26.02.2015

Положительные и отрицательные стороны кризиса

Чем грозит нынешний кризис страховщикам и страхователям? Своим мнением на этот счет поделился Андрей Кинякин, управляющий партнер Akteon Asset Management.

Чем грозит нынешний кризис страховщикам и страхователям? Своим мнением на этот счет поделился Андрей Кинякин, управляющий партнер Akteon Asset Management:

«В ближайшее время роста рынка ОСАГО ждать не приходится. Вслед за кратковременным подъемом, в отрасли последовал спад. Под «подъемом» я имею в виду октябрь-декабрь 2014 года, когда тариф был увеличен 23 – 30 %. Он хоть и частично, но все же компенсировал тот факт, что базовый тариф не менялся на протяжении 11 лет. Этот тариф частично смог компенсировать и увеличение лимитов выплат «по железу» до 400 тыс. руб.

«Спад» же -  это последовавший в декабре прошлого год финансовый кризис, который больно ударил как по всему финансовому сектору в целом, так и страховому сектору в частности. И последствия финансового кризиса для страхового сектора в виде сокращения прибыльности и «сжатия» (причем, скорее всего, в первую очередь, в сегменте ОСАГО) нам еще предстоит увидеть «во всей красе».

Причем основным драйвером кризиса в отрасли будет не столько отсутствие инвестиций как следствие действия санкций, сколько общее ухудшение макроэкономической ситуации в России. И в первую очередь, это касается ослабления курса рубля.

Почти 80-процентая девальвация курса рубля привела к существенному удорожанию импорта. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день доля импортных автомобилей в совокупном российском автопарке превышает 50%, возрастут затраты автостраховщиков, а также расходы автосервисов на запчасти и автокомпоненты для иномарок. И возрастут существенно.

Тарифов уже не хватает, но скоро ситуация усугубится. Страховщики объективно не смогут удовлетворять все запросы клиентов по возмещению. Последует недовольство страхователей, рост судебных исков, как следствие – дополнительные расходы для страховщиков, снижение прибыльности бизнеса и так далее – замкнутый круг.

А общее ухудшение макроэкономической ситуации - это ухудшение и в «смежных» для рынка ОСАГО отраслях. 

Продажи новых автомобилей в России по итогам 2014 года снизились приблизительно на 10%. В январе нынешнего года падение составило уже более 24%. Дальше будет хуже – соответственно, и полисов страховщики продадут меньше.

Однако у кризиса есть и положительные стороны. Рынок уже начинает очищаться от слабых игроков, он консолидируется. При этом я допускаю и вариант массового банкротства малых и средних страховых компаний, что мы наблюдали в 2008 – 2010 гг. Но если полис был приобретен у надёжной компании, то можно быть уверенным в стабильности выплат. Тем более если учитывать тот факт, что возмещение клиентам разорившихся компаний в любом случае производится из фондов РСА.

Что делать участникам рынка в кризисных условиях? Автовладельцам я бы посоветовал выбирать надежные компании, занимающие твердые позиции в рейтингах специализированных агентств. Попытки  сэкономить на полисе в случае аварии обернутся невосполнимыми финансовыми потерями.

Что касается регулятора. На мой взгляд, Центробанк уже хорошо проявил себя в качестве мегарегулятора страхового рынка, подойдя к разрешению кризиса взвешенно, профессионально, оперативно предотвратив коллапс. Наиболее правильным, на мой взгляд, стало бы дальнейшее «гибкое» регулирование Центробанком страхового рынка, а также развитие механизмов саморегуляции. Возможно, требуется меньший контроль в тарифообразовании. За рубежом, например, где тарифы регулируются рынком, лимиты выплат в разы превышают российские.

И, наконец, страховщики. Сегодня объективно нужна саморегулируемая организация, СРО, которая, во-первых, взяла бы на себя часть функций государства (например, выявление недобросовестных компаний-страховщиков), во-вторых, создавала бы фонд, способный поддержать отрасль и страховщиков в кризисные времена. Это помогло бы поддерживать рынок.  И, в-третьих, эта организация способствовала бы выстраиванию конструктивного диалога как между страховщиками и страхователями, так и между страховым сектором и государством».


Статьи по теме
Картинка


Nissan и Datsun объявили о старте программы утилизации

Программа утилизации продлится до 31 октября 2014 года. Она распространяется на все комплектации Nissan Almera, Terrano, Teana и Datsun on-DO.

Картинка


Toyota Alphard доступна для заказа

05 февраля 2015 года во всех салонах официальных дилеров и уполномоченных партнеров Тойота на территории России и Белоруссии начался прием заказов на новое поколение Toyota Alphard.

Картинка


Ребрендинг в рекордные сроки

Компания ŠKODA ускорила процесс внедрения нового корпоративного стиля в дилерской сети.

Картинка


КАМАЗ открыл новые рейсы в Санкт-Петербург

Аэропорт «Бегишево», который является дочерним предприятием ПАО «КАМАЗ», совместно с авиакомпанией «Комиавиатранс» открыли новые рейсы в Санкт-Петербург.

Картинка


Дебют Volkswagen на IAA-2016

На выставке IAA-2016 марка Volkswagen Коммерческие автомобили продемонстрировала полный обновленный модельный ряд.

Картинка


Bosch представила платино-иридиевые свечи

Компания Bosch представила свечи для автомобилей с двигателем, переоборудованным под газовое топливо.

Goodyear открывает летний сезон победами в тестах

Победитель тестов шина Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5 была отмечена экспертами за уверенное управление и максимальную производительность на мокрой и сухой дороге.

Какие шторки для авто лучше? Обзор лучших производителей 2021

В этой статье мы расскажем о видах автошторок. Какие шторки для авто лучше и на что обратить внимание перед покупкой? Разбираем отзывы водителей!

Как обезопасить автомобиль от COVID-19?

Инфекция COVID-19 накрыла планету неожиданно и заставила по-другому взглянуть на многие аспекты жизни, в том числе и на обработку воздуха в автомобиле. Рассматриваем основные способы дезинфекции воздуха в салоне машины.

USB-зарядка в автомобиль 12V-24V 2USB 3.1A

Тестируем зарядное устройство для смартфонов и гаджетов устанавливаемое вместо гнезда прикуривателя. Товар с Алиэксперсса.

Hankook Tire Kinergy Eco 2 K435 – летняя шина, тест

Обзор технических характеристик и результатов тестов летней шины Hankook Tire Kinergy Eco 2 K435.

Bridgestone Turanza T005 – летняя шина, тест

Обзор технических характеристик и результатов тестов летней шины Bridgestone Turanza T005.

Гараж – оборудуем с умом

Рассказываем, как правильно и удобно оборудовать гараж. На что нужно обратить внимание и как выбрать лучшие решения.

Рекомендации по обслуживанию щеток стеклоочистителей

Щетки стеклоочистителя следует проверять каждые шесть месяцев и менять минимум раз в год. Если дворники плохо соприкасаются с поверхностью ветрового стекла, их резина повреждена или потеряла эластичность, они могут начать скрипеть, оставлять разводы и полосы, ухудшая видимость при вождении.

Антикор Nissan Serena C25

На примере семейного минивена Nissan рассказываем как нужно проводить антикоррозионную обработку для защиты машины от зимних московских реагентов.