11.08.2018

Toyota Hilux добрался до края дорог Белого моря

Завершилась первая часть экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux. Мы побывали на краю дорог Арктики и теперь прощаемся с Белым морем. Как это было, читайте в нашем отчете.

Первая часть экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux завершилась: путешествие вдоль Белого моря подошло к концу.

Пожалуй, это самая сложная часть пути, поскольку в этот раз мы решили попробовать изменить формат путешествия. Первую часть пути мне предстояло проехать без компаньонов, чтобы проверить и себя, и особенности путешествия в одиночку. Компаньоны – это хорошо, но иногда очень хочется побыть в тишине и одиночестве где-то на краю мира. Насколько удобны и безопасны подобные путешествия? Какие сложности возникают в пути? Что стоит учесть?

За это время я проехала 2436 километров и сожгла 246,89 литров солярки. За время пути наш верный Hilux показывает себя с лучших сторон, несмотря на дорожную резину, на которой он отправился в не самый простой даже для внедорожника путь. Мы подружились и узнали сильные и слабые стороны, повадки и характер друг друга.

За десять дней мне удалось увидеть интереснейшие места, побывать в жаре и встретиться с ураганом. Я побывала на празднике Поморской Козули в селе Кузрека, отдохнула на в историко-этнографическом комплексе «Тоня Тетрина» на мысе Турий, наслаждалась закатом у мыса Корабль, открывала новые пути и, наконец, добралась до края дорог вдоль Белого моря в селе Кузомень, расположенном на берегу реки Варзуга, с краю одной из самых известных северных пустынь.

Итак, читайте и смотрите отчет, как проходит путешествие на Toyota Hilux.

 

Ослепительное начало

Перепаковав в четвертый раз снаряжение, чтобы оно уместилось ровно по края бортов Toyota Hilux, я поняла, что выезд стоит отложить до утра. Путешествие в одиночку требует от водителя особенной внимательности и осторожности, а многочасовые упражнения вымотали меня. Поэтому в путь я отправилась ранним утром второго августа под ослепительным солнцем, которое обещало нещадную жару.

Даже когда в машине хорошо работает кондиционер, яркое солнце утомляет и хочется периодически просто отдохнуть от дороги. А тут еще и никто не требует ни санитарных остановок, ни внимания, ни разговоров. И вдруг…  это оказалось здорово! Никто не мешал мне проявлять ветренность и непостоянство женского характера – я могла делать что хочу, в каком угодно темпе, останавливаясь у любого понравившегося мне местечка, фотографировать любые красивые поля.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

И тут меня всерьез заинтересовали в последние годы все чаще и чаще встречающиеся на обочинах коричневые знаки. Вероятно, не нужно объяснять, что они означают: это указатели на какие-то местные достопримечательности. Однако обычно маршрут расписан до минуты и останавливаться ради каких-то неожиданно появившихся интересных мест трудно, поскольку сбивает расчет времени. Но я была одна и могла себе позволить любые вольности, лишь бы приехать четвертого числа в Кузреку, где будет проходить праздник Поморской Козули.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

По этой причине по дороге я попала в музей Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина на его родине, в Спас-Угле. Нельзя же не отдать дань уважения этому гениальному сатирику, чей искрометный юмор не устарел и за сто с лишним лет! Не проехала я и мимо Калязина, чтобы посмотреть, не становится ли краше этот древний город.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

А вот в Ярославль не поехала, решив не стоять в пробках - махнула сразу на Вологду, где аккурат успела погулять по музею Северного русского зодчества в Семенково.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Налюбовавшись основательной вологодской архитектурой старинных деревянных домов, внушительных мельниц и изящных церквей, я решила поехать ночевать за Вытегру – на границу с Карелией. А чтобы проверить все снаряжение, нашла уютное местечко – ни далеко, ни близко от людей, спокойное и красивое, да еще и на берегу реки. Что еще надо? Разве что мошки да комаров поменьше, но с этим предложением на Север ехать не стоит.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Итоги первого дня пути показали, что летнее путешествие в одиночку имеет массу плюсов: можно устраивать себе не только любой режим передвижения, но и питания – сейчас много придорожных кафе и всегда можно подобрать какое-то по вкусу. А хороший термос отлично решает вопрос горячего чая. Утомившая меня вчера упаковка кузова оказалась почти удачной и складывать и раскладывать снаряжение оказывается вполне удобно, конечно, если приноровиться.

