28.11.2008

Тест домкратов

Отношение к домкратам у автолюбителей разное: кто-то считает его обыкновенной железкой, кто-то видит в нем помощника, не раз выручавшего в критических ситуациях, кто-то «орудием пыток», дескать, «...и поднять тяжело, и опустить, да еще руки все об асфальт обдерешь...».

        Отношение к домкратам у автолюбителей разное: кто-то считает его обыкновенной железкой, кто-то видит в нем помощника, не раз выручавшего в критических ситуациях, кто-то «орудием пыток», дескать, «...и поднять тяжело, и опустить, да еще руки все об асфальт обдерешь...».
        Каждому — свое, но многое зависит от вида домкрата и умения правильно с ним обращаться. 

Например, мое первое знакомство с обыкновенным винтовым домкратом не сулило ничего хорошего. «Вредный инструмент» так и норовил ободрать бока автомобиля, чего он в конце концов и добился, оставив на крыле и без того потрепанных «Жигулей» очередной «боевой шрам». Зато через некоторое время то ли совесть в нем проснулась, то ли я стал аккуратнее, но отношения между нами наладились и наступило полное «взаимопонимание». Теперь, «накачивая мускулы» ромбическим домкратом, все чаще вспоминаю «старого друга», с легкостью поднимавшего и опускавшего автомобиль.
        Но от ностальгии — к делу.
        Для начала рассмотрим основные характеристики, преимущества и недостатки отдельных видов домкратов, то есть все то, что необходимо знать при выборе этого важного автомобильного аксессуара.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОМКРАТОВ

        Грузоподъемность — максимальное усилие, развиваемое домкратом (обозначается в килограммах или тоннах).
        Подхват — часть домкрата, предназначенная для упора в автомобиль. Он может быть выполнен в виде откидного стержня (у винтовых и большинства реечных) или жесткозакрепленного кронштейна, называемого подъемной пятой (гидравлические, ромбические и др.).
        Опорная площадка — нижняя опорная часть домкрата. К ней предъявляются два требования. Первое — предотвращать боковое скольжение (достигается за счет формы поверхности). Второе — обеспечивать минимальное вдавливание в грунт при заданной грузоподъемности.
        Минимальная (начальная) высота подхвата — наименьшее расстояние по вертикали от опорной площадки до подхвата в его нижнем рабочем положении.
        Максимальная высота подъема — наибольшее расстояние по вертикали от опорной площадки до подхвата при поднятии груза на полную высоту.
        Максимальный рабочий ход — наибольшее перемещение подхвата по вертикали от нижнего до верхнего положения.
        Усилие на приводной рукоятке — сила, которую необходимо прикладывать при поднятии груза. Этот параметр зависит от массы поднимаемого автомобиля и типа домкрата. У некоторых видов меняется в процессе подъема.
        Устойчивость — способность домкрата сохранять рабочее положение при действии сил, стремящихся сдвинуть автомобиль в продольном или поперечном направлении. Эти силы могут возникнуть при неправильной установке (наклоне) домкрата, из-за уклона дороги или сильного порыва ветра.
        Устойчивость в основном зависит от площади опорной части и от того, насколько жестко она соединена с другими деталями домкрата.
        Универсальность — приспособленность домкрата для поднятия автомобилей всех типов при различных способах их установки.

