15.05.2012

Встреча 78-го Праздника Севера в Ловозере

Рано утром на своем тестовом Suzuki Jimny мы отправились смотреть открытие Праздника Севера в Ловозеро – главный поселок саамов Мурманской области. Больше всего мне хотелось увидеть оленьи гонки. Оказалось, что это не единственное, что стоит посмотреть.

Рано утром мы сели в наш тестовый Suzuki Jimny и отправились в Ловозеро - «столицу» кольских саамов. Расположена она в 180-ти километрах от Мурманска. Утро погодой не баловало: вьюжило, было холодно. Кстати о печке тестового Джимника - она хороша. Маленький салон даже в мороз прогревается быстро, и стекла салона не украшают филигранные узоры Дедушки Мороза.

Дорога местами хорошая, местами средненькая, а местами плохая. В одном месте не заметили «неровность» - размыв через всю дорогу, соорудивший поперек асфальтовый «валик» -  и налетели на него. Подвеска отработала хорошо: чувствуется, что у машины очень большой запас ресурса на этот счет. Дальше мы старались не экспериментировать с возможностями подвески и более внимательно относиться к возможным «неровностям» в распадках.

Дорога на Ловозеро из Мурманска зимой

Утро погодой не баловало: было пасмурно, достаточно холодно и даже вьюжило. Дорога оставляла желать лучшего и радоваться возможности в любой момент подключить полный привод.

В Ловозере погода смилостивилась над нами и нашим Suzuki Jimny

Когда мы доехали до Ловозера - а это 180 километров от Мурманска - Арктика решила смилостивиться и умерила свой нрав: на горизонте показались Ловозерские тундры, освещенные ярким солнцем.

Въезд в Ловозеро

Правда, само Ловозеро оставалось под сенью рваных туч.

Наконец, мы приехали в Ловозеро. Тут мы встретимся со своими друзьями на Сузуки Джимни - они станут нашими проводниками по празднику и местным красотам. Приехать мы успели вовремя, нам как раз хватило времени найти место для парковки и немного оглядеться, как на сцене началось представление, открывающее 78-й Праздник Севера и День Оленевода.

Сторожилы говорят, что оно традиционное для празднования Севера в Ловозере. Но ничего удивительного в этом нет - также как сказка «Морозко» или былины про Илью Муромца, сюжет волшебной истории должен повторяться в нужный момент в нужном месте. История, которую рассказывает представление - это театрализованная постановка мифа о сотворении земли и саамов. Главную роль в мифе играют Солнце и Олени.

78-й Праздник Севера в Ловозере: встреча солнца

Солнце - очень важный элемент жизни всех северных народов. Если уж русские через тысячу лет от Крещения Руси до сих пор празднуют Масленицу с блинами, весельем и гулянием, то живущие испокон веков в куда более суровых условиях саамы с искренней радостью встречают солнце и приход лета. Происходит это в равноденствие и практически всегда попадается на пост - а саамы православны. Но радость прихода весны после Полярной ночи все равно настолько велика, что каждый раз это событие празднуется от души.

78-й Праздник Севера в Ловозере: встреча солнца

На сцене разыгрывается сказ о том, каким себе представляли сотворение мира саамы. Вначале было солнце и олени...

Мяндаш - чудесный олень-оборотень, прародитель саамов

Мяндаш - чудесный олень-оборотень, прародитель саамов. Он обладает чудесным свойством в веже быть человеком, а вне ее пределов - оленем. Мяндаш научил людей искусству охоты, дал им лук, запретил охотиться на важенок (самок оленей, особенно беременных и кормящих).

Интересно, что в мифологии саамов предусмотрен Конец Света. Возможно, благодаря этому факту, крещение этого народа прошло легче - идея об Апокалипсисе не была им чужда никогда.

