25.10.2012

Владей, но не езди!

Московская городская дума одобрила в первом чтении повышение ставок транспортного налога с 1 января 2013 года.

Москву в остальных регионах не любят. Воображение большинства охотно рисует портрет зажравшегося столичного жителя, живущего непременно в большой квартире с высокими потолками, получающего большую зарплату, ездящего на хорошей машине и вкусно обедающего в дорогих ресторанах.

Подобное мнение сложилось давно, еще в эпоху матерых советских лет, когда, по мнению большинства, в Москве было все, а в провинции - ничего. Нынешние представители власти Москвы явно хорошо помнят этот период, даже несмотря на всю давность произошедших событий.

Сейчас у них все сложилось, и они тоже живут в Москве, но детская обида на богатую жизнь советских москвичей все же осталась. Видимо поэтому в сегодняшних действиях власти в отношении москвичей (а частично и петербуржцев, ведь согласно стереотипу жизнь большинству горожан удалась и там) проглядывается карательная подоплека, причем адресована она водителям как самой платежеспособной категории граждан. Сначала в Москве (и Санкт-Петербурге) ввели повышенный коэффициент административных штрафов за нарушение ПДД (в нарушение 19 статьи Конституции), мотивировав это тем, что в двух столицах живут только богатые люди. Попутно было решено сделать эвакуацию платной, в результате чего Москва опять получила высокий тариф.

Теперь московская власть сделала новый шаг в выбранном направлении. Мэр города С.Собянин сам объявил об избранной мере, сообщив о решении повысить ставку транспортного налога для автомобилистов Москвы. Инициатива главы города было принято как инструкция к действию, и вот, вчера Московская городская дума на пленарном заседании одобрила в первом чтении повышение ставок транспортного налога с 1 января 2013 года.

Что ждет автомобилистов? Повышение транспортного налога будет повсеместным и затронет все группы, облагающиеся налогом транспортным сейчас. Владельцы маломощных автомобилей до 70 л.с. по-прежнему будут освобождены от транспортного налога, зато в отношении остальных автолюбителей налоговая ставка увеличится.

Официальная причина повышение - экономически обоснованная необходимость. Глава департамента экономической политики и развития столицы Максим Решетников напомнил столичным депутатам, прежний городской закон о транспортном налоге был принят в 2008 году. "С 2008 года уже шесть лет живем по тем ставкам. За шесть лет накопленная инфляция составила порядка 50%, увеличение ставок в среднем составляет 13%", - цитирует чиновника Интерфакс.

Часть экспертов к повышению транспортного налога отнеслись спокойно, отметив, что ставки увеличились незначительно, часть раскритиковала инициативу московских властей, указывая на двойное налогообложение автомобилистов и непрозрачность расходования бюджетных средств.

Несмотря на то, что для массового владельца автомобиля повышение налоговой ставки и впрямь не очень высоко, все это больше похоже на банальное усложнение и удорожание стоимости владения автомобилем.

В транспортной доктрине Сергея Собянина и его соратников четко сформулирована цель развития дорожной сети Москвы, которая заключается в пересаживании водителей из собственных автомобилей в автобус, трамвай и метро. Вот и Глава Минтранса Игорь Левитин на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта РФ заявил, что нужно создать правовую базу для применения мер "разумного ограничения" использования личных автомобилей, пишет издание Cardriver.

Тем временем общественный транспорт Москвы и без того перегружен. Об этом не принято говорить вслух, но в действительности это так. Столичный департамент транспорта оценил перегруз московского метро, трамваев и троллейбусов оценил в 22%. То есть лезть туда уже не имеет никакого здравого смысла, но стратегия непримирима и по-прежнему настаивает на этом.

И это при том, что удобнее общественный транспорт не становится. Вход в автобусы по одному, стоят они в пробках как и все, несмотря на выделенные полосы, укравшие у автомобилей дорогу. Разбитые маршрутки, управляемые почему-то исключительно друзьями из солнечных республик, по вечерам перестают ходить. Москвич после вечерней смены вынужден идти пешком по нескольку километров, потому что борьба с нелегальными таксистами убрала доступную возможность добраться до дома в "черный час трамваев" быстро и недорого. Все более плотные сомкнутые ряды измученных москвичей по утрам и вечерам штурмуют метро. Апокалиптическая картина московского общественного транспорта, малопродуманного, неэффективного, неудобного, да еще и дорогого ничуть не смущает московские власти. Образцово-показательно катаясь в пустых вагонах метро, зачищенных под посещение Высоких Гостей, они недоумевают, что же надо этим зажиревшим горожанам? И продолжают политику усложнения жизни автомобилистам.

Машин же от этого на дорогах Москвы точно не становится меньше. ГАИ невнятно лепетало про 3 миллиона зарегистрированных в Москве автомобилей на протяжении десятилетия. Но наконец-то даже дорожная полиция заявила новую цифру в 4,2 миллиона машин. При этом пропускная способность столицы такова, что все дорожные кольца и магистрали замыкаются в глухие пробки уже при 0,5 миллионах выехавших автомобилей.

Получается, что 3,7 миллиона автомобилей Москвы стоят во дворах и ни куда не ездят. А если еще вспомнить о транзитных и иногородних машинах? А еще об автомобилях из области? Следовательно, просто стоят, а не ездят в Москве еще больше машин. То есть они не тратят бензин, не нарушают правил, (а значит и не платят штрафов, лишая казну денежных поступлений),  не ломают дороги, не рискуют попасть в ДТП... Но как же тогда их заставить платить?

Правильный ответ - налоги (дорожный и транспортный) и страхование ОСАГО, по сути тоже являющее налогом. Налоги, связанные с автомобилем, в нашей стране платят не по принципу пропорционального пользования, а по факту владения.

Владение машиной правительство Москвы одобряет, пользование явно нет.

Текст: Роман Харитонов


Статьи по теме