04.11.2008

Современные системы ремонта лакокрасочного покрытия

Приступая к разговору о видах и потенциальных возможностях современных лакокрасочных ремонтных систем, нельзя обойти вниманием заводской способ подготовки и окрашивания автомобильного кузова, тем более что все легче познавать в сравнении.

ИСКУССТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Приступая к разговору о видах и потенциальных возможностях современных лакокрасочных ремонтных систем, нельзя обойти вниманием заводской способ подготовки и окрашивания автомобильного кузова, тем более что все легче познавать в сравнении.

В наши дни нередки случаи, когда заводская гарантия на сквозную коррозию автомобильного кузова достигает десяти и более лет. Не приходится сомневаться в том, что одна из ключевых ролей в защите стальной конструкции кузова от коррозии отводится качественному лакокрасочному покрытию. И надо признать, что в целом автопроизводители держат свое слово — это видно и по автомобилям выпуска 1995—1996 годов, из числа тех, кто благополучно сохранил свой первичный, заводской слой краски, да и среди кампаний, что время от времени инициируются автопроизводителями по отзыву своей продукции для устранения в ней тех или иных неполадок, не удается вспомнить хотя бы одну, когда причиной послужило некачественное лакокрасочное покрытие. Все вышесказанное позволяет утверждать, что и в наши дни заводской способ окрашивания автомобилей остается наиболее продуманным и совершенным.

 

Процесс окраски

Схематично последовательность этого процесса можно представить следующим образом.

Очистка металла — травление/фосфатация/цинкование — электрогрунт — наполнитель — нанесение слоя краски (лака) — контроль качества. Естественно, что выполнение каждой из этих операций происходит в рамках выверенной для каждой из них технологии.

И все-таки, несмотря на высокую степень роботизации всего данного процесса, что позволяет свести к минимуму негативное влияние «человеческого фактора», на стадии заключительного контроля качества то и дело обнаруживаются те или иные недочеты на свежем лакокрасочном покрытии, правда, тут же, в стенах завода, и устраняемые.

В итоге по окончании заводского цикла окрашивания автомобильный кузов получает долговечное, износостойкое покрытие с высокими защитными и декоративными свойствами.

Теперь давайте представим себе, как совсем новенький, свежеокрашенный и только что собранный автомобильчик, укутанный чьей-то заботливой рукой в целлофан и транспортировочный скотч, покидает стены родного завода, ставя тем самым точку на однозначно лучшем периоде своего существования. Перед ним простирается серая гладь асфальта, трансформирующаяся в неизвестность, а воздух напоен тем самым «человеческим фактором», от случайного знакомства с которым его прежде так тщательно оберегали.

 

Пора в путь-дорогу

По статистике, каждый водитель попадает, пусть в небольшую, но аварию в среднем один раз в два-три года. Опираясь на эту цифру, несложно посчитать, что на долю того же среднестатистического десяти-, пятнадцатилетнего автомобиля за этот период выпадает не одно и не два обращения в автосервис за помощью к мастерам кузовного участка. И вот тут, думаю, не скажу ничего нового, утверждая, что качество восстановленного лакокрасочного покрытия начинает зависеть от целого ряда характерных для любого автосервиса субъективных факторов. На конечном результате скажется все: и квалификация персонала, и уровень его технической оснащенности, равно как и технология проведения ремонтно-восстановительных работ — что уже напрямую будет зависеть от выбора системы ремонтных материалов.

Современные ремонтно-восстановительные системы лакокрасочного покрытия — это синтез материалов, необходимых для выполнения различных видов ремонта, и детально проработанной технологии их применения. Все основные и вспомогательные материалы, включенные в одну систему, предполагают полную совместимость друг с другом, оптимальную адгезию между наносимыми слоями, что в итоге позволяет получить защитно-декоративный слой лакокрасочного покрытия с оптимальными функциональными свойствами.

 

Главное — системный подход

Все вышесказанное можно отнести на счет любой из современных ремонтно-восстановительных систем, в то же время потенциальные возможности систем разного класса могут значительно отличаться.

Сегодня современная высококачественная ремонтно-восстановительная система автомобильного лакокрасочного покрытия состоит из 5—6 видов шпатлевок, из 10 и более видов различных грунтов (в т.ч. травящих, фосфатирующих) и порозаполнителей, самостоятельной системы для смешивания красок, 5—6 видов базовых эмалей и лаков и целого арсенала вспомогательных материалов: пластификаторов, катализаторов, текстурных добавок и т.д.

