29.08.2013

ФАС не в силах повлиять на автобизнес

Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) совместно с Комитетом автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) издаст кодекс поведения дилеров и автопроизводителей, не способный отрегулировать рынок.

В автобизнесе кризис. Причем не только экономический, но и качественно-структурный. На всех этажах отрасли: начиная с самого верха и заканчивая любым нижним звеном. Отношения между игроками отрасли в большинстве случаев отнюдь не партнерские, а вражеские. Сильнее всего от этих междоусобных войн страдает клиент: хамские цены на автомобили и сервис, низкое качество обслуживания, отказы по гарантии.

Любую альтернативу бизнес и государство старательно отбирает у клиента. Шантаж гарантией, привязанность обслуживания у официалов ради беспрепятственного прохождения техосмотра, навязывание запчастей, допоборудования, аксессуаров.

Пару лет назад в этой истории случился любопытный прецедент: Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) покусилась на отношения между официальными дилерами и представительствами, уличив дистрибьюторов в нарушении антимонопольного законодательства. Сущность коллизии сводилась к требованию снизить издержки вступления в бизнес и пустить на рынок сервиса и обслуживания независимых игроков, предоставив им доступ к источникам оригинальных запчастей. Примечательно, что претензии со стороны ФАС были обозначены лишь в отношении пяти представительств, хотя ситуация абсолютно идентична и у остальных марок. (ФАС оскалилась на дистрибуторов)

С тех пор прошло почти два года. Недовольство ФАС тогда не привело ни к каким последствиям. Независимые игроки рынка так и не получили никаких прав, официальные дилера конкуренции, а клиент выигрыша в качестве и цене. Реакция обозначилась лишь сейчас, когда по СМИ прошла весть о разработке регламента поведения автопроизводителей и их дилерской сети. Антимонопольная служба позвала на помощь Комитет автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ). Вместе, в сентябре 2013, они планируют согласовать новые правила игры в автобизнесе.

Клиенту этот регламент не даст ничего. Ключевое слово в готовящемся документе «добровольно». По мнению АЕБ и ФАС, автопроизводители должны добровольно взять на себя обязательства по усилению прозрачности работы с новыми и существующими дилерами, созданию недискриминационных условий доступа на рынок, заключению долгосрочных дилерских соглашений. Другими словами АЕБ и ФАС дают представительствам наставления, призывая их к совести. Это полезно в воспитании детей дошкольного возраста, но никак не в случае с уже состоявшейся системой, живущей по собственным правилам.

Чрезвычайно показателен комментарий ответственного лица российского представительства Toyota Motor, данный в интервью РБК daily: «Мы рассчитываем, что правила игры на рынке со вступлением в силу документа станут более прозрачными. Детальные оценки и прогнозы в настоящий момент давать преждевременно».

Но кто же, как не они (представительства) завышают стоимость вхождения в бизнес, шантажируют сроком дилерских соглашений (если соглашение будет разорвано, то дилер омертвит капитал построенным под дилерский центр шоу-румом) и распространяют запчасти исключительно внутри дилерской сети. При таких полномочиях  рассчитывать, что правила игры на рынке со вступлением в силу документа станут более прозрачными, как минимум, бесчестно.

Добровольно-рекомендательный тон документа не заставит производителей и их представительства пересмотреть сложившийся формат отношений. Регламент, конечно,  появится, но пользы конечному потребителю не принесет, зато наглядно докажет беспомощность и бесполезность ФАС.  Жаль, что АЕБ обнажает похожую сущность.

Текст: Роман Харитонов


Статьи по теме
Картинка


KIA открыла новый дилерский центр

17 ноября 2015 года состоялась церемония торжественного открытия нового дилерского центра KIA в Стерлитамаке. В мероприятии принял участие президент компании KIA Motors Rus Сонг Хван Ким.

Картинка


ООО «Банк ПСА Финанс РУС» подвел итоги первого квартала

ООО «Банк ПСА Финанс РУС» анонсирует результаты за первый квартал.

Картинка


АРТЕКС закрывает один из автосалонов

Компания АРТЕКС сообщила о закрытии дилерского центра на 60 км МКАД с 1 декабря 2016 года.

Картинка


У Subaru «Все под контролем»

Subaru объявила о скидках до 25% на оригинальные запасные части компании.

Картинка


Hyundai открыла дилерский центр в Чечне

Первый дилерский центр компании Hyundai был открыт на территории Чеченской Республики в городе Грозный.

Картинка


KIA представила субкомпактный кроссовер Stonic

Компания KIA представила субкомпактный кроссовер Stonic. Продажи KIA Stonic в Европе и на ряде других рынков начнутся в третьем квартале 2017 года. Для российского рынка модель не планируется.

Обзор комбо-регистраторов – весна-2020

В обзоре вы найдете тесты актуальных по состоянию на весну 2020 года видеорегистраторов, совмещенных с радар-детектором. В нем собраны модели NEOLINE X-COP 9300, Mio MiVue i95, Fujida Karma Pro WiFi и iBOX F5 LASERVISION WiFi SIGNATURE.

MAN Truck and Bus Россия подвел итоги 2019 г

Компания MAN Truck and Bus завершает 2019-й календарный год на российском рынке уверенным ростом продаж. Укрепление позиций неразрывно связано с выбранной стратегией работы команды.

Моторные масла Cupper. Изучаем с пристрастием.

В конце 2019 года в редакцию поступил материал с громким названием «Технологии советской оборонки могут значительно увеличить ресурс автомобиля!». Эта тема нас заинтересовала, и мы решили узнать подробности.

Тест-драйв Suzuki Vitara: золотой блеск мечты

Когда еще правила бал Grand Vitara, Витару без грандиозной приставки очень ждали на нашем рынке. Почему Suzuki Vitara не стала хитом продаж и сможет ли она добиться успеха в дальнейшем? Попробуем разобраться на тест-драйве «Автодел».

Атом, тачки, два ствола (день 2)

Продолжаем путешествие выходного дня. Сегодня мы посетим наукоград Обнинск и ознакомимся с его достопримечательностями. Погуляем в «Усадьбе Белкино», посмотрим на привидения «Дачи Морозовой», постоим у проходной первой в мире атомной электростанции и завершим день в музее мусора.

Тестируем SHO-ME UHD 710 GPS/GLONASS – автомобильный видеорегистратор с GPS-информером

Герой нашего обзора – бюджетный видеорегистратор SHO-ME UHD 710 GPS/GLONASS – небольшая модель, достоинством которой является наличие GPS-информера с хорошей базой камер, установленных на дорогах. Видеообзор.

Как остановить коррозию?

Самая основная проблема, которая волнует автовладельцев: что делать, если автомобиль начал цвести? Как быть, если по нему поползли безобразные пятна ржавчины, которые, по мнению многих, уже ничем нельзя остановить? Рассказываем, что делать в этом случае.

Как защитить резьбу от коррозии?

Каждый хочет сохранить молодость. А что такое молодость для автомобиля? Это прежде всего такое состояние, когда во время ремонта легко откручиваются все болты и гайки. Как этого добиться? Рассказываем и показываем в статье.

Как улучшить фары за 5 минут?

При езде темными зимними дорогами очень хочется, чтобы фары были ярче и освещали как можно большее пространство дороги. Но, к сожалению, год от года свечение фар становится все тусклее. Рассказываем как быстро и бюджетно это исправить.