12.12.2013

Полгода на марше: экспедиция «Полярное кольцо» продолжает покорение Арктики

Экспедиция «Полярное кольцо» выходит на самый сложный и интересный этап уникальной программы – трансполярный переход по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана из России в Канаду через точку Северного полюса на новых плавающих колёсных вездеходах с шинами сверхнизкого давления.

Экспедиция «Полярное кольцо» выходит на самый сложный и интересный этап уникальной программы – трансполярный переход по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана из России в Канаду через точку Северного полюса на новых плавающих колёсных вездеходах с шинами. Этап продлится целых полгода: с января по июнь 2014-го года отважные покорители Севера под руководством заслуженного мастера спорта, Почетного полярника РФ Владимира Чукова, побывают на Северному полюсе и пройдут 7000 километров через дрейфующие льды Северного Ледовитого океана.

Экспедиция осуществляется под Флагом ООН в рамках программы «Диалог цивилизаций». В рамках экспедиции проводятся исследования в интересах развития историко-этнографического, экологического и приключенческого туризма в районах Крайнего Севера России. Помимо этого проект нацелен на привлечение внимания общественности к экологическим  и климатическим проблемам Арктики.

Напомним, проект «Полярное Кольцо» стартовал в 2002 году и на текущий момент экстремальной команде Экспедиционного центра «Арктика» предстоят ещё два этапа. В результате за время экспедиции путешественники преодолеют свыше 25.000 км вдоль арктического побережья России, островов Канадского архипелага, берегов Аляски, а также совершат трансполярный переход по дрейфующим льдам через точку Северного полюса и пересекут Берингов пролив.

Экспедиция «Полярное кольцо» совершается на двух вездеходах с прицепами. Планируется, что экспедиция будет происходить в режиме «нон-стоп»: пока двое спят, другие два члена экипажа продолжают движение.

Масштаб экспедиции «Полярное кольцо» потребовал создания специальных колёсных плавающих вездеходов и использования только самого надёжного снаряжения, выдерживающего условия Крайнего Севера.

Созданные вездеходы (а на данный момент создано уже шесть вариантов) интересны не только участникам экспедиции: техника, которая выдерживает экстремальные нагрузки и способна преодолеть Арктические полярные льды в автономном режиме – нужна военным, ученым, спасателям. Да и простым людям, проживающим на Севере, подобная техника может сильно облегчить жизнь. Так, вездеходы первого этапа экспедиции 2002-го года были переданы представителям Чукотского Автономного округа для ее дальнейшего использования на Чукотке. Две машины стали транспортом Государственного природного заповедника «Остров Врангеля», а две другие работают в пос. Билибино.

Поэтому к конструкторской разработке «Полярного кольца» испытывают неподдельный интерес различные структуры. Правда, конечно же, в первую очередь - военные. Попытки использовать уникальный опыт полярников для построения серийных версий вездеходов пока оканчивались невнятно. То ли это специфические проблемы России, то ли машина получается слишком дорогой. Пока себестоимость подобного агрегата составляет порядка трех миллионов рублей – как автомобиль представительского класса. И это без учета работы конструкторов!

Экспедиция "Полярное кольцо 2014"

Январь – июнь 2014 года: полгода на маршруте, сквозь Северный Ледовитый океан. Туда, где нет даже северных оленей.

Экспедиция «Полярное кольцо» идет туда, туда, где правят бал белые медведи и ледяной холод.

Экспедиция «Полярное кольцо» идет туда, туда, где правят бал белые медведи и ледяной холод.

Для преодоления нового этапа 2014-го года потребовалось создание обновленной версии вездеходов. Новый «трансполярный экспресс» заметно прибавил в физических размерах – теперь его вездеход можно будет использовать и как транспортное средство, и как полноценный жилой модуль для экипажа из четырех человек. Просторный салон вездехода оборудован автономными обогревателями фирмы Эберспехер (Eberspacher) и предусматривает возможность обустройства спальных мест. Хотя в режиме экономии топлива «автономкой» участники экспедиции планируют пользоваться как можно реже: ее функция спасательная.

