МЗ «Тонар» — на старте нового промышленного рывка

МЗ «Тонар»: инвестиции в технологии и стратегия роста
23 мая на Машиностроительном заводе «Тонар» состоялся традиционный День открытых дверей. Генеральный директор Денис Кривцов подвел итоги 2024 года, представил стратегические планы и продемонстрировал новые технологические достижения.
Новый этап в истории завода
Основанный в конце 1990 года, МЗ «Тонар» в этом году готовится отметить 35-летие. Сегодня на предприятии трудятся 1 784 сотрудника. Производственные мощности расположены на территории 45,9 гектара, при этом площадь склада готовой продукции составляет 9,3 га. Совокупная площадь помещений завода достигла 86 627 кв. м, из которых 12 514 кв. м были введены в эксплуатацию только в 2024 году. Среди новых объектов — современный склад запчастей площадью 3 000 кв. м.
В ближайшие годы завод планирует расширить производственные и складские площади до 150 000 кв. м. Это позволит выйти на выпуск 100 прицепов в день, включая прицепную технику для сельского хозяйства и горнодобывающего сектора, а также увеличить объемы производства карьерных самосвалов и другой специализированной техники.
В 2025–2026 годах компания завершит строительство новых производственных и административных зданий общей площадью около 37 000 кв. м. Эти меры направлены на удовлетворение растущего спроса на продукцию и обеспечение устойчивого роста.
Модернизация как основа эффективности
Завод последовательно реализует программу технологического обновления. В 2024 году уровень автоматизации и роботизации достиг 80%. Было внедрено 8 новых промышленных роботов, доведя их общее число до 83.
Ключевым проектом года стало внедрение автоматизированного сварочного комплекса для рам полуприцепов. Уникальная система, включающая 12 роботов, создавалась более пяти лет — от проектирования до полного запуска. Благодаря этому решению производительность участка увеличилась в два раза. При проектировании комплекса пришлось заново адаптировать все рамы, чтобы обеспечить точную сварку в любой точке.
Новые технологии в производстве изотермических кузовов
Еще одним значимым этапом стало внедрение современного пресса для производства сэндвич-панелей. Он позволил удвоить объем производства изотермических кузовов, что особенно важно для логистических компаний и крупных ритейлеров. В отличие от прежней технологии с заливкой пенополиуретана в закрытую форму, новый пресс обеспечивает равномерное распределение материала, предотвращает появление дефектов и гарантирует соответствие международным стандартам.
Пресс был запущен осенью 2024 года — в период снижения спроса, что позволило провести полноценное тестирование оборудования и подготовиться к масштабированию.
Контроль качества — на уровне мировых стандартов
Для достижения нового уровня точности компания инвестировала более 100 млн рублей в установку координатно-измерительных машин. Эти системы позволяют проводить точные измерения крупногабаритных и сложных по геометрии деталей с точностью до 1,2 микрон, включая контроль симметрии, соосности и позиционных допусков.
Также введен в эксплуатацию новый участок термообработки, включающий цементационные, закалочные и отпускные печи, а также установки ТВЧ. Это позволило наладить собственное производство ключевых узлов, таких как мосты и раздаточные коробки.
Будущее начинается сегодня
«Мы сформировали критически важные компетенции и технологические решения, позволяющие нам выйти на качественно новый уровень. Это дает нам возможность уверенно смотреть в будущее и наращивать производство», — подчеркнул Денис Кривцов.
Компания «Тонар» продолжает двигаться по пути устойчивого промышленного роста, делая ставку на инновации, автоматизацию и внутренние производственные ресурсы. Все это позволяет не только оперативно адаптироваться к изменениям в отрасли, но и задавать стандарты на рынке прицепной техники и специализированных машин.
Производственные итоги и новые модели техники
В 2024 году МЗ «Тонар» вновь подтвердил статус крупнейшего производителя прицепной техники в России. Компания сохранила лидерство на рынке новых полуприцепов, выпустив 8 300 единиц продукции — больше, чем три ближайших конкурента вместе взятые. Общий объем рынка составил 51 562 единицы, на долю «Тонар» пришлось 23%, а среди российских производителей — 37%.