ВИДЫ ДОМКРАТОВ

        Винтовые домкраты

        Большинство автолюбителей называют их «жигулевскими», так как уже более 30 лет именно винтовыми домкратами оснащаются заднеприводные ВАЗы, а с 1977 года «удлиненная» версия входит в инструментальный набор «Нивы».
        Грузоподъемность винтовых домкратов от 0,5 до 1 тонны. Роль несущих элементов выполняют стальной корпус и винт малого диаметра. Вращающий момент от приводной рукоятки передается на винт через конические шестерни. В зависимости от направления вращения рукоятки винт поднимает или опускает откидной подхват.
        Для подхвата на днище автомобиля предусмотрены специальные проушины, которые в силу своего неудачного расположения постоянно забиваются грязью, а зимой еще и обмерзают, что лишает возможности поднять автомобиль.
        После нескольких «соленых» зим проушины могут настолько ослабнуть из-за коррозии, что при поднятии автомобиля попросту лопнут по шву, и машина рухнет на землю. Догадаться о том, чем это грозит водителю, думаем, нетрудно. Берегите руки, господа!
        При выборе винтового домкрата владельцу «Нивы» надо обращать внимание на маркировку: домкрат для «классики» — 2101-3901250 (максимальная высота подъема 470 мм), для «Нивы» и ее модификаций — 2121-3901250 (максимальная высота подъема 510 мм). В противном случае при помощи штатного домкрата «Жигулей» на «Ниве» можно будет заменить только передние колеса. Связано это с тем, что задняя подвеска вазовского внедорожника имеет больший свободный ход, и домкрат 2101-3901250, поднятый на максимальную высоту, не сможет оторвать задние колеса от земли.
ДОСТОИНСТВА винтового домкрата: небольшое и стабильное усилие на приводной рукоятке, значительный рабочий ход и максимальная высота подъема, малый вес и низкая цена.
НЕДОСТАТКИ винтового домкрата: малая площадь опоры и, как следствие, недостаточная устойчивость, большие габаритные размеры.

        Реечные домкраты

        Такими домкратами комплектовались старые модели автомобилей, например ГАЗ-21 «Волга», их грузоподъемность составляла 0,5 и более тонн. Основной несущий элемент конструкции — односторонняя зубчатая рейка, по которой передвигается корпус храпового механизма с закрепленным на нем откидным подхватом. Изменять направление движения можно при помощи переключателя «вверх-вниз».
        Современные модели грузоподъемностью 2—2,5 тонны и более способны поднять автомобиль на высоту 1 метр (и это не предел!), кроме того, благодаря наличию специальных петель, могут использоваться в качестве ручной лебедки. Все это по достоинству оценили любители off-road, смирившиеся с весом в полтора — два десятка килограммов и метровыми габаритами реечных домкратов.
ДОСТОИНСТВА: большой рабочий ход и максимальная высота подъема, постоянное усилие на протяжении всего рабочего хода.
НЕДОСТАТКИ: внушительные масса и габариты (особенно у современных моделей).
        Стоечно-винтовые домкраты

        Такими домкратами комплектуют в основном «Газели» и УАЗы, а их грузоподъемность лежит в пределах от 0,8 до 3 тонн.
        Несущих элементов два, это — корпус и винт большого сечения. По конструкции стоечно-винтовые домкраты делятся на одновинтовые и двухвинтовые.
        Принцип работы одновинтовых домкратов заключается в следующем: приводная рукоятка через коническую пару шестерен вращает опорную гайку относительно корпуса, выдвигая винт с подъемной пятой. У двухвинтовых опорной гайкой является сам корпус. Внутрь винта большого диаметра вкручен второй с более крупной резьбой другого направления. Вращение приводной рукоятки через храповой механизм передается винту большого диаметра, и он выдвигается из корпуса, при этом из него выдвигается другой винт, увеличивая высоту подъема.
ДОСТОИНСТВА: жесткость конструкции, хорошая устойчивость.
НЕДОСТАТКИ: большие вес и начальная высота подъема, малая высота подъема (для одновинтовых).
         

Рычажно-винтовые домкраты

 

        Ими комплектуются переднеприводные ВАЗы «восьмого» семейства. Хотя такие домкраты можно назвать универсальными, так как они могут использоваться для поднятия практически любого автомобиля, масса которого не превышает 1 тонны (грузоподъемность не более 0,7—0,8 тонны).
        Несущие элементы: силовой винт и два рычага (верхний и нижний).
        На верхнем расположен подхват и гайка винта, а на нижнем шарнирно-закрепленный упор для винта и опорная площадка.
        Принцип действия заключается в следующем: вращение приводной ручки увеличивает угол между нижним рычагом (с опорной площадкой) и верхним рычагом (на котором расположен подхват), тем самым обеспечивая подъем.
ДОСТОИНСТВА: малые вес и начальная высота подъема, большой рабочий ход.
НЕДОСТАТКИ: плохая устойчивость и недостаточная жесткость конструкции, повышенное усилие на рукоятке в начале подъема.