Как бы ни комментировали представление утомленные повторяющимся год от года действом некоторые местные скептики, оно интересно. И, в отличие от вчерашнего вымученного, но зато следующего всем новым модным веяниям, представления на сцене Мурманска, совершенно не отдает вымученностью. Да, кстати, и люди вокруг повеселее, хотя от северян вообще дождаться улыбок сложно - серьезные это люди.

Кроме саамов и поморов, уже многие столетия существующих друг с другом в этом суровом крае бок о бок, на Кольском полуострове есть ненцы и коми-ижемцы.

Кроме саамов и поморов, уже многие столетия существующих друг с другом в этом суровом крае бок о бок, на Кольском полуострове есть ненцы и коми-ижемцы. Последние попали на Кольский полуостров из Печорского уезда в 1880-х годах, после падежа и мора в Ижемско-Печорском крае.

«Пришлые» северяне сильно отличаются от саамов - придя из более сурового климата, хотя и с юга, они более склонны к «цивилизации». Если саамы - это нация экстремалов-одиночек, то ненцы и коми более склонны «управлять» природой, нежели «жить в ней». Например, если саамы используют вольный выпас оленей, а в качестве передвижения берут всего одного, то упряжки юго-восточных соседей из четырех оленей уже куда более грузоподъемны, требуют большей работы по дрессировке животных и другой подход к выпасу.

Выступление хоровых коллективов в Ловозере на Празднике Севера

Вслед за традиционным представлением началось выступление хоровых коллективов. Один за другим выходят на сцену певцы из разных городов и поселков не только Мурманской области, но и других областей России. Поют здорово, душевно, а наряды - одни краше другого. Все же знали наши предки толк в красивых нарядах.

Зимний футбол в Ловозере на Празднике Севера

А под задорные песни мальчишки гоняют футбол, и никакой снег им не помеха.

Тем временем приближается старт оленьих гонок. Перед стартом можно подойти к оленям, поглядеть на них вблизи, погладить их, что я и делаю.

Олени в Ловозере на Празднике Севера 2012

Начинаются оленьи гонки. Перед стартом можно подойти и поглядеть на оленей вблизи.

Тут меня ожидал сюрприз. Эти милые и очаровательные с виду животные на самом деле оказались достаточно своенравными и очень-очень пугливыми. Вспугнутая вроде бы небольшая упряжка (кстати, это не саамская - изначально саамы пользовались одним оленем и кережей) производит серьезное впечатление. Чтобы олени не смогли унестись, их путают о сани так, что они бегают вокруг них, пока не успокоятся.

Кережа на Празднике Севера 2012 в Ловозере

А вот и керёжа - лодка-сани - в ожидании старта. Ее форма позволяет не только форсировать небольшие водные препятствия и ехать по размякшему болоту, но и благодаря узкому носику держать ее очень близко к оленю, что облегчает передвижение по труднопроходимым местам. Минусом такой конструкции является ее малая грузоподъемность. Но саамы всегда были известны тем, что это удивительный народ потомственных экстремалов-одиночек.

В Ловозере можно на оленях и покататься

Тут же можно и покататься на оленях. В упряжке из четырех оленей много силы, и на санях может разместиться много человек.

Соревнования по беговым лыжам в Ловозере на 78-м Празднике Севера

Пока идет приготовление к оленьим гонкам, неподалеку уже вовсю соревнуются лыжники совершенно разных возрастов - от детей до стариков. Борьба за первое место нешуточная, и после финиша сил не остается.

Судейский снегоход Буран на соревнованиях по оленьим гонкам в Ловозере

Если олени соревнующихся то и дело фыркают, «делают» испуганные глаза и всячески показывают свой нрав, то у судей «оленьи силы» сосредоточены под капотом снегоходов - они послушны и ведут себя примерно, но «фыркают» далеко не столь благозвучно и выглядят не так красиво.

Я долго не могла понять, откуда взялось такое ровное огромное пространство, пока рядом скучающий в ожидании старта ребенок не прокатал ногами в снегу дыру - мы стоим на льду! Это же то ли озеро замерзшее, то ли болото! А местами торчащие из снега прутики - вершины карликовых березок, вмерзших в лед!

