09.08.2011

О GPS-координатах замолвите слово

Многие сталкивались с тем, что на разных GPS устройствах координаты выглядят по-разному. Как правильно читать координаты, какими они бывают и к чему может привести неправильное прочтение заветных цифр?

Прошло то время, когда GPS было исключительной прерогативой навигаторов. Теперь GPS-приемник может быть и в автомобильной сигнализации, и в системе видеонаблюдения, и в фотоаппарате и в телефоне. Также стало модным вместо адреса указывать на визитках и на сайтах точные координаты.

Многие сталкивались с тем, что на разных устройствах координаты выглядят по-разному, и попытки доехать до нужной точки по координатам из-за несовпадения системы их записи сопровождаются проблемами. Нужное место либо приходится искать дополнительно, ориентируясь по приметам, либо вообще дело оканчивается провалом. Если мы ищем что-нибудь приметное, или знаем другие ориентиры - дело легко поправимое. А проигрыш на соревнованиях по GPS-ориентированию из-за неправильного прочтения координат легко переживается.

Но ситуации могут быть и посерьезнее. Например, вы полностью доверились своей сигнализации с GPS-отслеживанием местоположения машины, например, установив охранную систему "StarLine Победит" или Pandora DXL 3700. Машину угнали, но вы спокойны, зная где ее найти.  Когда же дело доходит до практики ее поиска, вдруг начинаются проблемы: в предполагаемом месте машины нет. А теперь представим куда более серьезную ситуацию: человек попал в беду, координаты его местонахождения известны, а найти его невозможно.

Почему так может получиться? Все дело оказывается в том, что простой набор цифр, хотя и очень похожих между собой, в несовпадающих системах координат может привести нас совершенно в другое место.

О системах записи координат

В школьном курсе географии рассказывается, что координаты должны измеряться в Градусах, Минутах и Секундах. Поэтому разница в написании зачастую воспринимается как прихоть дизайнера интерфейса. Но так ли это? Как раз здесь и кроется подвох, который может привести к совершенно неожиданным последствиям.

Разберемся, чем отличаются три наиболее распространенные системы записи координат.

Привычный формат записи: градусы, минуты, секунды

Этот формат в качестве предустановленного используется, например, в навигаторах JJ Connect. Выглядит он следующим образом: ГГГ°ММ'СС,С"

Координаты при этом выглядят так:

N 067°27'13.8"
E 034°16'59.9"

Что это означает на практике?

Максимальное количество градусов, которое может быть - 180. Поэтому и для широты, где максимальное значение составляет 90, часто все равно используется трехзначное число. В этом вопросе сходятся все три системы. Часто опускается первый ноль, но обычно интуитивно понятно, сколько цифр означают градусы. Для нашей страны для северной координаты цифр всегда не меньше двух - от 41 на юге до 90 градусов на Северном полюсе, а для восточной - либо две, либо три, от 19 для Калининградской области до 170 градусов в Баренцевом море.

У всех трех систем записи координат последние пять цифр обозначают доли градуса. В данной системе координат далее идут минуты. Их в градусе 60. За минутами идут секунды (60 в одной минуте) и десятичные (!) доли секунды. Путаницы добавляет разный формат отделения десятичных долей в американской и европейской традиции - запятая или точка.

Если вы не видите привычных обозначений ‘ для минуты и " для секунд, например, координаты выглядят так:

N 067 27 13.8
E 034 16 59.9

Или хуже того, вот так:

N 672713.8
E 0341659.9

то опознать этот формат можно по точке или запятой перед последней цифрой.

Следующий формат записи: градусы, минуты, десятичные доли минуты

Этот формат по умолчанию используют, например, навигаторы Garmin. Выглядит он следующим образом: ГГГ°ММ.ССС'

Например:

N 067°27.230'
E 034°16.998'

Как видно, внешний вид координат почти совпадает. Разница есть, но если бы не цифра 9, которая подсказывает, что это не могут быть секунды (их не может быть больше 60, как мы помним), то можно было бы подумать, что это одна и та же система записи. Но нет, здесь минуты и десятичные доли минуты до третьего знака.

Если привычные градусы и знак минуты в конце указанных координат отсутствуют, опознать этот формат записи можно по точке или запятой перед последними тремя цифрами.

Однако такой подход тоже не всегда дает стопроцентную гарантию попадания. Например, охранный комплекс MS-PGSM «Спутник» координаты выдает в аналогичной системе записи, но количество знаков после запятой в минутах не три, а четыре. При этом количество разрядов для градусов разное: для широты 2 цифры, а для долготы - три. Предположить именно это в данном случае легко благодаря тому, что здесь точка очевидно используется для отделения десятичных долей числа. Поскльку градусов по широте больше девяноста быть не может, то следующие цве цифры означают минуты.