За день пути понадобилась зарядка электроники. У меня с собой телефоны, видеорегистраторы, навигаторы… На центральной консоли у меня одна розетка на 12 В, один маломощный USB-выход – места на всех не хватает. Зато под подлокотником есть розетка на 220 Вольт! И хотя она выдает всего 100 Вт, этого вполне достаточно, чтобы в долгом пути вся электроника была в полном порядке. Правда, розетка расположена категорически неудобно – низко и ровно посередине. В итоге в бардачке не помещается ничего, даже фонарик с трудом влезает. Поэтому тут отныне «живут» только провода.

 

Испытание ураганом

Ох, не зря вчера небо было украшено перьями жарптицы, а жаркий ветер мешал мне справиться с тентом палатки. Стоило отъехать от стоянки, начался дождь. И чем дальше, тем сильнее. Вот уже и самые шустрые дворники не справляются с открывшимися небесными хлябями! Но машина ведет себя хорошо, можно поддерживать вполне приличный темп передвижения – от ужасов дороги прежних лет не осталось и следа. Асфальт гладкий, разметка хорошая, аквапланирования нет.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Выбегать под ливнем на заправке в Пудоже как-то грустно. Пересчитав расход солярки, понимаю, что бортовой компьютер Hilux немного завышает цифры и заправки в Липином Бору вполне хватит Медвежьегорска. Можно не мокнуть зря.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Ливень еще не успел накрыть Медвежьегорск в полную силу, и я успеваю пробежаться по экспозиции районного музея. Милейшие сотрудницы предупреждают меня, что в пятницу экспозиция закрывается рано, и мне остается 20 минут. Но всё показывают и рассказывают, хотя получается немного скомкано. Однако после дотошного посещения Соловецкого монастыря несколько лет назад, многое мне понятно и так, без подсказок. Беломорканал. Архипелаг ГУЛАГ. Непростая история нашей страны, где переплетается зло и добро в кровавых объятиях. Нельзя забыть это. Иначе история повторится.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Ливень уже на подходе, поэтому дальше только дорога, дорога, дорога. Длинный ремонт на трассе, где я теряю почти час, вознаграждает меня вкусным ужином в Тэдино. Вот и Полярный круг - я в Арктике.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Еще немного ремонтов, еще немного пути и вот я на берегу Белого моря, рядом с Кандалакшей. Последствия ливня для содержимого кузова приемлемые – снаряжение сухое, хотя мягкий тент и набирает влагу по краям. Без полиэтиленовой подложки все было бы хуже.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Полярный день уже закончился, но угадать, в какой момент закончился вечер и началось утро, можно только по компасу и часам. Ливень идет по пятам, а на ремонтах я потеряла слишком много времени, поэтому решаю поспать в кабине машины – так быстрее расправляться с лагерем.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

 

Отменят ли праздник в Кузреке?

Стоило собраться в путь, ливень снова начинает свою игру по металлической крыше. Неужели в Кузреке тоже дождь? Неужели праздник отменят?

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Когда я приезжаю в Кузреку, чувствую облегчение: судя по количеству машин, всё в порядке. И действительно, жизнь кипит. Просто начало концерта немного отложили, чтобы дождь успел затихнуть. Встречаю друзей, любуюсь работами мастеров, ищу новые красивые сувениры.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Тем временем праздничный концерт начинается. В этом году Кузреку почтили даже иностранцы. Забавно слушать, как исполняют финны Высоцкого под гармошку – подобная смелость от русских была бы явно встречена в штыки. Но мы подпеваем им «парня в горы бери…», а затем все вместе «желаем счастья вам». Сменяют друг друга зажигательные танцы, тягучие поморские песни, голоса под гитару. Дождь не осмеливается прервать радость праздника.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Но мне пора ехать: меня ждут в историко-этнографическом комплексе Тоня Тетрина, где я буду жить ближайшие дни, наслаждаясь красотой Белого моря и удивительными экскурсиями создателя, Комарова Александра Борисовича.

