19.08.2011

Парковочный радар может больше!

Тестируем систему биЗОН на основе парковочного восьмидатчикового радара сПАРК

Спокойная поездка по городу. Неторопливая беседа с попутчиком или обдумывание собственных планов на день вдруг резко обрываются нервным гудением клаксона. Выброс адреналина. Резкое верчение головой и холодный пот после осознания того, что вы только что избежали ДТП.

Нередкая ситуация, особенно в мегаполисах. Так откуда взялась эта машина, ведь вы перед перестроением, как и полагается, посмотрели в зеркала? Ответ прост: автомобиль, который вы только что пытались подрезать, находился в мертвой зоне - в секторе, что не просматривается через зеркала. У всех автомобилей эта зона разного размера, но присутствует она практически всегда. Чтобы предотвратить возникновение подобных неприятных сюрпризов, в компании Ford предложили использовать парковочный радар, назвав эту систему Ford Explorer Blis.

Алгоритм работы Ford Explorer Blis следующий. Как только водитель включает сигнал поворота, включается угловой ультразвуковой датчик парковочного радара. Если в зоне действия этого датчика находится какой-либо объект, система предупреждает об этом водителя.

Российский инженеры из компании «Ритм Авто», производящей парковочные радары «сПАРК», решили самостоятельно разработать аналог системы Ford Explorer Blis и на базе своего парковочного радара создали систему «биЗОН», задача которой - помочь водителю избежать аварийных ситуаций, связанных с движением попутного автомобиля в мертвой зоне обзора зеркал заднего вида. Причем для того, чтобы реализовать эту функцию, можно просто видоизменить схему работы парктроника и немного доработать схему установки датчиков.

Схема работы парковочного радара «сПАРК-биЗОН» при поиске препятствия в мертвой зоне автомобиля

Схема работы парковочного радара «сПАРК-биЗОН» при поиске препятствия в мертвой зоне автомобиля

Для теста компания «Ритм Авто» предоставила нам свою флагманскую модель «сПАРК-биЗОН», основанную на восьмидатчиковом парктронике. В свою очередь, чтобы соответствовать предложенной системе, для теста мы выбрали крупный автомобиль Nissan Serena 2004 года выпуска в кузове минивен. Установка была выполнена в сети автосервисов «Империя кузовного ремонта», за что специалистам этой компании отдельное спасибо.

УСТАНОВКА ПАРКОВОЧНОГО РАДАРА

Перед началом установки необходимо выбрать не только удобное для размещения центрального блока место, но и схему прокладки жгута проводов от передних датчиков.

Перед началом установки необходимо выбрать не только удобное для размещения центрального блока место, но и схему прокладки жгута проводов от передних датчиков. Кстати, раз уж начали с них, то отметим, что длинна проводов передних датчиков 5 метров, чего с лихвой хватило для проведения магистрали от основного блока, расположившегося в заднем крыле, к переднему бамперу через крышу.

Центральный блок был размещен в правой нише заднего крыла.

Центральный блок был размещен в правой нише заднего крыла. По схеме установки он подключается не только к фарам заднего хода, но и к стоп-сигналам, и к правому и левому сигналам поворотов. Стоп-сигнал мы взяли с ближайшего заднего фонаря, сигнал от фонаря заднего хода нашелся в жгуте, ведущем в пятую дверь, а вот провода для подключения ко второму сигнала поворота нам не хватило, и его пришлось наращивать. Ставим системе небольшой минус за это.

Стоп-сигнал мы взяли с ближайшего заднего фонаря

Разобравшись с подключением, переходим к разметке заднего бампера для установки ультразвуковых датчиков. В этом отношении Nissan Serena не самый удобный автомобиль. Во-первых, задний бампер установлен достаточно низко, и центральные датчики располагаются ниже рекомендованной высоты, во-вторых, под пластиковыми деталями бампера находится металлический усилитель. Зазора между пластиком и металлом едва хватает для того, чтобы утопить в него датчик. Чтобы исключить выдавливание, мастерам пришлось воспользоваться популярным русским автоинструментом - кувалдой, при помощи которой был слегка деформирован металлический усилитель и сделано небольшое углубление для соединительного провода.

Боковые датчики парктроника в системе «сПАРК-биЗОН»

Поскольку бампер расположен низко, то для исключения ложных срабатываний парковочные датчики были установлены под углом 5 градусов к горизонтали. Боковые датчики парктроника в системе «сПАРК-биЗОН» контролируют появление ближайших объектов в момент осуществления маневра, поэтому требования к их установке отличаются от инсталляций обычных четырехдатчиковых парктроников. Во-первых, они ставятся под углом 30 градусов к оси автомобиля, во-вторых, они должны быть установлены на высоте не ниже 50 см. Уменьшение высоты чревато ложными срабатываниями, поскольку во время работы угловые датчики включаются на максимальную мощность и регистрируют объекты, находящиеся на расстоянии до 3 метров от автомобиля. В нашем случае пришлось уйти с одной линии с центральными датчиками и сместить боковые излучатели, расположив их выше - на угловой поверхности бампера. Подобная несимметричная схема позволила нам соблюсти требования производителя.