Лидирующие позиции завод удерживает в ключевых сегментах: самосвальные полуприцепы — 39% рынка, контейнеровозы — 49%, тентованные и бортовые модели — 18%, изотермические и рефрижераторные — 16%.
Первоначальный план производства на 2025 год составлял 13 тысяч единиц, однако рынок скорректировал ожидания. Сегодня наблюдается профицит прицепной техники: значительные запасы у дилеров и на складах производителей при сниженном спросе. Тем не менее, в компании уверены — баланс спроса и предложения будет восстановлен, и «Тонар» останется основным поставщиком на внутреннем рынке.
Ситуация на рынке также меняется в пользу отечественных производителей. Как отметил генеральный директор Денис Кривцов, маловероятно возвращение западных брендов на российский рынок. Власти прорабатывают меры по введению специальных пошлин от 30 до 50% на прицепы из недружественных стран. Что касается импорта из Турции, Ирана и Китая, МЗ «Тонар» успешно конкурирует за счет высокой степени локализации, продуманной конструкции техники и мощной производственной базы.
Уровень локализации производства в 2024 году превысил 70%. В 2025 году компания планирует довести этот показатель до 80%. При этом 100% утилизационного сбора (1 600 000 рублей с НДС) компенсируется за счет предприятия, без увеличения стоимости продукции для клиента.
Сегодня завод выпускает более 150 моделей прицепной техники: самосвальные, бортовые, тентованные, изотермические полуприцепы, контейнеровозы, сортиментовозы, сельхозмашины (в том числе бункеры-перегрузчики), карьерные самосвалы, автопоезда и специализированные прицепы для перевозки полезных ископаемых.
Новый внедорожный самосвал ТОНАР-7504
Одной из последних разработок стал внедорожный самосвал ТОНАР-7504 с колесной формулой 6×4 и грузоподъемностью 55 тонн. Машина получила клепаную раму, устойчивую к высоким торсионным нагрузкам, и два типа кузова — объемом 38 и 42,5 куб. м — для перевозки скальной породы или угля.
Самосвал оснащен двигателем объемом 13 литров (382 кВт / 520 л.с.) и автоматической коробкой передач с гидротрансформатором китайского производства, которая доказала свою надежность в других моделях предприятия. Радиус поворота — 10 метров, максимальный преодолеваемый уклон — до 30%.
Одной из ключевых особенностей машины стала патентованная подвеска на резиновых упругих элементах, не требующая обслуживания. Эта технология успешно применяется в условиях Крайнего Севера, в том числе в Якутии, и позволяет отказаться от традиционных рессор, менее устойчивых к сложным климатическим условиям.
Кабина самосвала — собственная разработка МЗ «Тонар». Она была спроектирована за несколько месяцев на базе наработок компании за последние 13 лет и адаптирована под автоматическую коробку передач. Машина будет представлена на выставке в Новокузнецке, после чего начнет работу в Кемеровской области. В отличие от китайских аналогов, модель полностью локализована и не подлежит уплате утилизационного сбора, что обеспечивает ценовое преимущество в несколько миллионов рублей. Дополнительные преимущества — возможность покупки через госпрограммы и льготный лизинг.
В перспективе планируется усовершенствование кабины с точки зрения эргономики, применение отечественного двигателя и проработка гибридной версии модели.
Полуприцепы для российских условий: надежность и адаптация
МЗ «Тонар» продолжает расширение ассортимента, ориентируясь на реальные потребности перевозчиков и специфику эксплуатации техники в России.
Самосвальный полуприцеп ТОНАР-SH3D-33
Модель предназначена для эксплуатации с тягачами 4×2 и 6×4. Снаряжённая масса — 9 500 кг, объём кузова — 33 куб. м.
Одной из ключевых особенностей полуприцепа стала двускатная ошиновка. Она снижает эксплуатационные затраты и увеличивает срок службы шин. Ранее аналогичные решения использовались при производстве техники для африканских рынков — теперь адаптированы и для российских перевозчиков.
«Она востребована в условиях, когда на рынке нет шин, выдерживающих высокие нагрузки в односкатном исполнении. Те шины, которые доступны сейчас, долго не живут. Соответственно, возникает потребность в двускатной ошиновке, — пояснил Денис Кривцов. — Но важно помнить, что это решение требует более бережного отношения к разгрузке: необходимо тщательно подходить к выбору площадки, чтобы не уронить кузов».
