Газовые автомобили: экономия для перевозчиков более 2,2 млн рублей в год
Автомобили на природном газе: экономия на грузоперевозках и перспективы рынка
-
Компания «Синотрак Рус» оценила экономические выгоды использования автомобилей на природном газе в коммерческих перевозках.
-
Использование газовых автомобилей позволяет экономить свыше 2,2 млн рублей в год.
В последние годы коммерческий автотранспорт на альтернативном топливе, в первую очередь, на природном газе (метане), стал одним из наиболее перспективных направлений в российской транспортной отрасли. Начавшись с конца 2000-х годов, использование автомобилей на сжиженном нефтяном газе (СНГ) и позже на природном метане приобрело массовый характер. Несмотря на отсутствие точной статистики, в конце 2020-х годов количество автомобилей на альтернативном топливе в России увеличивалось на 30-40 тыс. единиц в год, и к настоящему времени парк таких автомобилей составляет около 350-400 тыс. единиц.
Согласно энергетической стратегии РФ, в 2023 году объем потребления метана в качестве моторного топлива составил 2,19 млрд куб. метров. К 2030 году эта цифра вырастет до 6,7-9 млрд куб. метров, а к 2050 году — до 21,3-29,3 млрд куб. метров. Такие данные свидетельствуют о стабильном росте и огромном потенциале развития рынка газовых автомобилей в России.
Развитие рынка газовых автомобилей и государственная поддержка
Одним из ключевых факторов роста является создание развитой сети газовых автозаправочных станций (АГНКС) и активная поддержка со стороны государства. Это включает субсидии на приобретение новых автомобилей и переоборудование существующих машин, а также льготное налогообложение и финансирование строительства АГНКС. Такие меры значительно способствуют популяризации альтернативных топливных технологий в России.
Однако существуют и сдерживающие факторы, такие как высокая начальная стоимость переоборудования автомобилей на газовую систему питания. Автомобили, работающие на компримированном природном газе (КПГ) и сжиженном природном газе (СПГ), стоят на 2-3 млн рублей дороже по сравнению с аналогичными моделями на традиционном топливе. Тем не менее, новые данные компании «Синотрак Рус» показывают, что использование КПГ и СПГ позволяет значительно сократить эксплуатационные расходы.
Экономия на топливе: более 2,2 млн рублей в год
Тесты, проведенные компанией «Синотрак Рус», показали, что использование КПГ позволяет экономить 14,13 руб./км, а СПГ — 12,59 руб./км. Таким образом, при пробеге 180 тыс. км/год экономия составит 2,55 млн руб./год на КПГ и 2,27 млн руб./год на СПГ. Это делает переход на природный газ особенно выгодным для компаний, занимающихся регулярными грузоперевозками.
«Компания SINOTRUK является пионером в создании коммерческого автотранспорта на СПГ и КПГ и высоко оценивает перспективы этих технологий. Мы уверены, что с ростом популярности этих технологий перевозчики смогут значительно сократить свои расходы на топливо, что повысит эффективность их бизнеса», — отметил Юань Сяодун, генеральный директор «Синотрак Рус».
Инновации в двигателях и технологиях газовых автомобилей
Основой для автомобилей SINOTRUK, работающих на газе, является двигатель МТ13, разработанный на базе дизельного МС13 и адаптированный для работы на природном метане. В отличие от дизельной версии, в нем применены стальные поршни, что повышает их жаростойкость и износостойкость при работе на газе. Кроме того, конструкция камеры сгорания была изменена для оптимизации процесса сгорания метана, а клапаны и седла клапанов выполнены из жаростойких сплавов. Для обеспечения максимального КПД и снижения выбросов в системе внедрено оптимизированное управление впрыском газа и зажиганием.
Кроме того, компания активно работает в сфере подготовки специалистов для обслуживания таких автомобилей. В 2024 году в тренинг-центрах «Синотрак Рус» обучение по обслуживанию ТС на альтернативном топливе прошли более 1550 человек в рамках 200 тренингов. В 2025 году компания планирует увеличить количество тренингов до 220, что позволяет обеспечить высокий уровень подготовки сервисных специалистов для работы с газовыми автомобилями.
Регионы и направления для внедрения газовых автомобилей
Использование автомобилей на альтернативном топливе становится особенно выгодным в регионах с развитой сетью АГНКС и доступом к газовому ресурсу. К таким регионам относятся Центральная Россия, южные регионы, Поволжье и Урал, где количество газовых заправок позволяет минимизировать простой автомобиля и оптимизировать маршруты. Дополнительным преимуществом является наличие собственной добычи природного газа и развитых газораспределительных сетей.
Наиболее эффективное использование газовых автомобилей наблюдается в крупных компаниях, занимающихся регулярными перевозками на средние и дальние расстояния. Это касается, прежде всего, грузовиков до 15 тонн, большегрузных магистральных тягачей и автобусов для пассажирских перевозок между городами. Эти виды транспорта имеют высокие расходы на традиционные виды топлива (бензин, дизель), что делает экономию при переходе на природный газ существенным фактором для рентабельности бизнеса.