Старт оленьих гонок в Ловозере на Празднике Севера

Наконец, гонка началась.

Как оказалось, управлять такой упряжкой далеко не такое простое дело, как показывают в мультфильмах. Ожидая, что оленья упряжка, это нечто навроде северной «тройки с бубенцами», я была совершенно неправа. Управлять тройкой намного проще! А лошади - это смирные и послушные овечки!

Управление оленьей упряжкой сложнее чем "тройкой"!

Олени то и дело норовят куда-нибудь завернуть, чего-нибудь испугаться, и понести незадачливого наездника. А правила соревнований строги - за трассу нельзя выйти совсем, только с внешней стороны можно отклониться от траектории не более чем на 10 метров.

Одна за другой выходят на старт упряжки. Периодически случаются задержки и сходы со старта.

На заднем плане - школа-интернат для саамов в Ловозере, а слева - дом в виде куваксы, походного жилища саамов.

На заднем плане - школа-интернат для саамов, а слева - дом в виде куваксы, походного жилища саамов. Постоянным же, «зимним» жилищем была вежа. Но сейчас вместо нее сейчас саамы предпочитают использовать дом с удобствами и центральным отоплением, что неудивительно в таком климате, где больше полугода царит зима.

Саамская вежа в музее Ревды

Кстати, в музее Ревды, куда мы попадем позже, бережно хранится настоящая вежа, в которой прожили не одно столетие люди.

Поскольку идет не показательный выезд оленей «на публику», а реальные соревнования, длятся они долго. Через пару часов я начинаю замерзать, и возвращаюсь обратно на площадь.

Хоровые коллективы на Празднике Севера в Ловозере

На площади все еще поют зажигательные песни.

Хоровые коллективы на Празднике Севера в Ловозере

Музыка, которую я слышала на старте соревнований, была не фонограммой, а настоящим «живым» выступлением!

Рядом со сценой развернулась ярмарка, где местные художники и мастера представляют свои работы. Удержаться от того, чтобы скупить всё сложно - многие представляют действительно высокохудожественные произведения искусства.

Дух здесь совсем другой, чем вчера в Мурманске - официоза оказалось минимум, а вот реального праздника и соответствующего ему веселья куда больше. Но на пятый час после начала праздника понимаю, что пора бы и в тепло.

Сузуки Джимни на Празднике Севера 2012 в Ловозере

Мои друзья тоже уже изрядно замерзли, да и наши Джимники рвутся в бой. Разглядывая сверкающие на горизонте Ловозёрские тундры решаем, что наш путь будет лежать именно туда.

На Suzuki Jimny путешествовала  Наталья Парамонова 

 78-й Праздник Севера.

Часть первая: 78-й Праздник Севера. Навстречу зиме на Suzuki Jimny.

Часть вторая: Встреча 78-го Праздника Севера в Ловозер

Часть третья: Эх, прокачу! Тестируем Suzuki Jimny на снегу и льду.

Часть четвертая:  Вдоль отрогов древних Хибин на Suzuki Jimny

Автоматическая мойка - стоит ли доверять работу роботам?

Тест-драйвы автомобилей Сузуки портала Автодела:

Suzuki Grand Vitara - динамичное решение для пригорода

Suzuki SX4 - настоящая «столичная штучка»

Suzuki Splash - машина, в которую можно влюбиться

Сузуки Свифт - японский Мини Купер?

Путешествуем  с Автоделами на автомобилях Сузуки:

Suzuki Splash: Где провести выходные зимой? - В Дубне!

Suzuki SX4 NAV со встроенной навигационной системой Bosch Тест-драйв Suzuki SX4: осенняя разведка Смоленщины 

Suzuki Swift: Зимние путешествия - блажь или отличный отдых?

