09.03.2016

Тест-драйв Citroen Jumper: я на лабутенах…

Под группу «Ленинград» я на Citroen Jumper втискиваюсь в свободное место на парковке. Результат выглядит забавно – «штаны» немного не в размер…

Автомобиль на тест-драйве "Автодел":  Citroen Jumper, грузопассажирский фургон (1+5+0) L3H2, FgTl 35
Двигатель:  2,2 л HDi 131 л.с., Евро 4
Коробка передач:  6 МТ
Габариты (ДхШхВ, мм): 5998х2690(с зеркалами)х2524
Колесная база (мм): 4035
Стоимость тестового автомобиля:  FgTl 35 L3H2 (1+5+0) от 1 895 000 рублей
Производство автомобиля:  Италия (Атесса)
Гарантия на автомобиль:
  2 года или 150 000 км пробега
Межсервисный пробег: 1 год или 20 000км

 

Тот, кто ни разу не сталкивался с переездом – счастливый человек. Так вот, знайте. Переезды случаются. И они действительно равны трём пожарам.

Один из таких переездов выпал на январский день. По известному закону, именно в этот день традиционно совершенно внезапно для московского января опять наступает зима – мороз, снегопад. Город, как обычно, героически проигрывает битву со снегом, поэтому за машиной я приезжаю на пару часов позже расчетного времени.

Свежевымытый Citroen Jumper сиротливо ждёт меня на улице, засыпаемый снегом. Красный. Красивый. Огромный.

Я приехала вовремя – влажные после мойки двери Citroen Jumper уже начало прихватывать, и еще через час-другой в машину пришлось бы забираться с применением спецсредств. В машине холодно, несмотря на то, что двигатель работает уже долго.

Пытаюсь разобраться в хитросплетениях всех кнопочек Citroen Jumper. Без подсказок, книжки по эксплуатации, на морозе и в потёмках это сделать не просто. К тому же часть кнопочек не имеет подсветки.

Citroen Jumper

Я понимаю, что песня группы «Ленинград» о «лабутенах» и тяжёлой женской доле станет моей путеводной звездой на ближайшие несколько дней.

Citroen Jumper салон

С основной матчастью Citroen Jumper разделываюсь достаточно быстро. Руль, кресло и зеркала настраиваю практически моментально – здесь всё прекрасно.

Citroen Jumper салон

Обнаружено много ценных и полезных приспособлений, позволяющих превратить салон Citroen Jumper в передвижной офис. Огромное количество разнообразных полезных полочек и бардачков (часть из них я бы, конечно, улучшила - например, проложив нескользящими ковриками). В этом всём великолепии можно просто потеряться.

Но что делать с жутким холодом в салоне? Мучить печку бесполезно: это дизель, и двигатель молотит впустую – его температура чуть выше той, что на улице. Пока не тронемся, теплее не станет.

Citroen Jumper подогреватель двигателя

Найденная кнопочка подогрева водительского сидения (почему-то перевернутая вверх ногами – наверное, чтобы враг не догадался) воспринимается как благо цивилизации.

Я предусмотрительно одета как покоритель Северного полюса, поэтому холод воспринимаю как лёгкую свежесть и не обращаю особого внимания на странный экранчик внизу под рулем, потыкав в который не получаю никакого эффекта. Как оказалось, зря я не проявила настойчивости - в перчатках я просто не попала на маленькие кнопочки по бокам. Включить это загадочное устройство мне удалось уже случайно, в последний день, когда я, скучая, ждала в машине и тыкала по всем кнопкам просто так. Это оказался тот самый подогреватель двигателя, которого мне в Citroen Jumper будет не хватать всю дорогу.

Наконец, стартую в бесконечную вечернюю пробку, укутываемую снежной мглой.

Citroen Jumper

Поначалу размеры машины немного пугают. Но вести шестиметровый Citroen Jumper оказывается очень легко - куда проще, чем, например, какой-нибудь Nissan Qashqai или Toyota Land Cruiser. Не зря автомобиль рассчитан на то, чтобы на нём было удобно именно ездить – ездить много, ездить в разной обстановке, в разных условиях.

Citroen Jumper зеркала

Поначалу перестраиваться в пробке страшно. Кажется, что машина настолько больше всех вокруг, что просто никуда не может влезть. Но, немного пообвыкнув, осознаю, что мы с моим Citroen Jumper далеко не самые крупные представители автопрома на дороге.