Все это многообразие основных и вспомогательных материалов, объединенных в одну систему, призвано успешно решать те многочисленные задачи, с которыми приходится сталкиваться мастерам подготовительно-окрасочного участка в наши дни, по возможности приближая качество и структуру восстановленного лакокрасочного покрытия к качеству и структуре заводского. Но в отличие от уже знакомого нам процесса заводского окрашивания автомобильного кузова, где все начинается с «чистого листа» прокатной стали, в автосервисе восстановление лакокрасочного слоя часто приходится начинать с обработки и/или удаления прежнего слоя лакокрасочного покрытия, если это поврежденная окрашенная деталь, с удаления транспортировочного грунта с кузовных деталей для отечественных автомобилей, с обработки поврежденных коррозией мест на голом металле, и этот список можно продолжить, и лишь затем ремонтно-восстановительный процесс принимает уже знакомую нам форму: финишная очистка металла — нейтрализатор ржавчины — грунт/кислотный грунт — двухкомпонентный наполнитель — нанесение слоя краски (лака) — контроль качества. Нанесенный по такой схеме слой лакокрасочного покрытия по своим защитно-декоративным свойствам вполне сопоставим со слоем заводского покрытия. По такой же схеме рассуждают и на сайте thoughts-about-life.ru. Но это лишь одна из возможных схем, которую позволяет выстроить с учетом тех или иных требований современная высококачественная система. Кроме работы с чистым металлом и старым слоем лакокрасочного покрытия, система уже содержит готовые технологии, предусматривающие работу с оцинкованными участками железа или с алюминием и его сплавами. Не стоит забывать и о том, что из года в год при изготовлении автомобиля используется все больше и больше пластмассы разных сортов, зачастую требующих своего способа подготовки поверхности под окрашивание и нанесение лакокрасочного слоя. Уже сегодня перечень из активно применяемых пластиков насчитывает более двадцати пунктов, при этом есть все основания полагать, что с течением времени эта цифра будет только расти. Все эти и другие тонкости, связанные с качественным проведением ремонтно-восстановительных работ лакокрасочного покрытия, учитываются разработчиками современных высококачественных ремонтных систем.

 

Экономкласс

И все же, несмотря на вышесказанное, на сегодняшнем рынке более востребована упрощенная форма ремонтно-восстановительных систем, назовем их условно системами «эконом-класса», предназначенных для восстановления лакокрасочных покрытий автомобилей отечественных марок и приравненных к ним подержанных иномарок. Конечно, не последнюю роль в росте популярности ремонтно-восстановительных систем данного класса сыграло то, что со вступлением в действие на территории нашей страны закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховые компании, в одночасье став основными заказчиками на проведение кузовных ремонтно-восстановительных работ, снизили расценки на их проведение.

Как правило, такая система включает в свой состав 5—6 видов шпатлевок, два вида грунтов, систему смешивания красок и по два вида базовых эмалей и лаков, ряд вспомогательных материалов.

При очевидном сужении потенциальных возможностей по сравнению с системой, рассматриваемой выше, системы «эконом-класса» являются полноценными ремонтно-восстановительными лакокрасочными системами, охватывающими весь цикл от подготовки до окрашивания ремонтируемой или новой детали. Изготовленные согласно самым современным технологиям, материалы, входящие в данную систему, а также их полная совместимость между собой, гарантируют при соблюдении технологии проведения восстановительных работ получение стойкого, прочного, с хорошо подобранным цветом и превосходным глянцем лакокрасочного покрытия.

Так или иначе, любая, простая или сложная, ремонтно-восстановительная система материалов — это хорошо отлаженный инструмент, позволяющий при аккуратном с ним обращении избежать множества неприятностей, подстерегающих нас во время проведения ремонта лакокрасочного покрытия. Для получения исчерпывающей картины того, чем может обернуться несоблюдение технологии проведения ремонта ЛКП, достаточно зайти на сайт какого-нибудь известного производителя автомобильных красок. Широкий спектр всевозможных подтеков и вздутий, пятен, кратеров, «рыбьих глаз» и еще много каких аномалий, что могут проступить как на совсем свежем, так и на не очень лакокрасочном покрытии автомобиля, будут представлены вашему вниманию. Надо признать к чести их создателей, что эти разделы содержат красочную и достаточно подробную информацию о возможных причинах, приведших к появлению того или иного изъяна лакокрасочного покрытия, соответственно, тут же помещаются и советы по их устранению. Поразило другое, само количество различного вида изъянов, что сразу напомнило старый анекдот, в котором доктор, обращаясь к своему посетителю, говорит: «Здоровых людей не бывает, есть только необследованные».

