25.01.2021

ОСАГО: курс на индивидуализацию

Эксперты проекта «За права заёмщиков» Общероссийского народного фронта (ОНФ) опубликовали результаты социологического исследования.

Эксперты проекта «За права заёмщиков» Общероссийского народного фронта (ОНФ) опубликовали результаты социологического исследования. В исследовании приняли участие более 2000 респондентов – автовладельцев со всей территории РФ.

88% автомобилистов оценивают ОСАГО как доступный страховой продукт. Курс на дальнейшую индивидуализацию тарифов поддерживает большинство автолюбителей (72%). Столько же водителей верят, что индивидуализация заставит страховщиков бороться за безаварийных клиентов, а это приведет к снижению стоимости полиса.

«Мы проводим мониторинг ОСАГО и следим за отношением потребителей к автогражданке с 2015 года. Изначально автомобилисты воспринимали обязательное автострахование не как полезную услугу, а как нечто навязанное, дорогое и неудобное в пользовании. Новый этап нашего исследования проходил на фоне реформы ОСАГО и вступивших в силу базовых стандартов Всероссийского союза страховщиков. Изменения, предложенные Банком России, РСА и ВСС, были нацелены не только на достижение экономического баланса. Они призваны обеспечить большую доступность, справедливость при формировании цены, более точный учет аварийности, возраста и других факторов, снижение количества ошибок в расчетах, исключение самого факта нарушения прав страхователя и в целом сделать страхование более комфортным и доступным для потребителя. Проводя своё исследование, мы хотели выяснить, удаётся ли в ходе проведения реформы добиться этих целей и нужны ли изменения в стратегии проведения реформы в соответствии с ожиданиями потребителей. Результаты мониторинга показывают, что принципы, заложенные в основу либерализации ОСАГО соответствуют ожиданиям большинства опытных автовладельцев. На наш взгляд именно на эту категорию водителей стоит ориентироваться, поскольку их стаж вождения – залог безопасного поведения на дороге и снижения риска аварийных ситуаций для других участников дорожного движения», – отметила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

Большинство опрошенных водителей (66%) знают о масштабной реформе ОСАГО, начавшейся ещё в 2019 году. Осведомленностью в нововведениях, произошедших после 24 августа 2020 года, могут похвастаться 46% граждан. Самый низкий уровень информированности показали молодые и малоопытные автомобилисты, которые являются наиболее высокорисковой категорией страхователей с точки зрения страховых компаний.

«Большинство людей не считают нужным заморачиваться правилами расчета тарифов – это лишняя информация для классического обывателя с массой бытовых забот: то у ребенка простуда, то проводка перегорела. Однако страховым компаниям важно развивать персонализированную коммуникацию со своими клиентами: удобными гражданам методами предоставлять максимум информации об изменениях на рынке автогражданки, влияющих на особенности расчета их тарифов. В идеале количество водителей, знающих о реформе ОСАГО в общих чертах, должно составить не менее 90%», - уверен руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов.

Переход к индивидуальным тарифам в той или иной мере поддерживает 70% опрошенных.  Наибольшую поддержу выражают автомобилисты со стажем более 26 лет, что ожидаемо, ведь реформа ОСАГО предполагает самые выгодные цены для водителей с большим стажем, которые аккуратно водят на протяжении долгого времени. Сразу 63% участников уверены, что новые тарифы формируются по принципу справедливости: теперь водители платят так, как они ездят. Неудивительно, что среди ключевых параметров качества реформы, подавляющее большинство автомобилистов (85%), выделяют приемлемую цену полиса ОСАГО. При этом 71% респондентов знаком с коэффициентом «бонус-малус» (КБМ), используемым страховщиками при расчете стоимости ОСАГО.

«Очевидно, что наибольшая осведомленность и поддержка наблюдается именно у автомобилистов с весомым стажем. Когда один водитель попадает в десятки аварий, а другой уже 15 лет ездит без единого ДТП, возникает вопрос: «Почему они должны платить одинаково?». Индивидуальные тарифы – это справедливо. Низкорисковые страхователи с хорошим стажем уже ощущают снижение стоимости полисов, и поддержка индивидуализации с их стороны будет только нарастать. Условно ОСАГО до реформы можно сравнить с кирзовыми сапогами: надежные, но выглядят плохо и носить неудобно. Модернизированное ОСАГО – современная пара индивидуального пошива, а значит идеально подходящая своему владельцу», - считает Пётр Шкуматов.

Большинство автомобилистов лично посещают офис компании для оформления ОСАГО (61%) и довольны уровнем сервиса (88%). Преимущества дистанционного оформления полиса уже ощутили 36% опрошенных – в основном это жители крупных городов. Этой тенденции способствует большая степень развития инфраструктуры и более «технологический» менталитет жителей. Пользователи е-ОСАГО отмечают скорость оформления (66%) и простоту процедуры (52%).

«До начала реформы и появления е-ОСАГО мы регулярно сообщали о низком уровне доступности полисов ОСАГО особенно в отдалённых регионах. В некоторых субъектах водители разбивали у офисов страховых кампаний палаточные городки и вели тетрадочные очереди в ожидании возможности купить полис. Случались конфликты, доходящие до драк. Сейчас, особенно с учётом эпидемиологической обстановки, происходит ускоренная цифровизация всех процессов и это положительным образом сказывается на доступности автогражданки. Да, конечно, многие водители всё ещё предпочитают личное посещение офиса, поскольку с осторожностью относятся к новым возможностям. Но уже нет проблем с отсутствием бланков и в дальнейшем мы прогнозируем довольно быстрый и практически полный переход на дистанционное оформление полисов онлайн на сайтах страховых компаний или в маркетплейсах», – уточняет Лазарева.

