Мусоровозы КДМ: импортозамещение в действии
От запроса клиента к новой модели
В некоторых регионах России мусоровозы с лебёдкой стали незаменимым инструментом для коммунальных операторов. Технология, популярная в Европе, предполагает использование лебёдки для захвата и подъёма контейнера скандинавского типа, чтобы опрокинуть отходы в загрузочный бункер. Этот метод оказался настолько удобным и эффективным, что его быстро переняли Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области.
До недавнего времени такие машины поставлялись только из-за рубежа. Однако после ухода западных производителей образовался дефицит специализированной техники. Смоленский завод КДМ оперативно отреагировал на этот вызов, предложив рынку локальное и более универсальное решение.
Импортозамещение на практике
Запрос на новую модификацию мусоровозов поступил летом 2023 года, во время технологической конференции региональных операторов в Смоленске. Представители АО «Невский экологический оператор» (НЭО), ответственного за сбор и утилизацию отходов в Санкт-Петербурге, обозначили потребность в мусоровозах, которые могли бы загружать 6–8-кубовые контейнеры скандинавского типа с помощью лебёдки.
Как отметил директор по логистике НЭО Михаил Фёдоров, в Петербурге используются разные типы контейнеров: от классических евроконтейнеров до крупных «лодок». Поэтому оптимальным решением стала бы техника, способная работать с любым видом тары.
«Мы поняли, что пришло время устранить дефицит и создать технологичное отечественное решение. Причём пошли дальше и реализовали идею НЭО: в отличие от зарубежных аналогов наши мусоровозы работают с контейнерами любого типа. Мы гордимся, что теперь наша техника используется и в Санкт-Петербурге», — рассказала генеральный директор ООО «Завод КДМ» Ольга Соловьёва.
Разработка и адаптация под клиента
Инженеры предприятия разработали новую модификацию популярного мусоровоза СМ16-03 на базе JAC N200S уже к концу 2023 года. Особое внимание уделили адаптации техники под условия эксплуатации в Петербурге и регионе.
Машину оснастили:
-
лебёдкой для работы с контейнерами разных форматов;
-
проблесковыми маячками, расположенными ниже стандартного уровня — для беспрепятственного проезда через арочные проёмы;
-
дополнительной боковой защитой рукавов высокого давления и гидроцилиндров, которые теперь скрыты под металлическим коробом для защиты от внешних повреждений.
С 2024 года эта усиленная защита применяется на всех мусоровозах линейки СМ.
Первые испытания и результаты
В декабре 2023 года первый СМ16-03 был передан подрядчику НЭО — ЗАО ЖСК «Спецтранс» — для тестирования в реальных условиях. Весной 2024-го новая техника поступила также в ООО «Ресурс-АТЭ» и компанию «ЭкоЛэнд», которая стала ключевым испытателем модели.
Практика показала: мусоровозы демонстрируют надёжную работу в городских условиях с интенсивным трафиком и разнообразной инфраструктурой. Универсальность машины, возможность адаптироваться под контейнеры разных типов и высокая надёжность узлов сделали её востребованной среди операторов.
Локальное производство — стратегическое преимущество
Создание новой модификации мусоровоза — пример того, как отечественные предприятия успешно реализуют задачи по импортозамещению. Локальное производство не только закрывает дефицит на рынке, но и даёт значимые преимущества:
-
более быструю поставку техники;
-
доступность оригинальных запчастей;
-
возможность адаптации конструкций под индивидуальные запросы клиентов;
-
сервисное обслуживание на территории России.
Техника, созданная для городов
Новые мусоровозы Смоленского завода КДМ доказали, что локальные решения могут быть не только альтернативой импортным, но и превосходить их по функциональности и адаптивности. Для мегаполисов, где важна манёвренность техники, её надёжность и совместимость с различными контейнерами, эта модель стала оптимальным выбором.
«Мы не просто выполнили запрос рынка, а создали продукт, который закрывает больше задач, чем зарубежные аналоги», — подытожила Ольга Соловьёва.
Слышать клиента и создавать продукт под его задачи
Генеральный подрядчик АО «Невский экологический оператор» — ООО «ЭкоЛэнд» более десяти лет работает на рынке обращения с отходами. Компания обслуживает пять правобережных районов Санкт-Петербурга с населением около трёх миллионов человек. Ежегодно здесь перемещается около 1 миллиона тонн отходов — это более 5,5 миллионов кубометров мусора, требующего чёткой логистики и надёжной техники.
В начале 2024 года НЭО передал подрядчику на несколько дней тестовый мусоровоз смоленского завода КДМ. Целью испытаний было проверить, насколько новая техника соответствует потребностям города, и предложить доработки, которые сделают её максимально удобной в реальных условиях эксплуатации мегаполиса.
Всего за неделю специалисты «ЭкоЛэнда» подготовили подробный список предложений: модернизировать приёмный бункер, дооснастить машину порталом и усовершенствовать конструкцию лебёдочного механизма, чтобы повысить надёжность и удобство использования.
«Большинство производителей, к которым мы обращались ранее, не шли навстречу и предлагали приобретать стандартные решения без адаптации под специфику региона. Поэтому мы были приятно удивлены тем, насколько команда смоленского завода внимательно подошла к нашим запросам, оперативно подключилась к работе и детально прорабатывала каждую деталь», — отметил Михаил Васильев, заместитель генерального директора ООО «ЭкоЛэнд».
