16.08.2012

Удивительная Испания

В автомобильном смысле Испания – удивительная страна. Здесь ездит много разных машин. А чем еще интересна автомобильная жизнь Испании? Чем она отличается от всего остального мира?

Мы знаем, что в жарких странах Африки обитает не самое продвинутое население. Теплый юг Европы тоже отличается от прохладного европейского севера. Причем не только количеством эмигрантов из Египта, Туниса и Алжира, но и темпераментом, характером и поведением местного, коренного населения, хотя основные общеевропейские ценности на юге и севере Европы понимают одинаково. Ездят и на юге и на севере Европы сопоставимо грамотно и хорошо. А чем еще интересна автомобильная жизнь Европы? Чем она отличается от всего остального мира? На чем ездит, как себя ведет на дороге?

В Европе принято экономить. Причем чаще всего не в ущерб себе, а просто не зарясь на что-то лишнее. Врожденная привычка экономить, привнесенная каждому европейцу с генами родителей, хорошо заметна на автопарке любой европейской страны - на их дорогах ездит много не новых, но аккуратных машин.  Рядовой европеец часто ездит на автомобиле 10-12-летней выдержки и только по истечению ее технического ресурса покупает себе новую машину, как правило, в кредит, на условиях столь выгодных, что нам и не снилось: ставка в 5% годовых считается хамской, цифра в 3% - любопытной, а 2 или даже 0% воспринимается отличным подарком и встречается в особо удачливых случаях в виде подарка от дилера или напрямую производителя.

В автомобильном смысле Испания - удивительная страна. Здесь ездит много разных машин. Степень их разнообразия напрямую зависит от региона. В Барселоне - втором по значимости городе Испании после Мадрида, на удивление много весьма свежих и современных автомобилей! Новейшие модели часто мелькают в потоке: Peugeot 208, Citroen DS5, новый BMW-3й серии и куча других весьма новых моделей. 

Однако не менее весомая часть автопарка страны - более зрелые модели. Автомобили уже снятые с производства, также постоянные участники дорожного движения на испанских дорогах. Причем одни только-только закончили конвейерную жизнь, а другие уже давно, в силу возраста, стали раритетами.

А что с автопарком Испании, если посмотреть на него с точки зрения предпочтения конкретных марок? Как, например, чувствует себя родной и значимый для Испании Seat? Автомобили каких брендов здесь служат в такси, полиции и других службах? На чем в Испании возят пассажиров и грузы?

Конечно, Испанию хочется считать страной Сеатов. Да! Их здесь действительно много! Такого количества испанских машин не встретить больше нигде. Но и ощутимого числового преимущества Сеата над другими марками здесь тоже нет. Наряду с Сеатами в Испании очень много французских машин! На дорогах страны часто ездят автомобили Renault, не менее часто встречаются Ситроены и очень много машин -  Peugeot! Автомобили концерна PSA на полном серьезе соперничают по популярности с местным Сеатом. Тут чрезвычайно легко встретить любой Пежо последних десятилетий в любом техническом состоянии. Компактные хэтчбеки, начиная с уже забытого, но по-прежнему очаровательно Peugeot 205 и заканчивая максимально пахнущим новизной Peugeot 208. Такая же картина с моделями Peugeot в C и D-классах. В Испании, определенно, на французских машинах ездит много людей!

Автомобили Испании

Испания - страна SEAT'ов, но тут есть и другие автомобили. И даже Lada Niva 4x4!

