29.01.2009 МЕТАНОЛОМ — ПО КРИЗИСУ!

  Понятно: для того, чтобы стать передовой державой мира, Россия должна не слепо следовать за Западом, а создавать у себя то, что там еще не существует. Представьте себе, что к началу нашей электрификации уже изобретена и лампочка Лодыгина, и разные устройства, необходимые для электрического освещения, но Европа всё еще сидит при свечах, поскольку электрические люмены не могут конкурировать со стеариновыми. 

  Передо мной журнал "В мире науки" за январь 1990 г. В этом номере чуть ли не двадцатилетней давности американские специалисты обсуждают замечательные преимущества автомобиля, работающего на метаноле. Поскольку получение метанола из природного газа не сложнее получения бензина из сырой нефти, а энергетическая цена газа ниже таковой у нефти, то возникает вопрос, почему же более совершенные авто, работающие на метаноле, до сих пор не получили распространения? Основную причину авторы видят в том, что топливные компании не хотят производить метанол, пока не создана достаточно развитая сеть соответствующих автозаправочных станций, а эти станции не создаются, пока нет достаточно большого парка автомобилей, работающих не новом топливе. В общем, понятно, это очень масштабный проект, требующий больших и долгосрочных инвестиций. В огромной по объёму отрасли экономики, позволяющей существовать автомобильному транспорту, давно всё улажено, монополизировано и застыло в своем совершенстве — надо всё рушить и создавать заново. Это всё равно, что перестроить железнодорожную колею в стране на новый стандарт. 

  Но то, чего по разным причинам не хотел делать ни большой бизнес, ни правительство, не исключено, сделает глобальный финансово-экономический кризис, хотя, конечно, Вашингтону вовсе не с руки терять нефть Персидского залива как один из ключевых инструментов своего тотального доминирования. 

  Но именно метанол является универсальным энергоносителем для экономики XXI века. В нашем организме таким универсальным энергоносителем является глюкоза. В растворенном виде она по трубопроводам кровеносной системы доставляется ко всем тканям и клеткам организма. В виде крахмала-гликогена глюкоза удобно запасается в печени, так что человеку не обязательно постоянно есть, чтобы поддерживать в крови необходимую концентрацию глюкозы — при малейшей необходимости гликоген снова принимает форму глюкозы. 

  Кроме универсального энергоносителя, в организме есть и универсальный энергоприемник. Это — аденозинтрифосфорная кислота (АТР). Её молекулы легко распадаются с выделением очень большого количества энергии. Однако АТР — очень нестабильное вещество, его нельзя ни хранить, ни перемещать на большие расстояния, и поэтому он синтезируется из глюкозы прямо на месте потребления — в клетках тканей организма. Можно сказать, что клетки потому и малы, что АТР не может путешествовать. 

  Но насколько метанол подходит организму, называемому техносферой, в качестве универсального энергоносителя? Метанол можно производить буквально из любого сырья, содержащего углерод. Масштабное производство метанола естественно организовать вблизи крупных месторождений природного газа, нефти и угля (в убывающем порядке удобства преобразования). Эти энергоносители могут быть любого качества. Производство метанола очень экологично, поскольку сера и другие вредные примеси в удобной для использования или захоронения форме относительно недорого отделяются в процессе синтеза. 

  Метанол очень удобен для транспортировки, как по трубопроводам, так и наливным наземным и морским транспортом. Поскольку вязкость метанола, если сравнивать его с нефтью, очень низка и слабо зависит от температуры, диаметр трубы метанолопровода может быть существенно меньше, чем таковой нефтепровода той же производительности, не говоря уже об исполинских трубах газопроводов. В принципе, даже магистральные метанолопроводы могут быть пластиковыми, т.е. вечными. Если супертанкеры, перевозящие сжиженный газ, представляют собой стомегатонные бомбы замедленного действия, то танкер, перевозящий метанол, с пожарной точки зрения безопаснее нефтеналивного. В случае супертанкерной катастрофы метанол, будучи хорошо растворимым в воде, быстро снижает свою концентрацию до приемлемого уровня — морская перевозка метанола не угрожает ни пляжам, ни устричным банкам. 

  И уж если Россия решила быть мировой энергетической державой, то этот статус должен быть связан не с добычей нефти и газа, а с производством метанола. Поскольку именно здесь, а не в области, например, тех же нанотехнологий, мы пока "впереди планеты всей". 

  Так получилось, что российские ученые внесли большой вклад в технологии, запрашиваемые масштабным производством метанола, — включая топливные элементы и газогенераторы, использующие принцип сверхадиабатического горения. Такие генераторы газа могут работать на топливе влажностью до 60%. Это открывает возможность перерабатывать в метанол мусор городских свалок, и тем самым обнадежить человечество, которое, похоже, смирилось с тем, что ему предстоит погибнуть под грудами мусора. 

  Вот это будет по-настоящему русский, неожиданный и закрывающий проблему в целом, выход из кризиса!

