20.10.2014

Почему дорожает страховка?

Почему страховка на автомобиль стала стоить дороже? Попробуем разобраться в причинах.

С 1 октября 2014 года увеличились лимиты выплат по страховым полисам ОСАГО более чем в 2 раза – со 120 до 400 тыс. руб. А причина в том, что старый тариф не мог больше обеспечить выплаты по новым лимитам. Всвязи с этим вырос и  размер базовой тарифной ставки по ОСАГО - с 1980 до 2440-2574 рублей. Эта разница обусловлена введением «тарифного коридора», в пределах которого страховщики имеют право самостоятельно, в зависимости от категории транспортного средства, определять размер базового тарифа. Информацию о тарифе страховщики будут передавать в Центробанк и размещать ее на своих сайтах.

Стоит отметить, что с момента введения ОСАГО 11 лет назад, базовый тариф ни разу не пересматривался. Однако за это время автопарк сильно обновился, выросла стоимость машин, соответственно – и цены на их ремонт, на автозапчасти. Подорожали услуги СТО. Как следствие, по итогам 2013 года деятельность страховщиков была убыточной в 23 регионах РФ. Во многих из них автовладельцы уже сейчас не имеют возможности купить полис ОСАГО – а ведь он является обязательным.

Рентабельность страховщиков в первом полугодии 2014 года оказалась одной из самых низких за последние 6 лет. Первыми отреагировали на спад в отрасли иностранные страховые компании – многие просто свернули свою работу в России.

Повышение тарифа – неизбежность, которая необходима для сохранения рынка ОСАГО в принципе. Без этой меры участились бы случаи недобросовестного ухода компаний с рынка. Возмещать ущерб пострадавшим без повышения было бы некому и не из чего, страховщики не смогли бы формировать резервы. Вполне возможно, что участились бы случаи страхования «с колес»: недобросовестные компании (пришедшие на смену надежным) собирали бы премии, тут же их тратили бы на выплаты, резервов не формировали и в скором времени оказались бы неплатежеспособными, оставив страхователей без страховой защиты.

В апреле 2015 года лимиты выплат по «жизни и здоровью» также поднимутся - со 160 до 500 тыс.руб. И чтобы покрыть этот рост, по заявлению ЦБ, в апреле ожидается повторная корректировка тарифов. В каком размере – пока еще сказать трудно.

Возможно, рынок ОСАГО с повышением тарифа несколько стабилизируется. Но все же кризисную ситуацию на этом рынке одной лишь корректировкой тарифов – да еще и за короткое время - преодолеть сложно. Это лишь первый, самый необходимый шаг, способный отсрочить наступление коллапса. Результат будет виден сразу, но он будет краткосрочным, это скорее точечная мера. Глубинных проблем рынка это не решит. Даже с учетом октябрьского поднятия тарифов к концу года убытки по ОСАГО понесут страховщики в 50 регионах.

Очевидно, что помимо корректировки базового тарифа, нужна корректировка поправочных региональных коэффициентов. Они везде будут разными, поскольку в каждом регионе – своя дорожная ситуация, своя дорожная культура, разное состояние дорог, частота наступления страховых событий, размер комиссии агентов, обращаемость граждан в суды и так далее.

Что касается прогнозов по рынку автострахования в целом, то есть мнение, что, скорее всего, упадет спрос на добровольное страхование автогражданской ответственности, ДСАГО. Его покупали, т.к. лимиты по ОСАГО были небольшими. Сейчас, когда они увеличены более чем в два раза, необходимость «подстраховываться добровольно» снизилась. Однако радикального падения спроса на ДСАГО не будет: автомобили дорожают, и даже 400 тыс.руб. не всегда хватает на ремонт автомобиля.

Снизится спрос и на автокаско, на это повлияет общее состояние экономики, ожидающийся спад продажи новых авто. Рынок автокаско в первом полугодии 2014 года вырос на 3 %, по итогам 2014 года ожидается рост в пределах 3-5%.


Статьи по теме