15.02.2014

Автомобили на один раз

Как долго прослужит новенький автомобиль, чем оборачивается привлекательный ценник и вообще, куда ведут современные тенденции в автомобилестроении?

Портрет автомобильного потребителя изменился: водители XX века коренным образом отличаются от пользователей автомобилем XXI века. Несколько десятилетий назад даже в цивилизованной загранице под словом водитель подразумевался человек, не только управляющий машиной, но и понимающий физику и механику ее работы и движения. Советская действительность расширила «компетенцию» этого статуса применением теоретических знаний на практике, привнеся навыки автослесаря, что окончательно сделало из простого водителя шофера-профессионала.

Дружелюбие современной техники вырастило новое поколение потребителей, падких на рекламу и новомодные безделушки. А вот разбираться в деталях сегодня мало кто хочет, предпочитая доверяться рекламным слоганам и обещаниям. В последние годы считается нормальным «оплатить и забыть», в надежде на работу купленных технологий. Теперь машиной не управляют, а пользуются. Её не обслуживают, отдавая на ТО дилеру. А наличие электронных помощников считают за гарантию безопасности. Машина стремительно превращается в ширпотреб.

Производителям это на руку, и они тщательно работают над тем, чтобы ситуация не изменялась, а потребитель все меньше внимания обращал на технические детали. И даже если потребитель любопытен, все делается для того, чтобы самостоятельные изыскания были максимально осложнены. Понятно, что сегодня на одной продаже автомобилей много не заработаешь - основной бизнес делается в сфере послепродажного обслуживания. Тут и плановое ТО, которое безальтернативно на авторизованных сервисах, и запчасти, и оборудование.

Все бы ничего, если бы не одно «но». Пользуясь безграмотностью клиента, для снижения издержек и увеличения прибыли автопроизводители идут по пути упрощения конструкции. Очередное поколение автомобиля часто становится конструктивно примитивнее предыдущего, компенсируя утраты свежими опциями из списка приложений к мобильным устройства. Новые же, более примитивные, конструкции автомобиля получают «модное» название и красиво написанное профессиональными копирайтерами описание. И чем больше ценит себя автопроизводитель, тем красивее и заманчивее тексты.

Если бы этим «страдали» лишь автопроизводители дешевых авто, все было бы ничего. Например, китайский автопром или АВТОВАЗ – ну, не могут эти автопроизводители в сложившейся экономической ситуации предлагать что-то сверх обычного примитива за те деньги, которые они называют. Но надо понимать, что это касается не только автопроизводителей «второго» эшелона. Экономические реалии одинаковы для всех. К тому же избалованный комфортом потребитель все чаще начинает «воротить нос» от конструктивно «правильного» автомобиля, если он не напичкан целым набором электронных «прибамбасов». А благотворительность и идейность в условиях капитализма – верный путь к погибели. Вот и именитым автопроизводителям все больше приходится уделять внимания пиару, а не разработке инженерных конструкций: и проблем меньше, и маржа выше. Да и зачем метать «бисер перед свиньями», если потребитель все равно не понимает разницу.

Сложившийся тренд можно наглядно увидеть практически у всех автопроизводителей. Так, например, новые автомобили C-класса концерна Volkswagen AG теперь обрели модульную платформу MQB. Красиво звучит и набор букв симпатичный. Но если прежде у всех представителей концерна в гольф-классе сзади стояла «многорычажка», то в новых Audi A3, SEAT Leon, Skoda Octavia A7, Volkswagen Golf она осталась лишь в дорогих комплектациях с мощными двигателями, а в остальных уступила место более дешевой и примитивной балке. Вместо этого автомобили обрели USB, продвинутый мультимедиа и прочие опции.

Передняя «двухрычажка» сегодня удел сверх дорогих моделей, хотя раньше её можно было получить на многих седанах D-класса. Столь элегантная конструкция присутствовала на прежних Mazda 6, Honda Accord, Peugeot 407. Сейчас это чудо осталось только в Peugeot 508, да и то только в паре с дорогим и мощным мотором 2.2 литра (204 л.с.).

