15.02.2014

Автомобили на один раз

Как долго прослужит новенький автомобиль, чем оборачивается привлекательный ценник и вообще, куда ведут современные тенденции в автомобилестроении?

Портрет автомобильного потребителя изменился: водители XX века коренным образом отличаются от пользователей автомобилем XXI века. Несколько десятилетий назад даже в цивилизованной загранице под словом водитель подразумевался человек, не только управляющий машиной, но и понимающий физику и механику ее работы и движения. Советская действительность расширила «компетенцию» этого статуса применением теоретических знаний на практике, привнеся навыки автослесаря, что окончательно сделало из простого водителя шофера-профессионала.

Дружелюбие современной техники вырастило новое поколение потребителей, падких на рекламу и новомодные безделушки. А вот разбираться в деталях сегодня мало кто хочет, предпочитая доверяться рекламным слоганам и обещаниям. В последние годы считается нормальным «оплатить и забыть», в надежде на работу купленных технологий. Теперь машиной не управляют, а пользуются. Её не обслуживают, отдавая на ТО дилеру. А наличие электронных помощников считают за гарантию безопасности. Машина стремительно превращается в ширпотреб.

Производителям это на руку, и они тщательно работают над тем, чтобы ситуация не изменялась, а потребитель все меньше внимания обращал на технические детали. И даже если потребитель любопытен, все делается для того, чтобы самостоятельные изыскания были максимально осложнены. Понятно, что сегодня на одной продаже автомобилей много не заработаешь - основной бизнес делается в сфере послепродажного обслуживания. Тут и плановое ТО, которое безальтернативно на авторизованных сервисах, и запчасти, и оборудование.

Все бы ничего, если бы не одно «но». Пользуясь безграмотностью клиента, для снижения издержек и увеличения прибыли автопроизводители идут по пути упрощения конструкции. Очередное поколение автомобиля часто становится конструктивно примитивнее предыдущего, компенсируя утраты свежими опциями из списка приложений к мобильным устройства. Новые же, более примитивные, конструкции автомобиля получают «модное» название и красиво написанное профессиональными копирайтерами описание. И чем больше ценит себя автопроизводитель, тем красивее и заманчивее тексты.

Если бы этим «страдали» лишь автопроизводители дешевых авто, все было бы ничего. Например, китайский автопром или АВТОВАЗ – ну, не могут эти автопроизводители в сложившейся экономической ситуации предлагать что-то сверх обычного примитива за те деньги, которые они называют. Но надо понимать, что это касается не только автопроизводителей «второго» эшелона. Экономические реалии одинаковы для всех. К тому же избалованный комфортом потребитель все чаще начинает «воротить нос» от конструктивно «правильного» автомобиля, если он не напичкан целым набором электронных «прибамбасов». А благотворительность и идейность в условиях капитализма – верный путь к погибели. Вот и именитым автопроизводителям все больше приходится уделять внимания пиару, а не разработке инженерных конструкций: и проблем меньше, и маржа выше. Да и зачем метать «бисер перед свиньями», если потребитель все равно не понимает разницу.

Сложившийся тренд можно наглядно увидеть практически у всех автопроизводителей. Так, например, новые автомобили C-класса концерна Volkswagen AG теперь обрели модульную платформу MQB. Красиво звучит и набор букв симпатичный. Но если прежде у всех представителей концерна в гольф-классе сзади стояла «многорычажка», то в новых Audi A3, SEAT Leon, Skoda Octavia A7, Volkswagen Golf она осталась лишь в дорогих комплектациях с мощными двигателями, а в остальных уступила место более дешевой и примитивной балке. Вместо этого автомобили обрели USB, продвинутый мультимедиа и прочие опции.

Передняя «двухрычажка» сегодня удел сверх дорогих моделей, хотя раньше её можно было получить на многих седанах D-класса. Столь элегантная конструкция присутствовала на прежних Mazda 6, Honda Accord, Peugeot 407. Сейчас это чудо осталось только в Peugeot 508, да и то только в паре с дорогим и мощным мотором 2.2 литра (204 л.с.).

Интересно, что некоторые китайские автопроизводители ставят многорычажную подвеску на свои автомобили, завлекая в свои сети «тоскующих о прежних временах» покупателей. И цена при этом предлагается заманчивая. Казалось бы, вот он – все понимающий, заботливый и нежадный автопроизводитель. Но это рынок. И наличие подобной подвески – тоже просто маркетинговый ход. Слишком часто у китайского автопрома есть серьезные проблемы не только с общей конструкцией автомобиля, но и с качеством как сборки, так и собственно комплектующих. И рычагами тут проблему не исправишь.

