25.01.2021

ОСАГО: курс на индивидуализацию

Эксперты проекта «За права заёмщиков» Общероссийского народного фронта (ОНФ) опубликовали результаты социологического исследования.

Эксперты проекта «За права заёмщиков» Общероссийского народного фронта (ОНФ) опубликовали результаты социологического исследования. В исследовании приняли участие более 2000 респондентов – автовладельцев со всей территории РФ.

88% автомобилистов оценивают ОСАГО как доступный страховой продукт. Курс на дальнейшую индивидуализацию тарифов поддерживает большинство автолюбителей (72%). Столько же водителей верят, что индивидуализация заставит страховщиков бороться за безаварийных клиентов, а это приведет к снижению стоимости полиса.

«Мы проводим мониторинг ОСАГО и следим за отношением потребителей к автогражданке с 2015 года. Изначально автомобилисты воспринимали обязательное автострахование не как полезную услугу, а как нечто навязанное, дорогое и неудобное в пользовании. Новый этап нашего исследования проходил на фоне реформы ОСАГО и вступивших в силу базовых стандартов Всероссийского союза страховщиков. Изменения, предложенные Банком России, РСА и ВСС, были нацелены не только на достижение экономического баланса. Они призваны обеспечить большую доступность, справедливость при формировании цены, более точный учет аварийности, возраста и других факторов, снижение количества ошибок в расчетах, исключение самого факта нарушения прав страхователя и в целом сделать страхование более комфортным и доступным для потребителя. Проводя своё исследование, мы хотели выяснить, удаётся ли в ходе проведения реформы добиться этих целей и нужны ли изменения в стратегии проведения реформы в соответствии с ожиданиями потребителей. Результаты мониторинга показывают, что принципы, заложенные в основу либерализации ОСАГО соответствуют ожиданиям большинства опытных автовладельцев. На наш взгляд именно на эту категорию водителей стоит ориентироваться, поскольку их стаж вождения – залог безопасного поведения на дороге и снижения риска аварийных ситуаций для других участников дорожного движения», – отметила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

Большинство опрошенных водителей (66%) знают о масштабной реформе ОСАГО, начавшейся ещё в 2019 году. Осведомленностью в нововведениях, произошедших после 24 августа 2020 года, могут похвастаться 46% граждан. Самый низкий уровень информированности показали молодые и малоопытные автомобилисты, которые являются наиболее высокорисковой категорией страхователей с точки зрения страховых компаний.

«Большинство людей не считают нужным заморачиваться правилами расчета тарифов – это лишняя информация для классического обывателя с массой бытовых забот: то у ребенка простуда, то проводка перегорела. Однако страховым компаниям важно развивать персонализированную коммуникацию со своими клиентами: удобными гражданам методами предоставлять максимум информации об изменениях на рынке автогражданки, влияющих на особенности расчета их тарифов. В идеале количество водителей, знающих о реформе ОСАГО в общих чертах, должно составить не менее 90%», - уверен руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов.

Переход к индивидуальным тарифам в той или иной мере поддерживает 70% опрошенных.  Наибольшую поддержу выражают автомобилисты со стажем более 26 лет, что ожидаемо, ведь реформа ОСАГО предполагает самые выгодные цены для водителей с большим стажем, которые аккуратно водят на протяжении долгого времени. Сразу 63% участников уверены, что новые тарифы формируются по принципу справедливости: теперь водители платят так, как они ездят. Неудивительно, что среди ключевых параметров качества реформы, подавляющее большинство автомобилистов (85%), выделяют приемлемую цену полиса ОСАГО. При этом 71% респондентов знаком с коэффициентом «бонус-малус» (КБМ), используемым страховщиками при расчете стоимости ОСАГО.

«Очевидно, что наибольшая осведомленность и поддержка наблюдается именно у автомобилистов с весомым стажем. Когда один водитель попадает в десятки аварий, а другой уже 15 лет ездит без единого ДТП, возникает вопрос: «Почему они должны платить одинаково?». Индивидуальные тарифы – это справедливо. Низкорисковые страхователи с хорошим стажем уже ощущают снижение стоимости полисов, и поддержка индивидуализации с их стороны будет только нарастать. Условно ОСАГО до реформы можно сравнить с кирзовыми сапогами: надежные, но выглядят плохо и носить неудобно. Модернизированное ОСАГО – современная пара индивидуального пошива, а значит идеально подходящая своему владельцу», - считает Пётр Шкуматов.

Большинство автомобилистов лично посещают офис компании для оформления ОСАГО (61%) и довольны уровнем сервиса (88%). Преимущества дистанционного оформления полиса уже ощутили 36% опрошенных – в основном это жители крупных городов. Этой тенденции способствует большая степень развития инфраструктуры и более «технологический» менталитет жителей. Пользователи е-ОСАГО отмечают скорость оформления (66%) и простоту процедуры (52%).

«До начала реформы и появления е-ОСАГО мы регулярно сообщали о низком уровне доступности полисов ОСАГО особенно в отдалённых регионах. В некоторых субъектах водители разбивали у офисов страховых кампаний палаточные городки и вели тетрадочные очереди в ожидании возможности купить полис. Случались конфликты, доходящие до драк. Сейчас, особенно с учётом эпидемиологической обстановки, происходит ускоренная цифровизация всех процессов и это положительным образом сказывается на доступности автогражданки. Да, конечно, многие водители всё ещё предпочитают личное посещение офиса, поскольку с осторожностью относятся к новым возможностям. Но уже нет проблем с отсутствием бланков и в дальнейшем мы прогнозируем довольно быстрый и практически полный переход на дистанционное оформление полисов онлайн на сайтах страховых компаний или в маркетплейсах», – уточняет Лазарева.

