05.05.2025

Тестирование седельного тягача SITRAK LNG

Провели тест седельного тягача SITRAK LNG — экономия до 12,8 млн ₽ за 5 лет, новые технологии и полная сервисная поддержка. Альтернатива дизелю уже здесь!

Вопрос использования газомоторного топлива на просторах нашей Родины поднимается на каждой крупной выставке или мероприятии, посвящённом автомобильному транспорту. Идёт это ещё с советских времён — именно тогда выводились на линии первые пассажирские и грузовые автоколонны на газу, строились первые заправки и делались первые шаги в популяризации этого вида топлива. Где мы, а где Советский Союз? — спросит читатель и будет, несомненно, прав. Начиналось всё при плановой экономике, где деньги считали исключительно сверху, а сейчас у нас капитализм, при котором каждый эксплуатант сам несёт все риски.

Традиционно на развитие транспорта на газу действует несколько разнонаправленных сил. Отсутствие широкой сети заправочных станций ограничивало географию использования автомобилей на газу. В свою очередь, небольшой автопарк газовых автомобилей делал расширение сети АГЗС нерентабельным. Таким образом, существует взаимная зависимость между автопарком, работающим на газу, и специализированными заправочными станциями, и это признают все стороны процесса. При этом в области малотоннажного коммерческого транспорта на сжатом природном газе рынок уже стабилизировался, и проблем ни с транспортом на газу, ни с заправочными станциями в крупных регионах нет.

Для крупнотоннажного транспорта, который в основном работает на магистральных маршрутах, газ был неактуален, так как не обеспечивал нужный запас хода. Переход на сжиженный газ (LNG) позволил обеспечить возможность на одной заправке проезжать уже до 1000 км, что стало уже интересным для большегрузов. Тем более, что объём, занимаемый криобаками, не превышал объём баков для дизельного топлива. Одновременно с этим росло и количество заправок для данного типа топлива, которые развивали компании "Газпром" и "Новатэк".

Тестирование седельного тягача на SITRAK LNG и сравнение его с дизельной версией грузовика

Удивительно, но приход китайских компаний задал тренд, который может поменять рынок коммерческого транспорта на газу и дать предпосылки к его существенному расширению. Связано это с тем, что китайский производитель SITRAK представил особую модель двигателя MT13.46-51 под этот тип топлива. Выпуск такого двигателя позволил снять основные проблемы, которые выявились при эксплуатации автомобилей других производителей, на которых использовались моторы дизель-газового типа. Это связано с особенностями горения газа: для него требуется другая концентрация газовоздушной смеси, газ имеет более высокую температуру горения, а также в нём отсутствуют смазывающие компоненты.

Для того чтобы учесть эти особенности, в двигателе была изменена цилиндро-поршневая группа: у неё совсем другая геометрия камеры сгорания, алюминииевые поршни  заменёны на чугуные, а клапаны сделаны из легированной стали. Самое интересное — двигатель получил искровое зажигание! И это всё помимо топливного газового оборудования. Но за счёт этого удалось исключить  системы высокого давления подачи дизельного топлива, которые, как известно, являются самой тонкой и сложной частью дизельного двигателя.

Таким образом, использование специального двигателя под этот тип топлива позволило избавиться от "детских болезней", свойственных двигателям со смешанными топливными системами (дизель + газ). Как раз с подобными системами выходили ранее на рынок Европейские производители.

Тестирование седельного тягача на SITRAK LNG и сравнение его с дизельной версией грузовика

«Академия SITRAK» расположена в специально созданном для этих целей здании.

 

Тест-драйв

23 апреля 2025 года представительство Синотрак Рус  и компания БАТ Групп провели тест-драйв магистральных тягачей, два из которых работали на дизельном топливе, а один — на сжиженном газе.
Участникам была дана возможность сравнить разные сочетания двигателей и АКПП. Режимы теста были не очень динамичными, но общее впечатление от вождения автомобилей с разными типами трансмиссий получить можно было. Один из грузовиков был оборудован коробкой ZF, а два — коробками китайского производства S-AMT.