 

 

 

Гидравлические домкраты

        Их можно назвать «тяжелой артиллерией» — грузоподъемность от 1 до нескольких сотен тонн. Это обуславливает их применение при ремонте грузовых автомобилей и другой тяжелой техники. По конструкции разделяют на одно- и многоплунжерные.
        Основные несущие элементы: корпус, выдвигаемый поршень (плунжер) и рабочая жидкость (обычно масло). Корпус выполняет две функции: является направляющим цилиндром для поршня и резервуаром для рабочей жидкости. В плунжер вворачивается винт с подъемной пятой, таким образом, выворачивая винт, можно, при необходимости, увеличить максимальную высоту подъема.
        Усилие от приводной рукоятки передается через рычаг на нагнетательный насос. При движении вверх жидкость из резервуара всасывается в полость насоса, а при нажатии нагнетается в полость рабочего цилиндра, выдвигая плунжер. Обратному перетеканию жидкости препятствуют клапана (всасывающий и нагнетательный). Для опускания груза необходимо отвернуть запорную иглу, при этом жидкость вытесняется из полости насоса обратно в резервуар.
        Гидравлические домкраты при всей своей мощи одни из самых прихотливых. Так, например, для поддержания домкрата в рабочем состоянии надо регулярно контролировать уровень масла, следить за герметичностью сальников и клапанов. Перевозить и хранить такой домкрат можно только в вертикальном положении, иначе рабочая жидкость (масло) может вытечь из резервуара.
ДОСТОИНСТВА: жесткость конструкции, хорошая устойчивость, небольшое усилие на приводной рукоятке
НЕДОСТАТКИ: большая масса и начальная высота подъема, сложное устройство, малый рабочий ход (для одноплунжерных), высокая стоимость.

  Ромбические домкраты

        В магазинах можно встретить два типа: механические (винтовые) и гидравлические. Механическими домкратами этого вида одно время комплектовались переднеприводные автомобили «Москвич».
        Грузоподъемность лежит в пределах от 0,7 до 2 тонн.
        В качестве несущих элементов в данной конструкции используются четыре шарнирно-соединенных рычага, образующих ромб (отсюда в общем-то и название).
        Подъем груза происходит за счет изменения углов между рычагами, что соответственно приводит к увеличению/уменьшению расстояния между подхватом и опорной площадкой.
ДОСТОИНСТВА: жесткость конструкции, большая опорная поверхность, универсальность.
НЕДОСТАТКИ: малый рабочий ход, повышенное усилие на приводной рукоятке (для механических), высокая стоимость и большая масса (для гидравлических).








  Комбинированные рычажно-винтовые домкраты

        Это своеобразный симбиоз рычажного и ромбического домкратов. В настоящее время ими укомплектовывают семейство вазовских «десяток». По сравнению с рычажными у данных домкратов несколько больше грузоподъемность — около 1 тонны, а принцип работы практически одинаков.
ДОСТОИНСТВА: малые начальная высота и вес, компактность (при желании домкрат можно уместить в 13-дюймовую «запаску»).
НЕДОСТАТКИ: плохая устойчивость, повышенное усилие на приводной рукоятке, малая жесткость конструкции.
        

 

Подкатные домкраты

        Это сугубо гаражное или сервисное оборудование, пользоваться им на дороге (а тем более под уклоном) не стоит, велика вероятность поломки домкрата. Грузоподъемность от 2 тонн и более.
        Фактически представляет собой гидравлический домкрат измененной конструкции: низкий стальной корпус на небольших колесиках, из которого рычаг с подъемной пятой выдвигается плунжером. Как правило, для удобства работы оснащаются длинной приводной ручкой, за счет чего снижается прикладываемое усилие и появляется возможность производить все операции с домкратом стоя.
ДОСТОИНСТВА: хорошая устойчивость, небольшая начальная высота, жесткость конструкции, невысокое усилие на приводной рукоятке.
НЕДОСТАТКИ: высокая стоимость, возможность работы только на ровном и твердом покрытии, большая масса.
        Стоит учесть, что мы рассмотрели только основные конструкции домкратов, а если говорить о профессиональном оборудовании, то бывают и такие: подкатные пневматические (хорошо подходят для работы в шиномонтажных мастерских), комбинированные бутылочные (гидравлика/пневматика), подкатные двухуровневые, гидравлические зацепные, вагонные и т.д.