Новый вездеход экспедиции «Полярное кольцо» успешно проходит испытания.

Новый вездеход экспедиции «Полярное кольцо» успешно проходит испытания.

Новый вездеход экспедиции «Полярное кольцо» успешно проходит испытания.

Условия испытаний должны быть максимально приближены к тому, с чем экспедиции придется столкнуться в реальных условиях.

В отличие от предыдущей версии, обновленная амфибия имеет герметичный корпус, что серьезно увеличивает плавучесть вездехода и облегчает преодоление шуги и открытой воды. Помимо этого существенно снижаются последствия возможного прямого контакта с водой (которая, к тому же часто может быть и соленой) всех важных агрегатов вездехода в суровых условиях Арктики.

Вездеходы на Севере

После предыдущих этапов экспедиции конструкцию вездехода усовершенствовали: корпус стал более основательным и герметичным. Благодаря корпусу типа «лодка» плавучесть вездехода-амфибии стала лучше, а улучшенные характеристики кузова позволяют в буквальном смысле жить в нем.

«Несмотря на всю свою уникальность, новый арктический вездеход с колесной формулой 6х6 (передние управляемые колеса, с гидроусилителем) базируется на стандартных автомобильных агрегатах, что, безусловно, является серьезным плюсом как в плане снижения трудоемкости и стоимости постройки машины, так и в плане технической надежности», - подчеркивают создатели полярного вездехода.

В качестве силового агрегата вездехода использован обычный дизельный мотор от легковушки. Начинали создатели с дизеля Peugeot 1,6 л, а в новых вездеходах использован двухлитровый четырехцилиндровый атмосферный дизельный мотор и пятиступенчатая коробка передач от переднеприводного Toyota Corolla. От этого двигателя создатели ожидают достаточно умеренного аппетита – всего 25 – 30 л/100 км, что в предстоящих условиях очень неплохой результат. Однако загадывать пока рано – Арктика сурова и может преподнести такие сюрпризы, о которых обычный человек и не догадывается. На часть маршрута у экспедиции уже есть топливо – это около 2 тонн солярки.

В отличие от «базового» легкового автомобиля, в «Арктике» мотор установлен продольно, а стандартный межколесный дифференциал заблокирован. Как следствие, компоновочная схема трансмиссии выглядит следующим образом: развернутый на 90 градусов стандартный силовой агрегат передает крутящий момент на две полуоси, одна из которых соединена с редуктором переднего моста, а вторая идет к редуктору среднего моста (на «Арктике» использованы стандартные передние редукторы Mitsubishi Pajero II).

К задним колесам вездехода крутящий момент приводится посредством дополнительного вала, соединенного с приводным валом среднего моста посредством цепной передачи. Создатели говорят, что в ходе длительных перегонов по относительно хорошим дорогам приводную цепь можно достаточно просто демонтировать (процесс занимает около пяти минут), тем самым превратив экстремальный трехосный полноприводный вездеход в относительно динамичную транспортную машину с колесной формулой 6х4. При этом максимальная скорость движения по дорогам будет достигать 60 км/час, в то время как в полностью «внедорожном» варианте скорость вездехода не превышает 25 км/ч.

Крутящий момент от редукторов передается на колеса через оригинальные полуоси, изготовленные опять же с использованием стандартных деталей.

Двигатель и большая часть деталей трансмиссии находится в специальном тоннеле кузова, куда имеется очень легкий доступ из отапливаемого салона. Легкий ремонт узлов в условиях Арктики это один из факторов не просто успеха экспедиции, а условие выживания.

Ходовая часть нового «трансполярного экспресса» полностью оригинальна. Независимая, на параллельных рычагах уникальная подвеска машины обладает ходами до 500 мм и тем самым обеспечивает не только отменную плавность хода, но и (что гораздо важнее) вполне прогнозируемое поведение при преодолении различных препятствий и, в частности, зон торошения.