Интересно, что некоторые китайские автопроизводители ставят многорычажную подвеску на свои автомобили, завлекая в свои сети «тоскующих о прежних временах» покупателей. И цена при этом предлагается заманчивая. Казалось бы, вот он – все понимающий, заботливый и нежадный автопроизводитель. Но это рынок. И наличие подобной подвески – тоже просто маркетинговый ход. Слишком часто у китайского автопрома есть серьезные проблемы не только с общей конструкцией автомобиля, но и с качеством как сборки, так и собственно комплектующих. И рычагами тут проблему не исправишь.

Электроника – отдельная тема для разговора. В 80-е годы электронное оснащение статусных европейских седанов заканчивалось на электроприводе сидений, ABS и ряде других опций. Сегодня номенклатура возможного дооснащения даже простенького автомобиля поражает. Массовый сегмент предлагает электроприводы стекол, зеркал, сидений, климат-контроль, датчики парковки, камеры заднего вида... Список состоит из многих листов. Это только начало. Помимо этого средний ценовой сегмент практически в полном составе оснащается электронными системами стабилизации курсовой устойчивости и безопасности, а также системами контроля работы двигателя и коробки. За всем этим следит компьютер, внося свои коррективы и правки в поведение автомобиля.

Казалось бы, благодаря новому интерфейсу жизнь за рулем стала воплощением мечты, настоящей сказкой, которая наконец-то пришла в нашу серую реальность. Но и тут есть свои «но». Во-первых, чем сложнее система, тем менее она надежна. Тут не только глобальные вопросы в согласованности работы систем безопасности. Простая арифметика: чем больше узлов, тем выше вероятность их выхода из строя. А если ко всему этому добавить климатические и дорожные условия России, то риски поломок возрастают еще сильнее. «То лапы ломит, то хвост отваливается» - так себя слишком часто чувствуют новинки автопрома. То ядовитая химия проедает контакты, то «мозги» умирают от воды вместо бензина, то холода и ямы напрочь «съедают» пневомподвеску за пару лет.

Надежность окончательно исчезла из автомобилей. Новое тысячелетие началось с века одноразовых вещей. Это проявляется во всем, и автомобили здесь не исключение. «Непотопляемости» иномарок 70-х, 80-х, 90-х в современных моделях не встретить. Моторов-миллионников больше не будет, вместо них появятся экологичные турбомоторы с коротким ресурсом. Да и все остальные узлы и агрегаты «идут» по тому же пути, что в совокупности делает автомобиль ориентированным только на первого покупателя. Разговоры о надежности тех или иных марок сегодня практически полностью превратились в  пустой звук. Идеальная цель автопроизводителя, чтобы сразу после окончания гарантийного срока автомобиль попросту сам по себе развалился. Все верно: гигантские автомобильные заводы, рассыпанные по всему миру, должны работать, стабильно поставляя на рынок новенькие «погремушки».

По миру автомобили - уже давно ширпотреб. В Америке это случилось значительно раньше, в Европе несколько позже, а вот у нас этого по-прежнему нет. В городах насыщенность рынка растет, но в пересчете на площадь и население страны российский автопарк все еще скромен. В России машина пока все еще больше имиджевое явление. Слишком часто авто покупают не для того, чтобы ездить, а для демонстрации своих собственных успехов и достижений перед окружающими. Отсюда и высокие цены, сформированные голодом рынка, а также интересом государства и жадностью автопроизводителя.

Но не все так печально. Ситуация меняется. Все-таки автовладельцы – одна из самых активных категорий российского общества. И все возрастающая конкуренция заставляет автопроизводителей снижать аппетиты. Делается это не охотно, и цена вопроса – окончательное превращение автомобиля в «погремушку» с красивой оберткой. С государством тоже непросто – почему-то автовладелец для государственной машины априори является дойной коровой, которая должна знать свое место в коровнике и счастливо сдавать молоко «на благо колхоза». Но и тут периодически случаются позитивные сдвиги. А уж если это сборище случайных и не очень случайных людей, которые сейчас почему-то образуют государственную машину, когда-нибудь все-таки преобразуется в нормальное государство, то у нас есть шанс получить хотя бы гарантию на относительно безопасные автомобили. Достаточно поставить на серьезные рельсы независимую экспертизу, и делать свой собственный звездный рейтинг. Однако как раз перспектива независимой экспертизы пока серьезно пугает слишком многих игроков рынка, а госмашина им в этом потакает по целому ряду причин. Так что RussianNCAP - это, к сожалению, из разряда мечтаний о волшебном принце на белом коне.

