27.01.2014

Обзор рынка бюджетных кроссоверов: январь 2014

Кроссоверы пользуются популярностью в России – дороги, зимы. Мы решили посмотреть, что может позволить себе россиянин, обладая суммой 750 тысяч рублей. И что будет, если добавить к этой сумме еще чуток?

О причинах любви россиян к кроссоверам долго рассуждать не будем. Скажем лишь, что россияне вовсе не дураки и не транжиры. О том, почему для рассмотрения были выбраны именно переднеприводные кроссоверы, расскажем дальше.

Полный привод. Каким он бывает?

Начнем с полноприводных автомобилей. Тут надо разобраться, какими они бывают. В общих чертах, бывают автомобили с подключаемой второй осью (передней или задней) и автомобили с постоянным полным приводом. Есть еще один вариант полного привода – это подключение через муфту. Его можно отнести как к авто с постоянным полным приводом, так и с подключаемым – муфта подключает вторую ось в зависимости от характера прокручивания колес на неведущей оси. Обычно данный тип привода автопроизводители снабжают гордой приставкой «интеллектуальный».

Тут мы и остановимся: мы рассматриваем бюджетный ценовой сегмент и поэтому здесь не будет представлено новейших инженерных достижений (хотя простая надежная схема – это и есть лучшее достижение инженера) и суперсложных интеллектуальных систем.

Откуда взялись моноприводные кроссоверы?

В отличие от постоянного привода, идея подключаемой второй оси имеет четкое разделение «дорога/бездорожье». Причем использование полного привода в таких авто на хорошей дороге не только не улучшает характеристики движения, но и может повредить механизмы. Поэтому если ездить на таком авто по дорогам с нормальным покрытием, то основную массу времени владелец имеет одноприводный автомобиль. Чаще всего это заднеприводный тип авто, хотя на рынке бывают и другие варианты.

Зачастую гордые владельцы внедорожников с подключаемым полным приводом пользуются своим богатым арсеналом раз в пятилетку, а то и реже. Поэтому производители быстро смекнули: можно ведь удешевить автомобиль, вообще исключив второй привод. Так и появился целый класс кроссоверов, похожих на внедорожники – автомобили с улучшенной геометрической проходимостью, предназначенные для использования в городе.

Что есть на рынке?

Мы поставили планку бюджетности на уровне 750 тысяч рублей. Изначально хотелось поставить планку в 700 000 рублей, но оказалось, что таким образом мы отсекаем целый ряд интересных автомобилей. Поэтому, скрепя сердце, пришлось пойти на поводу у автопроизводителей и «докинуть» пятьдесят тысяч. Итак, бюджетный кроссовер. Какой новый автомобиль можно купить за эти деньги?

Тут есть несколько полноприводных автомобилей и целый набор переднеприводных моделей, которые либо существуют самостоятельно, либо являются упрощенными версиями полноприводных авто.

Полноприводные кроссоверы

Среди полноприводных автомобилей в этом ценовом сегменте новинки редки – рынок не меняется вот уже несколько лет. Основной поставщик новинок – китайский Great Wall.

В результате мы имеем:

- безвременные внедорожники Chevrolet Niva (459 000 - 557 000 р.) и Lada 4x4 (от 354500 р.) с «честным» постоянным полным приводом – у этих автомобилей всегда подключен полный привод через симметричный межосевой дифференциал (распределение крутящего момента одинаково на оби оси);

- несколько авто с подключаемым передним приводом (т.е. в норме это заднеприводные автомобили): кроха Suzuki Jimny (745 000 р. в базе), два УАЗа – Patriot и Hanter (529 000 р. и 454 000 р. в базе), и семейство внедорожников Great Wall - Hover M2 (от 549 000 р), Hover H3 (от 714 000 р.), Hover H5 (от 714 000 р.) и Hover H6 (от 749 000 р.);

- переднеприводные с подключаемым задним приводом через муфту: Renault Duster от 541 000 р. в базе, Chery Tiggo от 619 900 р. и старый-добрый Suzuki SX4 Classic от 729 000 р.