Рефрижераторный полуприцеп ТОНАР-97861
Рефрижераторный полуприцеп длиной 13,6 м имеет объем 87 куб. м и снаряжённую массу с холодильной установкой — 8 950 кг.
Благодаря интегрированной раме удалось увеличить внутреннюю высоту кузова до 2 616 мм. Это соответствует европейским стандартам и упрощает эксплуатацию техники в смешанном автопарке.
«Она такая же, как у всех европейских производителей. И перевозчики могут иметь в парке европейские и наши полуприцепы, не думая, какой из них подавать в той или иной ситуации», — подчеркнул Денис Кривцов.
Рама полуприцепа выполнена из высокопрочной стали, защищена от коррозии методом цинкования. Трассировка цветной пневмопроводки осуществляется по металлическому пруту, а не по раме — это исключает истирание и упрощает ремонт. Для движения задним ходом предусмотрены четыре дополнительных диодных фонаря — два сбоку и два сзади.
Дополнительные элементы конструкции — лестница с площадкой и защита заднего портала резиновыми отбойниками — повышают удобство и срок службы техники. Ширина кузова увеличена с 2 460 до 2 465 мм за счёт утопленных такелажных реек и доработки нижних профилей. Потолочные фонари встроены в каркас, не мешают погрузке и служат дольше.
Новая ось ТОНАР-90433: снижение массы и расхода топлива
В рамках проекта по разработке нового рефрижератора специалисты МЗ «Тонар» сконцентрировались не только на габаритах, но и на энергоэффективности. Результатом стала облегчённая ось ТОНАР-90433 с дисковыми тормозами.
Конструктивные доработки включают уменьшение толщины стенок балки с 13 до 12 мм, модернизацию ступицы и установку нового блок-подшипника с улучшенным накатом. Вылет колесного диска составил 120 мм. Это позволило сократить массу осевого агрегата на 100 кг и снизить потребление топлива.
Новые модели в линейке ТОНАР: от зерновозов до сельхозтехники
МЗ «Тонар» продолжает расширять продуктовую линейку, предлагая решения для разных сегментов рынка — от аграриев до грузоперевозчиков.
4-осный полуприцеп-зерновоз ТОНАР-95991
Полуприцеп объемом 50 куб. м и снаряжённой массой 7 800 кг получил систему фиксации кузова Hyfix, обновлённый облегчённый герметичный тент и светодиодную оптику. Модель доступна в двух вариантах исполнения — с бортами и без них.
Тракторный полуприцеп ТОНАР-БС17 с кагатировщиком ВТ5
Самосвальный сельскохозяйственный полуприцеп ТОНАР-БС17 имеет грузоподъёмность 20 830 кг, снаряжённую массу 7 670 кг и объём кузова 27 куб. м. Он комплектуется шинами размером 560×60 R22.5.
Для работы с данным полуприцепом разработан вертикальный транспортёр ТОНАР-ВТ5. Устройство предназначено для перегрузки и формирования буртов сахарной свёклы. Его масса составляет 2 300 кг, ширина ленты — около 1 000 мм, скорость выгрузки достигает 15 куб. м/мин. Рабочее давление гидросистемы — 200 бар. Кагатировщик прошёл полевые испытания и готов к серийному производству.
Послепродажное обслуживание: новая стратегия
В 2025 году МЗ «Тонар» кардинально усилил политику в сфере послепродажного сопровождения, сделав упор на прозрачность, доступность и эффективность сервисов.
Запущен корпоративный гарантийный портал, который собирает данные обо всех обращениях в сервисные центры: когда и с чем обратился клиент, какие меры были предприняты. Это позволяет системно отслеживать качество и оптимизировать работу.
Изменились и требования к официальным дилерам. Теперь каждый из них обязан иметь инженера по послепродажному обслуживанию. Специалист доступен по телефону и может оперативно проконсультировать: подпадает ли случай под гарантию, куда лучше обратиться или как ускорить поставку нужной детали.
Гарантия теперь распространяется на большее количество компонентов и составляет 36 месяцев. Исключение — расходные материалы с ограниченным сроком службы, такие как тормозные колодки, барабаны, диски и пластиковые петли тентов.