При урегулировании страховых случаев автомобилисты предпочитают денежную компенсацию (59%). Ремонт за счет страховщика (натуральное возмещение) выбирают 32% респондентов из которых 59% абсолютно довольны оказанной услугой. Примечательно, что натуральное возмещение выбирают жители крупных городов и старшее поколение (возраст свыше 56 лет), а денежное возмещение автомобилисты из маленьких и средних городов (0,1 – 1 млн. жителей) и молодёжи (возраст от 18- до 30 лет).

«В крупных городах у страховщиков много сервисов-партнеров. Соответственно местным водителям удобнее всего отдать автомобиль в один из таких сервисов и не переплачивая получить отремонтированную машину с новыми запчастями. В небольших городах ситуация сложнее из-за маленького количества СТО, которые соответствуют качественным требованиям страховщиков. Зачастую приличный сервис может находится в десятках километров от населенного пункта и большинству граждан это неудобно», - считает Пётр Шкуматов. 

«На наш взгляд эти данные исследования также обусловлены более скромным уровнем дохода населения в маленьких и средних городах. Они владеют автомобилями, для ремонта которых детали выгоднее, быстрее и проще найти на авторынках, чем в сервисных центрах», – пояснила Евгения Лазарева.

Борьбу с мошенничеством поддерживает подавляющее число автомобилистов (97%), хотя 55% опрошенных не сталкивались с мошенниками и 29% только читали о них в интернете. Жертвами преступных схем стали 7% респондентов, а ещё 12% слышали о случаях от родных и друзей. Водители отмечают, что мошенничество в сфере ОСАГО не носит угрожающего размаха. Столь положительная тенденция объясняется активной работой страхового сообщества по борьбе с деятельностью недобросовестных граждан.

Информационный проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что реформа ОСАГО, призванная индивидуализировать тарифы, стартовала 9 января 2019 года. Благодаря новым поправкам, вступившим в действие 24 августа 2020 года, у страховых компаний появилось право устанавливать дополнительные тарифные факторы для расчета стоимости полисов в рамках базового тарифа.


Статьи по теме
Картинка


Mobil 1 Центр открылся в Белгороде

14 декабря 2016 года состоялось торжественное открытие Mobil 1 Центра в Белгороде.

Картинка


Бесспорный фаворит ждет хозяина в Авто АЛЕА

Компания Авто АЛЕА объявила о спецпредложении на покупку Land Rover Freelander 2. При покупке автомобиля из представленных в наличии, за исключением комплектаций S и XS, можно получить зимние шины R18 и брызговики за счет компании.

Картинка


Специальные цены на модели ŠKODA

Компания ŠKODA AUTO Россия объявила о снижении цен на ряд комплектаций компактного кроссовера ŠKODA Yeti с двигателем 1.6 MPI, а также объявила о новой специальной цене на ŠKODA Rapid.

Картинка


Geely готовится к ММАС 2016

Компания Geely покажет новый модельный ряд на Московском Международном Автомобильном Салоне 2016.

Картинка


«КАМАЗ» продолжает экологическую работу

по созданию экологичного транспорта ПАО «КАМАЗ» совместно с Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством РТ заключили четырёхстороннее соглашение о взаимодействии в целях охраны окружающей среды.

Картинка


Continental Специфика обкатки летней шины

Специалисты компании Continental предлагают воспользоваться рекомендациями методике обкатки шин после установки на авто.

Audi A3 Sedan и Audi A3 Sportback специальной серии Joy, Cosmo и Fun

Новые Audi A3 Sedan и Audi A3 Sportback специальной серии Joy, Cosmo и Fun воплотили в себе эффектный дизайн, расширенный список оснащения и новейшие цифровые технологии.

SUZUKI JIMNY II исполняется 40 лет

Внедорожнику Suzuki Jimny второго поколения исполняется 40 лет с начала производства.

Orlen Platinum Max Expert V 5W-30 – синтетическое моторное масло

Внимательно рассматриваем синтетическое моторное масло Orlen Platinum Max Expert V 5W-30. Разбираем сферу применимости и допуски производителей автомобилей.

TrendVision K2S – двухканальный видеорегистратор скрытой установки, тест

Наш обзор посвящен уникальной модели видеорегистратора для скрытой установки TrendVision K2S. Разбираемся с особенностями его работы и качеством видеозаписей. Видеообзор.

Сабвуфер «Урал» ТТ 15 – автомобильный сабвуфер 15 дюймов, тест

В подробностях рассматриваем автомобильный сабвуфер «Урал» ТТ 15. Это обновленная модель 2021 года. В нее разработчики внесли около 30 изменений.

Сравнение портативных колонок «Урал» TT M-1, JBL и Xiaomi

В прошлом месяце мы опубликовали тест портативной Bluetooth-колонки «Урал» TT M-1. Ее универсальность и удобство дали толчок к проведению сравнительного теста данной колонки с ее ближайшими конкурентами, выпускающимися под брендами JBL и Xiaomi.

Как самому отполировать фары?

В материале рассказывается и показывается на практике, как произвести полировку автомобильных фар, сделанных из поликарбоната. Для полировки используется состав Liqui Moly «Ликвидатор царапин» Kratzer Stop.

Огненные тормоза. Эмаль для суппортов

Доступный стайлинг. Улучшаем внешний вид колес за счет покраски суппорта. Пошаговая инструкция. Видеообзор

Автотуризм и антидождь

Рассказываем, как повысить безопасность в автопутешествии за счет доступного всем средства «Антидождь» AC-890. Обсуждаем способы нанесения и результат.