Вот и все. Остальное богатство выбора за эти деньги на поверку оказывается перднеприводными кроссоверами. В результате обзор бюджетных кроссоверов превращается в обзор исключительно переднеприводных версий.

Отвлекаясь от анализа рынка, заметим, что если полного привода у авто нет, то на бездорожье переднеприводная версия будет немного выгоднее заднеприводной. У таких автомобилей ведущая ось всегда находится под нагрузкой благодаря висящему сверху двигателю (то есть ее сцепление с дорожным покрытием априори лучше), а возможность поворачивать колеса рулем позволяет более гибко подходить к вопросу преодоления препятствий. В свою очередь, управление постоянным полным приводом требует навыков и понимания работы автомобиля, иначе все плюсы таких авто могут быстро превратиться в жирные минусы.

На этом вступление можно заканчивать и переходить к рассмотрению автомобилей, которые попадают в бюджет покупки - 750 тысяч рублей.

Бюджетные переднеприводные кроссоверы

Как уже было сказано, часть переднеприводных кроссоверов – это упрощенные версии полноприводных моделей. Перечислим их:


Renault Duster

Chery Tiggo

Suzuki SX4 Classic

Mitsubishi ASX

Skoda Yeti

Стоимость (только для комплектаций 2WD), руб

488 000  - 737 000

535 900 - 547 900

649 000 - 789 000

729 000 - 949 990

739 000 – 939 000

 

Удивительное дело, но, как видно из таблицы, всего пять подобных автомобилей попадают в ценовую категорию до 750 000 рублей, хотя на рынке представлено существенно больше переднеприводных версий полноприводных моделей. Здесь нет даже шагающих по стране победным маршем «корейцев» и вездесущих ниссанов. Смотрите сами, вот далекий от полноты список переднеприводных кроссоверов по мере удорожания:

 

Suzuki SX4 New

Nissan Qashqai

Nissan Qashqai +2

Citoren C4 Aircross

Kia Sportage

Hyundai ix35

Mitsubishi Outlander

Peugeot 4007

Стоимость (только для комплектаций 2WD), руб

779 000 - 1 019 000

789 000  - 1 096 000

844 000 - 1 049 500

849 000 – 1 124 000

889 900 – 1 049 900

899000 – 1 144 900

969 000 – 1 249 990

989 000 – 1 074 000

 

Помимо «упрощенок» в бюджетной ценовой категории есть ряд авто, существующих исключительно в моноприводной версии. Их тоже не так много – всего пять авто, из которых четыре – представители китайского автопрома. Шестой Kia Soul попадает в рассмотрение исключительно из-за своей выделяющейся внешности. Если уж Great Wall Hover M2 позиционируется как внедорожник, то из вариантов бюджетных кроссоверов исключить KIA Soul было бы преступлением.


Renault Sandero Stepway

Great Wall Hover M4

Changan CS35

LIFAN X60

Geely Emgrand X7

KIA Soul

Стоимость (только для комплектаций 2WD), руб

498 000 - 554 000

514 000 - 584 000

549 000 - 699 000

499 900 - 584 900

619 000 - 649 900

649 900 - 939 900

Если внимательно посмотреть на эти машины, то выяснится, что тут два «малыша» - Renault Sandero Stepway и Great Wall Hover M4, новичок Changan CS35, два компактных кроссовера LIFAN X60 и Geely Emgrand X7, а также бесклассовый KIA Soul.

Итак, что мы имеем. На выбор покупателя с кошельком, в котором лежит 750 000 рублей, представлено всего 11 моделей новых автомобилей. Чем они отличаются? На чем экономят автопроизводители, пытаясь «уложиться» в бюджет? Посмотрим повнимательнее.