Потихоньку привыкаю к габаритам. Обзорность великолепна. Сдвоенные зеркала позволяют видеть всё и ещё чуть-чуть. И никаких мёртвых зон. По зеркалам так удобно и легко ориентироваться, так хорошо ощущаются габариты машины, что хочется расцеловать инженеров (когда бы, например, Фольксваген для своих семейных машин делал хотя бы вполовину такие же классные «лопухи»?). В итоге уже через 20 километров скачу по рядам как заправский газелист. Или как заяц, что ближе к истине, потому что Jumper – это «прыгун», или ласково – «попрыгунчик». Мои страхи в отношении габаритов и управляемости Citroen Jumper развеялись.

Citroen Jumper интерьер грузопассажирский фургон

Чем быстрее движется Citroen Jumper в пробке, тем теплее становится в салоне . Вот и от перчаток уже можно отказаться. Но когда скорость ниже 90 км/ч, атмосфера в салоне бодрящая. Правда, температура всё-таки существенно выше минус двенадцати уличных  - от моего дыхания лобовое стекло перед носом не украшается зимними узорами.

Ладно я. А вот как поедут пассажиры? У них-то кнопочек подогрева сидений нет. Но поняв, что двигатель нагревается до расчетной температуры, если ехать 100 – 110 км/ч, и в салоне сразу же становится тепло, перестаю себе ломать голову над вопросом печки. У нас по плану в основном поездка по трассе, «круизами» по 340 км. Оденутся потеплее.

Citroen Jumper грузопассажирский фургон

- Я на лабутенах, и в офигительных штанах! – поёт мне группа «Ленинград».

Девушки, если вы думаете, что внимание можно привлечь только каким-нибудь Porsche Cayenne, то вы сильно отстали от жизни. Крутые иномарки и девушки за рулём набили оскомину и уже никому неинтересны. Настоящие «лубутены» нынче выглядят по-другому. Я за рулем красного Citroen Jumper вызываю куда больший интерес окружающих. Да настолько, что за 30 километров пробки на МКАДе со мной раза три настойчиво пытались познакомиться.

Citroen Jumper двигатель 2.0 HDi

Через два часа вырываюсь из пробки. На свободной дороге начинает удивлять хорошая динамика Citroen Jumper. Я ожидала, что 131 лошадиной силы для такой машины будет слишком мало. Но я пока еду «пустой». Возможно, всё изменится, когда машина будет нагружена, а груза сюда можно положить много, почти тонну. И это хорошо, что почти: всего каких-то 10 килограмм (грузоподъемность данного Citroen Jumper по паспорту 990 кг) и машина не смогла бы спокойно кататься под запрещающими московскими знаками, ограничивающими проезд транспорта с грузоподъемностью больше тонны.

Главное, помнить о высоте Citroen Jumper: 2524 мм. Это надо заучить наизусть. Потому что не всяким проездом, предложенным всезнающим «Яндексом», с таким ростом можно воспользоваться: под низким мостом можно и «головой стукнуться».

Citroen Jumper расход топлива

Пока я еду 90 – 100 км/ч, расход топлива Citroen Jumper падает. И когда замер показывает 7,6 л/100 км, я радуюсь за бюджет нашего переезда (в итоге мы проедем более 1500 км, и экономия средств нам не повредит). Правда, стоит разогнаться до 110 км/ч, стрелочка начинает ползти наверх, к 7,8 л/100 км, а то и совсем подбирается к восьми. Через какое-то время забываю, что еду на «механике» - шестая передача настолько эластична, что на ней можно ехать от 75 км/ч и быстрее. Когда машина замедляется и начинает вести себя как-то не так, с трудом вспоминаю, что надо бы переключить скорость.

Citroen Jumper фургон

Уже глубокой ночью добираюсь до точки завтрашнего старта нашей «великой миграции народов». Наш хитрый план ночных круизов между двумя городами, позволяющий избежать пробок, должен пройти успешно: на первых пробах Citroen Jumper показал себя отлично. Свет прекрасный, рулить машиной можно долго без устали. Парусность, конечно, большая, а пустая машина так и норовит «вильнуть попой», но мы не на гоночном треке – можно поехать и поспокойнее, к тому же наличие антипробуксовочной системы и системы курсовой устойчивости сильно улучшают ситуацию.

