26.02.2015

Положительные и отрицательные стороны кризиса

Чем грозит нынешний кризис страховщикам и страхователям? Своим мнением на этот счет поделился Андрей Кинякин, управляющий партнер Akteon Asset Management.

Чем грозит нынешний кризис страховщикам и страхователям? Своим мнением на этот счет поделился Андрей Кинякин, управляющий партнер Akteon Asset Management:

«В ближайшее время роста рынка ОСАГО ждать не приходится. Вслед за кратковременным подъемом, в отрасли последовал спад. Под «подъемом» я имею в виду октябрь-декабрь 2014 года, когда тариф был увеличен 23 – 30 %. Он хоть и частично, но все же компенсировал тот факт, что базовый тариф не менялся на протяжении 11 лет. Этот тариф частично смог компенсировать и увеличение лимитов выплат «по железу» до 400 тыс. руб.

«Спад» же -  это последовавший в декабре прошлого год финансовый кризис, который больно ударил как по всему финансовому сектору в целом, так и страховому сектору в частности. И последствия финансового кризиса для страхового сектора в виде сокращения прибыльности и «сжатия» (причем, скорее всего, в первую очередь, в сегменте ОСАГО) нам еще предстоит увидеть «во всей красе».

Причем основным драйвером кризиса в отрасли будет не столько отсутствие инвестиций как следствие действия санкций, сколько общее ухудшение макроэкономической ситуации в России. И в первую очередь, это касается ослабления курса рубля.

Почти 80-процентая девальвация курса рубля привела к существенному удорожанию импорта. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день доля импортных автомобилей в совокупном российском автопарке превышает 50%, возрастут затраты автостраховщиков, а также расходы автосервисов на запчасти и автокомпоненты для иномарок. И возрастут существенно.

Тарифов уже не хватает, но скоро ситуация усугубится. Страховщики объективно не смогут удовлетворять все запросы клиентов по возмещению. Последует недовольство страхователей, рост судебных исков, как следствие – дополнительные расходы для страховщиков, снижение прибыльности бизнеса и так далее – замкнутый круг.

А общее ухудшение макроэкономической ситуации - это ухудшение и в «смежных» для рынка ОСАГО отраслях. 

Продажи новых автомобилей в России по итогам 2014 года снизились приблизительно на 10%. В январе нынешнего года падение составило уже более 24%. Дальше будет хуже – соответственно, и полисов страховщики продадут меньше.

Однако у кризиса есть и положительные стороны. Рынок уже начинает очищаться от слабых игроков, он консолидируется. При этом я допускаю и вариант массового банкротства малых и средних страховых компаний, что мы наблюдали в 2008 – 2010 гг. Но если полис был приобретен у надёжной компании, то можно быть уверенным в стабильности выплат. Тем более если учитывать тот факт, что возмещение клиентам разорившихся компаний в любом случае производится из фондов РСА.

Что делать участникам рынка в кризисных условиях? Автовладельцам я бы посоветовал выбирать надежные компании, занимающие твердые позиции в рейтингах специализированных агентств. Попытки  сэкономить на полисе в случае аварии обернутся невосполнимыми финансовыми потерями.

Что касается регулятора. На мой взгляд, Центробанк уже хорошо проявил себя в качестве мегарегулятора страхового рынка, подойдя к разрешению кризиса взвешенно, профессионально, оперативно предотвратив коллапс. Наиболее правильным, на мой взгляд, стало бы дальнейшее «гибкое» регулирование Центробанком страхового рынка, а также развитие механизмов саморегуляции. Возможно, требуется меньший контроль в тарифообразовании. За рубежом, например, где тарифы регулируются рынком, лимиты выплат в разы превышают российские.

И, наконец, страховщики. Сегодня объективно нужна саморегулируемая организация, СРО, которая, во-первых, взяла бы на себя часть функций государства (например, выявление недобросовестных компаний-страховщиков), во-вторых, создавала бы фонд, способный поддержать отрасль и страховщиков в кризисные времена. Это помогло бы поддерживать рынок.  И, в-третьих, эта организация способствовала бы выстраиванию конструктивного диалога как между страховщиками и страхователями, так и между страховым сектором и государством».


Статьи по теме
Картинка


Объявлены цены на BMW X3

Компания BMW объявила цены на новые BMW X3, собранные в США.

Картинка


Acura TLX выходит на российский рынок

29 ноября 2014 года в России стартуют продажи нового седана Acura TLX. Новинка будет доступна для заказа в комплектации Techno.

Картинка


DENSO сохранила авторитет

Компания DENSO вошла в список 100 самых инновационных компаний мира согласно рейтингу Thomson Reuters.

Картинка


АРТЕКС названа «Серебряным дилером»

Компания АРТЕКС второй год подряд была названа «Серебряным дилером Jaguar Land Rover».

Картинка


Новый Renault Duster скоро выйдет в продажу

Компания Renault объявила о дате выхода обновленной модели Duster в продажу в России.

Картинка


Acura представит новый концепт в Детройте

12 января Acura представит новый концепт Precision в рамках международного автосалона в Детройте.

Predictive Powertrain Control (PPC) - 10 вопросов и ответов

Predictive Powertrain Control (PPC) - 10 вопросов и ответов о системе предусмотрительного управления силовой линией от грузового подразделения Mercedes-Benz

Сравнительный тест видеорегистраторов, совмещенных с радар-детектором, лето-2020

Представляем сравнительный тест самых популярных сигнатурных комбинированных видеорегистраторов. В него вошли модели Neoline X-COP 9300c, Mio MiVue i95, Sho-me Combo mini WiFi и Silverstone F1 Hybrid S-Bot.

Топливный насос: как не заплатить дважды?

Как определить неполадки в работе топливного насоса и к каким последствиям они могут привести?

Pioneer VREC-DH200 – автомобильный регистратор с GPS и WiFi, тест

Компактный, с GPS-приемником и возможностью настройки по Wi-Fi – так можно кратко охарактеризовать регистратор Pioneer VREC-DH200. А еще у него есть очень удобное мобильное приложение с интересным функционалом.

Hyundai Creta в королевском синем

За четыре года выпуска Hyundai Creta стал самым популярных автомобилем сегмента SUV. В 2020 году модель обновили, выпустив рестайлинговую версию. Знакомимся с ней на наших страницах.

Subini Android ШГУ – мультимедийная магнитола на Андроиде, тест

В нашем тесте – мультимедийная магнитола Subini работающая на операционной системе Android. Комплектуется установочной рамкой для инсталляции вместо штатного головного устройства.

ТО своими руками

ТО своими руками. Рассказываем, как самостоятельно провести техническое обслуживание автомобиля, а так же, обращаем внимание, на те особенности которые следует избегать.

Сезонное обслуживание - замена масла

Весна в разгаре, а это значит, что пришла пора пройти сезонное техобслуживание. Для тех, кто еще не успел провести весенний «автосубботник», специалисты Total составили краткий чек-лист, как подготовиться к теплому сезону.

Как остановить коррозию?

Самая основная проблема, которая волнует автовладельцев: что делать, если автомобиль начал цвести? Как быть, если по нему поползли безобразные пятна ржавчины, которые, по мнению многих, уже ничем нельзя остановить? Рассказываем, что делать в этом случае.