 

Тоня Тетрина

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

На море полный отлив. Это значительно ускоряет время прибытия на историческую тоню, расположенную ровно на Полярном круге. Путь сюда непрост, поэтому случайные люди здесь редки.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Я не устаю приезжать сюда и раз слушать рассказы Александра Борисовича – ни одной одинаковой экскурсии. Человек живет Севером и его историей, поэтому каждый раз узнаешь что-то новое, открываешь для себя разные стороны жизни поморов, лопарей, историю Великой Отечественной войны.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

И многое здесь имеет настоящую практическую проверку. Например, в этом году зимой был осуществлен исторический эксперимент по солеварению. Он прошел успешно, и экскурсия в солеварню обогатилась новыми, неизвестными раньше подробностями того, как на самом деле происходила выварка соли на берегах Белого моря поморами.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Прицепившийся к хвосту моего Toyota Hilux онежский ливень сначала решил и здесь показать свой грозный нрав, но быстро устал и отступил. Ведь даже в дождь на Тоне Тетрина всё равно уютно.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Небо похмурилось, понадувало щеки, но море осталось спокойным как зеркало, а воздух теплым. Поэтому отдыхать на свежем морском воздухе в уютной красоте Тони Тетриной было также хорошо.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Пока талисман нашей экспедиции Зизи наслаждалась отдыхом, нашлась работа и для грузовичка Hilux.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

В то время как Александр Борисович занят очередной группой туристов (их столько в день, что запись на экскурсию иногда бывает и за неделю, а чтобы пожить – так и месяца может не хватить), Hilux трудился - перевозил то одно, то другое.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Быстро летит время на уютной тоне. Красота места завораживает, а гостеприимство хозяев создает душевное тепло.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Много интересных встреч бывает на Тоне Тетриной, знакомств. Многие, однажды здесь побывав, приезжают сюда снова и снова, чтобы насладиться и общением, и местом.

Тоня Тетрина

Как ни хочется мне остаться, пора двигаться дальше, на восток. Там будут первые серьезные испытания для моего Toyota Hilux. Мы с ним едем в Кузомень, на край дорог Белого моря.

 

На краю земли

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Интересно, что чем дальше на восток по Белому морю, тем южнее. И мы снова пересекаем Полярный круг. На этот раз, мы с нашей, среднеполосной стороны Заполярья. Вообще, странное слово Заполярье. Ведь за Полярным кругом как раз Полярье, а вот мы, в средней полосе как раз «За Полярные». Но так уж сложилось в языке и я, хоть и в Арктике, но «просто на Севере».

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Дорога на восток Белого моря примечательна тем, что её тянут уже который год до Варзуги. Обязательно где-то встретишь ремонт, после которого начнется чарующая своей марсианской красотой красная грунтовка. Обычно в год продвигаются не очень далеко. Вот, в прошлом году дотянули до Оленицы. Но в этом году всё не так – и в природе, и у дорожников. Полтора месяца стояла невиданная жара на Кольском полуострове и невиданно далеко продвинулись дорожные строители. Скоро красная пыль на бортах и арках – обязательный атрибут автомобиля, съездившего до Варзуги или Кузомени, уйдет в прошлое. Сейчас асфальт вплотную подобрался к Кашкаранцам, а стахановске участки ремонта становятся настоящими 15-километровыми испытаниями для всех путешественников.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Красные «погоны» путешественников скоро украсят только тех, кто доберется до моря в Кашкаранцах или у ручья Лодочный, который известен мысом Корабль. Когда-то, еще при Иване Грозном, тут добывали аметисты. Они давно закончились, но неугомонные туристы продолжают их искать, частенько разрушая геологический памятник Кольского полуострова.

Аметисты меня не интересовали, а вот полюбоваться специфической красотой прилизанных ветром деревьев, красно-зеленой сушей и свинцовыми водами Белого моря очень хотелось. Тем более, что тут много уютных мест для стоянки. Правда, когда путешествуешь в одиночку, лучше внимательнее относиться к медведям – они вполне могут оказаться неподалеку. В августе они не страшны, но еду стоит убирать в машину и сгущенкой не баловаться.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Красную рыбку медведи тоже любят, поэтому лучше ее быстро съесть и убрать подальше намеки на запахи деликатеса. Это оказалось легко осуществить: в этом году Белое море прогрелось до невиданных температур, когда свободно можно купаться, и рыба плохо подходит к берегу. Имеющегося же щедрого подарка хватило ровно на один быстрый ужин, для которого у Hilux имеется и удобная платформа на крышке кузова.