 


Статьи по теме
Картинка


ПРЕМЬЕРЫ SUZUKI НА ТОКИЙСКОМ АВТОСАЛОНЕ – 2011

На стенде Suzuki на 42-м Токийском автосалоне 2011 будут представлены автомобили и мотоциклы, отражающие неуклонное стремление компании следовать последним тенденциям в технологиях.

Картинка


Suzuki движется вперед

В сентябре 2018 года компании Suzuki реализовала 621 автомобиля, что на 48% превышает результаты прошлого года.

Картинка


Музыкальный шейкер от Suzuki для iPhone уже готов

Музыкальный проигрыватель Suzuki Music Shaker для iPhone, разработанный при поддержке CNN в рамках компании по увеличению узнаваемости бренда, теперь доступен в магазине App Store.

Картинка


Тест LADA Priora

Летом наконец-то появилась возможность купить автомобиль — уже не первый, конечно. Но раньше брал только секонд-хэнд, с пробегом. А вот на этот раз, впервые в жизни, я выкатывал блестящее авто прямо из автосалона.

Картинка


Тест-драйв пикапа Great Wall Wingle 3 или приключения гламурной технички на «Арктик-Трофи 2011». Часть первая.

В качестве тест-драйва для пикапа Great Wall Wingle 3 была задана серьезная задача – поработать машиной технической поддержки для соревнующихся на легендарном трофи-рейде экипажей из Кандалакши, Полярных зорей и Мурманска.

Картинка


Тест-драйв Suzuki SX4: осенняя разведка Смоленщины

Готовя интересные маршруты на следующий год, мы решили разведать, как обстоят дела в Смоленске. Разведка проводилась на Suzuki SX4 GLX (NAV) в комплектации со встроенным навигатором.

Predictive Powertrain Control (PPC) - 10 вопросов и ответов

Predictive Powertrain Control (PPC) - 10 вопросов и ответов о системе предусмотрительного управления силовой линией от грузового подразделения Mercedes-Benz

Сравнительный тест видеорегистраторов, совмещенных с радар-детектором, лето-2020

Представляем сравнительный тест самых популярных сигнатурных комбинированных видеорегистраторов. В него вошли модели Neoline X-COP 9300c, Mio MiVue i95, Sho-me Combo mini WiFi и Silverstone F1 Hybrid S-Bot.

Топливный насос: как не заплатить дважды?

Как определить неполадки в работе топливного насоса и к каким последствиям они могут привести?

Рейтинг универсальных смазок по проникающей способности

Представляем рейтинг универсальных смазок, составленный по их проникающим свойствам. В него вошли семь самых популярных составов.

Тестируем «Урал» AS-D12A Red Hurricane DUAL – активный корпусной сабвуфер

На нашем тесте просто бомба – двухдифузорный активный сабвуфер «Урал» AS-D12A Red Hurricane DUAL. Мощный и при этом музыкальный. Подробности читайте в тесте.

Subini SV-800 – комбинированный видеорегистратор с радар-детектором, тест

Видеофиксация происходящего в салоне автомобиля важна для тех, кто регулярно возит пассажиров, и устройства, имеющие такой функционал, всегда востребованы. Рассматриваемый в нашем тесте Subini SV-800 – это не просто регистратор, а полноценное комбо-устройство.

ТО своими руками

ТО своими руками. Рассказываем, как самостоятельно провести техническое обслуживание автомобиля, а так же, обращаем внимание, на те особенности которые следует избегать.

Сезонное обслуживание - замена масла

Весна в разгаре, а это значит, что пришла пора пройти сезонное техобслуживание. Для тех, кто еще не успел провести весенний «автосубботник», специалисты Total составили краткий чек-лист, как подготовиться к теплому сезону.

Как остановить коррозию?

Самая основная проблема, которая волнует автовладельцев: что делать, если автомобиль начал цвести? Как быть, если по нему поползли безобразные пятна ржавчины, которые, по мнению многих, уже ничем нельзя остановить? Рассказываем, что делать в этом случае.