Электроника – отдельная тема для разговора. В 80-е годы электронное оснащение статусных европейских седанов заканчивалось на электроприводе сидений, ABS и ряде других опций. Сегодня номенклатура возможного дооснащения даже простенького автомобиля поражает. Массовый сегмент предлагает электроприводы стекол, зеркал, сидений, климат-контроль, датчики парковки, камеры заднего вида... Список состоит из многих листов. Это только начало. Помимо этого средний ценовой сегмент практически в полном составе оснащается электронными системами стабилизации курсовой устойчивости и безопасности, а также системами контроля работы двигателя и коробки. За всем этим следит компьютер, внося свои коррективы и правки в поведение автомобиля.

Казалось бы, благодаря новому интерфейсу жизнь за рулем стала воплощением мечты, настоящей сказкой, которая наконец-то пришла в нашу серую реальность. Но и тут есть свои «но». Во-первых, чем сложнее система, тем менее она надежна. Тут не только глобальные вопросы в согласованности работы систем безопасности. Простая арифметика: чем больше узлов, тем выше вероятность их выхода из строя. А если ко всему этому добавить климатические и дорожные условия России, то риски поломок возрастают еще сильнее. «То лапы ломит, то хвост отваливается» - так себя слишком часто чувствуют новинки автопрома. То ядовитая химия проедает контакты, то «мозги» умирают от воды вместо бензина, то холода и ямы напрочь «съедают» пневомподвеску за пару лет.

Надежность окончательно исчезла из автомобилей. Новое тысячелетие началось с века одноразовых вещей. Это проявляется во всем, и автомобили здесь не исключение. «Непотопляемости» иномарок 70-х, 80-х, 90-х в современных моделях не встретить. Моторов-миллионников больше не будет, вместо них появятся экологичные турбомоторы с коротким ресурсом. Да и все остальные узлы и агрегаты «идут» по тому же пути, что в совокупности делает автомобиль ориентированным только на первого покупателя. Разговоры о надежности тех или иных марок сегодня практически полностью превратились в  пустой звук. Идеальная цель автопроизводителя, чтобы сразу после окончания гарантийного срока автомобиль попросту сам по себе развалился. Все верно: гигантские автомобильные заводы, рассыпанные по всему миру, должны работать, стабильно поставляя на рынок новенькие «погремушки».

По миру автомобили - уже давно ширпотреб. В Америке это случилось значительно раньше, в Европе несколько позже, а вот у нас этого по-прежнему нет. В городах насыщенность рынка растет, но в пересчете на площадь и население страны российский автопарк все еще скромен. В России машина пока все еще больше имиджевое явление. Слишком часто авто покупают не для того, чтобы ездить, а для демонстрации своих собственных успехов и достижений перед окружающими. Отсюда и высокие цены, сформированные голодом рынка, а также интересом государства и жадностью автопроизводителя.

Но не все так печально. Ситуация меняется. Все-таки автовладельцы – одна из самых активных категорий российского общества. И все возрастающая конкуренция заставляет автопроизводителей снижать аппетиты. Делается это не охотно, и цена вопроса – окончательное превращение автомобиля в «погремушку» с красивой оберткой. С государством тоже непросто – почему-то автовладелец для государственной машины априори является дойной коровой, которая должна знать свое место в коровнике и счастливо сдавать молоко «на благо колхоза». Но и тут периодически случаются позитивные сдвиги. А уж если это сборище случайных и не очень случайных людей, которые сейчас почему-то образуют государственную машину, когда-нибудь все-таки преобразуется в нормальное государство, то у нас есть шанс получить хотя бы гарантию на относительно безопасные автомобили. Достаточно поставить на серьезные рельсы независимую экспертизу, и делать свой собственный звездный рейтинг. Однако как раз перспектива независимой экспертизы пока серьезно пугает слишком многих игроков рынка, а госмашина им в этом потакает по целому ряду причин. Так что RussianNCAP - это, к сожалению, из разряда мечтаний о волшебном принце на белом коне.