Сравним автомобили в общем (автомобили отсортированы по возрастанию стартовой цены переднеприводной версии):


Габариты (ДхШхВ), мм

Дорожный просвет, мм

Колесная база, мм

Тип привода

Комплектации с полным приводом

Подвеска (передняя / задняя)

Тормоза (передние / задние)

Renault Sandero Stepway

4024 х 1753 х 1550

175

2588

Передний

Не поставляется

McPherson / Полузависимая

Дисковые вентилируемые / барабанные

Great Wall Hover M4

3961 х 1728 х 1617

230

2383

Передний

Пока не поставляется

McPherson / Полузависимая

Дисковые вентилируемые/дисковые

Changan CS35

4160 х 1810 х 1670

180

2560

Передний

Нет

McPherson / Полузависимая

Дисковые вентилируемые /дисковые

Renault Duster

4315 х 1822 х 1625

205

2673

Передний

Есть

McPherson / Полузависимая

Дисковые вентилируемые / барабанные

LIFAN X60

4325 × 1790 × 1690

179

2600

Передний

Нет

McPherson / Независимая

Дисковые вентилируемые /дисковые

Chery Tiggo

4285 x 1765 x 1715

190

2510

Передний

Есть

McPherson / Независимая

Дисковые вентилируемые / Дисковые

Geely Emgrand X7

4541 х 1833 х 1700

171

2661

Передний

Нет

McPherson / Независимая

Дисковые вентилируемые / дисковые

KIA Soul

4120 х1785 х1610

164

2550

Передний

Нет

McPherson / Полузависимая

Дисковые вентилируемые / Барабанные  или Дисковые (для Luxe, Diva, Burner)

Suzuki SX4 Classic

4150 х 1755 х 1605

175

2500

Передний

Есть

McPherson / Полузависимая

Дисковые вентилируемые / Дисковые

Mitsubishi ASX

4295 х 1770 х 1615

195

2670

Передний

Есть

McPherson / Независимая

Дисковые вентилируемые / Дисковые вентилируемые

Skoda Yeti

4223 х 1793 х 1691

180

2578

Переднии

Есть

McPherson / Независимая

Дисковые вентилируемые / Дисковые

 

Как видно из таблицы, переднеприводные кроссоверы – это все же кроссоверы. Заявленный дорожный просвет не меньше 175 мм, а колесная база около 2,5 – 2,6 м. То есть, геометрически они близки к своим «взрослым» собратьям и без проблем осилят бордюр или ямы на грунтовке. Правда, надо учитывать, что каждый производитель считает клиренс по-своему, и в этих цифрах всегда будет доля лукавства. Однако в целом переднеприводные кроссоверы действительно имеют неплохие геометрические характеристики, что делает их привлекательными для многих россиян.

По подвескам больше половины моделей имеют вариации на тему Макферсон – полузависимая подвеска. Независимой задней подвеской могут похвастаться в основном те, кто имеет «старшую» полноприводную версию, да и то не все. Так, независимая задняя подвеска есть на верхней границе ценового диапазона у Mitsubishi ASX и Skoda Yeti, и у трех «китайцев» - LIFAN X60, Chery Tiggo, Geely Emgrand X7. Переднеприводный Renault Duster, в отличие от «полноценной» версии, имеет полузависимую заднюю подвеску.

В таблице далее показано, какими моторами и коробками оснащают свои переднеприводные кроссоверы производители:


Стоимость (только для комплектаций 2WD), руб

Двигатели (объем), л

Мощность л.с. (об/мин)

Коробки

Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км

Разгон до 100 км/час (с)

Топливо

Renault Sandero Stepway

498 000 - 554 000

1,6; 1.6 (16 кл)

84; 103

МКПП 5; АКПП 4

7,6; 8,6

12,4

Бензин

Great Wall Hover M4

514 000 - 584 000

1,5

99 (6000)

МКПП 5

7,6

12,9

Бензин (92)

Changan CS35

549 000 - 699 000

1,6

113 (6000)

МКПП 5; АКПП 4

6,8 - 7,2

14; 15

Бензин (92)

Renault Duster

  488 000 - 737 000

1,6; 2,0

102 (5750); 135 (5500)

МКПП 5; АКПП 4

7,6; 8,3

11,8; 11,2

Бензин

LIFAN X60

499 900 - 584 900

1,8

128 (6000)

МКПП 5

8,2

14,5

Бензин

Chery Tiggo

535 900 - 547 900

1,6

119 (6150)