Чтобы отпугивать зверье поменьше, вполне хватит топора. Скорее всего, никто не подойдет, но недалеко от деревень могут бегать собаки. Он же, в крайнем случае, остудит пыл и человеческий. Правда, подобная необходимость тут крайняя редкость, скорее вам подарят рыбу просто так, чтобы познакомиться с соседями по стоянке.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Утренние сборы заинтересовали меня надписью под петлей заднего дивана моего Hilux. Обычно спинка в пикапах откидывается, и там можно найти много удобного места для хранения редко используемых вещей. Но в Hilux спинка прикреплена намертво. Зачем же тогда петли? Судя по картинке – не иначе перевозить особо разбушевавшихся пассажиров! Нам вдвоем можно идти в шерифы? Полистав книжку, как советует надпись, я так и не поняла их предназначения: вопрос так и остался открытым.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Впереди Кузомень была, а в прошлые года на бродах мы уже теряли там номер. Тогда мы это заметили далеко не сразу, и когда обнаружили, кинулись по маршруту назад, искать пропажу. Номер нашелся на выходе одного из бродов и обнаружили мы его очень, очень вовремя. Оказалось, что местные немедленно доложили о туристах без номера в Варзугу и оттуда навстречу нам летели представители ГИБДД. Еще бы пять минут и не миновать нам тогда беды! Поэтому посадить номер на дополнительные хомуты не помешает.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Прощай, красный марсианский край. Меня ждет Кузомень.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Знаменита Кузомень не только тем, что здесь кончаются дороги на восток. Больше её знают по пустыне, которой приписывают рукотворное происхождение. Насколько человек стал причиной появления пустыни, неизвестно. Но борьба с ней идет постоянно, хотя и с переменным успехом. Больших же успехов ждать не приходится – постоянно в Кузомени живет от силы человек шестьдесят, включая детей и стариков, поэтому справиться с песками им явно не под силу. Похоже, так и останется пустыня отличной проверкой возможностей внедорожника для любителей экстрима.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Опасаться того, что мой Hilux увязнет в песках, не приходилось – полный набор внедорожных возможностей, включая блокировку заднего дифференциала, лишь вызывали легкое любопытство, как конкретно он поведет себя в пустыне. Оказалось, что дорожная «обувка» на этот раз играет позитивную роль – машина меньше копает песок и можно позволить себе шалости. Например, забраться на самый берег Варзуги, чтобы помечтать о тех временах, когда автомобильные дороги позволят увидеть еще немного берега Белого моря.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

А вот насчет номеров можно было и не беспокоиться: полтора месяца засухи обсушили все грозные броды, и воды в них осталось лишь сполоснуть колеса от песка.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Проверив, не начался ли отлив и нельзя ли проскочить с ветерком пару-тройку километров по дну Белого моря, я попрощалась с Кузоменью. Мое путешествие вдоль Белого моря скоро закончится.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Пора ехать ближе к Кандалакше, где меня ждут друзья, уют и тепло в Колвице.

 

Прощание с Белым морем

Хотя путешествие и получилось долгим, оказались проверены еще не все возможности моего Hilux. А ведь во второй половине экспедиции предстоит много каменистых дорог – взять хотя бы перевал Мустатунтури, да и дороги полуостров Средний и Рыбачий могут вполне оказаться серьезными испытаниями.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hiluxv

Для успешного прохождения фронтовых дорог героического Заполярья нужно проверить моего верного «коня» на горной дорожке. Благо, в сопках у Кандалакши подобных дорог хватает.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Трехкилометровый путь к лесному озеру между сопками недалеко от Колвицы дает возможность понять все возможности автомобиля: Баренцево море нам по плечу, несмотря на дорожную резину.

Экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux

Теперь мы с Hilux полностью готовы ко второй части путешествия. Баренцево море ждет меня.

