03.07.2019 Как выбрать масло для дизеля?

Дизельные двигатели обладают массой преимуществ перед бензиновыми. Они надежнее, экономичнее, обладают высоким КПД, на порядок выносливее. Но работают в более тяжелых условиях. Для сгорания используется обедненная топливно-воздушная смесь, ускорен процесс сгорания топлива.

Солярка содержит заметно больше серы, чем бензин. В условиях неполного сгорания дизтоплива, образовывается много сажи, смолистых отложений. Из-за высокого давления возрастает риск прорыва отработанных газов в картер. Из-за этого масло стареет в разы быстрее. Впоследствии — перегрев, ускоренный износ, двигатель работает неравно, снижается КПД.

Еще жестче требования к маслу для турбированных моторов. Скорость вращения турбокомпрессора может превышать 100 тысяч оборотов в минуту, а его температура иногда достигает +270°С. Поэтому масло должно сохранять приемлемую вязкость в сложных условиях.

Для нормальной работы дизеля важно выбирать масло с учетом его конструктивных особенностей. Марки для бензиновых ДВС не подходят. Поэтому возникают вопросы: На что обратить внимание при выборе масел? Существуют ли какие-то секреты?

Какие функции выполняет масло для дизеля?

Главная задача моторного масла — смазка подвижных деталей двигателя внутреннего сгорания, снижение трения. В результате повышается КПД, снижается расход топлива, легче вывести агрегат на стабильную рабочую температуру. Но также оно выполняет и дополнительные функции:

  • охлаждение мотора;
  • защита от окисления (особенно при большой содержании серы), коррозии;
  • удаление нагара, сажи, очистка от смолистых отложений.

Масло поддерживает рабочие параметры ДВС на одном уровне, защищает его от быстрого износа, снижает шумность. Но только если подобрано с учетом типа, особенностей конструкции двигателя.

На какие характеристики дизельных масел обратить внимание?

Ассортимент дизельных масел

Все производители двигателей указывают класс, параметры рекомендуемого масла. Для удобства пользователей в Руководстве по эксплуатации транспортного средства прописывается бренд, маркировка. Допустимо использование масел сторонних производителей, только нужно соблюдать указанные требования:

Вязкость

Параметр показывает, в каком температурном диапазоне масло для дизеля способно прокачиваться внутри двигателя по тонким каналам и при этом образовывает сплошную пленку на поверхности трущихся деталей.

Важно! Вязкость — это не показатель качества. Она подбирается в зависимости от климатических условий эксплуатации. Одинаковая вязкость может быть у минеральных и более дорогих синтетических масел.

Вязкость регламентируется стандартом SAE (англ. Society of Automotive Engineers). Всесезонные смазочные материалы обозначается маркировкой (указывается на этикетке) вида 5W-40, 0W-30 и др.

Первая часть, с маркировкой W (winter – зима) показывает минимальную температуру, при которой сохраняется жидкое состояние масла и его способность прокачиваться по системе во время запуска. Вторая часть — максимальную температуру окружающей среды, при которой сохраняется достаточная вязкость для образования масляной пленки на металлических поверхностях.

Иногда встречаются летние (обозначаются по типу SAE 40) и зимние смазочные материалы (маркируются SAE W10).

Вязкость — важный параметр. От него зависит, насколько легко будет заводиться мотор на морозе, а также насколько эффективно смазывается двигатель по достижении рабочей температуры, как скоро понадобится капитальный ремонт.

Вязкость дизельного масла

Маркировка по SAE — универсальный параметр для всех типов двигателей и выбирается исключительности в зависимости от условий эксплуатации. Масло может эксплуатироваться при такой температуре:

  • SAE W0 – от -40 до -10º С;
  • SAE W5 – от -35 до - 10º С;
  • SAE W10 — от -25 до -5º С;
  • SAE W15 — от -20 до 0º С;
  • SAE W20 — от -15 до +15º С;
  • SAE 30 — от +5 до +30º С;
  • SAE 40 — от +5 до +45º С;
  • SAE 50 — от +10 до +50º С.

Маркировка масла для дизеля

При выборе марки учтите, диапазон летних и зимних температур в своем регионе. Информация в свободном доступе в интернете, получить ее можно за пару минут.

Тип двигателя

В мире широко используется два основных стандарта: API (American Petroleum Institute) и ACEA (European Automobile Manufacturers Association).

Стандарт API используется чаще всего. Выделяет масла трех видов:

  • S — для бензиновых ДВС;
  • C — для дизеля;
  • EC (EnergyConserving) — энергосберегающие.