И все это не вернет век надежных автомобилей. Машины со временем будут становиться все более примитивными и однотипными, а инженерный гений будет заменяться красотой и разнообразием лампочек и кнопочек, а также благозвучностью электронного голоса бортовой системы. Нам же придется привыкать спорить на форумах о том, у кого красивее фары и эффектнее подсветка салона, у кого экран лучше показывает видео, а приборная панель красивее рисует приветственную надпись. А вот когда память для списка звонков переполнится, мы просто будем менять автомобиль на новый. Примерно раз в три года. Будущее одноразовых авто уже наступило.

Текст: Роман Харитонов, Наталья Парамонова


Статьи по теме
Картинка


SKODA OCTAVIA стала победителем всемирного конкурса «Женский автомобиль года 2020» в номинации «Семейный автомобиль»

Млада-Болеслав, 04 марта 2021 г. – SKODA OCTAVIA заняла первое место в номинации «Семейный автомобиль» во всемирном конкурсе «Женский автомобиль года 2020» (2020 Women’s World Car of the Year Awards). Это первая победа для чешского бренда в премии, жюри которой состоит исключительно из женщин – профессиональных автомобильных журналисток. Будучи победителем в одной из девяти категорий, мировой бестселлер SKODA теперь участвует в борьбе за главный титул. Победитель конкурса «Женский автомобиль года 2020» будет объявлен в Международный женский день, 8 марта. Жюри премии состоит из 48 журналисток, которые представляют 38 стран со всего мира от Аргентины до Новой Зеландии.

Картинка


KIA Quoris позаботится о комфорте пассажиров

Флагманский седан KIA Quoris разработан для получения удовольствия от движения, как за рулем, так и в качестве пассажира. При создании салона KIA Quoris были учтены пожелания 127 директоров крупных компаний.

Картинка


В Пензе открылся второй дилерский центр KIA

24 ноября 2015 года в Пензе прошла торжественная церемония открытия нового дилерского центра KIA компании «Автолоцман-КМ».

Картинка


KIA показала надежность автомобилей

KIA второй год подряд возглавила рейтинг качества новых автомобилей J. D. Power.

Картинка


KIA всем покажет будущее

Компания KIA Motors опубликовала новые изображения концептуального электромобиля, дебют которого состоится на Женевском международном автосалоне 2019 года.

Картинка


KIA показала интерьер нового кроссовера

Компания KIA представила дизайн интерьера нового компактного кроссовера.

Audi A3 Sedan и Audi A3 Sportback специальной серии Joy, Cosmo и Fun

Новые Audi A3 Sedan и Audi A3 Sportback специальной серии Joy, Cosmo и Fun воплотили в себе эффектный дизайн, расширенный список оснащения и новейшие цифровые технологии.

SUZUKI JIMNY II исполняется 40 лет

Внедорожнику Suzuki Jimny второго поколения исполняется 40 лет с начала производства.

Orlen Platinum Max Expert V 5W-30 – синтетическое моторное масло

Внимательно рассматриваем синтетическое моторное масло Orlen Platinum Max Expert V 5W-30. Разбираем сферу применимости и допуски производителей автомобилей.

TrendVision K2S – двухканальный видеорегистратор скрытой установки, тест

Наш обзор посвящен уникальной модели видеорегистратора для скрытой установки TrendVision K2S. Разбираемся с особенностями его работы и качеством видеозаписей. Видеообзор.

Сабвуфер «Урал» ТТ 15 – автомобильный сабвуфер 15 дюймов, тест

В подробностях рассматриваем автомобильный сабвуфер «Урал» ТТ 15. Это обновленная модель 2021 года. В нее разработчики внесли около 30 изменений.

Сравнение портативных колонок «Урал» TT M-1, JBL и Xiaomi

В прошлом месяце мы опубликовали тест портативной Bluetooth-колонки «Урал» TT M-1. Ее универсальность и удобство дали толчок к проведению сравнительного теста данной колонки с ее ближайшими конкурентами, выпускающимися под брендами JBL и Xiaomi.

Как самому отполировать фары?

В материале рассказывается и показывается на практике, как произвести полировку автомобильных фар, сделанных из поликарбоната. Для полировки используется состав Liqui Moly «Ликвидатор царапин» Kratzer Stop.

Огненные тормоза. Эмаль для суппортов

Доступный стайлинг. Улучшаем внешний вид колес за счет покраски суппорта. Пошаговая инструкция. Видеообзор

Автотуризм и антидождь

Рассказываем, как повысить безопасность в автопутешествии за счет доступного всем средства «Антидождь» AC-890. Обсуждаем способы нанесения и результат.