Вездеходы за Полярным кругом

Старт полярной экспедиции назначен на в январе 2014 года в Салехарде. А в день открытия XXII Зимних Олимпийских Игр в Сочи маршрутная группа выйдет на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана в направлении Северного полюса. Поэтому практически половину времени экспедиция будет проходить в условиях полярной ночи. Зато после бесконечной темноты в марте выглянет солнце и начнется полярный день. Поэтому при создании вездеходов большое внимание пришлось уделить головному свету, работать которому придется практически без перерывов несколько месяцев.

В качестве резины для вездеходов используются отечественные шины сверхнизкого давления производства центра «Арктика». Удивительно, но для каждого экипажа предусмотрены всего по 4 запасных покрышки. Это связано с тем, что используемые покрышки – не просто камера, а настоящая резина, способная преодолевать крайне тяжелые условия без последствий. Так, на одном из этапов участникам пришлось выезжать на берег по широкой полосе елового топляка, острые сучья которого «работают» не хуже металлических прутов.

Большое внимание в экспедиции уделено средствам связи и навигации. Помимо традиционной радиосвязи техническая оснащённость группы позволяет осуществлять оперативную передачу информации и обеспечит возможность следить за продвижением группы в он-лайн режиме. Возможно, даже будут организованы он-лайн конференции, в частности, для студентов ряда университетов. По крайней мере, пока еще полные сил участники экспедиции полны энтузиазма проводить интернет-конференции с маршрута, открытые уроки географии и многое другое с использованием глобальной сети Интернет и системы спутниковой телефонной связи «Иридиум». Подобного северные экспедиции еще никогда не совершали – так что участники «Полярного кольца» должны стать пионерами в области распространения сферы применения современных технологий связи.

Владимира Чуков

Владимира Чуков, проводя пресс-конференцию, посвященную новому этапу экспедиции «Полярное кольцо» в РИА Новости, был полон сил и энтузиазма. «Ситуация может экстремально осложниться только для тех, у кого не хватает опыта. Мы будем вести себя в зависимости от ситуации», - сказал знаменитый полярник, комментируя перспективы успешного завершения очередного этапа своего мега-проекта, призванного соединить берега Северного Ледовитого океана между собой.

Цели Проекта «Полярное кольцо»:

- Разработать и испытать новые модели колесных вездеходов в экстремальных условиях Арктики и дрейфующих льдов Северного Ледовитого океана;

- совершить трансполярный переход на автомобильной технике и тем самым подтвердить передовые  позиции России в этой сфере на  мировой арене;

- привлечь внимание мировой общественности к глобальным проблемам Арктики, связанным с экологией и общепланетарными изменениями климата на Земле;

- выполнить комплекс научных наблюдений и исследований по программам Института Океанологии РАН и Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета и других научно-исследовательских центров;

- впервые в истории арктических экспедиций провести экспериментальные видео-трансляции с маршрута экспедиции по каналам глобальной спутниковой системы связи;

- в рамках программы Русского Географического общества привлечь внимание широких слоев общественности, и в первую очередь – молодежи, к миру путешествий, спорту, пропагандировать историко-географические знания, бережное отношение к окружающей среде и экологии нашей планеты;

- осуществить прямые «мосты связи» с использованием Интернет-технологий для проведения Интернет-конференций с коллективами учащихся средних и высших учебных заведений и других заинтересованных организаций;

- произвести исследования в интересах развития историко-этнографического, экологического и приключенческого туризма в районах Крайнего Севера России;

- исследовать вероятный район аварийной посадки самолета Н-209 С.Леваневского в августе 1937 года  на северном берегу и в заливах канадского острова Элсмир;

- провести испытания и тестирование образцов снаряжения и оборудования по заданиям предприятий и компаний-производителей;

- собрать уникальный видео, фото и дневниковый материал для написания книги и создания фильма об экспедиции.


Отзывы и комментарии



Добавить комментарий

Если у Вас возникли проблемы с распознаванием текста, кликните на него и попробуйте еще раз
Введите код, изображенный на картинке
с соблюдением регистра
 
Статьи по теме
Картинка


LUXGEN 7 SUV прибыл в Россию

Тайваньская компания ООО «Лаксджин Мотор» начала продажи своей первой модели в России – кроссовера LUXGEN7 SUV.