С утра удивляюсь: после 150 км ночной дороги кузов моего Citroen Jumper совершенно чист и по-прежнему задорно дразнится красным цветом. В этом, несомненно, заслуга мороза, который ночью усилился, но такой сверкающей чистоты я не ожидала.

Citroen Jumper фургон

Жаль, но в более тёплую влажную погоду всё не так здорово. Сзади и по бортам на Citroen Jumper налипает снег, правда, существенно меньше, чем ожидалось. Зеркала и боковое стекло перед зеркалом заднего вида в долгой дороге покрываются матовой снежно-грязной пылью, а лобовое стекло всё-таки пачкается. Это может стать проблемой: бескаркасные огромные дворники на морозе и на ходу обмерзают, форсунки омывателя тоже. Огромные зеркала Citroen Jumper через какое-то время перестают радовать своей обзорностью, а перед лицом водителя регулярно красуется грязное пятно. Спасает то, что во время остановок стекло можно помыть нормально, даже если на улице -20С. В итоге на морозе лобовое стекло надо капитально мыть где-то каждые 50 - 100 км, а вот при -10С – уже каждые 10 - 20 км. Если в городе помогают светофоры, то на трассе приходится периодически специально останавливаться для капитальной уборки.

Кстати, есть у Citroen серьёзная недоработка: достать фирменной щеткой-скребком хотя бы до середины лобового стекла можно только в прыжке. Прыгать на льду и по сугробам чревато последствиями – поучительный финал истории «про лабутены» может стать чересчур актуальным. Так что лучшим подарком для новенького Jumper станет хороший «телескоп».

Citroen Jumper фургон снег

Наш «великий круиз» продолжается. Серьёзным испытанием для Citroen Jumper становится бесконечный снегопад, который мы возим с собой, словно на верёвочке.

Удивительно, но машина практически нигде не «садится», хотя дорожного просвета отчаянно не хватает – стоит хоть немного забраться в колею, как «пузико» оставляет на снегу предательский след.

Citroen Jumper фургон снег

В основном мы обходимся «без лопаты» и других специальных приспособлений. Дизель даёт возможность спокойно крутить колёса, без срывов, что на льду и снегу позволяет многое. Конечно, всё зависит от ситуации, и «сесть» на Citroen Jumper можно.

Но если не «посадить» машину «на брюхо», минимальные навыки езды «в раскачку» и «накатом» позволяют обойтись без лопаты даже на снежном поле, в которое регулярно превращались парковочные места в конечных точках нашего маршрута. И когда Citroen Jumper в очередной раз самостоятельно проезжает по снежной каше, в глазах моих спутников светится благодарность – им вполне хватает изнурительных предварительных расчисток метровых сугробов.

Citroen Jumper фургон на парковке

Кстати, собственно парковка – это отдельная тема. Шесть метров «попрыгунчика» никуда не лезут. Если это не поле у супермаркета, паркуешься на Citroen Jumper, словно натягиваешь те самые «офигительные штаны».

Мой самый страшный кошмар был связан с необходимостью втискиваться в маленькое парковочное пространство, расположенное параллельно дороге, у подъезда дома. С предательскими заборчиками и бордюрчиками. И обязательно мимо проезжающими в момент парковки машинами. Citroen Jumper едва влезал в предназначенное место: вокруг припаркованного автомобиля уже нельзя было пройти просто так – мешались огромные сугробы. Выходить приходилось через пассажирскую дверь.

Здесь автопроизводителю надо ставить «пять с жирным плюсом». Citroen Jumper обладает впечатляющей манёвренностью, а зеркала – просто мечта поэта. Плюс к этому наш Jumper имел парктроники (которые традиционно способны довести до истерики даже камень, но в этот раз спасли собачку) и камеру заднего вида. Камера нужна как раз для подобных случаев, когда необходимо припарковаться совсем вплотную к чему-то – встать на погрузку к перрону, например. Или прижаться к заборчику. В остальных случаях зеркал достаточно.

