28.11.2012

Торжок – завод Shell

В Торжке открылся крупнейший в Европе завод по смешиванию масле концерна Shell. Приглашаем в путешествие по производству.

Каждый элемент автомобиля являет собой символ человеческого прогресса, научной мысли и технологий. Простой же автолюбитель использует их, порой даже не предполагая, что стоит за ними. Чтобы увидеть глубину технологии, необходимо копнуть глубже и посмотреть на ее продукт со стороны разработки или хотя бы производства.

Мы предлагаем обратить внимание на простое автомобильное масло, которое неопытный автолюбитель заливает не задумываясь, а опытный тщательно выбирает с учетом мнения профессионалов, результатов независимых тестов и опыта фирм-производителей.

В этой статье мы расскажем о том, как побывали на крупнейшем в Европе заводе по производству моторных масел компании SHELL, расположенном в г. Торжке Тверской области.

Shell - Торжок

На неискушенный взгляд, производство моторного масла - дело несложное. Нужно всего лишь смешать балловые масла в нужной пропорции с присадками и потом разлить по канистрам. Все очень просто, но попробуйте это сделать в объеме нескольких тонн, и причем с постоянным неизменным качеством!.. Вот тут-то и начинаются производственные ноу-хау.

Но мы начнем наш рассказ не с мешалок и трубопроводов, а, наверное, с менее увлекательной темы - с долей рынка и производственных планов.

 

Мировые масштабы Shell

 

Международная компания «Шелл Лубрикантс» (Shell Lubricants) относится к компаниям концерна «Шелл», занимающимся разработкой, производством и продвижением смазочных материалов. Причем не только для автомобилей. В сферу интересов компании также входят масла для коммерческого транспорта и промышленности, в том числе автомобильной, металлургической, горнодобывающей, химической, бумажно-целлюлозной, тяжелой, для производства продуктов питания. Ассортимент смазочных материалов «Шелл» охватывает различные потребительские сегменты: от высококлассных до товаров массового потребления, включая такие бренды, как Pennzoil, Quaker State, Shell Helix, Shell Tellus, Shell Rimula. «Шелл» также предлагает товары по уходу за автомобилем под брендом Monarch and Jiffy Lube.

Благодаря усилиям «Шелл» в 2010 году уровень продаж смазочных материалов концерна был выше по сравнению с любой другой компанией в мире. Доля «Шелл» по объемам продаж составляет 13,5% мирового рынка.

 

Российские объемы «Шелл»

 

ООО «Шелл Нефть» - компания концерна «Шелл», занимающаяся маркетингом смазочных материалов и эксплуатацией сети АЗС «Шелл» в России.

«Шелл» является одним из крупнейших поставщиков смазочных материалов на российский рынок и обеспечивает порядка 20% спроса на импортные смазочные материалы. Это очень значительный объем, который удобнее производить как можно ближе к рынку сбыта. Понимая это, компания «Шелл» начала локализацию производства на российском рынке еще до начала строительства собственного завода с размещения заказов на производство собственных масел на блендинговых производствах независимых отечественных компаний.

Это сотрудничество, а также гигантский опыт позволили концерну определиться в параметрах собственного завода и необходимых объемах его производства.

 

Начало строительства

 

В итоге в августе 2009 года началось строительство комплекса по производству смазочных материалов «Шелл» в Торжке (Тверская область, к северо-западу от Москвы). Завод рассчитан на производство 200 миллионов литров (примерно 180 000 тонн) смазочных материалов, и это один из крупнейших комплексов концерна «Шелл». При этом «Шелл» является единственным владельцем предприятия, что позволяет специалистам компании полностью контролировать качество продукции и предлагать потребителям отличные смазочные материалы российского производства.

В настоящий момент строительство завода завершено на 100%. Предприятие прошло все проверки и принято государственной комиссией, что подтверждено получением сертификата соответствия и разрешения на эксплуатацию.

Более того, в 19:00 7 ноября 2012 года комплекс по производству смазочных материалов «Шелл» в Торжке осуществил первую поставку высококачественного цилиндрового масла для малооборотных судовых двигателей объемом 17 860 кг на таможенно-складской терминал ЗАО «Судомех Саплай» в Санкт-Петербурге.

Согласно производственным планам завод Shell будет выпускать широкую линейку высококачественных смазочных материалов, включая моторные масла, масла для судовых двигателей, промышленные смазочные материалы, в том числе гидравлические и трансмиссионные масла (под марками Helix, Rimula, Spirax, Tellus, Omala).