Но если рядовые граждане просто ездят на них, то, например, таксисты и развозные конторы работают на них на убой. Примечательно, что несмотря на то, что такси в Испании только официальное, в разных регионах выглядит оно по-разному. В Барселоне это черные автомобили с выкрашенными в желтый цвет дверьми, в других частях страны - просто машины светлого цвета, иногда с рекламой на бортах. Парк моделей тоже обширен. От автомобилей гольф-класса до минивэнов и микроавтобусов. И здесь наряду с родным для Испании Seat Leon, Altea XL и Alhambra служат французские Peugeot 5008 и Citroen C4 Grand Picasso. Сопоставимо часто таксопарк представлен чешскими универсалами Combi Superb и Octavia. Реже в такси ездят Фольксвагеновские Пассаты, тоже универсалы. Совсем редко - микроавтобусы формата Mercedes-Benz Viano, Volkswagen Multivan, Renault Trafic и Peugeot Expert Tepee. Но есть среди автомобилей такси и насмешка. Это Toyota Prius. Такие такси практически не встретить на периферии, зато их чрезвычайно много в Барселоне и других больших городах страны. Приус там выступает, как некая иллюстрация озабоченности Европарламента над экологией, хотя реальной пользы от этого нет абсолютно. Зато есть подозрение, что «по ночам», на стоянке, все остальные такси посмеиваются над Приусом, как над несостоявшейся машиной.

Испанские автомобили

Автопарк Испании - удивителен своим разнообразием. Наряду с родными Сеатами тут очень много "французов". Но и "японцы" тут тоже не редкость.

А что здесь с линейкой коммерческой техники? В этом сегменте в Испании первые явно французы, ведь домашний Seat на сегодня не делает ничего грузового! Причем кроме известных нам Peugeot Partner и Boxer, а также аналогичных Citroen Berlingo и Jumper (ну, и Fiat Ducato), по Испании ездят Citroen Nemo и Jumpy, а также Peugeot Bipper и Peugeot Expert. Чуть меньше Фордов Транзитов, Мерседесов Вито и Спринтеров, Фольксвагенов Транспортеров и Крафтеров. Причем пользуются этими коммерческими моделями все без исключения: от мелкого предпринимателя  до гигантов вроде DHL или UPS. Кстати, интересно, что другая составляющая грузовых перевозок - магистральные тягачи, в Европе сильно занижены и летят над землей на высоте ниже, чем клиренс рядового кроссовера. Такие грузовики, как правило, возят товары только в рамках Евросоюза, на максимально разрешенной законом скорости, обычные же тягачи позволяют себе высовываться из Европы, чуть дальше по карте, но едут уже ощутимо сдержанней.

Существование скоростных грузовиков вполне объяснимо! Дороги Европы и, в частности, Испании позволяют ехать безопасно на высокой скорости даже большим грузовикам, не говоря уже о легковых машинах. Увы, но загородные магистрали в Испании платные. Местное население это особенно огорчает, ведь на машине здесь ездить удобней всего. К тому же испанцы кивают на соседние страны, где, по их словам, дороги не худшего качества, но при этом бесплатные! Платному автобану есть альтернатива. Это дороги перетекающих друг в друга маленьких городков, а значит пробки, низкие скорости и светофоры.  Цены за дороги не маленькие. С легковой машины за отрезок в 60 км берут 4 евро туда и еще столько же за возвращение назад. Итого 8 евро, что в переводе на наши деньги стоит приблизительно 320 рублей. Топливо здесь тоже сильно дороже и столь же сильно лучшего качества. Литр 95-го бензина и солярки на заправке Shell 1,4 евро, 98-й бензин - 1,5 евро.

Но любая магистраль Испании - всегда дорога первосортного качества, независимо от того, на каком расстоянии от столицы она находится. Для Европы норма, когда на дистанции в 200 км есть не только дороги, но и инфраструктура - заправки, дилерские центры, разметка, знаки, указатели, другие элементы безопасности вроде столбиков SOS на плече в каждые 1,5 километра. На расстоянии 200 км от Берлина все это есть, на расстоянии 200 км от Парижа - тоже, на этом же расстоянии от Мадрида - тоже! А вот на расстоянии 200 км от Москвы Алексей Мочалов проводит внедорожно-этнографическую экспедицию Волок-Выходные... (http://www.volok-raid.ru/).