И все это не вернет век надежных автомобилей. Машины со временем будут становиться все более примитивными и однотипными, а инженерный гений будет заменяться красотой и разнообразием лампочек и кнопочек, а также благозвучностью электронного голоса бортовой системы. Нам же придется привыкать спорить на форумах о том, у кого красивее фары и эффектнее подсветка салона, у кого экран лучше показывает видео, а приборная панель красивее рисует приветственную надпись. А вот когда память для списка звонков переполнится, мы просто будем менять автомобиль на новый. Примерно раз в три года. Будущее одноразовых авто уже наступило.

Текст: Роман Харитонов, Наталья Парамонова


Статьи по теме
Картинка


Еще одна корпоративная продажа SEAT

Марка SEAT завоевывает популярность среди корпоративных клиентов Зауралья: два автомобиля SEAT Leon были куплены екатеринбургской компанией «SKY TAXI».

Картинка


ŠKODA объявила о каникулах

Чешские заводы марки ŠKODA, находящиеся в Млада-Болеславе, Квасинах и Врхлаби, закрываются на каникулы продолжительностью от 2 до 3 недель в связи с модернизацией и расширением производственных площадок.

Картинка


Летнее предложение от SKODA: сервисные работы с выгодой до 40%

Москва, 26 июня 2020 г. – Специально для владельцев автомобилей SKODA старше четырех лет SKODA AUTO Россия подготовила особые условия на сервисное обслуживание. В период с 01 июля по 31 августа 2020 посетители официальных дилеров марки смогут сэкономить до 40% на приобретение и установку оригинальных деталей чешского бренда.

Картинка


KIA Soul признан лидером рейтинга «Total Value Index»

Второе поколение KIA Soul возглавил рейтинг ценности покупки Total Value Index.

Картинка


KIA Forte показался общественности

Компания KIA Motors опубликовала первые изображения нового седана Forte.

Картинка


KIA Mohave скоро выходит в продажу

Продажи нового Mohave стартуют в России 2 ноября 2020 года.

МАСТЕР – ЗОЛОТЫЕ РУКИ. Участвуй и Побеждай!

Приглашаем вас принять участие в Международном конкурсе профессионального мастерства в области автобезопасности «Мастер – Золотые руки 2021».

Выбираем воздушный фильтр для автомобиля

Замена воздушного фильтра периодически нужно любому автомобилю. Разбираемся как правильно выбрать воздушный фильтр, чтобы и сэкономить и не попасть на ремонт двигателя.

Во Владимире модернизировано производство «НПК «АВТОПРИБОР»

Уровень качества изделий «НПК «АВТОПРИБОР» позволяет поставлять компоненты для автомобилей Volkswagen, Renault, Nissan, Hyunday, Citroen, Peugeot, а также для автомобилей отечественных брендов ГАЗ, КамАЗ, УАЗ, АВТОВАЗ и других брендов.

Mio MiVue C533 – автомобильный видеорегистратор с GPS, тест

Перед нами интересная модель регистратора, в которой используется новая технология улучшения качества съемки – 3DNR. Также устройство предупреждает водителя о приближении к камерам контроля скорости. Подробности читайте в статье.

Тестируем Axper Combo Hybrid – сигнатурный комбинированный регистратор QHD

Представляем обзор интересной модели комбинированного видеорегистратора с сигнатурным фильтром и съемкой в формате QHD. При этом есть возможность дооснастить аппарат тыловой камерой.

Медная смазка: «рейтинг этикеток»

Журнал «АвтоДела» произвел закупку медных смазок и сравнил их этикетки на предмет полноты потребительской информации.

Чек-лист по подготовке автомобиля к дальней поездке

Лето закончилось, но сезон авто путешествий продолжается. Бархатный сезон – идеальное время для дальних поездок: нет палящей жары и большого скопления туристов, да и цены на отдых существенно снижены.

ТО своими руками

ТО своими руками. Рассказываем, как самостоятельно провести техническое обслуживание автомобиля, а так же, обращаем внимание, на те особенности которые следует избегать.

Сезонное обслуживание - замена масла

Весна в разгаре, а это значит, что пришла пора пройти сезонное техобслуживание. Для тех, кто еще не успел провести весенний «автосубботник», специалисты Total составили краткий чек-лист, как подготовиться к теплому сезону.