Централизованная логистика и складская инфраструктура
На территории завода в 2025 году заработал новый склад запчастей площадью 3 000 кв. м. Это позволило увеличить скорость обработки заказов, повысить качество упаковки и логистики, а также оптимизировать снабжение региональных складов.
До конца года также планируется запуск интернет-магазина и введение индивидуальной упаковки деталей. Нововведением стала маркировка компонентов QR-кодами, которые содержат данные о производителе, партии и дате поставки. Это позволяет быстро отслеживать и заменять компоненты при возникновении дефектов.
«Вместо открытия множества складов по всей стране мы совместно с логистическим партнером решили запустить 2–3 площадки и организовать быструю доставку. Сейчас у нас работает склад в Домодедово, доставка любой запчасти с которого в любую точку РФ занимает 3–4 дня. В этом году открыли еще один склад в Краснодаре для обслуживания Юга России и планируем довести срок доставки запчастей до двух дней. Кроме того, мы поощряем сервисных партнеров, которые держат самые ходовые запчасти у себя», — рассказал генеральный директор МЗ «Тонар».
Партнёрство с FAW и выход на рынок тягачей
После ухода европейских брендов с рынка РФ в 2022 году, МЗ «Тонар» стал эксклюзивным дистрибьютором тягачей FAW Oryx.
«Мы поняли, что у нас есть полуприцепы, но нет тягачей. Взяли всё в свои руки и совместно с FAW создали машины, которые, по нашему мнению, подходят для российского рынка, — говорит генеральный директор МЗ “Тонар”. — Совместно с партнёрами мы провели десятки изменений: около 50 замечаний отработали на старте и достаточно много в процессе эксплуатации. Могу сказать, что машина получилась неплохая, есть огрехи, которые присутствуют у всех китайских производителей, но FAW их активно исправляет».
Сейчас в линейке — тягачи с колёсными формулами 4×2 и 6×4, а также автомобили-самосвалы. В разных регионах России работает более 100 сервисных станций и свыше 100 точек по продаже запчастей.
Взгляд в будущее
Несмотря на рыночные колебания, компания сохраняет стратегический оптимизм.
«Мы с уверенностью смотрим в будущее. На моей памяти это четвёртый кризис, и после каждого из них начинался рост, — подытожил Денис Кривцов. — Сегодняшнее замедление рынка мы расцениваем как время для перегруппировки, для того, чтобы подтянуть бизнес-процессы, исправить какие-то недочёты в работе, возникшие в условиях бурного развития последних лет. Сейчас мы можем остановить какие-то линии, модернизировать их, что-то построить. Мы готовимся к будущему росту, который обязательно произойдёт».
Вывод
МЗ «Тонар» демонстрирует системный подход к развитию производства и обслуживания, сочетая инновации, адаптацию к специфике российского рынка и внимание к клиентам.
Компания активно обновляет и расширяет модельный ряд полуприцепов и специализированной техники — от трёх- и четырёхосных самосвальных и зерновозных полуприцепов до рефрижераторов и сельскохозяйственного оборудования. Особое внимание уделяется практичным решениям, например, двускатной ошиновке для повышения долговечности шин, облегчённым конструкциям и улучшенной эргономике техники.
Помимо техники, МЗ «Тонар» значительно модернизирует систему послепродажного обслуживания. Внедрение корпоративного гарантийного портала, расширение гарантии, новые требования к дилерам и организация эффективной складской логистики повышают качество сервиса и удовлетворённость клиентов. Внедрение цифровых технологий, таких как QR-маркировка деталей и будущий электронный каталог запчастей, способствует прозрачности и оперативности обслуживания.
Также компания уверенно укрепляет позиции на рынке тягачей через партнёрство с FAW, что позволяет предлагать комплексные транспортные решения. МЗ «Тонар» не только расширяет ассортимент, но и постоянно совершенствует бизнес-процессы, готовясь к будущему росту даже в условиях текущего рыночного замедления.
Таким образом, МЗ «Тонар» сочетает технические инновации, ориентацию на качество и сервис с гибкостью и стратегическим видением, что обеспечивает устойчивость и конкурентоспособность на российском рынке грузовой техники.