 
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

        Испытывать домкраты мы решили по «полной программе». Во-первых, определим основные геометрические характеристики: минимальную (начальную) высоту подхвата (H min), максимальную высоту подъема (H max) и максимальный рабочий ход (L max). Во-вторых, измерим усилие на приводной рукоятке (кг) в начале/середине/конце подъема. Далее оценим устойчивость автомобиля на каждом домкрате (по пятибалльной шкале). Наконец взвесим и определим габаритные размеры (длина/ширина/высота) по максимальным значениям.
        Испытания проводились на автомобиле ВАЗ-2112 (собственная масса 1,01 тонны), резина GOODYEAR Ultra Grip 400, размерностью 175/70R14. Покрытие под опорной площадкой твердое и ровное (бетон).
        Стоит учесть, что некоторые модели домкратов устанавливались непосредственно под «отбортовку» днища автомобиля, что увеличивало H max на 10—15 мм, в то время как конструкция подъемной пяты других не позволяла этого сделать.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

        И напоследок несколько полезных советов, которые помогут избежать неприятностей при работе с домкратами и вынужденном ремонте на дороге.
        • Если неисправность застигла вас в пути (например, спустило колесо), то включите аварийную сигнализацию и, плавно снижая скорость, ищите площадку с ровным и твердым (насколько это возможно) покрытием для проведения ремонта. В городе не паркуйте автомобиль рядом с перекрестком или светофором, лучше проехать несколько метров на спущенном колесе, чем вызвать ДТП. После остановки автомобиля (в соответствии с пунктом 7.2 ПДД РФ) необходимо выставить знак аварийной остановки позади автомобиля на расстоянии не менее 15 м в населенных пунктах и не менее 30 м вне населенных пунктов. После этого смело можно приступать к устранению неисправностей.
        • Демонтаж спущенного колеса целесообразно начинать с приготовления необходимого инструмента, домкрата и запаски. Затем, зафиксировав колесо, находящееся по диагонали от заменяемого, противооткатными упорами в обоих направлениях, установите домкрат (не поднимая машину!) и убедитесь, что он стоит ровно, без перекоса. Далее ослабьте крепеж колеса (гайки или болты) и начинайте плавно поднимать автомобиль, следя при этом за продольным смещением кузова, и при малейшем намеке на него опустите и переустановите домкрат. Когда расстояние между вывешенным колесом и землей достигнет 30—50 миллиметров, отверните крепеж, снимите спущенное и установите новое колесо. Закончив ремонт и поставив автомобиль на «все четыре», не забудьте окончательно затянуть крепеж и измерить давление в шинах.
        • Если вы работаете с домкратом в гараже, то после поднятия автомобиля обязательно поставьте под несущие элементы кузова дополнительные подставки (треноги, бруски и т.п.).
        Работать под автомобилем, стоящем только на домкрате, — строго воспрещается!
        • Став счастливым обладателем автомобильного прицепа, удостоверьтесь, что ваш автомобильный домкрат обладает достаточной максимальной высотой подъема и сможет в случае необходимости вывесить его колесо.

 

Ромбический домкрат

На наш взгляд, это достойный представитель семейства ромбических домкратов, лишенный многих недостатков своих «сородичей».

Силовые элементы конструкции внушают доверие, при этом домкрат компактен и легок, так что с его размещением в автомобиле проблем не возникнет. Профиль подъемной пяты дает возможность подставить ее под «отбортовку», увеличивая максимальную высоту подъема. Длина съемной приводной рукоятки составляет 470 мм, а рычага 150 мм, что значительно снижает прикладываемое усилие и позволяет не травмировать руки при работе (чем обычно грешат ромбические домкраты со складной несъемной ручкой). Домкрат вывесил переднее колесо автомобиля на 70 мм (при необходимых 30—50 мм). За устойчивость мы поставили твердую «четверку», и, хотя тестирование проходило почти в «идеальных» условиях, в дороге этот богатырь не подведет.

