23.04.2018

Завтрак с финансистами Mitsubishi

АО МС Банк Рус подвел итоги 2017-го финансового года на пресс-завтраке в Москве. Кстати, 1 апреля в Японии это день начала цветения сакуры – те самые несколько дней сказочной весны, увидеть которые мечтают толпы паломников. О чем же могут рассказать банкиры после падения последнего розового лепестка в 2018-м году? Читайте в материале журнала «Автодела».

В ходе делового завтрака, который состоялся 18 апреля, АО МС Банк Рус подвел итоги кредитных продаж за 2017 финансовый год (напомним, что в отличие от календарного, у банкиров год начинается в апреле и заканчивается в марте следующего года). Кстати, 1 апреля для японцев это вовсе не «день дурака». В Японии это день начала цветения сакуры – те самые 7-10 дней в году сказочной весны, посмотреть на которую мечтают толпы паломников.

Прежде чем переходить к цифрам финансовых отчетов, напомним, что такое АО МС Банк Рус. Изначально, это кэптивный банк корпорации Mitsubishi, созданный для стимулирования продаж автомобилей этой японской марки в кредит. Однако со временем в сегменте исключительно автомобилей Mitsubishi банку стало тесно, и удачное, ничего не говорящее название, позволило МС Банк Рус распространить свою деятельность на марки практических любых автомобильных брендов.

Казалось бы, автопроизводителю невыгодно стимулировать продажи чужих автомобилей? Но в убыток себе никто торговать и не собирался: корпорация Mitsubishi – это не только автомобили, которые, к тому же в деятельности корпорации занимают далеко не самое главное место. Mitsubishi Corporation – это огромная компания с числом сотрудников с небольшой город (60 тысяч человек), которая в первую очередь работает в области финансовых услуг и инвестиций, а также банковского сектора. И хотя помимо финансов в компании есть такие направления, как машиностроение, химическая и пищевая промышленностью, это все-таки, в первую очередь, универсальная торговая посредническая компания. И если у дилера есть прибыль, то и корпорации Mitsubishi тоже хорошо –автомобили «подтянутся».

Для понимания объемов деятельности японской компании нужно понимать, что кроме производства автомобилей, в России Mitsubishi, участвует в таких глобальных проектах, как газовый «Сахалин 2», шинный завод Bridgestone в Ульяновске, металлургические компании Metal One (торговля металлом) и доставка компонентов стали (MC Logistic). Есть проекты и более близкие «простому человеку» - например, недавно Mitsubishi инвестировала в развитие производства японского бренда повседневной одежды Uniqlo. Да и в банковском секторе АО МС Банк Рус - не единственный кэптивный банк корпорации Mitshubishi: так ПСМА Рус, занимающийся преимущественно автомобилями Peugeot и Citroen, тоже находится под крылом японской компании.

АО МС Банк Рус подвел итоги кредитных продаж за 2017 финансовый год

Однако мы отвлеклись от главного, от финансового отчета банка АО МС Банк Рус, который в отличие от корпорации, в России пока занят исключительно автомобилями, хотя и не только бренда Mitshubishi. Собственно же автомобили Mitsubishi в портфеле кредитных продаж банка частным клиентам по итогам 2017-го финансового года составляет примерно треть – 33 процента. Остальные 2/3 – это другие автомобильные бренды. На сегодняшний день практически каждый третий автомобиль Mitsubishi, купленный в России, взят в кредит. И в банке этим достижением очень горды.

Согласно отчету, дела у МС Банк Рус идут не просто хорошо, а прекрасно: за год банк увеличил свой розничный портфель автокредитов на 94%. А общий объем портфеля на конец 2017 финансового года составил 12 млрд. рублей. С этим показателем АО МС Банк Рус попадает в «ТОП-16» рейтинга кэптивных автомобильных банков и в «ТОП-8» по кредитным выдачам в целом.

Что это означает в понятных обычному человеку цифрах? Это значит, что апреля 17-го года по конец марта 2018-го АО МС Банк Рус выдал кредит на 13 422 автомобилей, что почти втрое превосходит результат 2016 финансового года. Главная тенденция продаж прошедшего года – рост выдачи кредитов на автомобили с пробегом. Так, прирост продаж подержанных авто в кредит по в 2017 финансовом году по сравнению с тем же периодом 2016 года составил впечатляющие 246%.

Начиная с 2014-го года, когда АО МС Банк начал розничное кредитование в России, общее количество его клиентов достигло 30 000 человек. Как говорят в банке, такой результат стал возможен за счет внедрения удобного для клиентов продукта «Плати легко!», участия в Государственных программах льготного автокредитования, высокой скорости обслуживания и использования новых каналов привлечения клиентов.