 

  Понятно: для того, чтобы стать передовой державой мира, Россия должна не слепо следовать за Западом, а создавать у себя то, что там еще не существует. Представьте себе, что к началу нашей электрификации уже изобретена и лампочка Лодыгина, и разные устройства, необходимые для электрического освещения, но Европа всё еще сидит при свечах, поскольку электрические люмены не могут конкурировать со стеариновыми. 

  Передо мной журнал "В мире науки" за январь 1990 г. В этом номере чуть ли не двадцатилетней давности американские специалисты обсуждают замечательные преимущества автомобиля, работающего на метаноле. Поскольку получение метанола из природного газа не сложнее получения бензина из сырой нефти, а энергетическая цена газа ниже таковой у нефти, то возникает вопрос, почему же более совершенные авто, работающие на метаноле, до сих пор не получили распространения? Основную причину авторы видят в том, что топливные компании не хотят производить метанол, пока не создана достаточно развитая сеть соответствующих автозаправочных станций, а эти станции не создаются, пока нет достаточно большого парка автомобилей, работающих не новом топливе. В общем, понятно, это очень масштабный проект, требующий больших и долгосрочных инвестиций. В огромной по объёму отрасли экономики, позволяющей существовать автомобильному транспорту, давно всё улажено, монополизировано и застыло в своем совершенстве — надо всё рушить и создавать заново. Это всё равно, что перестроить железнодорожную колею в стране на новый стандарт. 

  Но то, чего по разным причинам не хотел делать ни большой бизнес, ни правительство, не исключено, сделает глобальный финансово-экономический кризис, хотя, конечно, Вашингтону вовсе не с руки терять нефть Персидского залива как один из ключевых инструментов своего тотального доминирования. 

  Но именно метанол является универсальным энергоносителем для экономики XXI века. В нашем организме таким универсальным энергоносителем является глюкоза. В растворенном виде она по трубопроводам кровеносной системы доставляется ко всем тканям и клеткам организма. В виде крахмала-гликогена глюкоза удобно запасается в печени, так что человеку не обязательно постоянно есть, чтобы поддерживать в крови необходимую концентрацию глюкозы — при малейшей необходимости гликоген снова принимает форму глюкозы. 

  Кроме универсального энергоносителя, в организме есть и универсальный энергоприемник. Это — аденозинтрифосфорная кислота (АТР). Её молекулы легко распадаются с выделением очень большого количества энергии. Однако АТР — очень нестабильное вещество, его нельзя ни хранить, ни перемещать на большие расстояния, и поэтому он синтезируется из глюкозы прямо на месте потребления — в клетках тканей организма. Можно сказать, что клетки потому и малы, что АТР не может путешествовать. 

  Но насколько метанол подходит организму, называемому техносферой, в качестве универсального энергоносителя? Метанол можно производить буквально из любого сырья, содержащего углерод. Масштабное производство метанола естественно организовать вблизи крупных месторождений природного газа, нефти и угля (в убывающем порядке удобства преобразования). Эти энергоносители могут быть любого качества. Производство метанола очень экологично, поскольку сера и другие вредные примеси в удобной для использования или захоронения форме относительно недорого отделяются в процессе синтеза. 

  Метанол очень удобен для транспортировки, как по трубопроводам, так и наливным наземным и морским транспортом. Поскольку вязкость метанола, если сравнивать его с нефтью, очень низка и слабо зависит от температуры, диаметр трубы метанолопровода может быть существенно меньше, чем таковой нефтепровода той же производительности, не говоря уже об исполинских трубах газопроводов. В принципе, даже магистральные метанолопроводы могут быть пластиковыми, т.е. вечными. Если супертанкеры, перевозящие сжиженный газ, представляют собой стомегатонные бомбы замедленного действия, то танкер, перевозящий метанол, с пожарной точки зрения безопаснее нефтеналивного. В случае супертанкерной катастрофы метанол, будучи хорошо растворимым в воде, быстро снижает свою концентрацию до приемлемого уровня — морская перевозка метанола не угрожает ни пляжам, ни устричным банкам. 

  И уж если Россия решила быть мировой энергетической державой, то этот статус должен быть связан не с добычей нефти и газа, а с производством метанола. Поскольку именно здесь, а не в области, например, тех же нанотехнологий, мы пока "впереди планеты всей". 

  Так получилось, что российские ученые внесли большой вклад в технологии, запрашиваемые масштабным производством метанола, — включая топливные элементы и газогенераторы, использующие принцип сверхадиабатического горения. Такие генераторы газа могут работать на топливе влажностью до 60%. Это открывает возможность перерабатывать в метанол мусор городских свалок, и тем самым обнадежить человечество, которое, похоже, смирилось с тем, что ему предстоит погибнуть под грудами мусора. 

  Вот это будет по-настоящему русский, неожиданный и закрывающий проблему в целом, выход из кризиса!

Анатолий Аверкин
Газета «Завтра» №52 (788) от 24 декабря 2008 г. www.zavtra.ru



Комментарии

Комментарии

Первая | Назад | Комментарии от 51 до 53 из 53
comment_form