Картинка


Экстремальное путешествие LADA 4х4 на Эльбрус

Самый экстремальный проект коммуникационной платформы LADA LIKE – «Дикари», начинает новый сезон путешествий на LADA 4х4. На этот раз команда за две недели планирует покорить самую высокую горную точку России – 5642 метра.

Картинка


Seat Ibiza – дыхание жаркого лета холодной зимой

В самый разгар наиболее хмурых дней этой снежной зимы мы взяли на тест-драйв испанского представителя концерна Volkswagen – хэтчбэк Seat Ibiza.

Картинка


Seat Altea 4 Freetrack – полноприводный испанский самолет

Когда мы брали на тест-драйв Seat Altea 4 Freetrack, в Москве продолжался небывало снежный февраль. Уставшие от бесконечных снегопадов, мы решили поехать в Воронеж – там обещали не только приятное времяпрепровождение, но и уже начинающуюся весну.

Картинка


Новое лицо Suzuki Grand Vitara

В прошлом году старая добрая Suzuki Grand Vitara претерпела рестайлинг. На тест-драйве Автодел - трехдверная Гранд Витара с АКПП и мотором 2,4 литра.

Картинка


Peugeot 408: зачем нужны автомарафоны и автопробеги?

Попробуем найти ответ, проехав вместе с Марафоном Peugeot 408 по Восточной Сибири и Кузбассу.

Компания «Хендэ Мотор СНГ» подвела итоги

Компания «Хендэ Мотор СНГ», эксклюзивный дистрибьютор автомобилей Hyundai на территории РФ, подвела итоги первого полугодия 2019 года.

Бюджетные комбо. Лето 2019.

Представляем подборку тестов бюджетных комбинированных видеорегистраторов. В него вошли модели: Subini GR-H9 PLUS, Stonelock Aco, Intego Magnum 2.0, Subini XT-5, Playme Omega и INTEGO VX-685MR.

Тест автоматических зарядок для АКБ током 8-10А

В обзоре сравниваются десять зарядных устройств с выходным током 8-10 А. Приводятся зарядные кривые для разных режимов работа. Модели: CTEK MXS10, Optimate 7 Select TM250, Battery Service Expert PL-C010P, Roadweller RW-CRG-03, «Агрессор» AGR/SBC-080 Brick, «Сорокин» 12.98, FUBAG Micro 160/12, «ВЫМПЕЛ-37», «Автоэлектрика» Т-1051, Bosch C7.

Тест-драйв LexusES250: вызов как стиль жизни

На тест-драйве «Автодел» седан Lexus ES250. Модель проделала долгий путь от «Камри для богатых», став совершенно самостоятельным автомобилем. Посмотрим на него поближе.

Тест-драйв KIA Ceed SW: когда дорога в кайф

Универсалов на нашем рынке немного, и каждый новый покупатели встречают «на ура»: кроссоверы хороши, но Россия велика и не везде требуется повышенная проходимость. Зато возможность ехать как в седане и при этом возить разнообразные велосипеды, коляски, сноуборды – мечта многих. Вот и мы решили пересесть на универсал и посмотреть на новый KIA ceed SW в топовой комплектации.

Pandora Charger – зарядное устройство для автомобиля, источник питания, тест

Представляем необычное устройство Pandora Charger – это мощный источник питания 25 А для автомобиля и универсальное зарядное устройство с асимметричным режимом работы.

Необычные факты о свечах зажигания NGK

В сети можно найти сотни статей о необычных моделях автомобилей, о мощных двигателях и о кастомных решениях для тюнинга. А ведь автомобиль — это не только силовой агрегат и красивые диски, в нем важна каждая деталь.

Снимаем наклейку «Ш» правильно!

Рассказываем, как удалить наклейку «Ш» (шипы) без шума и пыли, точнее без клея и грызи на стекле.

Рекомендации по эксплуатации и замене приводного ремня

Как часто нужно менять клиновый/поликлиновый ремень и как выбрать подходящую замену? Какие современные технологии ремней используются в компонентах Bosch? Рекомендации дают специалисты сети Бош Авто Сервис.