Конечно, здоровые амбиции, личный опыт и развитая интуиция отдельно взятого матерого маляра не позволят ему смириться с теми границами, в которые может быть заключено его творчество отдельно взятыми ремонтными системами, и, скорее всего, в решающий момент очередного эксперимента с материалами различных систем либо опыт, либо интуиция не позволят ему ударить в грязь лицом. Все остальные, еще не накопившие соответствующего опыта и с недостаточно развитой интуицией, рискуют сотворить нечто, что может послужить настоящим украшением известных разделов, упомянутых выше интернет-сайтов.

И в завершение нельзя не упомянуть возможность планирования времени проведения различных ремонтно-восстановительных кузовных работ при использовании системы материалов, качество, позволяющее систематизировать процесс организации подготовительно-окрасочных работ в целом на всем его протяжении, тем самым еще более расширяя наше понятие о функциональных возможностях современных лакокрасочных систем.

 

Благодарим компанию «Автолак» за помощь в подготовке материала.

Алексей ПОЛОВНИКОВ.


Статьи по теме
Картинка


Новый двухкомпонентный лак Chamaeleon HS Premium Low V.O.C.

Линейка материалов для профессионального кузовного ремонта Chamaeleon пополнилась новым двухкомпонентным лаком Chamäeleon HS Premium Low V.O.C. с низким содержанием летучих компонентов. Д

Картинка


Новый Автолак новым лаком Chamaleon 2K HS Premium Low V.O.C

Двухкомпонентный бесцветный лак с низким содержанием летучих компонентов

Картинка


Масла MEGUIN –из Германии в Россию!

На российском рынке смазочных материалов приятное событие, на рынок официально вышла немецкая торговая марка MEGUIN, которая долгие годы оставалась внутренним продуктом германского рынка.

Картинка


LIQUI MOLY представляет новый пенный очиститель для текстиля

В начале летнего сезона компания LIQUI MOLY выпустила на российский рынок новинку пенный очиститель для текстиля LIQUI MOLY Textil-Schaum-Reiniger.

Картинка


Тест присадок Liqui Moly

Компания Liqui Moly протестировала в институте APL три свои присадки: присадка в масло для снижения трения Liqui Moly CERA TEC, очищающая присадка в дизельное топливо Liqui Moly Super Diesel Additiv и очищающая присадка для инжектора Liqui Moly Injektion Cleaner.

Картинка


Тест присадок для промывки масляной системы

В автомагазинах можно найти более сотни промывок масляной системы, ценой от от 55 до 745 рублей. А в чем разница? Спросили мы и направились в лабораторию за химическим анализом. О том что из этого вышло читайте в нашей статье.

Рейтинг комбо-регистраторов зима-2021

В начале 2021 года публикуем рейтинг комбинированных автомобильных регистраторов, работающих по сигнатурной технологии. В него вошли следующие модели: Axper Combo Hybrid, Intego VX-1300S, Fujida Karma Pro S WiFi, Stonelock Tudor, Subini SV-600, Subini SV-800 и TrendVision Hybrid Signature Wi 2CH.

Ближний или дальний: какой свет включать в тумане?

Максимально обозначить свое присутствие на дороге, обезопасив при этом себя и других участников дорожного движения, поможет правильно подобранное и настроенное автомобильное освещение.

Медные смазки – общий рейтинг

Подводим итоги тестов медных смазок и делаем общий рейтинг составов.

Lexand LR19 Dual – автомобильный двухканальный видеорегистратор, тест

Идеальный регистратор должен быть компактным и снимать как впереди, так и позади автомобиля. Lexand LR19 Dual – это умеет, а еще помогает при парковке. Подробности в нашем тесте и на видео.

Osram против коронавируса

С пристрастием рассматриваем автомобильный дезинфектор воздуха Osram AirZing LEDAS101-BK. Эта новинка позволяется избавиться от вирусов и бактерий в автомобиле и не требует никаких сменных фильтров.

АК – компонентная автомобильная акустика, тест

«Мужской. Удобный. Настоящий.» Это слоган нового Car Audio бренда – АК. В статье мы тестируем первую модель компонентной акустики АК.

Улучшаем освещение салона своими руками

Рассказываем, как улучшить освещение в салоне автомобиля своими руками, при этом стоимость доработки не превышает 100 рублей. Видео.

Когда менять тормозные колодки и диски?

Тормозные колодки и диски — детали автомобиля, на долю которых выпадают, пожалуй, самые значительные перегрузки. Так что регулярный износ и, как следствие, необходимость их замены — закономерный результат.

Как выбрать и заменить задний дворник?

Полноценный задний обзор играет важную роль в обеспечении безопасности движения. Если задний дворник изношен или неисправен, водителю сложно получить полную картину происходящего с тыльной стороны авто.