ИИ и транспорт: курс на цифровую мобильность

Умный транспорт: когда ИИ берёт управление в свои руки
Расширение применения искусственного интеллекта в транспортной отрасли открывает новые горизонты для российских городов. Технологии на базе ИИ способны ускорить передвижение, снизить аварийность и сделать управление транспортными потоками более эффективным. Об этом 29 мая рассказал генеральный директор компании «Единый оператор» (входит в концерн «Телематика») Марсель Нигметзянов на XI Форуме дорожных инициатив. Организатором мероприятия выступила Государственная компания «Автодор», а инновационным партнером — концерн «Телематика».
На сессии, посвященной интеллектуальным транспортным системам и цифровым решениям, было озвучено: сегодня более 1400 километров платных дорог в России оборудованы цифровыми системами «Телематики». На участках ЦКАД и автомагистрали М-12 работают более 2000 интеллектуальных детекторов: камеры, лазеры, сенсоры. Эти устройства в режиме реального времени определяют типы и количество транспортных средств, фиксируют дорожную ситуацию, а нейросети анализируют данные с беспрецедентной скоростью.
Транзакции генерируются системой каждые восемь сотых секунды. Это в пять раз быстрее, чем человек способен отреагировать на визуальный образ. Для сравнения, стандартная реакция человека составляет около четырех десятых секунды.
Быстрее, точнее, надёжнее: ИИ против человеческого фактора
ИИ превосходит человека по ключевым параметрам: скорости реакции, распознаванию объектов, дальности обзора и способности адаптироваться к изменениям условий. Если человеку требуется две секунды, чтобы визуально считать номерной знак, системе ИИ достаточно половины секунды. Человеческое зрение эффективно на расстоянии до пятидесяти метров, а ИИ способен идентифицировать объекты за несколько километров. Перестройка восприятия при изменении освещения занимает у человека одну-две секунды, а у ИИ — одну десятую.
Также важно, что цифровая система может работать без перерывов. Оператору нужен отдых уже через два часа, в то время как ИИ способен функционировать непрерывно, обеспечивая постоянную точность и эффективность.
Рост городов требует технологического ответа
По словам Нигметзянова, урбанизация и ухудшение экологической обстановки требуют нового подхода к транспортной политике. В крупных городах уже проживает треть населения страны, и эта доля продолжит расти. К 2030 году она достигнет почти 40 процентов. Чтобы избежать транспортного коллапса и снизить уровень вредных выбросов, необходимо внедрять технологии индивидуальной мобильности, развивать автономный транспорт и электрифицировать общественный транспорт. Платные участки дорог внутри и вокруг городов также становятся инструментом управления транспортными потоками.
ИТС нового поколения: ИИ как системный интегратор
Как подчеркнул Нигметзянов, цифровизация отрасли и развитие интеллектуальных транспортных систем радикально меняют принципы организации движения. Искусственный интеллект уже сегодня интегрируется во все компоненты дорожной инфраструктуры — от платёжных систем до безопасности. Это позволяет создавать адаптивные транспортные контуры, в которых все процессы подчинены одной цифровой логике и могут меняться в зависимости от внешней ситуации.
Таким образом, ИИ перестаёт быть просто инструментом автоматизации — он становится архитектурной основой новой городской мобильности, где удобство, безопасность и предсказуемость перемещений становятся стандартом.
Взгляд за границу: мировой опыт в действии
В Сингапуре система платного проезда с переменными тарифами действует уже более двух десятилетий. В ближайшее время страна планирует перейти на модель оплаты проезда на основе спутникового позиционирования. В Китае, в городе Сянъян, уже тестируются беспилотные автобусы и такси, а дроны помогают не только доставлять товары, но и контролировать состояние дорожной сети. В Лондоне реализована зона с ультранизким уровнем выбросов, куда автомобили, не соответствующие экологическим требованиям, допускаются только за дополнительную плату.
Россия активно включается в эту повестку. В Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Рязани и других городах платные дороги становятся частью городской инфраструктуры. Ведётся строительство объездов вокруг Твери, Тольятти, Краснодара. Все эти проекты становятся не просто строительными инициативами, а точками роста для цифровых технологий в транспорте.
Что дальше: мобильность как сервис
Эксперты и футурологи прогнозируют появление новой модели взаимодействия с транспортом — мобильности как сервиса. В такой модели перемещение становится универсальной и предсказуемой услугой, как, например, электричество или интернет. Пользователь оплачивает доступ к системе и использует любой тип транспорта: от самоката до междугороднего поезда. Умные системы бронирования, предиктивные алгоритмы и единая система оплаты сделают эту модель реальностью уже в ближайшие десятилетия.
Заключение
ИИ не просто меняет технологии — он трансформирует образ жизни в городе. Развитие интеллектуальных транспортных систем и их внедрение в повседневную инфраструктуру делают передвижение не только быстрее, но и безопаснее, экологичнее, предсказуемее. Россия, активно внедряя эти решения, становится частью глобального технологического движения, которое формирует будущее городской мобильности.