Домкрат упакован в картонную коробку, которая, скорее всего, прослужит недолго. Инструкции на русском языке нет. Наклейка на одном из рычагов гласит (английский язык): «При замене колес вы должны поставить автомобиль на ручной тормоз и заблокировать колеса, находящиеся с противоположной стороны от заменяемого. Не превышать допустимую нагрузку — 1 т».

ЦЕНА: средняя по Москве $9,5.

РЕЗЮМЕ

Достойная замена штатному домкрату «Жигулей», «Самар» и «Лад». Он удобнее, устойчивее и красивее. При правильном обращении прослужит вам не один год, жаль только, что нет транспортировочной сумки или чехла.

Комбинированный рычажно-винтовой домкрат

Комбинированный домкрат должен сочетать в себе все достоинства рычажного и ромбического домкрата, так и есть, но при этом не мешало бы избавиться от недостатков. Ну, а пока...

Опорная площадка и пята выполнены на шарнирах, поэтому, вращая ручку, необходимо контролировать их положение. На неровной поверхности с правильной установкой возникают проблемы. Поднимая и опуская автомобиль, нужно следить за уровнем рукоятки, в противном случае пальцы встретятся с асфальтом, а это неприятно. Максимальная высота подъема составляет 400 мм, вывешиваемое колесо отрывается от земли на 105 мм! Однако это не все, на что способен данный домкрат, при желании его можно «докрутить» до 420—430 мм. Но экспериментировать не советуем — велика вероятность падения автомобиля. Уже в середине подъема колебания от вращения приводной рукоятки довольно сильно раскачивают автомобиль. Еще один нюанс — когда высота подъема достигнет 430 мм, заднее колесо (со стороны вывешиваемого переднего) оторвется от земли на 50 мм. А учитывая плохую устойчивость комбинированного домкрата, это очень опасно, порыв ветра или неаккуратный монтаж колеса — и машина рухнет на землю.

К достоинствам домкрата можно отнести его компактность (умещается в 13-дюймовую запаску) и легкость. Конструкция довольно жесткая и, если домкрат не перегружать, то со своей задачей он справится.

ЦЕНА: средняя по Москве $4,5.

РЕЗЮМЕ

Большая максимальная высота подъема, малые габариты и вес уравновешиваются плохой устойчивостью и неудобной приводной рукояткой. У домкрата есть чехол для транспортировки, но нет инструкции. Одним из главных достоинств можно считать очень низкую цену.

Домкрат гидравлический бутылочный

На самом деле домкрат может поднять автомобиль на 380 мм, но устанавливать его пришлось в место под днищем, куда обычно подводят «лапы» подъемников на СТО. А они находятся в углублении, поэтому высота подъема уменьшилась. Непосредственно под «отбортовку» устанавливать домкрат не рекомендуем — площадь подъемной пяты, как у пятирублевой монеты. Впрочем, и при этом он поднял вывешиваемое колесо на необходимые 35 мм от земли. Несмотря на миниатюрность подъемной пяты, падение автомобилю не грозит — домкрат устойчив, как танк. Пользоваться им удобно и просто. Складная телескопическая ручка длиной около 310 мм служит еще и ключом к управляющему клапану. Единственное требование — хранить и перевозить домкрат нужно в вертикальном положении, для этого достаточно вложить его в компактный пластиковый кейс с удобной ручкой и поставить в багажник.

ЦЕНА: средняя по Москве $18,5.

РЕЗЮМЕ

Минусы гидравлического домкрата — необходимость технического обслуживания и большая начальная высота подъема. Но с ТО легко справится и школьник, тем более что весь процесс подробно описан в инструкции на русском языке. Здесь же даны подробные пояснительные схемы, признаки, причины и методы устранения неисправностей. Под большинство отечественных автомобилей такой домкрат войдет с запасом в несколько миллиметров.

Отменная устойчивость, удобная рукоятка, большая грузоподъемность (при небольших собственных размерах), удобный кейс — все это достоинства данного домкрата.