МКПП 5

6,7

13; 11

Бензин (92)

Geely Emgrand X7

619 000 - 649 900

  2.0

139 (5900)

МКПП 5

8,6

НЕТ ИНФО

Бензин

KIA Soul

649 900 - 939 900

1,6; 1,6

129 (6300);  128 (4000)

МКПП 6; АКПП 6

6,6 - 7,3; 5,9

10,8 - 11,5; 11,7

Бензин; Дизель (начиная с Luxe)

Suzuki SX4 Classic

649 000 - 789 000

1,6

111 (5600)

МКПП 5, АКПП 4

6,5 - 7,1

10,7 - 12,3

Бензин

Mitsubishi ASX

729 000 - 949 990

1,6; 1,8

117 (6100); 140 (6000)

МКПП; Вариатор

6,1; 7,6

11,4; 13,1

Бензин (95)

Skoda Yeti

739 000 - 939 000

1,2; 1,4

105 (5000); 122 (5000)

МКПП 6; Робот DSG 7

6,4; 6,8

11,8; 10,8

Бензин

 

Бюджетные варианты переднеприводных кроссоверов в основном оснащаются мало- и среднемощными бензиновыми моторами. В большинстве случаев предлагается один-единственный двигатель – лишь несколько моделей могут «похвастаться» двумя вариантами, да и то, в большинстве случаев более мощный двигатель «выбросит» автомобиль из рассматриваемого бюджета. Дизельный двигателей в этом бюджете не будет: он есть только у «вылетающего» за пределы 750 000 рублей люксового KIA Soul.

У «китайцев» стоят достаточно прожорливые моторы, поэтому изъятие из обихода одной из осей даже оправданно: полноприводная версия автомобиля «кушала» бы еще больше литра на 2 – 3. Помимо этого моторы китайских авто не такие «шустрые». Это можно объяснить либо тем, что у «именитых» производителей используются более новые и технологичные двигатели, в то время как китайцы пользуются более старыми наработками, либо тем, что новым разработкам китайцев еще есть куда совершенствоваться.

Основная масса авто будет иметь механическую коробку передач - вариант с «автоматом» чаще всего будет за пределами обозначенного бюджета. «Честно» вписываются в бюджет лишь Renault Sandero Stepway, Changan CS35, Renault Duster. Лишь упрощенные комплектации авто будут у Suzuki SX4 Classic с АКПП (минимум - 689 000 р.), а и у KIA Soul – от 739 900 р.

Мицубиси и Шкода с АКПП (минимум 829 990 р. и 816 000 р., соответственно) в бюджет уже не «вписываются». Поэтому если вы ограничены бюджетом, лучше обучиться управлению авто с МКПП – выбор автомобилей будет заметно богаче. Кстати, вся Европа предпочитает «механику» - МКПП к тому же и потребляет меньше топлива, а Старый Свет «повернут» на экологии и экономии ресурсов.


Стоимость (только для комплектаций 2WD), руб

Количество комплектаций (стандартных вариаций) с 2WD

Стандартные комплектации по мере удорожания

Количество стандартных цветов кузова

Renault Sandero Stepway

498 000 - 554 000

2

МКПП, АКПП

3

Great Wall Hover M4

514 000 - 584 000

3

City, Standart, Luxe

11

Changan CS35

549 000 - 699 000

4

Standard,  Comfort, Luxe, Luxe АТ

6

Renault Duster

  488 000 - 737 000

4 (5)

Authentique, Expression, Privilege, Luxe Privilege

9

LIFAN X60

499 900 - 584 900

4

Basic, Standart, Comfort, Luxury

6

Chery Tiggo

535 900 - 547 900

2

TG13C-2WD,  TG13LX-2WD

4

Geely Emgrand X7

619 000 - 649 900

2

Comfort, Luxury

4

KIA Soul

649 900 - 939 900

5

Classic, Comfort, Luxe, Diva (только бензин + АКПП), Burner (только дизель)

9

Suzuki SX4 Classic

649 000 - 789 000

4 (6)