Выпускаются универсальные масла. Имеют двойную маркировку: SJ/CF или CF/SJ. При покупке смотрите на первую часть обозначения. Если вначале стоит буква S — предпочтительнее использовать в ДВС, работающих на бензине. Если C – на солярке.

Подклассы API:

  • CJ-4 – самый современный стандарт, действует с 2006 года, подходит для быстроходных моторов до Евро-5. Рекомендован для автомобилей с сажевыми фильтрами, в дизельном топливе серы должно быть не больше 0,05%.
  • CI-4 – действует с 2002 года, создан для скоростных дизелей с EGR. Подходит для моторов, которые выпускались до 2007 года. Заменил подклассы CD, CE, CF-4, CG-4, и GH-4.
  • CH-4 – категория действует с 1998 года. Подходит для скоростных дизелей которые выпускались до 2002 года. Совместим с топливом, в котором серы до 0,5%.
  • CG-4 – разработан для ДВС, учитывает требования токсичности, принятые в 1994 году.
  • CF-4 – для высокооборотных турбированных и обычных атмосферных двигателей, действует с 1990 года.
  • CF – для высоконагруженных двигателей технологической, сельскохозяйственной техники с раздельным впрыском, существует с 1994 года.
  • CE – создан для форсированных дизелей с высокой мощностью, работающих в экстремальных условиях под повышенными нагрузками. Сегодня почти не используется, подходит для техники, выпущенной до середины 90х.

Это важно! В США почти не используются легковые автомобили с дизелем. Поэтому согласно классификации API большинство категорий масел класса C разработаны для коммерческого транспорта. В легковой технике могут использоваться смазочные материалы подклассов CJ-4, CI-4, CH-4.

Стандарт ACEA создан совместно 15 автопроизводителями из Евросоюза. Устанавливает жесткие требования для эксплуатационных свойств и экологичности двигателей.

Существует четыре класса по ACEA:

  • А/В — бензиновые/дизельные;
  • С — универсальные для ДВС с сажевым фильтром;
  • Е — для высокомощных ДВС грузовой и технологической техники.

Дополнительно выделяют несколько категорий. А1/В1 — низковязкие энергосберегающие масла. На высоких оборотах они не теряют свои смазывающие свойства, помогают экономить топливо.

А2/В2 — универсальные категория, с нормальными эксплуатационными характеристиками, обычной периодичностью смены. Сейчас почти не используется. Подкласс А3/В3 обладает стабильной вязкостью stay-in-grade. Это всесезонные масла, обладают увеличенным сроком работы, улучшенными эксплуатационными свойствами.

Энергосберегающие масла А5/В5 для форсированных мощных двигателей спорткаров, внедорожников. Хорошо противостоят разрушению, имеют увеличенный межсервисный интервал (от 30 до 60 тыс км.). Обычно используются в коммерческой технике.

Масла для автомобилей с катализаторами (DPF или TWC ) класса С бывают четырех подклассов. С1 и С2 — энергосберегающие маловязкие с низким содержанием серы, фосфора, пониженной зольностью (Low SAPS) для форсированных (С1) и обычных (С2) дизельных, бензиновых моторов.

Категория С3 и С4 — всесезонные масла со стабильной вязкостью Stay-in-grade, которая сохраняется как при отрицательных температурах, на высоких оборотах. Обладают низкой зольностью, минимальным содержанием серы (до 0,2%).

Для грузовой, технологической техники по ACEA используется класс Е. Существуют такие категории масел:

  • Е7 — с повышенной защитой от износа и нагара. Обладают стабильной вязкостью, увеличенным сроком службы. Соответствуют экологическим стандартам вплоть до Евро-5. совместимы с катализаторами SCR, EGR. По характеристикам являются аналогом API CI-4.
  • Е4 — со стабильной вязкостью (stay-in-grade), увеличенным интервалом замены. Созданы на базе категории Е7, но по характеристикам превосходят ее. Рекомендованы для высокооборотных двигателей, тяжелых условий.
  • Е9 — со сниженным содержанием серы, минимальной зольностью. Подходят для большинства дизельных и бензиновых моторов коммерческой техники;
  • Е6 — для эксплуатации совместно с соляркой с пониженным содержанием серы. Обладают увеличенной продолжительностью жизни. Походят для современных моторов, которые работают на высоких оборотах. Соответствуют стандарту Евро-1 - Евро-4

Минеральное или синтетика?