Тестирование седельного тягача на SITRAK LNG и сравнение его с дизельной версией грузовика

Для меня было несколько необычно, что поведение всех трёх автомобилей отличалось друг от друга. Наиболее предсказуемым и привычным оказалось сочетание дизельного двигателя MC13.48-50 с коробкой ZF. Движение машины было равномерным, с быстрым переключением передач и плавным разгоном. Достаточно было просто поставить ногу на педаль газа, чтобы заставить машину урчать на малых оборотах. Эта конфигурация наиболее комфортна, однако у коробок ZF блок управления вынесен на корпус АКПП, и, по опыту эксплуатации при низких температурах, он не очень надёжен.

Следующий автомобиль SITRAK был также дизельным — MC13.48-50 с коробкой S-AMT. Эта коробка заработана полностью в Китае и  у неё несколько иная логика работы. При этом повышенная надёжность в наших условиях достигается за счёт того, что электронный блок управления трансмиссией убран в кабину. Однако машина требует большего внимания, так как время переключения передач у неё более длительное. Нужно оптимально подстраивать динамику, чтобы обеспечить плавное движение автомобиля.

Тестирование седельного тягача на SITRAK LNG и сравнение его с дизельной версией грузовика

Два дизельных тягача SITRAK участвовали в нашем тесте.

 

И наконец, самым интересным оказалось движение на машине, оборудованной газовым двигателем MT13.46-51 с коробкой S-AMT. Здесь меня ожидало некоторое удивление, так как поведение машины сильно отличалось от привычного. Она не хотела, как стандартный дизель, ехать на низких оборотах, её поведение было больше похоже на бензиновый двигатель. Для плавного переключения передач и уверенного движения оптимальными оказались более высокие обороты, чем для дизеля. Машина хорошо ехала, если держать двигатель на 1500 об/мин и чуть выше. Это было непривычно для такой большой машины.

Тестирование седельного тягача на SITRAK LNG и сравнение его с дизельной версией грузовика

Вместо обычных баков на газовом SITRAK LNG установлены криобаки для сжиженного газа.

 

Финансовая составляющая эксплуатации SITRAK СПГ

Но самое интересное даже не в этом. Представители компании показали финансовые выкладки по сравнению эксплуатационных расходов дизельного и газового тягача. На пятилетнем сроке эксплуатации выгода от перехода на альтернативный тип топлива составляет от 11,3 до 12,8 млн рублей, что превышает стоимость нового автомобиля.
При этом программа приобретения машины, работающей на СПГ, субсидируется со стороны газодобывающих компаний НОВАТЭК и ГАЗПРОМ, что позволяет сравнять стоимость автомобиля на газомоторном топливе с аналогом на дизеле.

Тестирование седельного тягача на SITRAK LNG и сравнение его с дизельной версией грузовика

Сервисное обслуживание и «Академия SITRAK»

Но это ещё не вся система поддержки, предоставляемая производителем SITRAK совместно с российскими партнёрами. В неё также входит обширная сеть сервисных станций по всей России, способных работать с техникой такого типа.

Одной из мер поддержки конечных покупателей является создание и функционирование в России учебного центра «Академия SITRAK», в котором проводится подготовка специалистов сервисных центров. Для специалистов отрасли не секрет, что после ухода европейских автомобильных брендов из России прекратились не только поставки автомобилей, но и совместные сервисные программы, поставки запасных частей, а также работа специализированных центров по подготовке и повышению квалификации автослесарей. Последнее было особенно важно, так как позволяло обучать сервисы особенностям обслуживания техники и её грамотной эксплуатации.

Тестирование седельного тягача на SITRAK LNG и сравнение его с дизельной версией грузовика

Обратите внимание на обучающие панели SITRAK. Они позволяют понять, как работает подсистема автомобиля. На них преподаватель может имитировать любую неисправность, причём делать это можно дистанционно во время выполнения учеником задания. Плюс, несколько стендов может быть объединено в единую систему, как это было бы на настоящем автомобиле.

 

SITRAK — один из немногих китайских производителей коммерческого транспорта, который уделяет большое внимание качественному и своевременному обслуживанию своей техники. Для этого был разработан единый курс подготовки, который действует во всех странах, где присутствует техника бренда.

В России обучение работе с машинами производится в «Академии SITRAK» по единой программе и на унифицированных обучающих стендах. Это позволяет автомеханикам быстрее и точнее диагностировать неисправности и устранять их.

