02.08.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 10

SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.  

 

Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.

 

День 10

29 Июня • Старочеркасская - Аксай - Ростов-на-Дону

 

Очень трудно сделать выбор, на что посмотреть и о чем рассказать, если речь идет о местах, где каждое дерево и каждый камень может рассказать завораживающую историю. Мы сталкиваемся с этой проблемой каждый день из наших 70, что мы отвели себе на путешествие «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA". Вернее, мы поняли, что этот вопрос станет перед нами, еще 2 года назад, когда родилась идея и когда мы стали разрабатывать маршрут. И вот – ростовская, донская земля. Ну как объять необъятное? Но мы постарались проложить наш маршрут так, чтобы увидеть и показать то, что находится на втором плане официальных туров и путеводителей.

 

Вот уже 200 с лишним лет столицей войска Донского и Донского Казачества считается Новочеркасск. Там стоит и впечатляющий Воскресенский Собор, главная святыня Донских казаков. Но ведь казачество, как сообщество, как организованное движение, гораздо старше. И маленькое село Старочеркасское, где сегодня от силы живет 2 тысячи человек, стало первым центром донского казачества. И легендарный атаман, генерал Матвей Платов, который принимал участие во всех войнах Российской Империи конце XVIII - начале XIX веков, и который основал Новочеркасск, родился в Старочеркасском, которое тогда было городом Черкасском. И именно там в 1706 был освящен первый Воскресенский собор.

 

Интересно, что барочный храм был возведен тогда, когда во всей России указом Петра было запрещено каменное строительство – весь материал шел на возведение Санкт-Петербурга. Для казаков Петр сделал исключение и лично патронировал возведение собора. Кстати, на входе в храм мы обнаружили кандальные цепи Стеньки Разина – свой бунт бессмысленный и беспощадный он начал именно из Черкасска. Сегодня бывшая казацкая столица – уютное село с резными избами. Но центральная площадь у собора гордо называется Майданом. Просто Майданом – не нужно лишних ассоциаций. Но официально улица до сих пор называется Советская.

 

А буквально в 15 километрах от Старочеркасской - Аксай. Промышленный город пятиэтажек. А под ним – еще один город. Подземный. Про аксайские катакомбы пишут и говорят много. Но судя по тому что пишут и говорят – немногие там бывали. А те, кто бывал, улыбаются, читая про древних предков, которые непонятно зачем долбили подземные ходы.

 

Этими древними предками были метростроевцы, горонопроходчики и стройбатовцы, которые в 1957 году в рекордные сроки построили запасной командный пункт Северокавказского Военного Округа с километрами бункеров, подземных залов, коридоров и тоннелей. И использовали при этом самые современные на тот момент технологии, включая проходческие щиты. Местами это очень похоже на метро. Местами – на бомбоубежища.

 

К сожалению, за последние четверть века, после того, как военные оставили объект, его нещадно разграбили. Катакомбы пережили несколько пожаров – их следы и сейчас видны. Но кое-что даже из остатков первых ЭВМ нам удалось обнаружить. Сейчас часть казематов взята под охрану. Там обустраивается военно-исторический музей. Но значительная часть катакомб – дикая. Именно эти километры подземелий облюбовали диггеры и любители острых ощущений. Если сунетесь туда вслед за нами – одевайтесь тепло, обувайтесь непромокаемо и не забудьте мощные фонари. Ну и припасы на случай, если заблудитесь. Когда-то тут было светло, сухо и тепло. Микроклимат был рассчитан с учетом пребывания постоянного персонала, который тоже выделяет тепло. Даже это было просчитано! Так что тут было от +17 до +20.

 

Ну а Ростове-на-Дону мы попали в начало настоящего наводнения – того самого, о котором на следующий день говорили все СМИ и которое, увы, закончилось гибелью ребенка. Небеса разверзлись и улицы города превратились в бурные реки. На дорогах начался хаос. И кто теперь скажет, что полный привод и дополнительные сантиметры дорожного просвета бывают лишними?! Наши SKODA Yeti уверенно провезли нас через последствия разыгравшегося природного катаклизма прямо к Парамоновским складам.

 

Эту достопримечательность Ростова не назовешь малоизвестной, но мы очень хотели внести нашу малую лепту в привлечение внимания к сохранению этого удивительного наследия XIX века. Монументальные зернохранилища на набережной много раз меняли хозяев, но имя первого владельца – купца Елпидифора Парамонова – увековечено в названии.

 

Сооружения возводились поэтапно – с середины до конца XIX века. Но в каждом из зданий был использован оригинальный принцип охлаждения – инженеры Якунин и Шульман направили ледяную воду, бьющую из обрывистого берега Дона, в систему каналов, идущую через помещения. И в результате тут все время был около +9 – оптимально для хранения зерна, которое затем отгружалось на баржи и шло в Европу и Азию.

 

 

Увы, все это в прошлом. В 1985 году складам был присвоен статус памятника архитектуры. А вскоре они оказались брошены. Парадокс! Ну а дальше бесхозные здания стали разрушаться… Но стены еще стоят! Тем более странно слышать о вариантах сноса исторических зданий, чтобы на их месте возвести такие же! Мы это у себя дома проходили с гостиницей «Москва», помнится. А ведь умелая реставрация – и Парамоновские склады могут обрести вторую жизнь, как выставочные или концертные залы, скажем… Конечно, это можно будет сделать и в новых стенах, но у старых камней особая энергетика… Мы это очень скоро еще раз почувствуем. Нас ждут древние дольмены Адыгеи… Едем дальше!



Комментарии

comment_form