Вязкость моторного масла и как ее учитывать при выборе масла
Выбор моторного масла напрямую влияет на срок службы двигателя, легкость запуска в холодную погоду и эффективность работы силового агрегата. При этом основным параметром считается именно вязкость, которая определяет текучесть масла и его поведение при разных температурах. Разбираемся с экспертами Лукойл, что такое вязкость, индекс вязкости и как учитывать эти показатели при подборе масла.
Вязкость – это способность моторного масла сопротивляться перемещению своих слоев. От нее зависит, насколько легко масло прокачивается по системе, как быстро достигает зон трения при холодном запуске, насколько эффективно защищает детали от износа и перегрева. Стандарт SAE J300 определяет вязкость по двум параметрам: динамической (низкотемпературной) и кинематической (высокотемпературной). Маркировка вида 5W-40 отражает оба этих показателя: первая часть показывает, при какой температуре масло остается достаточно жидким для запуска двигателя, а вторая насколько густым оно будет при рабочем нагреве.
Индекс вязкости – это показатель, у которого нет единиц измерения. Чем он выше, тем меньше вязкость масла зависит от температуры. Масло с высоким индексом вязкости быстрее поступает в зону трения при низких температурах, а при высоких – эффективнее снижает износ. Низкий индекс вязкости означает затруднения во время запуска мотора в холодную погоду или снижение защиты деталей от износа при нагреве. Стоит подчеркнуть: вязкость определяет текучесть жидкости в данный момент и при данных обстоятельствах. Индекс вязкости указывает на изменение вязкости при изменении температуры. Проще говоря, чем выше индекс вязкости, тем лучше, а вязкость нужно подбирать в соответствии с температурой внешней среды, при которой используется автомобиль.
Динамическая вязкость определяет способность масла обеспечивать проворачивание коленчатого вала в холодных условиях. В соответствии со стандартом SAE J300 динамическая вязкость всесезонных (и зимних) моторных масел определяется так:
● 0W – обеспечивает легкий запуск ДВС при температуре до -35 °С;
● 5W – при температуре до -30 °С;
● 10W – при температуре до -25 °С;
● 15W – при температуре до -20 °С;
● 20W – при температуре до -15 °С.
Для российских условий круглогодичной эксплуатации чаще всего подходят масла классов 0W и 5W, поскольку они обеспечивают лучшую текучесть в мороз.
Кинематическая вязкость – это величина, показывающая время, за которое некоторое количество жидкости проходит через отверстие определенного диаметра в специальном приборе – капиллярном вискозиметре. Она показывает поведение масла при повышенных температурах и измеряется при +40, +100 и +150°С. Наиболее популярные классы кинематической вязкости по стандарту SAE – 20, 30, 40, 50 и 60. Чем выше ее класс, тем более густым остается масло на горячую. В современном автопроме наблюдается тенденция к снижению высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига (HTHS) для повышения экономичности и уменьшения выбросов, однако такие масла подходят только моторам, конструктивно рассчитанным на пониженные значения.
Неправильный подбор вязкости может привести к проблемам. Слишком густое масло ухудшает теплоотвод, ускоряет старение и может повышать износ на высоких оборотах. Слишком жидкое, особенно если двигатель на него не рассчитан, формирует слишком тонкую защитную пленку, увеличивает расход масла и может привести к серьезным повреждениям вплоть до заклинивания.
Вязкость – важный, но не единственный критерий выбора. Существенное значение имеют допуски производителя автомобиля, соответствие стандартам API, ACEA или ILSAC, тип базового масла, а также конструктивные особенности двигателя. Наиболее надежная информация о рекомендованной вязкости и типе масла всегда указана в технической документации к автомобилю.