С размещением передних датчиков парктроника все обстояло проще

С размещением передних датчиков парктроника все обстояло проще, поскольку они выставляются на одной высоте, симметрично по отношению к номерному знаку.

В отличие от стандартного парктроника, в системе «сПАРК-биЗОН» имеются светодиодные индикаторы, дублирующие предупреждающий сигнал о наличии объектов в мертвой зоне. Эти индикаторы установщику нужно расположить на стойках вблизи боковых зеркал. Так вот, длина проводов оказалось недостаточной, и их пришлось наращивать.

Основной индикатор парктроника «сПАРК-биЗОН» расположили на торпеде. Над ним виден светодиод мигающий в случае обнаружении препятствия в мертвой зоне. Одновременно с ним начинает работать и основной индикатор показывающий расстояние до препятствия.

Основной индикатор парктроника «сПАРК-биЗОН» расположили на торпеде. Над ним виден светодиод мигающий в случае обнаружении препятствия в мертвой зоне. Одновременно с ним начинает работать и основной индикатор показывающий расстояние до препятствия.

Ну и наконец необходимо разместить на торпеде индикатор парковочного радара.

Схема установки задних датчиков системы парковки «сПАРК-биЗОН»  

 Схема установки задних датчиков системы парковки «сПАРК-биЗОН» 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

С первого момента система «сПАРК-биЗОН» удивляет своей предсказуемостью и адекватностью. Ложных срабатываний нет. Индикация четкая и понятная, и, что немаловажно, индикатор хорошо виден при любом уровне освещенности.

Поскольку система оснащена передними датчиками, то при включении задней передачи активизируются все восемь датчиков, а после ее выключения некоторое время продолжают работать передние - на случай корректировочных перемещений на парковке.

Индикатор системы «сПАРК-биЗОН» не только отображает минимальное расстояние до датчиков, но и миганием показывает, какой из них сработал.

При включении зажигания парковочная система «сПАРК-биЗОН» производит автоматическую диагностику всех датчиков и, если какой-либо не работает или дает нулевое срабатывание, он его отключает, сохраняя работоспособность системы. Это особенно важно зимой, когда частенько некоторые датчики покрываются ледяной коркой и фонят, не позволяя работать остальным датчикам парктроника.

Эксплуатация парктроника «сПАРК-биЗОН» показала, что ухищрения, к которым пришлось прибегнуть при установки датчиков на задний бампер Nissan Serena, сказались в работе. На нагруженном автомобиле центральные датчики срабатывали на ровной дороге. Особенно это было заметно при активизации функции контроля расстояний до заднего автомобиля (включается с нажатием на педаль тормоза). Пришлось войти в режим программирования и перенастроить систему, предварительно вырулив на ровную площадку. Тут необходимо отметить по одну немаловажную особенность парктроника «сПАРК-биЗОН»: он автоматически настраивает мертвую зону в случае возникновения отражения от фаркопа или колеса запаски в джипах.

Таким образом, действия системы «сПАРК-биЗОН» в режиме парктроника можно считать полностью корректными. Правда, иногда кажется, что парктроник показывает большее расстояние до препятствия чем это есть на самом деле, особенно при распознавании отражения от предмета типа трубы, но измерения с помощью рулетки оставляют правоту за «сПАРК-биЗОН».

Система предупреждения о нахождении автомобиля в мертвой зоне работает также без нареканий. Автомобиль опознается, и расстояние до него показывается на дисплее. Единственное, что не понравилось, - малая яркость индикаторных светодиодов. Их не то что ночью - днем практически незаметно! Конечно, если встроить светодиодный индикатор непосредственно в боковое зеркало, как это сделано в системе Ford, да еще продублировать в салонном зеркале, информативность и безопасность системы будут намного выше.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: самодиагностика при включении и автоматическая настройка парктроника - явный плюс «сПАРК-биЗОН». Контроль мертвой зоны - уникальная функция.

НЕДОСТАТКИ: малая длина монтажных проводов светодиодных индикаторов и проводов подключения к поворотникам. Недостаточная яркость индикаторных светодиодов.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: парковочная система «сПАРК-биЗОН» с контролем мертвых зон обзора боковых зеркал - несомненно, уникальный продукт на российском рынке. Уверены, что высокое качество работы парктроника «сПАРК-биЗОН» и функции помощи водителю при перестроении будут по достоинству оценены отечественными автовладельцами.

Благодарим компанию «Империя кузовного ремонта» за помощь в инсталляции системы

 

 


Статьи по теме