04.09.2008

Все об автоматических мойках

Быстро, качественно и сравнительно дешево очистить свой автомобиль от грязи можно, только воспользовавшись услугами автоматических моек. Кстати, в Европе именно автоматические мойки занимают более 70% рынка профильных услуг, тогда как в России их доля пока не превышает 10%.

Безопасный портал!

Быстро, качественно и сравнительно дешево очистить свой автомобиль от грязи можно, только воспользовавшись услугами автоматических моек. Кстати, в Европе именно автоматические мойки занимают более 70% рынка профильных услуг, тогда как в России их доля пока не превышает 10%. По конструкции автоматические мойки делятся на портальные и туннельные (конвейерные).

 

 

Портальные мойки

Свое название портальные автомойки получили благодаря основному элементу конструкции - П-образному порталу. Современная портальная мойка уже в минимальной комплектации снабжена двумя боковыми и одной крышной щеткой, оборудованием для нанесения моющих и защитных средств, системой подачи воды, агрегатами сушки.

Заезжая на портальную мойку, автомобиль занимает определенное положение относительно портала мойки - позиционируется. Портал, после включения соответствующей программы мойки, совершает несколько возвратно-поступательных ходов вдоль автомобиля. Количество ходов портала зависит от выбранной клиентом программы. Процесс автоматической мойки строится на командах электронного блока управления, который тщательно следит за согласованностью действий всего комплекса вспомогательных систем и агрегатов.

Общая последовательность операций такова:

обязательная предварительная подготовка кузова ручной мойкой под высоким давлением;

нанесение активной пены (раствора очистителя);

мойка кузова щетками с раствором шампуня;

мойка водой под высоким давлением по контуру кузова;

ополаскивание свежей водой;

нанесение горячего воска (осушителя) или пенного воска;

полировка кузова;

сушка (обдув) воздухом.

 

У многих водителей вопрос оператора автоматической мойки о том, нужно ли обрабатывать кузов его автомобиля жидким воском, вызывает легкое замешательство: «а действительно, надо или нет, да и что это за жидкий воск такой?»

По своему составу жидкие воски представляют собой смесь катионных ПАВ, растворителей, спиртов и алифатических углеводородов. При обработке автомобильного кузова жидким воском состав глубоко проникает во все поры и микротрещины лакокрасочного покрытия, вытесняя из них влагу и придавая обработанной поверхности гидрофобные свойства.

Различают следующие виды жидких восков: «холодные», «горячие» и «пенные». «Холодные воски» применяют для улучшения качества сушки. Включенные в их состав ПАВ(ы), значительно снижают поверхностное натяжение воды. При смешивании «холодных восков» с водой, полученный состав уже не растекается тонкой пленкой по лакокрасочному покрытию автомобиля, а собирается в капли, которые легко сдуваются направленным воздушным потоком.

Составы «горячих» и «пенных» восков применяют для антикоррозионной защиты кузова, для усиления блеска лакокрасочного покрытия автомобиля и для создания на нем грязеотталкивающего слоя. Так же, как и «холодные», «горячие» воски растворяют в воде, при нанесении на кузов автомобиля рабочая температура раствора может достигать +60-70 °С, при этом важно помнить, что температурный градиент (разница в температурах лака автомобиля и раствора) не должен превышать 20 °С. Для консервации автомобильного кузова вместо «горячих» восков можно использовать и «пенные». В этом случае практический эффект от применения «пенных» восков будет даже лучше, но для нанесения и полировки автомобильного кузова такими восками требуется проведение специальных технологических операций.

Портальные мойки могут быть доукомплектованы автоматическим мойщиком колесных дисков и мойщиком днища.

Блок мойки колесных дисков представляет собой две тарельчатые щетки с полиэтиленовым ворсом. Функция создания потоков высокого давления опциональна. Тарельчатые щетки, вращаясь попеременно то в одну, то в другую сторону, хорошо смывают грязь с колесных дисков и колпаков различной конструкции. Мойщик днища - это целая батарея форсунок направленного действия, расположенных таким образом, чтобы бьющие из них струи воды могли справиться с грязью, прилипшей к автомобильному днищу и застрявшей во внутренних полостях колесных арок.

В зависимости от выбранной программы и количества дополнительного оборудования портальная мойка с тремя щетками способна вымыть и высушить кузов легкового автомобиля за 3,5 - максимум за 10 минут.

Наряду с трехщеточными можно встретить двухпортальные мойки с четырьмя щетками (правда, реже): двумя крышными и двумя боковыми, а также шестью агрегатами сушки. Благодаря большему числу щеток удается сократить время, необходимое для мойки автомобиля, до 2,5-5 минут.

Туннельные мойки

В отличие от портальной, в туннельной мойке автомобиль позиционируется и закрепляется на конвеере, который последовательно продвигает его через функциональные порталы, щеточные станции, арки, служащие для выполнения тех или иных функций (нанесения растворов химических веществ, опрыскивания, ополаскивания, мойки щетками), станцию полировки кузова и агрегатов сушки.

Главным преимуществом туннельных моек является то, что они позволяют провести весь комплекс услуг по мойке и полировке автомобиля всего за 3-4 минуты.

Благодаря своим конструкционным особенностям туннельная мойка превосходит портальную по количеству опций. Например, она позволяет реализовать не один, а несколько вариантов чистки колес и порогов. Имеется возможность установить различные щеточные станции с числом щеток от 3 до 7, расположить сразу несколько воздушных сушек различной конструкции, ввести щеточные и полотенчатые сушители, организовать два варианта полировки кузова.