Вид присылаемых координат PGSM Спутника

Вид записи координат охранного комплекса MS-PGSM «Спутник»

 

Наконец, третий формат записи: градусы, десятичные доли градуса до пятого знака после запятой

В этом формате нет минут и секунд вовсе. Все пять знаков означают исключительно десятичные доли градуса.

N 67,45383°
E 34,28331° 

В случае отсутствия значка градуса его можно опознать по тому, что никаких точек или запятых между последними пятью цифрами нет. 

Десятичный формат записи координат в качестве предустановленного, например, идет у навигаторов Lexand и охранных систем StarLine. Такая форма записи координат облегчает расчет расстояния между разными координатами, так как для этого требуется косинус угла широты.

Итак, для чего нужно это длинное вступление?

Если посмотреть внимательнее на эти разные по виду цифры, окажется, что это одна и та же точка в разных системах записи координат!

Очень часто встречаются жалобы на соревнованиях, например от пилотов Mercedes-Benz, или при чтении каких-нибудь штурманских листов, что «вот, нам выдали координаты Garmin, и мы долго искали съезд, но не нашли».

Действительно, забив координаты первой системы записи во вторую и наоборот, найти искомое будет сложно, но теоретически возможно. Разница между получившимися точками на широте 67 градусов составит около 200 - 300 метров.

Например,

N 067 27 13.8 и N 067 27.138
E 034 16 59.9 и E 034 16.599

Между 27,138' и 27'13,8" разница будет такова: в одной секунде широты на этой широте 0,03087 км, то есть почти 30 метров. У нас же ошибка по широте составляет 5,52 секунды, то есть 170 метров.

С долготой не лучше: на этой широте в одной секунде долготы будет 0,01185 км, а разница с реальными координатами места составляет почти 24 секунды. То есть примерно 280 метров.
Вместо точки мы получили грубый квадрат 300х200 метров. Плохо, особенно если учесть, что навигатор сам по себе может давать неточное позиционирование при плохом приеме спутников. Но для многих задач разница вполне приемлема, поэтому часто люди не задумываются, почему они не попали точно к месту назначения.

Если же бездумно вбить цифры в последний формат записи, то ошибка будет куда серьезнее, если не сказать, что она будет фатальной. В одной десятой градуса широты больше 11 км! Да и по долготе не лучше: в одной десятой градуса долготы на широте примера более 4 км. А разница между реальными координатами точки и мнимыми начинается уже в десятых градуса!

Что делать?

В большинстве навигаторов можно менять системы записи координат в настройках. Если предложенные вам координаты по виду не совпадают с тем, что вы видите в навигаторе, не поленитесь разобраться с прибором и найти, как меняется система координат. К сожалению, данная функция часто хорошо «спрятана» и ее не всегда легко найти.

Однако в некоторых случаях поменять систему координат нельзя. В таком случае координаты точек нужно пересчитать для приведения в соответствие друг другу.

 

GPS координаты по умолчанию в навигаторах Lexand и Garmin

Вид координат по умолчанию в навигаторах Lexand SG-555 и Garmin Rino 530HCx 

 

Как пересчитать координаты из одной системы записи в другую?

Исходные данные: градусы, минуты, секунды

ГГГ°ММ'СС,С" в ГГГ°ММ,МММ'

Новые минуты вычисляются так:

СС.С"/60 + ММ = ММ,МММ'

ГГГ°ММ'СС,С"в ГГГ,ГГГГГ°

Секунды и минуты переводятся в десятичный формат:

СС.С"/3600  + ММ/60 = 0,ГГГГГ

Исходные данные: градусы, минуты, десятичные доли минуты

ГГГ°ММ,МММ' в ГГГ° ММ'СС,С"

Для перевода десятичных долей минуты в секунды и десятичную долю секунды нужно

(ММ,МММ' - ММ)*60 = СС,С

ГГГ°ММ,МММ' в ГГГ,ГГГГГ°

Минуты переводятся в десятичные доли градуса:

ММ,МММ'/60 = 0,ГГГГГ

Исходные данные: градусы и десятичные доли градуса

ГГГ,ГГГГГ° в ГГГ°ММ'СС,С"

целая часть (0,ГГГГГ*60) = ММ

(0,МММ) * 60 = CC,С

ГГГ,ГГГГГ° в ГГГ°ММ,МММ'

0,ГГГГГ*60 = ММ,МММ

 

Справка: сколько километров в одном градусе?
Широта

Один градус широты - единица постоянная. Длина меридиана 40007,86 км. Поэтому в одном градусе широты всегда неизменное количество километров: 40007,86 км / 360° = 111,1329 км.