А как же пылкий и пламенный испанский темперамент? Если приглядеться, то он существует, но только не на дорогах. Если рядом с Барселоной и Мадридом, даже на трассе разрешено ехать не больше 80 км/ч, то весь поток идет именно 80 км/ч, если знаки позволяют держать на спидометре 120, автомобили едут не быстрее 120 км/ч. Любое перестроение с полосы в полосу всегда прогнозируемо  и происходит только с включенными заранее поворотниками и по безопасной траектории!  Испанский темперамент остался в их национальных танцах, но точно не на дорогах.

На испанских дорогах место есть для всех

На испанских дорогах место есть для всех - и для машин, и для велосипедов. И не нужны никакие отделяющие бетонные бордюры, так рекламируемые московскими властями в качестве панацеи для выделенных полос общественного транспорта.

Уровень вежливости между людьми - высочайщий! Причем не только на дороге, а вообще в жизни, хотя за рулем это тоже очень заметно! Доброжелательная улыбка, непременное «Здравствуйте!» (Hola!) и «До свидания!» (Adios!) в разговоре. В маленьких городках с узкими улицами взаимоуважение водителей и пешеходов видно на кождом перекрестке! Правила соблюдает каждый, но никогда не мешает другому, настаивая на своей правоте. Вежливо пропустить партнера по вождению - норма.  Особенно сильно это видно по автобусам, длинной в 32-35 метров, когда они поворачивают по узким улицам. Днем их не много и автобус просто пропускают рядовые водители без всякого элемента принуждения, а вот вечером, когда их почему-то становиться много, на дорогу выходит полицейский, которые грамотно принимается регулировать дорожные потоки. Если на пешеходном переходе беспрерывный поток пешеход и машина не может проехать, полицейский останавливает людей и пускает автомобили, если на второстепенной дороге скопилось много машин - останавливает водителей с главной дороги и пропускает поток без приоритета. На наших перекрестках полиция появляется в одних случаях, если едет черный Мерседес с мигалкой. Там такого нет, каждый день в час пик на всех трудных перекрестках стоит регулировщик. В итоге пробок нет! Максимум - легкий затор. В Москве, чтобы победить пробки, нужно тоже самое - просто заставить ГАИ работать, а не выполнять план по штрафам и взяткам. Полицейские в Испании замечательные, но стеснительные, не любящие фотографироваться. 

А вот парковка впритирку бамперами в Испании норма

Парковка впритирку бамперами в Испании норма.

А какие по Испании ездят раритеты? На самом деле их довольно мало, но если все же встречаются, то непременно оглушительные! Увы, все из них сфотографировать не удалось. На узких улицах провинциального городка по другую сторону железнодорожного переезда выехал начищенный до блеска Porsche 356, в другом месте обнаружился Land Rover Centre Steer первых лет выпуска с рулем посреди. Был замечен и Range Rover первого поколения с французскими номерами, бодро кативший по трассе 80 км/ч. А еще в Испании на удивление много давно забытых коммерческих машин. Citroen C15, Renault Express и даже Citroen Dyane 400!  Причем все они по-прежнему работают по прямому назначению!

Еще из удивительного - автомобили Ligier, скромные дилерские центры, разноразмерные  дорожные знаки на важных участках дороги и внедорожники...  

Первое - это забытая французская марка, ныне делающая простые трепыхалки, на которые в Испании ставят мотоциклетные номера. Второе - удивительная сдержанность и терпимость местных автомобильных представительств. У нас 70% шоу-румов - дворцы невероятных площадей со стеклянными стенами-ветринами, 30%  - просто здания. В Испании процентное соотношение прямопротивоположное.  Большинство дилеров просто одноэтажные здания, и лишь не много - стеклянные дворцы, высотой в три этажа. Третье - огромные знаки на важных участках дороги. К примеру, знак уступи дорогу, рядом с перекрестком, организованным по принципу кругового движения, большего нашего раз в пять! Знак заметен издалека и с непривычки очень удивляет. И последнее, четвертое - наличие в асфальтированной Европе не просто рамных внедорожников, а всерьез подготовленных для бездорожья машин с грязевыми шинами, лебедкой и шноркелем... Удивляет!

Текст и фото: Роман Харитонов


Статьи по теме