20.05.2021

Горячие ключи Адыгеи. День 2. Большая Азишская пещера.

Продолжаем рассказ про путешествие на Infiniti QX50 по Адыгее. Это стать посвящена одному из интереснейших теистических мест хребта Азиш-Тау – «Большой Азишской пещере».

Переночевав в «Кремниевах термах» и попрощавшись с горячей водой термального источника и с равниной частью Адыгеи, мы отправились в «базовый лагерь» поближе в горам, выбрав для этого гостиничный комплекс «Парк Хаджох» в поселке Каменномостский. Расположен он на реке Белая и лучше всего подходит для ночевок между поездками в горы.

Но прежде мы решили посетить одну из достопримечательностей местных гор – Большую Азишскую пещеру, расположенную на южной части хребта Азиш-Тау. Дорога к пещере одна, и заблудиться автомобилисту очень сложно: после того, как проедете Хаджохскую теснину и водопады Руфабо, нужно свернуть направо от канатной дороги. Последняя ведет на смотровую площадку горы Великан, но попасть нам на нее не удалось, хотя мы несколько раз проезжали мимо. В несезон канатка работает только два дня в неделю, и мы их пропустили. Зато с посещением пещеры все сложилось.

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

 

Пещера располагается на высоте 1520 метров над уровнем моря, и по мере подъема в горы весенняя погода за окном сменялась снежными горными склонами. По пути встречается много смотровых площадок, до некоторых нужно немного пройти, а иные радуют взор практически из окна автомобиля. Для нас, жителей мегаполиса, горных пейзажей было уже достаточно, чтобы оправдать усилия, затраченные на поездку. Одна из смотровых площадок располагается в месте, которое называется «Полянка Нежная». С правой стороны дороги стоит небольшая одноименная гостиница, с уникальным ромбовидным домом, а с левой открывается вид на горную долину.

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

Если вы поедите смотреть Большую Азишскую пещеру на машине, то загляните на «Полянку нежную». На это есть несколько причин. Во первых, там расположена смотровая площадка.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

Если вам повезет, то к вам может выйти вот этот очаровательный обитатель здешних мест: свинка Буся. И потребует от вас угощения. В еде не прихотлива.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

Застройщик «Полянки нежной» явно имел оригинальные архитектурные вкусы.

 

Но самым неожиданным на этой поляне оказался абориген, который удосужил нас своим вниманием. Пока мы выходили из Infiniti QX50, к нам, неспешно переваливаясь, подошла… свинья. Это была не здоровая свиноматка, а грациозная самка пекари. В породе могу ошибаться, но знакомый ветеринар, которому я потом показывал фотографии, назвал эту породу. Свинка тут же потребовала подношений. Роль местной достопримечательности ее ни капельки не смущала – скорее помогала собирать дань с проезжающих машин. Те, кто следует этой дорогой не в первый раз, специально берут с собой вкусности, чтобы порадовать Бусю. Теперь и вы о ней знаете и сможете загодя подготовиться.

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

Штатный навигатор Infiniti QX50 потерялся по дороге к Азиш-Тау, хотя к пещере вела отличная асфальтированная дорога.

 

На этой высоте зима еще и не думала уходить, и снега было по колено. Потом мы узнали, что накануне прошел снегопад, «подарив» гололед. Зато на горнолыжных склонах было полно народа несмотря на рабочий день.

Наконец мы добрались до Большой Азишской пещеры. Так как это известное туристическое место, вокруг дороги выстроилась куча магазинчиков и кафе типа сарайчик. Приключения начались уже по дороге ко входу в пещеру. 500 метров пришлось преодолевать по накатанному машинами и снегоходами ледовому насту. И если мы, приехавшие из снежной Москвы, были хотя бы в зимней обуви, то основная масса туристов из Краснодара и Ростова-на-Дону уже успела переобуться в летние кроссовки и ощущала себя как корова на льду. Одной из колоритных местных достопримечательностей можно назвать катание на надувном банане. Любителей острых ощущений катают по снежным склонам Азиш-Тау на банане, прицепленном к снегоходу. Как тут не вспомнить монологи Задорнова о русской смекалке!..

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

 

Экскурсия в пещеру проходит раз в полчаса и стоит 400 рублей с человека. Вы пройдете по оборудованной части пещеры (железным мосткам), освещенной лампами. На всей протяженности маршрута (220 метров) вам встретится множество сталактитов и сталагмитов, а экскурсовод проведет «сеанс ассоциативного мышления», рассказывая, на что похож тот или иной замысловатый камень. При этом сама пещера раза в три больше (640 метров). Если же вы не хотите простых решений, то можно договориться о персональной экскурсии на нижний ярус, и тогда можно будет увидеть поземную реку, которая и прорыла все эти ходы.

 

Национальная Адыгская забава – катание на банане по заснеженным склонам Азиш-Тау.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

В Большой Азишской пещере проложен оборудованный туристический маршрут.

 

Большая Азишская пещера стоит того, чтобы туда приехать, так как по сохранности и по количеству образований превосходит многие популярные пещерные комплексы, в которые водят туристов в России и за рубежом. Сохранности пещеры помогло то, что вскрылась она относительно недавно – чуть более 100 лет назад, и последние лет тридцать работает как организованный туристический объект. С 1973 года она объявлена памятником природы, и доступ сюда был ограничен. Кстати, те же экскурсоводы могут провести и индивидуальные туры по необорудованным пещерам Лагонакского нагорья, но уже по отдельной договоренности. Заметим, что весна оказалась очень удобным временем года для того, чтобы осматривать пещеру, так как форма одежды способствует комфорту при посещении карстовых полостей.

