11.08.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 45

SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны. 

Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.

3 Августа • Кыштым

День 45

Сорок пятый день большого путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA». Мы приехали в город Кыштым Челябинской области и остановились около символа это города – усадьбы Демидовых, которую тут величают не иначе, как Белым Домом.

 

Мы обратили на нее внимание потому, что усадьба Демидовых – уникальный и единственный сохранившийся на Южном Урале дворцовый комплекс XVIII века. В 1757 году усадьба была основана промышленником Никитой Демидовым. Спустя 50 лет комплекс был перестроен под нового владельца.

 

Территория была огромна, тут было несколько строений, парк, сторожевые башни и кыштымский Белый Дом, который появился куда раньше своего американского тезки. Для реконструкции усадьбы в начале XIX века был приглашен архитектор Михаил Павлович Малахов, который до этого более пяти лет набирался опыта на строительстве Казанского собора в Санкт Петербурге. Основное здание усадьбы перестроили в классическом стиле, а главный фасад дома был украшен пафосным портиком о четырех колоннах.

 

После 1917 года в этом здании чего только не было: кинозал, училище, вечерняя школа, до 2008 года музей. Но сейчас мы удивились, когда увидели бетонный забор. К белому дому не подойти... По словам жителей, работы по восстановлению дома начинались, но как-то без энтузиазма, а сейчас и вовсе реставрация приняла вялотекущий характер и к разрухе в самом центре города кыштымцы уже привыкли. Надеемся, что реставрация здания не превратится в «реконструкцию», когда от исторических стен и планировки не остается и следа. Впрочем, есть надежда, что этого не произойдет, ведь Белый Дом Демидовых не только символ города, но и памятник федерального значения.

 

 

Возможно, в скором будущем ситуация изменится к лучшему. По крайней мере, очень хочется в это верить. Ну а следующая точка, которую мы просто не могли пропустить, находилась на выезде из города. Здесь установлен памятник ликвидаторам аварии «Кыштым 57».

 

Сейчас после событий на Фукусиме, часто вспоминают про аварию на Чернобльской АЭС и ее последствия, но эпизод произошедший 29 сентября 1957 года, то есть за 30 лет до Чернобыля, почему-то постепенно забывается. Мы же хотим напомнить о том, что именно тут, на закрытом комбинате «Маяк», который занимался обогащением урана, в закрытом же, секретном Челябинске-40 (ныне – Озерске) случилась первая в мире ядерная техногенная катастрофа.

 

Взрыв произошел на хранилище радиоактивных отходов из-за отказа системы охлаждения. Бетонную крышку могильника весом 160 тонн отбросило на 25 метров. После взрыва 90% радиационных загрязнений выпали на территории химкомбината Маяк. Оставшихся 10% хватило для того, чтобы серьезно отравить 27000 квадратных километров Челябинской и Свердловской областей.

 

Взрыв был такой силы, что часть радиоактивных веществ поднялась на 2 километра вверх и образовала облако. Дальше ветер сделал свое дело – радиоактивные частицы осели на протяжении 350 километров в северо-восточном направлении. То-есть сам Челябинск-40 и Кыштым при этой аварии фактически не пострадали. Зато оказались непригодными для жизни 23 деревни и села, людей эвакуировали, а их дома буквально сравняли с землей бульдозерами.

 

В 1959 году правительство СССР принимает решение об образовании на этой территории санитарно-защитной зоны. В общей сложности площадь этой особой территории составляла 700 кв км. Там было запрещено заниматься сельским хозяйством, рубить лес, ловить рыбу и так далее. Спустя 10 лет после аварии на этой территории создан Восточно-Уральский радиационный заповедник. Он действует и поныне – вход сюда строго запрещен, а ученые изучают воздействие радиации на жизнь животных, птиц, растений...

 

 

Ну а памятник в Кыштыме установлен на выезде из города в направлении Озерска, откуда пришла трагедия. К ликвидации привлекались не только специалисты. На борьбы с последствиям радиационного заражения бросали и простых солдат и офицеров, причем никто не рассказывал этим людям о возможных последствиях. Да и почти не было тех, кто действительно представлял себе реальные масштабы катастрофы. Повторимся – такого рода техногенная катастрофа произошла впервые... Профессиональных ликвидаторов просто не было – и военные, и гражданские в основном работали вообще без средств защиты. К ликвидации было привлечено более 200 тысяч местных жителей, в основном водителей грузовиков, которые вывозили зараженный грунт с территории Озерска... С надеждой на то, что такое больше не повторится, мы отправляемся дальше в путь и берем курс на Тюменскую область.

 

 



Комментарии

comment_form