Минеральные масла изготавливаются путем перегонки нефти или извлекаются из специальных сельскохозяйственных культур. В результате получается базовое масло, в которое добавляются специальные присадки, обуславливающие его характеристики: вязкость, моющие свойства, способность защищать от окисления и др.

Главное преимущество минеральных масел для дизеля — относительно простая технология производства, невысокая цена. Они могут использоваться на старой дизельной технике стандарта Евро 1, Евро 2. Также предпочтительно заливать в моторы в регионах с теплым климатом.

Основной недостаток — молекулы углеводородов разной длины, попадаются длинные цепочки, из-за которых масло может сильно загустеть при низкой температуре. На качестве готового продукта сильно сказывается исходное сырье, поэтому эксплуатационные свойства отличаются у разных марок, во многом зависят от места производства.

Синтетические масла синтезируются из попутных нефтяных газов. В процессе производства изначально задаются нужные характеристики, поэтому в них присадки добавляются в минимальном количестве.

Главное достоинство — однородность молекул по размеру. В результате удалось удерживать стабильную вязкость как на низкой, так и на высокой температуре. Обеспечивается легкий запуск на морозе, тихая плавная работа мотора. Низкое содержание серы и других примесей обуславливает отличные антикоррозионные, моющие свойства, увеличенный ресурс.

Синтетические масла дороже, но и их ресурс в два — два с половиной раза больше, чем у минеральных. Однако все преимущества можно оценить только на новых двигателях. На ДВС с заметным износом синтетика начнет срезать весь скопившийся нагар, который может забыть систему, масляный фильтр. И-за увеличенных зазоров разницы в плавности запуска, эффективности смазки не будет заметно. Поэтому если капитальный ремонт только предстоит, разумнее использовать промежуточный вариант — полусинтетику. Это баланс цены и защитных свойств.

Обратите внимание! Минеральное, синтетическое и полусинтетическое масла между собой можно смешивать только в экстренных случаях (возможно образование сгустков) и только если их вязкость по классификации SAE одинакова. Эксплуатационные характеристики должны соответствовать требованиям производителя ДВС. Иначе возможен ускоренный износ, затрудненный запуск, перегрев мотора.

Как выбрать масло для дизеля?

Конструкции двигателей сильно отличаются по допускам, рабочим условиям.То, что хорошо для одной марки, может пагубно сказаться на линейке ДВС другой компании.

В легковые и малотоннажные автомобили Мазда можно лить масла категории В1/А1 по ACЕА. Производители Toyota (Lexus), Honda (Acura), Fiat, Citroen, Peugeot рекомендуют категорию В2-В4. Легковые автомобили Nissan более требовательны, для них предпочтительнее подкласс В3-В4.

Корейский автоконцерн Hyundai/Kia рекомендует масла компании ZIC (XQ LS). Многие производители указывают в Руководстве масла под собственной маркой. Например: Ford М2С 913 и Ford 934, VW 507 00 Castrol, BMW Longlife-04, Mercedes-Benz 229.31 и 229.51.

Концерн GM ввел собственный стандарт GM-LL-B-025.

При выборе масла не всегда нужно вникать во все тонкости стандартов и классификации масел. Ведущие производители горюче-смазочных материалов на этикетке указывают модели двигателей, марки авто, с которыми совместимо масло для дизеля.

Классификаций масла для дизеля

Несколько рекомендаций для владельцев дизельной техники:

  • лучше немного уменьшить (на 10-15%) межсервисный интервал, указанный в Руководстве, помните, что качество топлива на российских АЗС далеко не всегда высокого качества;
  • хорошее масло для дизеля не нуждается в присадках, оно уже содержит все необходимые компоненты;
  • не смешивайте масла разных типов, никогда не лейте в дизель смазочные материалы для бензиновых ДВС;
  • энергосберегающие масла обладают сниженной вязкостью, позволяют снизить расход топлива. Но их можно использовать только если это предусмотрел производитель.

В заключении

Даже самый надежный автомобиль с доработанным мотором не сможет раскрыть свой потенциал без регулярной замены и использования соответствующих горюче-смазочных материалов. Более того, неправильно залитое масло может навредить двигателю: вызвать ускоренный износ поршневой группы, турбины, спровоцировать образование нагара.

Выбрать масло для дизеля не сложно. Все что нужно — соблюдать рекомендации производителя, указанные в руководстве по эксплуатации, учитывать климатические условия региона. И запомните! Покупка масла — это выгодная инвестиция, которая поможет сократить затраты на эксплуатацию и продлить срок службы мотора.



Комментарии

comment_form