08.08.2025

Российские «инвесторы» в авто ушли в минус

В 2025 году россияне, вложившие деньги в премиальные подержанные авто из-за рубежа, потеряли инвестиции. Рынок обрушился.

🚗 Инвестировали в авто и проиграли: премиальный сегмент подержанных машин ушёл в минус

Рынок 2024 года: инвестиционный хайп

В 2024 году инвестиции в автомобили стали неожиданным, но бурно растущим трендом. Тысячи россиян рассматривали покупку подержанных премиальных автомобилей из-за границы как надёжный актив. Особой популярностью пользовались 3–5-летние модели немецких брендовBMW, Mercedes, Audi.

Эти авто массово ввозились через Владивосток с японских и корейских аукционов, а также напрямую из Европы. Цена, состояние и комплектация зачастую выигрывали у предложений на внутреннем рынке. Многие рассчитывали, что через год–полтора машина «отобьёт» все издержки и даже принесёт прибыль.

«На фоне ажиотажного спроса и ограниченного предложения родился новый инвестиционный сегмент — премиум с пробегом», — комментируют аналитики Likvi.com.


📈 Льготы и расчёты: как всё работало

Главный рычаг привлекательности — утильсбор. Это государственный налог на утилизацию автомобиля, который зависит от возраста, двигателя и других характеристик. Если ввозить авто для личного пользования, зарегистрировать его на себя и подождать год — налоговая нагрузка снижается кратно.

Под «льготные» условия попали востребованные модели:

  • Mercedes-Benz E-Class

  • BMW X5

  • Audi A5

Покупатели массово скупали такие автомобили на зарубежных рынках — как правило, с мотором до 3 литров (чтобы вписаться в ограничение по налогам), а также в редких комплектациях, позволяющих повысить цену при перепродаже.


📉 2025 год: рынок разворачивается против владельцев

Но в 2025 году всё изменилось. После завершения обязательного «года владения», тысячи машин начали поступать на рынок. Конъюнктура к тому времени кардинально изменилась.

По данным Likvi.com,

  • на 1 апреля 2025 года на продажу было выставлено 695 автомобилей премиум-сегмента (3–5 лет, до 3 л);

  • к 1 августа 2025 года их стало 1719 — рост в 2,5 раза всего за квартал.

Предложение резко превысило спрос, и автомобили начали терять в цене. Инвесторы, которые рассчитывали на «зазор» для прибыли, столкнулись с реальностью:

  • снижение стоимости,

  • отсроченная продажа,

  • убыточные сделки.


💰 Комплектации и “зазоры”

Интересно, что доля автомобилей в сегменте с максимальными комплектациями увеличилась на 18% с квартала на квартал. Это говорит о попытке инвесторов обойти просадку цен за счёт уникальности опций.

«Логика понятна: чем реже комплектация, тем выше шанс получить преимущество на фоне конкурентов», — поясняет Александр Коротков, генеральный директор Likvi.com.

Но даже «богатые» версии машин столкнулись с переизбытком аналогов и снижением интереса. Причина — смещение предпочтений покупателей.


🔄 Что случилось: рынок выбрал Китай

Прошлогодняя ставка на немецкий премиум казалась оправданной. Однако в 2025 году россияне всё чаще делают выбор в пользу новых китайских автомобилей, предлагаемых с:

  • государственными субсидиями,

  • гарантиями,

  • возможностью автокредитования.

На фоне снижения ключевой ставки, доступных предложений от дилеров и роста доверия к китайским брендам — импортный подержанный премиум начал проигрывать.


📊 Экспертное мнение: рынок перепродажи не восстановится быстро

«Спрос на “немцев” сейчас существенно ниже предложения. Люди устали ждать, предпочитают новые машины с гарантией. Несмотря на общее оживление кредитного рынка, в этом сегменте подвижек пока не видно», — подчёркивает Коротков из Likvi.com.

Также свою роль сыграли:

  • рост затрат на обслуживание премиальных автомобилей,

  • сложность с оригинальными запчастями,

  • высокий налог при перепродаже юридическим лицом.


🚦Вывод: инвестиция в авто — не всегда капитал

Ситуация 2025 года стала первым серьёзным «провалом» инвестиционной стратегии в автомобили. И хотя этот сегмент казался безопасным, он оказался чувствительным к:

  • изменению налоговой политики,

  • насыщению рынка,

  • потребительским трендам.

Эксперты прогнозируют, что следующие волны машин, ввезённых в 2024 году, будут распродаваться в 2025–2026 с дальнейшим падением цен. Инвестиции в автомобили могут остаться актуальными, но только при глубоком анализе рынка и краткосрочном горизонте окупаемости.


Статьи по теме