Домкрат гидравлический подкатной

Такой гидравлический подкатной домкрат идеально подходит для эксплуатации в гаражных условиях (именно в гараже, а не на СТО). Четыре металлических колесика позволяют с легкостью перемещать его, не поднимая. Ручка, поворачивающаяся на угол 360 градусов, помогает работать с домкратом с любой удобной стороны. У тестируемой модели есть так называемый рычаг предварительно подъема, он позволяет в течение 1—2 секунд установить подъемную пяту непосредственно на высоту, требуемую для начала подъема (т.е. в нашем случае под днище автомобиля). После этого можно начинать работать плунжером насоса. Максимальную высоту подъема можно увеличить на 93 мм (543 мм), установив специальную проставку (поставляется в комплекте) под подъемную пяту. Мы ей пользоваться не стали, да и вообще подняли автомобиль только на 410 мм, при этом вывешиваемое переднее колесо поднялось на 115 мм, а заднее почти оторвалось от земли. Хотя здесь за устойчивость машины беспокоиться не надо — она стоит как влитая. Приводной рычаг длиной 625 мм снабжен анатомической прорезиненной ручкой, он также выполняет функцию ключа для управляющего клапана. При достаточной сноровке можно установить домкрат под заднюю балку или мост и вывесить сразу два колеса, благо грузоподъемность в три тонны позволяет это сделать. Но со стандартным приводным рычагом это делать неудобно.

ЦЕНА домкрата гидравлического подкатного: средняя по Москве $79.

РЕЗЮМЕ

Если вы любите ремонтировать свой автомобиль или просто стараетесь следить за его техническим состоянием, то этот гидравлический подкатной домкрат будет вам надежным помощником. Возить его с собой в машине, конечно, можно, но, во-первых, он довольно большой (в масштабах багажника), во-вторых, тяжелый, в-третьих, правильно установить его на обочине дороги сложно. Так что в пути лучше пользоваться чем-то попроще.

Домкрат бутылочный комбинированный пневматический /гидравлический

Легкость, с которой машина «взмыла ввысь», просто поразила (это легко объяснить, ведь пневматический домкрат рассчитан на 12 тонн, а пришлось поднимать всего 1010 кг). Но в качестве дорожного такой домкрат использовать неудобно. Его удел работа в стационарных условиях, где раскроется главное его преимущество — возможность использования для подъема энергии сжатого воздуха. Нужно только подключить пневматический домкрат через специальный разъем к компрессору и нажать на рычажок подачи давления в ресивер — все остальное за вас сделает воздух. В таком случае можно забыть о приводной ручке гидравлического насоса, тем более что форма управляющего клапана позволяет открывать и закрывать его руками, без ключа.

ЦЕНА пневматического домкрата: средняя по Москве $127.

РЕЗЮМЕ

Идеальный вариант для шиномонтажных мастерских и станций технического обслуживания. Автолюбителю покупать его нет смысла, так как в условиях обычного гаража реализовать все возможности домкрата не удастся.

Реечный домкрат

К «Жигулям», «Самарам», «Ладам» и большинству легковых иномарок этот реечный домкрат не подойдет, установить его, не повредив кузов автомобиля, не удастся. А вот владельцам «Нив», УАЗов и некоторых других внедорожников он придется впору, причем не только как домкрат. Благодаря двум крепким проушинам (одна на подхвате, вторая — в верхней части рейки) реечный домкрат можно использовать в качестве лебедки. Поднимать реечным домкратом автомобиль долго (одно перемещение приводного рычага (780 мм) переводит подхват на один зуб рейки) и тяжело, но, когда перед вашими глазами тяжелый внедорожник поднимается на высоту более полуметра (можно и выше), выглядит это впечатляюще! Устойчивость в начале подъема хорошая, но чем выше, тем хуже. Так как к приводному рычагу приходится прикладывать большие усилия, уже в середине подъема автомобиль начинает «гулять», поэтому продолжать надо аккуратнее.

ЦЕНА реечного домкрата: средняя по Москве $63,5.

РЕЗЮМЕ

Для тех, кто предпочитает дорогам — направления, такой домкрат подходит как нельзя лучше. Также его можно использовать в качестве гаражного оборудования и лебедки.

 

 


Статьи по теме