 

 

Прогулка по заводу

 

Для постройки завода концерн «Шелл» приобрел в Тверской области старую площадку, на которой находились разрушенные склады (их остовы до сих пор виднеются за забором железнодорожных подъездных путей). Любители истории могут покопаться в архивах, выясняя, что это были за сооружения, но нас больше интересует настоящее, а точнее возвышающийся на их месте комплекс смешения масел.

 

Подобные руины старого складского комплекса были на том месте, где сейчас расположен завод по смешиванию масел компании SHELL

Подобные руины старого складского комплекса были на том месте, где сейчас расположен завод по смешиванию масел компании SHELL

Все производство делится на три зоны: складские помещения для хранения базовых масел и присадок, зона компаундирования и розлива смазочных материалов; складские помещения для хранения готовой продукции.

Первоначально мы попали в четвертую зону - административно-техническую, отгороженную от основного производства забором. В ней располагаются заводоуправление, столовая, бухгалтерия и другие необходимые службы. Первым делом инструктаж по технике безопасности для всех без исключения. Куда можно ходить, куда нельзя, знаки, разметка - и собственноручная подпись в журнале по ТБ. После чего группу повели облачаться в спецодежду: каски, световозвращающие жилеты, специальные ботинки с твердыми носками и подошвами, а также защитные очки. Даже директор предприятия Константин Рубин перед тем, как идти на территорию завода, прошел все необходимые формальности и переоделся согласно требованиям техники безопасности.

 

Заводоуправление Shell находится отдельно от территории завода и каждый раз при входе на производственную площадку необходимо пройти через КПП с алкотестером

Заводоуправление Shell находится отдельно от территории завода и каждый раз при входе на производственную площадку необходимо пройти через КПП с алкотестером

 

Путь на производство проходит через КПП, на котором каждый встречается с ноу-хау компании - устройством, совместившем в себе турникет и алкотестер. Чтобы пройти на производственную площадку, мало приложить электронный ключ-пропуск - необходимо еще дунуть в трубочку. После того как аппарат убедится в кристальной трезвости проходящего, загорится заветный зеленый огонек. Такая процедура проводится и на выходе из производственной зоны. По нашему мнению, подобные алко-КПП надо применять более широко, особенно в автопарках...

Преодолев контроль трезвости, начинаем нашу экскурсию. Нам предстоит пройти по всей производственной цепочке, по которой идет изготовление моторного масла.

Базовые масла доставляют на завод железнодорожными цистернами, а присадки - автомобильным транспортом из Европы, хранятся они в резервуарах для сырья и в бочках на складе. На заводе есть 21 резервуар для базовых масел и 21 для присадок. Предприятие в Торжке снабжают те же самые поставщики, которые работают с европейскими заводами «Шелл». Тем не менее каждая поступающая партия подвергается входному контролю лабораторией завода для подтверждения заявленного качества.

На сегодняшний день концерном ведутся переговоры об использовании сырья, изготовленного на отечественных нефтеперерабатывающих заводах. Представители компании отобрали пробы масла и отправили их в исследовательский центр  для углубленного изучения характеристик и применимости в рецептурной линейке «Шелл».

 

К заводу по смешиванию масел SHELL ведут железнодорожные пути по которым на производство поступает сырье и отгружается готовая продукция

К заводу по смешиванию масел SHELL ведут железнодорожные пути по которым на производство поступает сырье и отгружается готовая продукция

 

Резервуарный парк представляет собой большие подогреваемые танки объемом от 5 до 200 кубометров. Чтобы масло не замерзало, они снабжены жидкостной нагревающей рубашкой - контуром, по которому циркулирует базовое масло, нагретое до 170 градусов по Цельсию.

 

Резервуарный парк завода Shell представляет собой 34 бака готовой продукции и 21 бак для хранения исходного сырья

Резервуарный парк завода Shell представляет собой 34 бака готовой продукции и 21 бак для хранения исходного сырья

 

Но баки - это только вспомогательное оборудование. Самое главное на заводе - цех смешения, или, по-научному, блендинга. Для смешивания масел используются как традиционная схема производства, так и самые последние инновационные технологии.