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

Своды пещеры украшают многочисленные сталактиты и сталагмиты.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

Сталактит и сталагмит растут на встречу друг другу. Примерно через сто тысяч лет они встретятся. Большая Азишская пещера.

 

На выходе из пещеры начинается прогулочная тропа, по которой вы можете дойти до вершины горы, откуда перед вам откроется замечательный вид на горную долину. Если повезет, вы сможете увидеть горные пики высотой более 3 км. Самое интересное, что, когда вы находитесь на вершине горы, ничто говорит вам о том, что буквально в двух метрах под вами находится огромная пещера.

Если проехать по дороге за пещеру, то асфальт упирается в кордон Лаго-Наки Кавказского биосферного заповедника. Это одна из стартовых точек множества туристических маршрутов, которые уходят на плато. Но во время нашей поездки был несезон, поэтому обилия туристов замечено не было. Зато за пару сотен метров до кордона дорога проходит мимо замечательной панорамы на заснеженную заповедую долину. Вторая точка входа в заповедник находится на кордоне, расположенном в селении Гузерипль (но туда мы попадем на четвертый день нашего путешествия). Вдоль дороги к кордону располагаются турбазы и гостевые дома, но не все они работают в межсезонье.

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

Схема средней части Большой Азишской пещеры.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

Возвращаясь обратно под вечер, мы смогли в полной мере оценить причуды горной погоды. Мы спускались по склону и то въезжали в облако, то заныривали в непроглядную стену тумана, то с одной стороны горы сверкало солнце, а с другой шел дождь…

Мы торопились, чтобы успеть спуститься к реке Белой, так как по отзывам туристов на ее отмелях находят много аммонитов. Поскольку один из моих детей повернут на коллекционировании, пропустить этот пункт программы мы не могли никак. Остановившись около моста, мы отправили ребенка гулять по отмели, а сами зашли поужинать в кафе. Локация запомнилась огромным дубом. Диаметр его ствола практически с наш Infiniti QX50. Этот экспонат достоин отдельных экскурсий и рассказов. Очень жалею, что на нем не было листвы: в ней он был бы еще прекраснее.

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

Вид, открывающийся со смотровой площадки над верхнем сводом Большой Азишской пещеры.

 

Парк Хаджох

Если придорожное кафе не произвело впечатления (не отравились – и хорошо), то гостиничный комплекс «Парк Хаджох», куда мы приехали уже затемно, достоин упоминания. Это комплекс из нескольких двухэтажных деревянных зданий. Большая парковка, на которой легко размещаются автомобили всех гостей. На территории есть ресторан с очень вкусной едой. Номера чистые, в корпусах есть кухни для самостоятельной готовки. Есть беседки с мангалами. Между домиками расположен открытый бассейн, вода в котором подогревается. Это один из вариантов «термальных источников», которые встречаются на территории Адыгеи. В целом отель понравился, и его можно рекомендовать для остановки в путешествии.

Текст и фото - Роман Клопотов.

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

Дорога на кордон Лаго-Наки Кавказского биосферного заповедника.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

Виды со смотровой площадки перед кордоном Лаго-Наки Кавказского биосферного заповедника. Столб обозначает его границы.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

На годных дорогах можно легко въехать в облако, севшее на лесной склон.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

Огромный дуб в долине рек Белая.

 

Второй день путешествия на Infiniti QX50. Большая Азишская пещера.

 


Статьи по теме

Audi A3 Sedan и Audi A3 Sportback специальной серии Joy, Cosmo и Fun

Новые Audi A3 Sedan и Audi A3 Sportback специальной серии Joy, Cosmo и Fun воплотили в себе эффектный дизайн, расширенный список оснащения и новейшие цифровые технологии.

SUZUKI JIMNY II исполняется 40 лет

Внедорожнику Suzuki Jimny второго поколения исполняется 40 лет с начала производства.

Orlen Platinum Max Expert V 5W-30 – синтетическое моторное масло

Внимательно рассматриваем синтетическое моторное масло Orlen Platinum Max Expert V 5W-30. Разбираем сферу применимости и допуски производителей автомобилей.

Тест-драйв Opel Grandland X: цифровое будущее

У концерна «Опель» богатая и длинная история. Бурно прошли и последние пара десятилетий – в какой-то момент казалось, что марка и вовсе станет российской. Однако «Опель» не только не стал «своим», но к 2015-му году из России вовсе исчез. Когда же в 2019-м бренд вернулся, то оказался не «американцем» на «немецкой закваске», а «французом». Посмотрим, что представляет из себя французский «Опель» в формате Grandland X?

Сабвуфер «Урал» ТТ 12 красный – автомобильный сабвуфер 12 дюймов, тест

Тестируем автомобильный сабвуфер «Урал» ТТ 12 красный.

TrendVision K2S – двухканальный видеорегистратор скрытой установки, тест

Наш обзор посвящен уникальной модели видеорегистратора для скрытой установки TrendVision K2S. Разбираемся с особенностями его работы и качеством видеозаписей. Видеообзор.

Как самому отполировать фары?

В материале рассказывается и показывается на практике, как произвести полировку автомобильных фар, сделанных из поликарбоната. Для полировки используется состав Liqui Moly «Ликвидатор царапин» Kratzer Stop.

Огненные тормоза. Эмаль для суппортов

Доступный стайлинг. Улучшаем внешний вид колес за счет покраски суппорта. Пошаговая инструкция. Видеообзор

Автотуризм и антидождь

Рассказываем, как повысить безопасность в автопутешествии за счет доступного всем средства «Антидождь» AC-890. Обсуждаем способы нанесения и результат.