Совместная работа и результат
Диалог между техническими специалистами «ЭкоЛэнда» и инженерами завода КДМ шёл в режиме реального времени: каждое предложение обсуждалось и тестировалось. Такой подход позволил создать индивидуально адаптированный продукт, полностью соответствующий условиям эксплуатации в Санкт-Петербурге.
«Среди всех подрядчиков Невского экологического оператора именно «ЭкоЛэнд» внёс наибольший вклад в процесс разработки мусоровоза для Северной столицы. По их просьбе мы модернизировали лебёдочный механизм и установили оборудование на шасси JAC N200S с пневмоподвеской. Такое решение позволило регулировать клиренс и обеспечить плавность хода независимо от загрузки и состояния дорожного покрытия. В этой конфигурации мусоровоз и поступил в НЭО, а затем в серийное производство», — подчеркнула генеральный директор ООО «Завод КДМ» Ольга Соловьёва.
Серийный выпуск обновлённой модификации стартовал в мае 2024 года. Теперь машины этой линейки успешно работают на маршрутах Санкт-Петербурга, демонстрируя надёжность, удобство эксплуатации и высокую эффективность в городских условиях.
О машине
Мусоровоз СМ16-03 на шасси JAC N200S с колёсной формулой 4×2 и бункером объёмом 17,5 куб. м стал эталоном баланса между ценой сегмента «средняя плюс» и премиальным качеством. Конструкция машины собрана из высококачественных комплектующих:
-
при изготовлении загрузочного устройства применяется высокопрочная сталь Hardox 450 или её современные аналоги;
-
премиальное лакокрасочное покрытие с цинконаполненным грунтом обеспечивает устойчивость к агрессивным условиям эксплуатации и значительно продлевает срок службы техники;
-
регулируемый коэффициент прессования до 1:7 позволяет точно настраивать степень сжатия отходов, оптимизируя загрузку под задачи конкретного маршрута.
Для удобства операторов пульты управления расположены как в кабине, так и с обеих сторон надстройки. Центральный пульт позволяет регулировать скорость и усилие прессования, повышая эффективность работы и снижая нагрузку на персонал.
Гарантия на мусоровоз составляет 24 месяца или 4 000 моточасов, что подтверждает уверенность производителя в надёжности техники.
СМ16-03 в парке АО «Невский экологический оператор»
Опыт подрядчиков, активно участвовавших в тестировании и доработке модели, позволил «Невскому экологическому оператору» сделать стратегический выбор. В рамках обновления автопарка и повышения эффективности сбора отходов компания приобрела пять мусоровозов СМ16-03 с лебёдкой на базе JAC и восемь моделей СМ10. Этот выбор учитывал специфику маршрутов и разнообразие контейнерных групп, используемых в Петербурге.
СМ16-03 работают на сборе и транспортировке твёрдых коммунальных отходов в городских условиях круглый год. Ключевым требованием заказчика была высокая вместимость мусоровоза и возможность работы с контейнерами разного объёма — от 0,36 куб. м до 10,5 куб. м.
«Покупка СМ16-03 полностью оправдала себя: и по стоимости, и по эксплуатационным характеристикам. Особенно радует высокий коэффициент прессования: вместимость мусоровоза составляет 112–115 кубов, что является отличным показателем. Поставка была выполнена строго в срок. За время эксплуатации не возникало необходимости в выезде сервисной службы и дополнительном оснащении. Мы планируем продолжать обновление парка и рассматриваем предложения от Смоленского завода КДМ», — отметил директор по логистике АО «Невский экологический оператор» Михаил Фёдоров.
Поставка в сжатые сроки
Успешная эксплуатация первых машин убедила ООО «ЭкоЛэнд» в надёжности и технологичности смоленских мусоровозов. Компания приобрела ещё три СМ16-03, а сервисная команда завода обеспечила полное техническое сопровождение техники и оперативное реагирование на все запросы.
В январе 2025 года «ЭкоЛэнд» обратился с новым, более масштабным запросом: требовалась поставка 17 мусоровозов СМ16-03 в сжатые сроки. Шасси под надстройки уже находились в распоряжении заказчика, что позволило заводу ускорить процесс. Смоленское предприятие выполнило обязательство в рекордные 25 рабочих дней. Ровно в срок партия машин прибыла в Санкт-Петербург и уже вышла на маршруты Красногвардейского района, обеспечивая бесперебойный вывоз отходов.
Развитие партнёрства
Сегодня автопарк «ЭкоЛэнда» насчитывает более 160 мусоровозов, из которых 20 машин — это техника производства ООО «Завод КДМ». Такой уровень доверия говорит сам за себя: компания продолжает укреплять сотрудничество и уже обсуждает новые совместные проекты.
«Мы рады развивать партнёрство с заводом КДМ и уверены, что российские производители способны предложить конкурентоспособные технические решения. Наш опыт — тому подтверждение: качественная техника для отечественного рынка есть, и она демонстрирует себя на уровне лучших мировых аналогов», — подчеркнул заместитель генерального директора ООО «ЭкоЛэнд» Михаил Васильев.