Citroen Jumper фургон на парковке

Если полдороги Citroen Jumper ездил пустым, то вторую часть он шел забитый «под завязку». Казалось бы, поведение машины должно сильно разниться. Но кроме более спокойного характера, лучшей устойчивости на дороге и меньшей реакции на ветер особых изменений в поведении Citroen Jumper не оказалось. Можно было продолжать езду в том же скоростном режиме, что и на пустой машине, но груз отразился на расходе топлива, добавив сразу поллитра на 100 км. Это если ехать в пределах 100 км/ч. Если же разгоняться до 110 км/ч, то расход увеличивался уже на литр. Цифры снова стали подбираться к 8,7 – 9,0 л/100 км. Поскольку медалей за скорость нам никто не обещал, более спокойная езда оказалась предпочтительнее со всех точек зрения.

Citreoen Jumper сдвижной ряд сидений

Ну а теперь пару слов про «багажники в литрах» и «просторные салоны».

«Много пространства для ног», - традиционно соблазняют автомобильные рекламы. Да в нашем Citroen Jumper и встать-то легко, не то что ноги вытянуть! Тут свободно разместятся дюжие молодцы в полной зимней экипировке, а под ногами у них можно легко поместить ящики с таинственными и очень важными железяками. Правда, в предыдущей версии Citroen Jumper во втором ряду мест было четыре, а сейчас – три, поэтому на борт можно погрузить всего 6 человек. Семь, конечно, было бы предпочтительнее.

К тому же зимой им будет прохладно: если спереди Citroen Jumper еще хоть как-то прогревается, сзади бодрящая атмосфера будет готовить команду к активным свершениям. Здесь, конечно же, не помешала бы отдельная печка.

Стоимость установки такой перегородки для Citroen Jumper составляет 131 000 рублей, а называется эта модификация «Грузопассажирский фургон (1+5+0) Transwall PLUS L3H2».

Citroen Jumper для строителей

Зато, как и раньше, сидения второго ряда в этой версии Citroen Jumper можно сдвигать. Причем для того, чтобы влез двухметровый холодильник, сдвигать кресла полностью не надо – тут можно уютно расположить хрупкие вещи, которым не место в общей «свалке».

Citroen Jumper для строителей сдвижной ряд сидений

Если же сдвигать сидения вплотную к переднему ряду, то сзади в Citroen Jumper образуется полноценный грузовой отсек, объем которого чуть меньше 13-ти кубометров.

Citroen Jumper для строителей грузовой отсек

Глядя на грузовой отсек Citroen Jumper, понимаешь: жизнь никогда не будет прежней. «Багажники в литрах» с этого момента начинают вызывать лишь сочувственную улыбку.

Во всём этом великолепии, конечно же, есть нюансы, которые обнаружились «по ходу пьесы».

Во-первых,– малюсенькая ручка, за которую надо взяться, чтобы сдвинуть перегородку. Если задвинуть её достаточно просто, то обратный процесс требует участия двух человек. В одиночку справиться не получается даже у дюжего молодца – ноги разъезжаются, ухватиться не за что, перегородку перекашивает. Ручка тут должна быть либо существенно большего размера (как раньше), либо их должно быть две.

Также вызывает некоторое недоумение крепеж боковых полочек – они выглядят очень хлипко и я бы не стала их нагружать предметами, несмотря на всю их внешнюю привлекательность.

Citroen Jumper для строителей грузовой отсек

Другой нюанс  Citroen Jumper - очень скользкий пол в обеих частях фургона, что покрытый защитным настилом, что просто металлический. Особенно это неприятным оказывается в момент, когда надо по-молодецки запрыгнуть в Jumper со стиральной машиной наперевес. Да и с пустыми руками залезть в грузовой отсек Citroen Jumper не так просто - ноги так и норовят разъехаться в разные стороны, а никаких ручек тут не предусмотрено.

Citroen Jumper для строителей грузовой отсек

Поэтому без плотного картонного настила такой Citroen Jumper для переездов зимой  лучше не использовать. Вообще, при переезде картона нужно много – ведь нужно еще защитить и арки, и борта. Иначе груз поцарапает металл.

Citroen Jumper для строителей грузовой отсек

Еще один минус связан с данной конкретной модификацией фургона Citroen Jumper. Максимальная высота внутри составляет 1 932 мм, поэтому двухметровые холодильники приходится класть плашмя. А это серьезно снижает ценность такого фургона для бригад, практикующих комплексную доставку мебели и техники.