Доля кредита с остаточным платежом «Плати легко!» в 2017 году составила 42% от всех кредитных продаж Банка. Основным преимуществом кредита «Плати Легко!» являются комфортные платежи и возможность удобной замены автомобиля. Клиенту не надо полностью погашать кредит из собственных средств, можно просто сдать старый автомобиль, приобретенный с использованием кредитных средств, в счет погашения кредита и первоначального взноса за новый автомобиль Mitsubishi.

Немалый вклад вносит и активное участие Банка в Государственной программе льготного автокредитования, включая программы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». В рамках этих программ банком было реализовано 2 475 автомобилей. При этом доля автомобилей Mitsubishi Outlander, приобретенных в соответствии с Госпрограммой, составила 47% от общего числа автомобилей этих авто, проданных с привлечением кредитов Банка.

Как утверждают в банке, привлекательная кредитная политика и есть залог успеха в прошедшем финансовом году. Именно поэтому работа по формированию привлекательных и удобных для клиента предложений продолжится. И первые «ласточки» не преминули появиться.

Так, в ходе пресс-завтрака было анонсировано специальное кредитное предложение на новый для российского автомобильного рынка автомобиль Eclipse Cross. До 30 июня 2018 года клиенты АО МС Банк Рус смогут приобрести данный автомобиль с привлечением кредита по ставке 6,9% на срок кредита до 5 лет .

На сегодня главными целями АО МС Банк Рус является увеличение портфеля кредитов. Для этого в банке работают над ускорением процесса подтверждения и выдачи кредита, а также стараются упростить способы его оплаты клиентом. Так, в планах компании – создание банковского мобильного приложения и расширение каналов беспроцентного погашения (сейчас банк уже работает с компанией «Связной», через чьи терминалы можно вносить деньги без комиссии). Также банк активно сотрудничает с лидерами страхового рынка, чтобы покупателям автомобилей в кредит было доступно более выгодное КАСКО. Работа тут ведется не только в области снижения тарифов, но и увеличения срока заключения контракта: так, в компании стараются внедрить трехлетнее КАСКО, когда покупателю не надо перезаключать договор каждый год. Единый тариф на три года позволяет покупателю существенно снизить расходы на страхование и избавляет его от нервотрепки по перезаключению контракта каждый год.

Особенно важным в банке считают борьбу за покупателя в сфере подержанных автомобилей. Цивилизованный рынок «авто с пробегом» - мечта всех участников рынка, но по ряду причин доля кредитных машин в этой сфере не слишком велика. Рынок растет, но медленно. Обмен автомобиля с доплатой (или «трейд-ин» - словосочетание, доставшееся нам от неважнецких знатоков русского) у официальных дилеров занимает всё большую долю продаж. Привлекательным фактором тут является более надежная схема оформления собственно купли-продажи, а также гарантии чистоты сделки, истории автомобиля и гарантия на поломки от дилера. В случае, если дилер не работает по схемам 90-х, возможное уменьшение прибыли продавца подержанного автомобиля по сравнению с рискованными сделками на рынке, компенсируется гарантиями эксплуатации и сделки. Судя по тому, что автомобилей с пробегом в кредит продается 6,9%, далеко не все дилеры готовы к честному бизнесу, а прибыль подобного ведения бизнеса очевидна обеим сторонам. Однако в банке уверены, что покупатель оценит преимущества тех дилеров, которые готовы вести честный бизнес в соответствии с кодексом «Пути самурая», принятым в Mitsubishi Corporation, и с куда большим интересом отнесется к предложениям банка.

Еще два важных направления банка в новом году – это работа с Дальним Востоком (где для жителей региона в этом году скидка на автомобиль в рамках новой программы «Первый семейный автомобиль» должна достичь 25%) и внедрение лизинга для физических лиц. Если первое направление сулит радужные перспективы, то с последним очевидно будет сложнее. Идеология лизинга так и осталась чуждой многим россиянам, к тому же существующий кредит с остаточным платежом и заменой машины на 42% остаточного платежа на новую, в принципе, реализует схему лизинга на более понятном для россиян уровне. Именно поэтому лизинг остается в России в основном в сфере юридических лиц и, скорее всего, так оно и будет оставаться до тех пор, пока государство не предложит частным лицам какие-то заманчивые льготные послабления.

Саваии Норихиро, председатель Правления АО МС Банк Рус подводит итоги финансового 2017-го года

«Девиз нашего Банка на 2018 финансовый год – это объем, объем, объем и еще раз объем! В 2018 финансовом году мы ставим себе амбициозные планы по увеличению кредитного портфеля в два раза, в том числе за счет совместного сотрудничества с нашим партнером ООО «ММС Рус», а также участия в программах «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Мы будем делать акцент на развитие кредитования автомобилей с пробегом посредством предоставления специальных конкурентных процентных ставок. Мы будем продолжать наращивать объемы по корпоративному финансированию, а также планируем запустить лизинг», - подвел итоги 2017-го финансового года Саваии Норихиро, председатель Правления АО МС Банк Рус.


Статьи по теме