Текст Натальи Парамоновой
Фотографии Натальи Парамоновой и Геннадия Субача

Отзывы и комментарии



Добавить комментарий

Если у Вас возникли проблемы с распознаванием текста, кликните на него и попробуйте еще раз
Введите код, изображенный на картинке
с соблюдением регистра
 
Статьи по теме
Картинка


Honda Pilot – надежный семейный автомобиль

Во втором поколении японского кроссовера Pilot инженерам Honda удалось подчеркнуть элегантность и мощность, сохранив дизайн классического внедорожника.

Картинка


Журналисты протестируют КАМАЗы

7 декабря в рамках пресс-тура «КАМАЗ» посетила делегация ведущих журналистов и блогеров.

Картинка


Тест-драйв SKODA Yeti: мечта перфекциониста

В результате рестайлинга вместо милого и немного смешного «снежного человека» чешские автопроизводители явили миру «немецкий орднунг». Посмотрим, что изменилось в характере SKODA Yeti.

Картинка


Тест-драйв Skoda Octavia: для семьи и не только

Современная Skoda Octavia – это уже третье поколение популярной в России модели, которая является одним из удачных примеров универсального семейного автомобиля. На нашем тесте побывала самая дорогая версия Laurin & Klement с мотором мощностью 180 л.с. и роботизированной трансмиссией DSG7.

Картинка


Тест-драйв Volkswagen Caravelle: когда семи мест не хватает

Благодаря активному росту семейства уже давно забыты всякие седаны и хэтчи. Но вот и мучительно выбранный семиместный автомобиль стал маловат. Что делать?

Картинка


Смена вектора. Тест-драйв BMW 2-series Active Tourer

Лет десять назад никому и в голову не приходило, что BMW может быть переднеприводным минивэном, да еще и с трехцилиндровым двигателем. Но ничего не поделаешь, таковы требования экологов, через 3 – 4 года все автомобили на европейском рынке будут либо трехцилиндровыми, либо гибридными. Так что BMW 218i Active Tourer в какой-то степени предвестник будущего, а трехцилиндровые бензиновые двигатели уже сейчас стали базовыми для BMW от первой до третьей серий.

Подготовка автомобиля – залог безопасной поездки

Главный технический специалист компании «ТОТАЛ ВОСТОК» Роман Корчагин дал несколько советов как подготовить автомобиль к дальнему путешествию.

Путеводный клубочек: путешествуем по стране с GARMIN Fenix 5

С выходом новых умных мультиспортивных часов GARMIN Fenix 5 можно определенно сказать, что на рынке появилось незаменимое устройство не только для профессиональных спортсменов, но и для обычных путешественников.

Футбольный раж: «Хендэ Мотор СНГ» подвела итоги

Компания «Хендэ Мотор СНГ» подвела итоги первого полугодия 2018 года. За указанный период было реализовано 87 035 автомобилей, что на 23,3% больше, чем за аналогичный период в 2017 году.

Toyota Hilux добрался до края дорог Белого моря

Завершилась первая часть экспедиции журнала «Автодела» в Арктику на Toyota Hilux. Мы побывали на краю дорог Арктики и теперь прощаемся с Белым морем. Как это было, читайте в нашем отчете.

«Автодела» отправляются на Север с Toyota Hilux

Первого августа начинается традиционная ежегодная экспедиция журнала «Автодела» на Север. В этот раз мы едем на пикапе Toyota Hilux.

Тест шин для круизеров Michelin Commander II

«Автодела» начинают редакционный тест шины Michelin Commander II для круизеров. В этой линейке воплощён опыт компании по созданию шин для компании Harley-Davidson. Проверим, стоит ли вкладывать немалые деньги в топовую резину.

Снимаем наклейку «Ш» правильно!

Рассказываем, как удалить наклейку «Ш» (шипы) без шума и пыли, точнее без клея и грызи на стекле.

Рекомендации по эксплуатации и замене приводного ремня

Как часто нужно менять клиновый/поликлиновый ремень и как выбрать подходящую замену? Какие современные технологии ремней используются в компонентах Bosch? Рекомендации дают специалисты сети Бош Авто Сервис.

«Гаражный» тюнинг: как прокачать звук, и не только

Если вы хотите стать счастливым обладателем эксклюзивного авто и с гордостью рассекать на нем воздух района, мы вам поможем. Тюнинг позволит улучшить не только внешний вид автомобиля, но и повысить его эффективность.