Несомненно, главным и неоспоримым преимуществом автоматических моек является их способность быстро очистить от грязи кузов автомобиля. В то же время в процессе автоматической мойки не всегда удается качественно удалить грязь из щелей автомобильного кузова, с поверхности различных элементов декора, тюнинга, а также справиться с трудновыводимыми пятнами на лакокрасочном покрытии. Устранение подобных пробелов автомоек входит в обязанности оператора. Квалифицированный оператор должен самостоятельно определить проблемные места каждого автомобиля, куда не сможет проникнуть ворс щеток, и промыть их вручную.

Но в целом невысокие трудозатраты персонала и высокая пропускная способность автоматических моек благоприятно сказываются на стоимости всей услуги в целом. С учетом почти всегда качественного результата становится понятно, почему семь из десяти европейских автовладельцев регулярно делают свой выбор в пользу автомоек.

Мы же, в свою очередь, пока такой статистикой похвастаться не можем. Во-первых, это объясняется сравнительно небольшим числом таких моек в нашей стране, а во-вторых, многие отечественных автовладельцы уверены в том, что щетки автомоек обязательно исцарапают или затрут лакокрасочный слой автомобиля. Попробуем разобраться, насколько справедливо подобное утверждение.

Щетки

До недавнего времени традиционными материалами, из которых изготавливались щетки для автоматических моек, были текстиль и полиэтилен, но появившиеся сравнительно недавно на рынке вспомогательных моющих средств щетки из различных видов вспененного полиэтилена уже начали теснить своих предшественников.

Вспененный полиэтилен - это мягкий и в то же время прочный, стойкий к истиранию материал, бережно удаляющий грязь с поверхности любого, даже самого требовательного покрытия. По результатам проведенных четыре года назад немецким автоклубом ADAC испытаний вспомогательных моющих материалов, щетки из вспененного полиэтилена были признаны победителями. Позднее на практике было доказано, что автомобильное лакокрасочное покрытие способно выдержать без ущерба более трехсот моек такими щетками в автоматическом режиме.

Но и текстильные или с полиэтиленовым ворсом (с характерными распушенными кончиками-кисточками) щетки при соблюдении правил их эксплуатации способы хорошо отмыть автомобиль от грязи, не причиняя вреда покрытию. Только грязный или изношенный ворс таких щеток может действительно навредить кузову.

Чтобы перестраховаться от попадания в неприятную ситуацию, лучше всего пользоваться услугами уже проверенных или недавно открытых автомоек. Ну а если необходимость все-таки прижмет, то прежде чем «нырнуть» в портал или туннель незнакомой мойки не поленитесь
зайти и поинтересоваться качеством установленных ней щеток, а заодно и взглянуть на работу обслуживающего персонала.

Бесконтактные мойки

В отдельных случаях в качестве альтернативы автоматическим щеточным мойкам можно рассматривать услуги автоматических бесконтактных моек.

Бесконтактные (бесщеточные) мойки могут быть как портальными, так и туннельными (или иметь особую конструкцию). В мойках такого типа основным моющим инструментом является консоль с форсунками высокого давления, сквозь которые струи воды под давлением порядка 80-100 бар льются на поверхность автомобильного кузова. У наиболее совершенных моделей бесконтактных моек водяные форсунки способны совершать вращательные или колебательные движения, за счет чего значительно повышается их моющая способность.

Но даже столь мощный напор воды не в состоянии справиться со всеми загрязнениями, скапливающимися на поверхности кузова. Поэтому на бесконтактных мойках приходится пользоваться специальными химически агрессивными средствами, которые способны за считанные минуты разрыхлить верхние слои грязи и снизить адгезию прочной грязевой пленки к поверхности лакокрасочного покрытия. Но использование агрессивных моющих средств может пагубно отразиться на декоративных качествах этого самого покрытия, а также на внешних пластиковых и резиновых деталях.

Эксплуатация бесщеточных моек характеризуется большими затратами. Во-первых, изначально стоимость таких моек в 1,5 раза выше, чем у аналогичных моек с щетками, во-вторых, это обслуживание дорогостоящих насосов высокого давления и точных форсунок и, в-третьих, процесс бесконтактной мойки требует большего количества вспомогательных химических средств, равно как и самой воды, которую вначале необходимо очистить от солей кальция и магния, а после мойки автомобиля - от химических примесей моющих средств. Понятно, что в конечном счете все эти расходы ложатся на плечи автовладельцев, пользующихся их услугами. Также после посещения бесконтактной мойки могут быть неприятно удивлены владельцы автомобилей с плохим уплотнением дверных проемов: высока вероятность того, что вода проникнет в салон автомобиля.

 

Правила пользования автоматическими мойками

Но в целом избежать тех неприятностей, которые могут возникнуть при пользовании автоматическими мойками, можно, придерживаясь нескольких простых правил. В первую очередь, как мы уже упоминали выше, обратите внимание на материал, из которого изготовлены моющие щетки (лучше, чтобы они были изготовлены из вспененного поролона), а также на чистоту и износ щеток. Если на вашем автомобиле есть свежеокрашенные детали, не стоит пользоваться услугами автоматических моек (по крайней мере в течение первого месяца или двух - в зависимости от состава ремонтных материалов). Владельцам автомобилей, кузов которых покрыт толстым слоем давно запекшейся грязи, необходимо подыскать вариант автоматической мойки с программой предварительного замачивания кузова - в противном случае есть риск повредить твердыми абразивными частичками лакокрасочный слой автомобиля. Ну и конечно, необходимо шире использовать программные возможности автоматических моек: скажем, слегка запыленный кузов автомобиля совсем не обязательно обрабатывать моющим раствором и драить щетками - достаточно лишь промыть его водой, покрыть «жидким» воском и высушить.

 

Благодарим компанию ACIS в лице Иванова Алексея Викторовича
за помощь в подготовке данного материала

 

 

 


Статьи по теме