Традиционно масло приготавливается в блендере - емкостном аппарате с нагревательными элементами и мешалкой. На заводе смонтированы три аппарата вместимостью 2, 5 и 20 тонн. Блендеры изготовлены французской компанией АВВ Celier. Несмотря на консервативную схему блендеров, мешалки, установленные в аппаратах, имеют рассчитанную и запатентованную форму лопастей, что позволяет сократить время приготовления продукта.

Сами блендеры оснащены весовыми датчиками, обеспечивающими точность дозировки компонентов смеси. На аппараты установлены датчики предельного уровня, гарантирующие безопасность процесса, и датчики температуры - для контроля за точным соответствием рецепту. Все датчики связаны с системой управления, все процессы идут автоматически, а оператор в комнате управления контролирует работу всего оборудования цеха.

Традиционная технология используется для смешения партии масел от 1 тонны.

 

Для смешивания масел используются блендеры от 2 до 20 тонн

Для смешивания масел используются блендеры от 2 до 20 тонн

 

Для приготовления больших объемов (от 15 тонн) на заводе используется технология потокового смешения масла (SMB). SMB - новый шаг в процессе приготовления масел. Компоненты из резервуаров хранения базовых масел и присадок подаются одновременно, с соблюдением пропорций формулы, сразу в резервуар готового продукта. Дозировка каждого компонента производится по массовым расходомерам и поддерживается постоянной на протяжении выполнения всего заказа с помощью системы автоматических клапанов. Для лучшего перемешивания компоненты проходят через специальный насос-смеситель. В конце исполнения каждого заказа происходит промывка установки. Она осуществляется автоматически базовым маслом, входящим в состав готового продукта.

Установка, работающая по данной технологии на заводе «Шелл», позволяет выпускать до 60 000 литров готового продукта в час. Произведенным за час работы установки маслом можно было бы заправить 15 тыс. легковых автомобилей!

 

Наибольшую производительность в производстве масел дает установка потокового смешения

Наибольшую производительность в производстве масел дает установка потокового смешения

 

Готовое мало поступает на склад готовой продукции, с которого оно может быть отгружено в железнодорожные и автомобильные цистерны или же отправлено на розлив.

Линии розлива готового масла находятся в цехе площадью более 4 тыс. кв. м. Всего линий 7. Спросите: зачем так много? Да потому, что цех предназначен для розлива и упаковки масел и в бочки, и в канистры, и в ведра, и в другую тару.

Цех оснащен системами кондиционирования, вентиляции, пожаротушения, а также системой дренажных каналов, которые позволяют избежать попадания масел в сточные воды. Кроме того, имеются комплекты первичного реагирования при аварийных разливах, которые позволяют локализовать их на месте.

В канистры объемом 1 и 4 литра масло разливается на 2 линиях.

Максимальная производительность каждой линии составляет:

  • для 1-литровых канистр - более 6 тыс. канистр (300 л) в час;
  • для 4-литровых канистр - более 4 тыс. канистр (около 20 т) в час.

За счет высокого уровня автоматизации объем ручных операций на линии розлива сведен к минимуму.

 

Для розлива и упаковки масла в бочки предназначены 2 автоматические линии.

Их производительность - 120 бочек в час, каждая из которых имеет объем 209 л. Автоматическая наливная машина выполняет четыре функции: отворачивает крышку, наполняет бочку, заворачивает крышку и пломбирует. На выходе получается полностью упакованная и готовая к отправке палета с четырьмя бочками.

 

Также на заводе функционирует линия для розлива и упаковки масла в 20-литровые ведра. Ее производительность линии составляет 320 ведер (6400 л) в час.

 

В отдельном цехе располагается производственного комплекса Shell 7 линий автоматического розлива моторного масла

В отдельном цехе располагается производственного комплекса Shell 7 линий автоматического розлива моторного масла 

 

Однако сердцем всего завода можно смело назвать автоматический манифольд (вентильный блок) U4200, который предназначен для автоматического соединения резервуаров готового продукта с линиями розлива. Это система, которая автоматически, по указанию оператора, может перераспределять потоки масла. Всего на заводе 34 резервуара, хранящих готовые масла, из которых они подаются на 6 автоматических и полуавтоматических линий, а также на установки налива в автомобильные и железнодорожные цистерны.

Часть резервуаров сгруппирована между собой, поэтому манифольд имеет 27 входных трубопроводов и 10 выходных. Таким образом происходит связь цехов смешения и розлива. Для того чтобы исключить смешивание поступающих масел с остатками в трубопроводах, манифольд прочищается специальными пыжами. Немаловажно, что используемый манифольд обеспечивает безопасность проводимых операций, компактен, удобен в обслуживании и является новейшим в своей категории.

