах Северной Америки и Европы более 13 млн. водителей пользуются страховой телематикой. Американский рынок практически полностью перешел, либо близок к переходу, на технологии использования смартфонов в телематических системах. В Европе же, напротив, активно используются бортовые устройства. Но, в любом случае, проникновение в общий портфель автострахования за рубежом находится на высоком уровне и составляет более 10%. – комментирует коммерческий директор компании «Р-Телематика» Алексей Касаткин, – На начало 2017 года 12 страховых компаний России имеют в своем портфеле полисы с телематикой. Еще, как минимум, 6 страховых компаний находятся в поиске решений и моделей реализации технологий. По разным оценкам количество заключенных договоров «Умного КАСКО» составляет 35-55 тыс. штук. Несмотря на нулевую динамику в 2016 году «оживший» рынок КАСКО и появление инновационных, бюджетных технологий дает возможность прогнозировать более чем 100% рост продаж полисов «Умное КАСКО» в 2017-2018 годах».

Пару лет назад ряд российских страховых компаний, среди которых Intouch и АльфаСтрахование, запустили успешные пилотные проекты по умному страхованию. В частности, они начали устанавливать навигационно-связное оборудование для сбора информации о стиле вождения страхователей в обмен на скидки и бонусы. Например, в услуге «Очень умное каско» от «АльфаСтрахование», водители, соблюдающие требования аккуратного вождения, получают скидку на полис каско «АльфаБизнес» до 55%. Параметры управления автомобилем отслеживаются телематическим устройством, устанавливаемым в транспортное средство бесплатно. Подключиться к новой программе могут владельцы иномарок не старше 7 лет. Intouch предлагает услугу «Умное Страхование», в которой осмотрительные и аккуратные автомобилисты, соблюдающие правила дорожного движения, имеют возможность сэкономить до 20% на стоимости полиса КАСКО.

Как показал опыт, услуги востребованы среди владельцев транспорта. И рынок ожидает бурный рост в ближайшие несколько лет. Например, директор по развитию АО «Группа Т-1» Игорь Хереш отметил, что рынок абсолютно перспективен, ведь как никогда люди хотят экономить, в том числе на моторных видах страхования. «Страховая телематика помогает нам в этом, так как с ее помощью можно существенно снизить расходы на страхование автомобиля. Кроме того, по итогам пилотных проектов стало очевидно, что благодаря технологиям страховой телематики уровень мошенничества может быть существенно снижен, а это один из важнейших аргументов в пользу телематики. Итог – страховые компании зарабатывают на сокращении мошенничества. Пользователи сервисов экономят на затратах на покупку полиса, получая скидку за хорошее вождение. Государство уменьшает количество погибших и пострадавших в ДТП. Для страховой компании осталось лишь выбрать качественного оператора, чьи данные будут всегда валидны и чьим данным страховщик всегда будет доверять», – говорит он.

Сейчас на рынке частично доступны и активно развиваются различные продукты и услуги страховой телематики. Например, популярны услуги Европротокола, фиксация и реконструкция ДТП, mile-based auto Insurance, Pay-as-you-Drive, Pay-How-You-Drive, Manage-How-You-Drive. В Европе Pay-As-You-Drive работает с 2002 года. Используется она повсеместно и в США. Водитель, как только за ним начинают «следить», становится намного аккуратнее. У автомобильной телематики множество других полезных функций: спутниковая сигнализация, или, к примеру, информирование служб экстренной помощи, удаленная диагностика, мониторинг местоположения и др.

Алексей Смятских, генеральный директор навигационного холдинга СпейсТим считает, что дополнительный импульс развитию рынка «умного» страхования может дать использование коммерческих сервисов на базе устройств вызова экстренных оперативных служб ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», установка которых обязательна для всех новых автомобилей начиная с 2017 года. А это минимум 1,5 млн. оснащенных автомобилей в год. «В составе устройства «ЭРА-ГЛОНАСС» есть все необходимые компоненты для реализации функционала «умного» страхования. Вопрос лишь в настройках оборудования и организации соответствующей инфраструктуры по приему и обработке данных с транспортного средства», – поясняет Смятских.

Павел Бунин, директор службы развития сервисов на страховом, лизинговом и финансовом рынках АО «ГЛОНАСС», прогнозирует общий рост рынка в 2017 году на 5-10% и полагает, что в ближайшие годы значительную долю в розничном страховании займет телематика. Он считает, что основная тенденция рынка – это объединение различных функционалов в одном устройстве, устанавливаемом в транспортном средстве, например, функционала устройства вызова экстренных оперативных служб, бортового устройства страховой телематики, консьерж-сервиса и прочих услуг. 

При этом эксперты рынка считают, что массовому внедрению услуг пока препятствует несовершенство законодательной и судебной практики, отсутствие единого комплексного подхода, недостаточная лояльность и доверие клиентов к новым технологиям.

Актуальная задача «Умного страхования» в России на сегодняшний день – приведение рынка к единым стандартам. Это касается создания единой базы данных по водителям, унификации параметров для скоринга, выбора интересных бизнес-моделей и многого другого. Целью предстоящей конференции является обсуждение актуальных вопросов и предложений для успешного и широкого внедрения услуг «умного» страхования в России.

По словам Юлии Морозовой, директора по развитию компании «ПрофКонференции» – официального оператора конференции – рынок «умного страхования» в России сегодня успешно развивается. По итогам четырех прошедших ежегодных конференций «Умное страхование» прослеживается четкая тенденция развития рынка от создания идей и запуска пилотных проектов к внедрению и популяризации услуг страховой телематики.

В конференции «Умное страхование» примут участие российские страховые компании, предоставляющие или рассматривающие возможность предоставления сервиса умного страхования; зарубежные участники страхового рынка; автопроизводители и автодилеры, использующие, в партнерстве со страховыми компаниями, данный сервис при реализации своей продукции; разработчики и производители телематического оборудования, предназначенного для технической поддержки оказания «умных» страховых услуг; разработчики программного обеспечения для предоставления услуг «умного страхования», системные интеграторы, разработчики мобильных приложений; эксперты в области автострахования, в т.ч. в области страхового права; разработчики и поставщики системных решений и оборудования в области технологий Интернета вещей и подключенных автомобилей.


Статьи по теме