При урегулировании страховых случаев автомобилисты предпочитают денежную компенсацию (59%). Ремонт за счет страховщика (натуральное возмещение) выбирают 32% респондентов из которых 59% абсолютно довольны оказанной услугой. Примечательно, что натуральное возмещение выбирают жители крупных городов и старшее поколение (возраст свыше 56 лет), а денежное возмещение автомобилисты из маленьких и средних городов (0,1 – 1 млн. жителей) и молодёжи (возраст от 18- до 30 лет).

«В крупных городах у страховщиков много сервисов-партнеров. Соответственно местным водителям удобнее всего отдать автомобиль в один из таких сервисов и не переплачивая получить отремонтированную машину с новыми запчастями. В небольших городах ситуация сложнее из-за маленького количества СТО, которые соответствуют качественным требованиям страховщиков. Зачастую приличный сервис может находится в десятках километров от населенного пункта и большинству граждан это неудобно», - считает Пётр Шкуматов. 

«На наш взгляд эти данные исследования также обусловлены более скромным уровнем дохода населения в маленьких и средних городах. Они владеют автомобилями, для ремонта которых детали выгоднее, быстрее и проще найти на авторынках, чем в сервисных центрах», – пояснила Евгения Лазарева.

Борьбу с мошенничеством поддерживает подавляющее число автомобилистов (97%), хотя 55% опрошенных не сталкивались с мошенниками и 29% только читали о них в интернете. Жертвами преступных схем стали 7% респондентов, а ещё 12% слышали о случаях от родных и друзей. Водители отмечают, что мошенничество в сфере ОСАГО не носит угрожающего размаха. Столь положительная тенденция объясняется активной работой страхового сообщества по борьбе с деятельностью недобросовестных граждан.

Информационный проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что реформа ОСАГО, призванная индивидуализировать тарифы, стартовала 9 января 2019 года. Благодаря новым поправкам, вступившим в действие 24 августа 2020 года, у страховых компаний появилось право устанавливать дополнительные тарифные факторы для расчета стоимости полисов в рамках базового тарифа.


Статьи по теме
Картинка


DFM развивает дилерскую сеть

В Тамбове открылся новый официальный дилерский центр DFM.

Картинка


Тест-драйв Peugeot 508: отбрасывая скромность

Peugeot 508 обновился. Посмотрим, удалась ли французам работа над ошибками на тест-драйве Автодел.

Картинка


Mio MiVueTM 518 вышел на новый уровень

Компания Mio Technology представила новую прошивку для видеорегистратора Mio MiVueTM 518.

Картинка


КАМАЗы в кредит

Партия из 20 автомобилей КАМАЗ-5490 была приобретена в кредит по совместной программе кредитования «КАМАЗ-финанс».

Картинка


В Молдавии открылась G-Energy Service

В Кишинёве была открыта первая станция техобслуживания G-Energy Service.

Картинка


КАМАЗы для «РТК Логистика»

«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» поставил крупную партию седельных тягачей КАМАЗ-5490 в адрес транспортно-экспедиционной компании «РТК Логистика».

Рейтинг двухканальных регистраторов, весна 2021 года

Представляем рейтинг автомобильных регистраторов с возможностью видеофиксации с двух камер одновременно. В него вошли модели: Lexand LR19 Dual, Pioneer VREC-150MD, Pioneer VREC-DZ700DC, Subini SV-800, Stonelock Tudor, TrendVision aMirror 12 Android FUTURE PRO и TrendVision Hybrid Signature Wi 2CH.

Hyundai Motor представляет кроссовер Bayon

Hyundai представляет новую модель – элегантный кроссовер Bayon. Новинка отличается компактными размерами, вместительным салоном и целым рядом передовых информационно-развлекательных систем, а также систем безопасности

Обзор регистраторов Pioneer

В наш обзор включены актуальные модели автомобильных видеорегистраторов Pioneer 2021 года. Приводятся подробный разбор каждого аппарата, а также видеообзоры. Рассматриваемые модели: Pioneer VREC-DH200, Pioneer VREC-150MD и Pioneer VREC-DZ700DC.

Три лампы с «Алиэкспресса». Наглядный тест.

В тесте мы сравниваем свечение, нагрев и потребление трех светодиодных ламп для автомобиля, предназначенных для установки в разъем типа Т10 в цоколе W5W.

Trendvision aMirror 12 Android FUTURE PRO – навигатор с регистратором в салонном зеркале, тест

Микрокомпьютер, встроенный в салонное зеркало заднего вида, – это тренд последнего времени. В народе подобные девайсы называются «android-зеркало», поскольку термин «видеорегистратор, встроенный в салонное зеркало» не отражает полностью их возможности. А что в них еще входит читайте в нашем тесте Trendvision aMirror 12 Android FUTURE PRO.

Бриз Авто-1 ОВУ-21 – автомобильный бактерицидный рециркулятор воздуха, тест

В нашем обзоре мы рассмотрим еще одни способ обеззараживания воздуха в автомобиле – при помощи бактерицидного рециркулятора. И героем нашего теста будет ОВУ-21 Бриз Авто-1.

Улучшаем освещение салона своими руками

Рассказываем, как улучшить освещение в салоне автомобиля своими руками, при этом стоимость доработки не превышает 100 рублей. Видео.

Когда менять тормозные колодки и диски?

Тормозные колодки и диски — детали автомобиля, на долю которых выпадают, пожалуй, самые значительные перегрузки. Так что регулярный износ и, как следствие, необходимость их замены — закономерный результат.

Как выбрать и заменить задний дворник?

Полноценный задний обзор играет важную роль в обеспечении безопасности движения. Если задний дворник изношен или неисправен, водителю сложно получить полную картину происходящего с тыльной стороны авто.