 

Автоматический манифольд (вентильный блок) U4200 это сердце всего завода Shell

Автоматический манифольд (вентильный блок) U4200 это сердце всего завода Shell

 

От манифольда переходим к мозгу всего производства - комнате управления, откуда контролируются все процессы, протекающие на производстве. Операторы могут дистанционно запускать и останавливать оборудование, переводить его управление в автоматический режим, передавать его в ремонт и др.

В систему управления производством встроены блоки, следящие за качеством продукции. В эту систему загружены формулы продуктов, рецепты их получения, порядок выполнения производственных заказов, контролируемые показатели (давление, температура), маршруты производства.

С помощью этой же системы управления выполняется разгрузка железнодорожных и автоцистерн, контролируются уровня масла в резервуарах, температура хранения сырья и другие показатели.

При этом сама система управления работает на современном IT-оборудовании, что позволяет минимизировать влияние человеческого фактора на технологический процесс, добиться безопасного и своевременного производства, гарантировать качество продуктов и полупродуктов на всех этапах.

 

Управление всеми техническими процессами автоматическое и осуществляется с центрального пульта завода

Управление всеми техническими процессами автоматическое и осуществляется с центрального пульта завода

 

Контроль качества на всех этапах производства - от поступления базы до выхода готового продукта - осуществляется заводской лабораторией, которая оснащена самым современным оборудованием. Подавляющее число приборов автоматизировано, что позволяет максимально уменьшить воздействие субъективных факторов на точность измерений, сократить время на проведение анализов и тем самым ускорить производство продукта в целом.

В качестве примера быстрых лабораторных систем можно назвать вискозиметр Штабенгера. Этот прибор позволяет в течение 10 минут определить одну из ключевых характеристик масла - кинематическую вязкость при разных температурах.

Рентгено-флюоресцентный энергодисперсионный спектрометр (XRF-спектрометр) является одним из ключевых приборов, применяемых для контроля качества входящего сырья, присадок и готовой продукции. Данный прибор позволяет автоматически в течение 10 минут, без проведения сложной пробоподготовки образца (достаточно просто заполнить образцом кювету), определять от 5 до 10 таких важнейших элементов для моторного масла, как Ca, Zn, P, Mg и т.д. Для сравнения: процесс определения такого количества элементов в одном образце масла методами классической аналитической химии (титрометрия, спектрофотометрия) занял бы, с учетом необходимой сложной пробоподготовки, от 2 до 3 дней и потребовал бы участия минимум двух химиков!

Качество работы лабораторного оборудования, наряду с проведением периодической поверки и калибровки, контролируется с помощью внедренной статистической системы контроля, которая позволяет своевременно выявить неисправность и, таким образом, избежать получения некорректных результатов анализа. При этом анализ масел проводится с использованием международных стандартов ASTM, ISO, IP, DIN и внутренних стандартов «Шелл».

 

Контроль качества на всех этапах технического процесса, от получения сырья до конечного продукта осуществляется заводской лабораторией

 

Контроль качества на всех этапах технического процесса, от получения сырья до конечного продукта осуществляется заводской лабораторией

 

Качество работы самой лаборатории проверяется путем участия в глобальной системе проверки результатов, которая заключается в том, что в лабораторию присылаются тестовые образцы, а затем полученные результаты анализа сравниваются с эталонными. По итогам присланных лабораторией в центр проверки результатов анализа и оценивается качество ее работы. Причем подобная работа ведется во всех лабораториях концерна Shell.

Лаборатория блендингового цеха также подключена к электронным системам GSAP и Lubcel, которые позволяют контролировать работу завода, распределяя функции между отделами даже дистанционно - из центрального офиса концерна. Все рецептуры, результаты анализов сырья и продукта вносятся в единую систему, которая не позволит в случае каких-либо отклонений выпустить некачественный продукт. Благодаря такому подходу масло, произведенное на заводе «Шелл» в Торжке, не будет отличаться по качеству от масла любого другого завода концерна.

