01.09.2011 Двигательные вкладыши

Двигательные вкладыши

Вкладыши — детали, без которых нормальное функционирование двигателя автомобиля невозможно. Именно они выполняют функцию поддержки шатунов и валов (как коленчатого, так и распределительного). Кроме того, на поверхности вкладышей образуется тонкая планка масла, препятствующая непосредственному контакту металлических поверхностей. Стоит учесть, что свои функции вкладышам приходится выполнять под воздействием колоссальных нагрузок и, зачастую, экстремальных температурных условий.

Постоянные нагрузки могут стать причиной образования трещин, загрязненное масло повышает износ (за счет царапания поверхности). Недостаток давления в масляной системе может привести к выходу вкладыша из строя буквально за несколько часов. Кроме того, свою деструктивную лепту может внести кислая среда в картере.

Основное проявление износа вкладыша — увеличивающийся зазор, что означает падение давления масла и повышенный шум при работе. Такие симптомы игнорировать не стоит — лучше сразу провести замену выходящие из строя детали.

Чем мощнее двигатель, тем большие нагрузки приходится вносить вкладышам. Например, использование нагнетательного компрессора, повышающего мощность мотора, означает повышение износа сопутствующих деталей. Если же речь идет о форсированных или спортивных движках, то подбору вкладышей стоит уделить максимальное внимание.

Один из основополагающих факторов эффективности вкладыша — используемые материал. Практически все двигатели азиатского и американского производства оснащены вкладышами, изготовленными из алюминия ,в то время как европейцы зачастую отдают предпочтение свинцовым и медным сплавам. Связано это с тем, что такие сплавы лучше выдерживают нагрузки весьма распространенных в европейском регионе дизельных движков.

Переход от свинца к алюминию обусловлен стремлением автопроизводителей снизить применение свинца до минимума. В середине 90-х годов прошлого века был создан алюминиевый сплав A-500, практически не имеющий в составе свинца; созданный несколько позже A-590 не содержал его вообще. Именно A-590, обладающий шикарными показателями износостойкости и прочности, может с равным успехом применяться как в высокоборотистых бензиновых движках, так и в дизельных моторах, работающих с большими нагрузками.

Алюминий в целом дешевле свинца, плюс значительно более износостоек. Стойкость к истиранию позволяет алюминиевым вкладышам не засорять масло продуктами своего разрушения, что положительно сказывается на надежности всей системы.

Однако по этой же причине алюминий плохо поглощает твердые частицы, заносимые потоком масла. Итог — множество царапин на поверхности вкладыша и повышение темпов износа.

Для борьбы с этим явлением используется метод шлифовки внутренней поверхности вкладыша. После такой процедуры вкладыш получает множество микроскопических неровностей, благодаря которым масло прочнее лежится на металле, и в этих же канавках оседают инородные частицы, не производя серьезных разрушений.

Еще одним плюсом алюминия являются более высокие показатели температуры плавления, что означает повышенную устойчивость к локальным перегревам.

В целом алюминиевые вкладыши могут быть использованы практически в любом виде двигателей, однако в любом случае они будут весьма чувствительны к качеству используемого масла и требовать его регулярной замены.

Медно-свинцовые вкладыши предоставляют большую свободу к выбору масла в двигателе, и способны легко переносить относительно небольшие дефекты поверхности шеек вала, но в целом их уровень износостойкости ниже.



Комментарии

comment_form