14.06.2023

Непростой путь обычного «дворника»

Небольшой рассказ о том, как щетки стеклоочистителя, или в простонародье «дворники» тестируются и готовятся к производству, в лаборатории НПК АВТОПРИБОР.

Обычно человек меньше всего задумывается о том, что у него на виду. А что постоянно видит перед глазами автомобилист? Верно, это щетки стеклоочистителя – знакомые каждому «дворники». Но такой простой, казалось бы, предмет – на самом деле далеко не прост. Его путь на ваш автомобиль тоже не обходится без множества «шагов». Просто «сделать» какой-нибудь автокомпонент – недостаточно, необходимо убедиться в том, что он будет служить долго и надежно. Тем более, когда речь идет о безопасности. А видимость и безопасность связаны напрямую.

Поэтому и щетки стеклоочистителя проходят самые разнообразные испытания. Только по их результатам изделия получают допуск на рынок запчастей или на конвейер автопроизводителя. Помимо «первичной» оценки качества и допуска к производству, происходит и регулярная проверка образцов уже из товарных партий продукции. Это позволяет поддерживать качество при многотысячных и даже миллионных тиражах. Кстати, ежегодную емкость рынка щеток стеклоочистителей в России эксперты оценивают примерно в 35–40 миллионов единиц.

Начинаются испытания с визуальной оценки и (если речь идет о каркасной щетке) – проверке сочленений коромысел каркаса. Именно нарушение их подвижности – наиболее частая причина потери эффективности. Для бескаркасной щетки, где упругий элемент интегрирован с резиновой лентой в единую структуру, тоже проверяется плотность и равномерность прилегания. На этой же стадии контролируется и устойчивость на вытягивание, способность противостоять усилиям на отрыв и «провокациям» к соскальзыванию с каркаса.

Дальше в дело вступает оборудование, имитирующее реальные условия работы. Тут «изобретать велосипед» особой нужды нет: стенд представляет из себя фрагмент передней части автомобиля с лобовым стеклом и полностью установленной системой стеклоочистки. Заодно, кстати, на этом стенде проводятся и испытания надежности остальных элементов системы: моторедуктора, сочленений трапеции, рычагов. Перед началом тестов проверяется равномерность прилегания, эргономическое удобство установки щетки, удобство работы и надежность адаптера, при помощи которого щетка крепится к рычагу, соответствие степени свободы движения щетки в адаптере необходимому диапазону, отсутствие избыточных боковых смещений.

Непростой путь обычного «дворника»

 

Тест на выносливость – не менее 750 тысяч полных циклов (движений щетки вперед и назад). Это соответствует примерно пятнадцатилетней «среднестатистической» эксплуатации автомобиля в реальных условиях, при том, что производители обычно рекомендуют менять щетки не реже раза в год.

В ходе испытаний меняется интенсивность смачивания стекла: обычная вода чередуется с жидкостями стеклоомывателя с различной степенью агрессивности, имитируется воздействие соли или антигололедных реагентов. Контролируется не только качество очистки (в идеале щетка должна очищать стекло за один полный цикл), но и уровень шума. Ведь для снижения этого шума при трении о стекло предусмотрено специальное графитовое покрытие резиноленты щетки, и это не мелочь, а небольшой «кирпичик» из тех, что складываются в общее качество автомобиля.

Еще одним элементом динамических испытаний (особенно при разработке новой модели или модернизации существующей конструкции) становится проверка аэродинамических качеств щетки. Наверняка, некоторые из вас сталкивались в своей автомобильной истории с эффектом «взлетания» щетки: на высокой скорости поток воздуха уменьшает силу прижима, и «дворник» начинает недостаточно очищать стекло или вообще «дробить». Естественно, специалисты прекрасно знают этот эффект и борются с ним уже на конструктивном уровне, предусматривая на каркасе (или в формате дополнительного элемента для бескаркасной щетки) специальные аэродинамические спойлеры для улучшения прижима. Их эффективность тоже необходимо сначала внимательно проконтролировать.

Непростой путь обычного «дворника»

Пока один испытуемый образец проходит длительные тесты в динамике, другие могут параллельно проверяться на выносливость при разных температурах – с имитацией мороза или наоборот, палящего солнца. Рычаги, прижимающие щетку к стеклу – также обязательно проходят подобный контроль. Оценивается способность элементов конструкции противостоять коррозии – не зря на каждый каркас щетки и каждый рычаг-«поводок» наносится трехслойное антикоррозионное покрытие.

Так что судьба щетки стеклоочистителя вовсе не так проста, как может показаться на первый взгляд. Более того, когда речь идет о поставках на конвейер – автопроизводители порой требуют соответствия комплектующих своим внутренним нормам. И производители компонентов должны такие требования удовлетворить.

Убедиться, насколько высоки требования к качеству щеток и комплексные испытания, нам помогли специалисты владимирского Научно-Производственного Комплекса «АВТОПРИБОР». Кстати, именно здесь впервые в России было налажено производство полного цикла бескаркасных щеток стеклоочистителя, сейчас они занимают значительную часть в ассортименте продукции предприятия. Владимирскую продукцию сегодня активно закупают отечественные и иностранные производители, а также дилерские сети. С 2018 года в развитие предприятия НПК АВТОПРИБОР было вложено около 10 миллиардов рублей из собственных средств. Мощностей предприятия хватит, чтобы уверенно закрывать большую часть потребностей рынка.

Непростой путь обычного «дворника»

Наличие собственного центра НИОКР позволяет постоянно работать над улучшением качества продукции, а собственная испытательная база с необходимыми лабораториями – столь же регулярно следить за поддержанием этого качества. Поскольку НПК АВТОПРИБОР смог провести масштабное обновление оборудования и технологических процессов продуманно и по грамотно составленному плану еще до того, как импортозамещение окончательно стало необходимостью – технологии и качество здесь давно выведены на уровень ведущих мировых производителей. Именно поэтому продукция владимирского производителя пользуется всё более широким спросом и под собственным брендом, и под брендами ряда компаний-партнеров, имеющих соответствующие соглашения, и на конвейерах отечественных автозаводов.


Статьи по теме