 

Лаборатория оснащена самым современным оборудованием исследования на которых автоматизированы и занимают считанные минуты

Лаборатория оснащена самым современным оборудованием исследования на которых автоматизированы и занимают считанные минуты

 

Завод планирует как обслуживать заказы от крупных индустриальных потребителей масла, так и выпускать на рынок автомаркета продукцию привычных автолюбителю марок. На первом этапе на заводе планируется выпускать следующие товарные позиции:

 


Статьи по теме
Картинка


Ferrari в сердце Москвы

28 января 2012 года концерн "Шелл", ведущий производитель смазочных материалов в мире, провел в центре Москвы съемки нового рекламного ролика моторного масла Shell Helix. В съемках участвовали автомобили Ferrari моделей Italia, GTB, California и FF.

Картинка


SHELL обновляет линейку моторных масел RIMULA

Концерн «Шелл» представляет на российском рынке обновленные моторные масла для дизельных двигателей Shell Rimula R6 LME и R6 LM, обеспечивающие повышенную экономию топлива и увеличенный срок службы двигателя и систем очистки выхлопных газов.

Картинка


SHELL HELIX — новый стандарт совместимости с биотопливом

Моторные масла Shell Helix Ultra 5W-30 и 5W-40 стали одними из первых моторных масел, соответствующих спецификациям ACEA 2012.

Картинка


Ресурсный тест синтетических моторных масел вязкости SAE 5W40 и 5W30

В представленном тесте проводится оценка ресурсных тестов синтетических моторных масле. В нем приняли участия продукты компаний: BP, Castrol, Elf, Mobil, Esso, Shell, Total, ZIC, G-Energy, Motul, THK.

Картинка


Новое моторное масло Shell Rimula R4 X

Концерн «Шелл» представил на российском рынке новое моторное масло Shell Rimula R4 X для тяжелонагруженных дизельных двигателей, которое пришло на смену Shell Rimula R3 X и Shell Rimula R4.

Картинка


Моторные масла Shell Helix в экстремальных условиях

На телеканале Discovery стартовал показ фильма «Shell Helix. Путешествие в Экстрим». Проект состоит из трех частей, в каждой из которых участники экспедиции испытывают масло Shell Helix Ultra в самых суровых климатических условиях.

Predictive Powertrain Control (PPC) - 10 вопросов и ответов

Predictive Powertrain Control (PPC) - 10 вопросов и ответов о системе предусмотрительного управления силовой линией от грузового подразделения Mercedes-Benz

Сравнительный тест видеорегистраторов, совмещенных с радар-детектором, лето-2020

Представляем сравнительный тест самых популярных сигнатурных комбинированных видеорегистраторов. В него вошли модели Neoline X-COP 9300c, Mio MiVue i95, Sho-me Combo mini WiFi и Silverstone F1 Hybrid S-Bot.

Топливный насос: как не заплатить дважды?

Как определить неполадки в работе топливного насоса и к каким последствиям они могут привести?

Subini SV-600 – комбинированный видеорегистратор с радар-детектором, тест

Бюджетное решение это всегда компромисс между тем, что хорошо, но дорого и недорого, но попроще. Subini SV-600 претендует на роль самого бюджетного комбинированного регистратора оснащенного ПАЧ антенной. Посмотрим, что он может в тесте.

Урал AS-D12A CUBE – активный корпусной сабвуфер, тест

Какой же лето возможно без отдыха на природе? А отдых невозможен без музыки и танцев. Чтобы сделать вечер по настоящему ярким не обойтись без использования сабвуфера который придаст музыке дискотечные нотки. Изучаем Урал AS-D12A CUBE.

SilverStone F1 Hybrid S-Bot – комбинированный видеорегистратор с радар-детектором, тест

Комбинированные регистраторы, объединяющие в себе возможности записи видео и предупреждения о радарах контроля скорости, являются самыми популярными на рынке автоаксессуаров. С пристрастием тестируем новинку 2020 года – модель SilverStone F1 Hybrid S-Bot.

ТО своими руками

ТО своими руками. Рассказываем, как самостоятельно провести техническое обслуживание автомобиля, а так же, обращаем внимание, на те особенности которые следует избегать.

Сезонное обслуживание - замена масла

Весна в разгаре, а это значит, что пришла пора пройти сезонное техобслуживание. Для тех, кто еще не успел провести весенний «автосубботник», специалисты Total составили краткий чек-лист, как подготовиться к теплому сезону.

Как остановить коррозию?

Самая основная проблема, которая волнует автовладельцев: что делать, если автомобиль начал цвести? Как быть, если по нему поползли безобразные пятна ржавчины, которые, по мнению многих, уже ничем нельзя остановить? Рассказываем, что делать в этом случае.