Также хотелось бы, чтобы крепежные петли в таком Citroen Jumper были предусмотрены не только в полу (их там 4 штуки), но и на разной высоте - хотя бы пара штук посередине. Крепить груз за специальные силовые проушины можно – их тут с достатком, но петли были бы удобнее.

К самим силовым балкам Citroen Jumper у меня вопросов не возникло – тут достаточное количество отверстий для крепежа различных дополнительных аксессуаров. Можно свободно пофантазировать на тему какой-нибудь мастерской или лаборатории на колёсах. А вот девичьи фантазии про кемпер тут же упираются в отсутствие окон в задней части фургона.

Citroen Jumper подсветка светодиодная

И освещение. Во-первых, кнопка включения и выключения центрального верхнего осветительного плафона в Citroen Jumper находится у водителя, а не рядом с плафоном. Она не подсвечивается, поэтому лучше о ней знать заранее. Другие лампочки - сзади и спереди - гаснут стандартно: после некоторого простоя с открытыми дверями. Но есть еще одна лампочка, которая словно та пчёлка с ложкой дёгтя. Это светодиодная подсветка внизу боковой двери, которую кнопкой отключить нельзя. Это очень неудобно в случае многочасового простоя с открытыми дверями на морозе, когда аккумулятор быстро разряжается. К тому же при максимально задвинутой перегородке ценность этой подсветки равна нулю. Поэтому принудительное отключение этой лампочки было бы полезным. Нам же пришлось обойтись блокировкой кнопки двери на скотч.

Citroen Jumper

Есть в Citroen Jumper и ещё один малюсенький нюанс с огромными последствиями. Связан он с отсутствием защиты «от дурака» при запуске двигателя. Особенно много неприятностей он может доставить в мороз.

А всё потому, что машина дизельная. Дизель, в отличие от бензинового двигателя, имеет свечи накаливания, а не зажигания. Они должны прогреться, прежде чем двигатель можно запускать. Плюс к этому в данной конкретной модификации Citroen Jumper установлен подогреватель двигателя, который даёт дополнительную нагрузку на электрическую сеть. Если в момент нагрева свечей запустить стартер, сеть может не выдержать и предохранители перегорят.

Вот тут и начинается настоящее приключение. Хорошо, если перегорают те предохранители, доступ к которым официально разрешён автопроизводителем. В Citroen Jumper всего три блока предохранителей и за исключением того, который в моторном отсеке, подобраться к ним достаточно легко. Списки предохранителей и их расположение в этих блоках можно найти в руководстве по эксплуатации.

Но может случиться и по-другому. Оговорка про «официально разрешённые» предохранители появилась неспроста. На одной из клемм аккумулятора есть, например, головной предохранитель на 150 ампер, самостоятельную замену которого Citroen категорически запрещает. Логика понятна – если он не выдержал, в сети может быть серьёзная неисправность. И прежде чем его заменить, надо провести комплексную проверку всех связанных узлов и электропроводки. К непростой замене этого предохранителя добавляется то, что купить «на каждом углу» его не получится – деталь не слишком популярная.

В итоге одно необдуманное движение ключом может привести к серьёзным проблемам, которые зимой разрастаются до размеров катастрофы. Чтобы этого не произошло, при эксплуатации Citroen Jumper надо приучить себя выжидать не менее 25 – 30 секунд после включения зажигания перед пуском двигателя. То есть не трогать ключ лишний раз, пока не потухнут все «лишние» лампочки и значки, потом досчитать до 10-ти и можно запускать двигатель. Почему Citroen просто не поставит хотя бы простой таймер на запуск – остаётся загадкой.

РЕЗЮМЕ

На наших дорогах бегает много подобных машин, как собственно Citroen Jumper, так и их братьев по конвейеру – Peugeot Boxer и Fiat Ducato. Они популярны, и их становится всё больше.

Как показало моё знакомство с Citroen Jumper, рост популярности этой триады вполне объясним – машина получилась действительно удачная. Она удобна в эксплуатации – легко управляется, обладает отличной обзорностью и маневренностью, двигатель расходует не так много топлива, а динамика у машины приличная. К тому же и внешний вид не подкачал. В общем, настоящие «лубутены»! Добавить бы им немного дорожного просвета…

Citroen Jumper

Однако девушки редко обращают на такие машины внимание. А зря. Машина, у которой багажник измеряется в кубометрах, не является исключительной прерогативой мужчин. Управлять ей так же легко (а местами даже проще), как и любой другой крупноразмерной машиной. А если уж мужчинам так хочется участвовать в процессе – милости просим на борт. Ведь тут можно прокатить целую свиту из пяти человек!