GL, GL+, GLX, Rhino Edition

8

Mitsubishi ASX

729 000 - 949 990

3 (6)

Inform (только с мотором 1,6 л), Invite, Intense, Instyle (только с мотором 1,8 л)

6

Skoda Yeti

739 000 - 939 000

3 (10)

Active, Ambition, Elegance (плюс 8 фиксированных пакетов опций)

14

По количеству комплектаций получилось все предсказуемо: чем дороже автомобиль в целом, тем больше вариаций. Однако надо понимать, что маркетологи автопроизводителей не спят: основная борьба за снижение идет путем выведения в стандартные пакеты опций ряда оборудования. Иногда эти добавочные пакеты необходимого оборудования могут существенно удорожить машину.

Среди наиболее дешевых версий авто идет борьба по «мелочевке» - будет кондиционер или нет, сколько поставить электростеклоподъмников, есть ли электропривод регулировки зеркал и т.д. Но некоторая «мелочевка» касается и безопасности. Так, особенно среди китайских авто, разница в комплектациях может включать разницу в количестве установленных подушек безопасности. Поэтому если вы озабочены собственной безопасностью, то стоит обратить на это серьезное внимание. Помимо этого есть специфический уклон китайского автопрома на гаджеты – например, на выходе USB и розетке на 12В здесь не сэкономят, этим будут скорее «грешить» европейцы и более дорогие японцы.

На верхней планке бюджета борьба идет по моторам и коробкам. Что тоже требует понимания: если вы выберете «чахлый» мотор для дальних путешествий, то удовольствия от этого будет мало. Да и с безопасностью передвижения будут вопросы из-за невозможности легкого совершения маневров. С другой стороны, в случае непредвиденных обстоятельств подушка безопасности может стать тем самым пресловутым последним шансом. Приходится снова делать мучительный выбор.

Итак, сравним некоторые позиции у разных автомобилей:

Наличие в стандартной комплектации

Задние датчики парковки

Подушка безопасности водителя

Подушка безопасности переднего пассажира

Кондиционер

Электропривод регулировки зеркал заднего вида

Передние электро-стеклоподъемники

Задние электро-стеклоподъемники

Наличие люка

Renault Sandero Stepway

Нет

Все комплектации

Все комплектации

Все комплектации

Нет

Все комплектации

Нет

Нет

Great Wall Hover M4

Только для Luxe (584 000 р.)

Все комплектации

Все комплектации

Начиная со Standart (564 000 р.)

Все комплектации

Все комплектации

Начиная со Standart (564 000 р.)

Нет

Changan CS35

Начиная с Comfort (639 000 р.)

Все комплектации

Начиная с Comfort, 639 000 р.

Начиная с Comfort, 639 000 р.

Начиная с  Comfort (639 000 р.)

Все комплектации

Начиная с Comfort (639 000 р.)

Начиная с LUXE (669 000 р.)

Renault Duster

Только для  Luxe Privilege (737 000 р.)

Все комплектации

Опция за 7 000 р для Expression (547 000 р для мотора 1,6, 625 000 р, для мотора 2,0), для Privilege комплект с боковыми подушками за 15 000 р, для Luxe Privilege в базе

Опция за 27 000 для Expression (547 000 р для мотора 1,6, 625 000 р, для мотора 2,0), начиная с Privilege в базе

Начиная с Privilege (679 000 р для мотора 1,6)

Начиная с Expression (547 000 р для мотора 1,6, 625 000 р, для мотора 2,0)


Нет

LIFAN X60

НЕТ ИНФО

Все комплектации

Все комплектации

Начиная с Standart (539 900 р)

Все комплектации

Все комплектации

Все комплектации

Только Luxury (584 900 р.)

Chery Tiggo

Все комплектации

Все комплектации

Все комплектации

Все комплектации

Все комплектации

Все комплектации

Все комплектации

Только  TG13LX-2WD (547 900 р.)

Geely Emgrand X7

Только в Luxury

Все комплектации

Все комплектации

Для Comfort, в Luxury - климат-контроль

Все комплектации

Все комплектации

Все комплектации

Нет

KIA Soul

Начиная с Luxe (749 000 р.)

