04.09.2025

Зачем нужны трансмиссионные масла и почему на них не стоит экономить?

Небольшой ликбез по трансмиссионным маслам. Как их правильно подбирать и на чем не стоит экономить. Читайте, чтобы не ошибиться.

Задумывались ли вы, что происходит внутри коробки передач или ведущего моста вашего автомобиля, когда вы вращаете руль или переключаете скорость? Эти узлы ежедневно испытывают колоссальные нагрузки, и только надежное трансмиссионное масло способно обеспечить их долгую и исправную работу. Но как выбрать подходящее масло и не ошибиться среди множества спецификаций? Давайте разберемся в этом вопросе вместе с экспертами Teboil.

 

Трансмиссионные масла применяются в нескольких ключевых узлах автомобиля

 

МКПП – представляет собой механизм для преобразования крутящего момента с коленчатого масла двигателя и передачи его на ведущий мост. Главными ее деталями являются валы, зубчатые передачи с цилиндрическим зацеплением, синхронизаторы с покрытием из цветных металлов, композитов или стали, различных уплотнений.

Ведущий мост – является механизмом для передачи крутящего момента с коробки на колеса. Он состоит из зубчатых передач с чаще всего высоконагруженным гипоидным зацеплением, дифференциала, уплотнений. Дифференциал может быть открытым или блокирующимся, в том числе и повышенного трения (LSD).

Раздаточная коробка (как правило встречается на автомобилях повышенной проходимости) – редуктор, распределяющий мощность между ведущими осями. Он часто оборудован демультипликатором (понижающей передачей), который позволяет повышать крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса.

В процессе работы на агрегаты трансмиссии и сам смазочный материал действуют следующие факторы: ударные нагрузки из-за конструктивных особенностей и режимов работы, накопление внешних и внутренних загрязнений, насыщение смазочного материала воздухом и его вспенивание вследствие интенсивного перемешивания и накопление влаги.

 

Чтобы трансмиссионное масло обеспечивало надежную защиту и долговечную работу агрегатов трансмиссии, оно должно обладать следующими свойствами:

 

-        достаточной вязкостью при рабочих температурах (как правило, рабочие температуры не более 100°С);

-        отличными низкотемпературными свойствами;

-        совместимостью с материалами уплотнений;

-        совместимостью с цветными металлами синхронизаторов;

-        стойкостью к окислению;

-        антикоррозионными свойствами;

-        противоизносными свойствами;

-        защищать от коррозии.

 

Как не запутаться в стандартах?

 

Классификация API помогает понять, куда можно лить то или иное масло:

  • API GL-4 – смазочные материалы, предназначенные для применения в синхронизированных КПП и ведущих мостах (при условии отсутствия гипоидного зацепления в редукторе), и других редукторах без гипоидного зацепления.
  • API GL-5 – смазочные материалы, предназначенные для применения в редукторах гипоидного зацепления и несинхронизированных КПП или КПП с синхронизаторами из стали, а также в раздаточных коробках с деталями из сплавов железа. У данных масел выше содержание противозадирных и противоизносных присадок относительно API GL-4.
  • API GL-4/ GL-5 – относительно новый класс трансмиссионных масел. Могут применяться универсально в МКПП (с любыми синхронизаторами/без синхронизаторов), ведущих мостах (в т.ч. с гипоидной передачей), традиционных раздаточных коробках и т.д. Присадки, входящие в состав данных масел, обеспечивают уровень противоизносных свойств, необходимый для высоконагруженных гипоидных передач ведущих мостов, но при этом не оказывают воздействия на синхронизаторы цветных металлов.
  • API GL-5 с индексом LS – масла, предназначенные для ведущих мостов с дифференциалом повышенного трения (LSD). Содержит специальные модификаторы трения, но может применяться и в обычных дифференциалах без блокировки или с блокировкой без фрикционных пакетов.

Если вы заботитесь о долговечности своего автомобиля, важно выбирать только качественные трансмиссионные масла, которые соответствуют требованиям автопроизводителей.


Статьи по теме