Это особенно важно, поскольку в автомобили SITRAK производитель постоянно вносит улучшения — причём с невиданной для европейских и американских концернов скоростью. Например, на одном из семинаров приводился случай, когда водителями в России была выявлена проблема отопления кабины грузовиков. После обращения приехала комиссия, провела замеры температурных режимов, и уже через три месяца была выпущена доработанная партия машин.

Всего, по данным специалистов Академии, в течение года в конструкцию автомобилей SITRAK вносится до 100 изменений разной степени сложности. Информация о всех изменениях собирается специалистами учебного центра и оперативно доводится до слушателей.

Тестирование седельного тягача на SITRAK LNG и сравнение его с дизельной версией грузовика

Полноприводный SITRAK пользуется заслуженной популярностью в удалённых регионах России. Здесь он служит для обучения механиков особенностям машины.

 

Генеральный директор «Синотрак Рус» Юань Сяодун:

"Российский рынок — один из ключевых и перспективных для нас. Мы видим огромный потенциал в развитии сотрудничества с нашими клиентами и стремимся обеспечить им максимальное удобство, комфорт и надёжность на каждом этапе работы.

Учитывая, что отношения России и Китая достигли в настоящий момент беспрецедентно высокого уровня, мы уверены в устойчивости и перспективности долгосрочного партнёрства. Именно поэтому мы уделяем особое внимание развитию дилерской сети, обучению персонала и глубокому анализу потребностей рынка. Наши клиенты должны получать не просто продукт, а комплексное решение, которое соответствует их задачам сегодня и создаёт возможности для роста завтра.

SINOTRUK — это не только техника, но и поддержка, сервис и уверенность в завтрашнем дне. Мы готовы к долгосрочному партнёрству и дальнейшему укреплению наших позиций в России."

 

Выводы

  1. Экономическая эффективность эксплуатации SITRAK на СПГ
    Переход на использование тягачей SITRAK, работающих на сжиженном природном газе (СПГ), обеспечивает значительную экономию эксплуатационных расходов — от 11,3 до 12,8 млн рублей за 5 лет. Это позволяет не только окупить стоимость автомобиля, но и получить дополнительную выгоду. Субсидии от компаний «НОВАТЭК» и «ГАЗПРОМ» делают стоимость газомоторных машин сопоставимой с дизельными аналогами.
  2. Развитая сервисная поддержка
    SITRAK вместе с российскими партнёрами выстроил широкую сеть сервисных станций по всей России, способных качественно обслуживать газомоторные автомобили. Это снижает риски, связанные с эксплуатацией новой техники и позволяет поддерживать высокий КТГ.
  3. Подготовка квалифицированных кадров через "Академию SITRAK"
    Организация собственного учебного центра в России («Академия SITRAK») обеспечивает подготовку автомехаников по единой международной программе. Это позволяет быстро и качественно обучать специалистов особенностям обслуживания техники SITRAK, что особенно актуально в условиях ухода европейских брендов и дефицита квалифицированных кадров.
  4. Быстрая реакция на обратную связь от пользователей
    Производитель оперативно вносит изменения в конструкцию автомобилей на основе реального опыта эксплуатации. Это свидетельствует о высокой клиентоориентированности компании и способности адаптировать технику под специфические условия работы в России.
  5. Технологические преимущества газомоторных двигателей SITRAK
    Использование специально разработанных газовых двигателей, а не модифицированных дизельных, позволило устранить основные технические недостатки и повысить надёжность автомобилей на СПГ.

Тестирование седельного тягача на SITRAK LNG и сравнение его с дизельной версией грузовика

Обратите внимание: это два поршня от двигателей одного объёма. Левый поршень — алюминиевый, от дизельного двигателя, а правый — чугунный, от двигателя, работающего на природном газе.

 

 

Тестирование седельного тягача на SITRAK LNG и сравнение его с дизельной версией грузовика

Коробка ZF в одном из учебных классов «Академии SITRAK».

 

Тестирование седельного тягача на SITRAK LNG и сравнение его с дизельной версией грузовика

А вот это стенд с электросхемой двигателя, работающего на метане. Обратите внимание на свечи с катушками зажигания. Этого вы в дизельном ДВС точно не найдёте.

 

Тестирование седельного тягача на SITRAK LNG и сравнение его с дизельной версией грузовика

Это тренинг-план «Академии SITRAK». Он утверждён в головном офисе SITRAK в Китае и унифицирован для учебных центров по всему миру.


Статьи по теме