…- Я на «лабутенах» и в офигительных штанах!..

Текст и фотографии  Натальи Парамоновой


Статьи по теме
Картинка


Ситроен приоткроет дверь в тайну создания Citroen DS4

В прошлом году появилась первая современная модель – Citroen DS3, а в начале 2011 года на рынке стартовали продажи DS4. Начиная с 11 марта Citroen предлагает взглянуть на DS4 по – новому.

Картинка


Citroen C4 Седан – сделан в России! И для России!

Тестируем Citroen C4 Седан выпущенный в Калуге на дорогах Астрахани и на разливах Волги.

Картинка


DS 4 доступен по специальной программе

ООО «Банк ПСА Финанс РУС» представил специальные кредитные предложения на покупку нового DS 4: теперь DS можно приобрести по программе 0% переплаты.

Картинка


Хроники автопробега PEUGEOT Москва - Иркутск. 19 мая, Уфа

Прекрасна ночная Казань! Утро встречает хмурью и периодически накрапывающим дождем. Попытка очистить лобовое стекло PEUGEOT 308 от пылевых капель немедленно напоминает о вчерашней забывчивости

Картинка


Тест-драйв пикапа Great Wall Wingle 3 или приключения гламурной технички на «Арктик-Трофи 2011». Часть третья.

Пока наши «подшефные» экипажи сражались с бездорожьем, мы могли немного отдохнуть от дороги и событий последних дней. Заодно и проанализировать первые впечатления от нашего тестового Great Wall Wingle 3.

Картинка


Вдоль отрогов древних Хибин на Suzuki Jimny

Завершающая часть весеннего путешествия в Арктику была насыщена событиями: посещение Полярно-альпийского ботанического сада, Снежной деревни, склонов горнолыжного комплекса Большой Вудъявр, и, конечно, же ночевка в иглу на детских Эскимосских играх в Хибинах.

Predictive Powertrain Control (PPC) - 10 вопросов и ответов

Predictive Powertrain Control (PPC) - 10 вопросов и ответов о системе предусмотрительного управления силовой линией от грузового подразделения Mercedes-Benz

Сравнительный тест видеорегистраторов, совмещенных с радар-детектором, лето-2020

Представляем сравнительный тест самых популярных сигнатурных комбинированных видеорегистраторов. В него вошли модели Neoline X-COP 9300c, Mio MiVue i95, Sho-me Combo mini WiFi и Silverstone F1 Hybrid S-Bot.

Топливный насос: как не заплатить дважды?

Как определить неполадки в работе топливного насоса и к каким последствиям они могут привести?

Pioneer VREC-DH200 – автомобильный регистратор с GPS и WiFi, тест

Компактный, с GPS-приемником и возможностью настройки по Wi-Fi – так можно кратко охарактеризовать регистратор Pioneer VREC-DH200. А еще у него есть очень удобное мобильное приложение с интересным функционалом.

Hyundai Creta в королевском синем

За четыре года выпуска Hyundai Creta стал самым популярных автомобилем сегмента SUV. В 2020 году модель обновили, выпустив рестайлинговую версию. Знакомимся с ней на наших страницах.

Subini Android ШГУ – мультимедийная магнитола на Андроиде, тест

В нашем тесте – мультимедийная магнитола Subini работающая на операционной системе Android. Комплектуется установочной рамкой для инсталляции вместо штатного головного устройства.

ТО своими руками

ТО своими руками. Рассказываем, как самостоятельно провести техническое обслуживание автомобиля, а так же, обращаем внимание, на те особенности которые следует избегать.

Сезонное обслуживание - замена масла

Весна в разгаре, а это значит, что пришла пора пройти сезонное техобслуживание. Для тех, кто еще не успел провести весенний «автосубботник», специалисты Total составили краткий чек-лист, как подготовиться к теплому сезону.

Как остановить коррозию?

Самая основная проблема, которая волнует автовладельцев: что делать, если автомобиль начал цвести? Как быть, если по нему поползли безобразные пятна ржавчины, которые, по мнению многих, уже ничем нельзя остановить? Рассказываем, что делать в этом случае.