Все комплектации

Все комплектации

Для Classic и Comfort (679 900 р); начиная с Luxe климат-контроль (749 900 р)

Все комплектации

Все комплектации

Все комплектации

Нет

Suzuki SX4 Classic

Нет

Все комплектации

Все комплектации

Все комплектации, климат-контроль начиная с GLX  (725 000 р)

Все комплектации

Все комплектации

Все комплектации

Нет

Mitsubishi ASX

Камера заднего вида в Instyle (949 990 р)

Все комплектации

Все комплектации

Все комплектации, кроме Instyle, где климат-контроль (949 990 р)

Все комплектации

Все комплектации

Все комплектации

Нет

Skoda Yeti

Нет

Все комплектации

Все комплектации

Все комплектации, для Elegance - климат-контроль

Все комплектации

Все комплектации

Только для Elegance (от 909 000 р)

Нет

 

По гарантии и месту производства на новые автомобили у рассматриваемых бюджетных кроссоверов ситуация следующая:


Гарантия

Производство

Renault Sandero Stepway

3 года или 100 000 км

Россия, Румыния, Бразилия

Great Wall Hover M4

3 года или 100 000 км пробега

Китай

Changan CS35

3 года или 100 000 км

Китай

Renault Duster

3 года или 100 000 км

Россия, Румыния (Dacia Duster), Бразилия, возможно будет Индия, Колумбия

LIFAN X60

5 лет или 150 000 км

Китай, Россия

Chery Tiggo

5 лет или 150 000 км

Россия

Geely Emgrand X7

2 года или 60 000 км от коррозии;  3 года или 100 000 км на узлы и агрегаты

Китай, Беларусь

KIA Soul

5 лет или 150 000 км

Корея

Suzuki SX4 Classic

3 года или 100 000 км

Венгрия

Mitsubishi ASX

2 года без ограничения по пробегу; 3 года до 100 000 км

Япония, США, Россия (Калуга)

Skoda Yeti

2 года без ограничения по пробегу

Чехия, Россия, Казахстан, Украина

РЕЗЮМЕ

Итак, если мы хотим жестко «вписаться» в бюджет 750 000 рублей, то выбор будет стоять следующий: либо продукция Renault, либо китайский автопром, либо бюджетные комплектации KIA Soul, Suzuki SX4 Classic, Mitsubishi ASX и Skoda Yeti. Если у французов и китайцев идет экономия «на спичках» в угоду удешевления авто – на количестве подушек безопасности, электроприводах и т.п., то экономия в последних четырех авто – в основном на двигателях и коробках.

Оба варианта требуют осмысления перед покупкой. Например, готовы ли вы к «пенсионерской» езде или считаете, что более безопасно иметь более мощный мотор, обеспечивающий безопасность на обгоне, но сэкономить на подушках? Вопрос принципиальный: действительно, то же наличие подушек безопасности серьезно успокаивает, но это не панацея от всех бед.

Далее встает вопрос надежности. К сожалению, китайский автопром, как и российский, имеет массу вопросов по этому пункту – от качества сборки до качества запчастей. А почти половина из представленного в бюджете до 750 тысяч рублей имеет российско-китайские корни. Хотя за последнее время качество и тех и других, вроде бы, начало заметно улучшаться – дает знать конкурентная борьба – при покупке таких авто на недочеты, по крайней мере, сборки стоит обратить повышенное внимание.

Если же размышления приводят к тому, что хочется все и сразу, то бюджет покупки надо увеличивать. Как показывает картина рынка, сумма добавки колеблется от 50-ти до двухсот тысяч рублей. Тогда расширяется как список моделей, так и становятся доступными более богатые комплектации.

А вот нужен ли полный привод – вопрос, хотя и серьезный, но лежит все же в другой плоскости. Для кого-то – это реальная необходимость, а для других – баловство. Так что прежде чем кидаться в омут полного привода, реально оцените его необходимость для себя.

Текст Натальи Парамоновой


Статьи по теме