Долгота

Поскольку мы находимся в полярной системе координат - в полюсах все долготы сходятся - то количество километров в одном градусе долготы зависит от широты. На экваторе расстояние между долготами максимальное.

Длина экватора чуть больше длины меридиана и составляет 40075,7 км. В одном градусе долготы на экваторе примерно такое же количество километров, как в широте: 40075,7 км /360° = 111,3213 км. Для того чтобы рассчитать количество километров по долготе на конкретной широте, нужно это число умножить на косинус широты.

Т.е. в одном градусе долготы на 67-й параллели из примера будет (40075,7 км / 360°) х cos 67,45383° = 111,3213 х 0,3834 = 42,68 км

Если сместиться поближе к экватору, например на 55-ю параллель в Москву, то в одном градусе долготы уже будет (40075,7 км / 360°) х cos 55° = 63,85 км

А в Сочи и Владивостоке на 43-й параллели в одном градусе долготы уже будет (40075,7 км / 360°) х cos 43° = 81,41 км.

Текст и фотографии Натальи Парамоновой


Отзывы и комментарии



Добавить комментарий

Если у Вас возникли проблемы с распознаванием текста, кликните на него и попробуйте еще раз
Введите код, изображенный на картинке
с соблюдением регистра
 
Статьи по теме
Картинка


Новый Мультимедийный навигационный центр Prology MDN-1430T

Лето - лучшее время, чтобы сбежать из душного города на дачу, на природу, на теплое море, в деревню, наконец! Но для многих, особенно начинающих, водителей, поездка по новому незнакомому маршруту - это заведомо стрессовая ситуация.

Картинка


Инструкция к автомобильному ГЛОНАСС навигатору EXPLAY GN-530

Инструкция к автомобильному ГЛОНАСС навигатору EXPLAY GN-530

Картинка


Первая экшн-камера teXet

Компания «Электронные системы «Алкотел» представила teXet DVR-905S - первую модель teXet, сочетающую возможности видеорегистратора и экшн-камеры.

Картинка


Тест-обзор гибридных автомобильных навигаторов-регистраторов

В тест обзор попали следующие модели: Prestigio GeoVision 5800BTHDDVR, SUPRA SNP-439VR и SeeMax navi E540 HD DVR, Prology iMap-7000Tab.

Картинка


Инструкция к автомобильному навигатору Prestigio GeoVision 5266BT

Инструкция к автомобильному навигатору Prestigio GeoVision 5266BT

Картинка


Новые версии Маяков StarLine M15 и StarLine M17 уже в продаже

Научно-производственное объединение СтарЛайн, специализируешееся на разработке и производстве охранно-телематического оборудования для надежной защиты автомобилей, выпустила четыре новых версии Маяков StarLine M15 и StarLine M17.

Pioneer представляет обновлённую линейку головных устройств 1DIN

Pioneer представляет линейку новых головных устройств, открывающих максимально удобный доступ к современным цифровым технологиям в автомобиле. Обновленный модельный ряд 2019/2020 года представлен восемью моделями, поддерживающими проводное и беспроводное подключение смартфонов на базе Android и iOS.

Стартовый бустер. Особенности выбора модели.

Какие особенности нужно учитывать при выборе стартового бустера на Li-on аккумуляторах? Разбираем на примерах от чего зависит пусковой ток. Рассматриваем примеры на основе моделей ПускАч.

Итоги выставки COMTRANS - 2019

15-я Международная выставка коммерческих автомобилей COMTRANS 2019 состоялась в Москве. В выставке приняли участие 266 компаний – производителей грузовиков, LCV, автобусов, специальной и коммунальной техники, автокомпонентов и запчастей из 15 стран мира.

Тестируем Neoline X-COP 8700s - сигнатурный радар-детектор

Тестируем универсальный сигнатурный радар-детектор Neoline X-COP 8700s. Рассматриваем его функциональные особенности, как настраивать и тестируем на дороге. Видео.

Тестируем Valeo 047401 – противотуманная фара 90 мм

Изучаем то, как светит классическая противотуманная фара с галогеновым источником света на примере Valeo 047401.

Тестируем OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201 – противотуманная фара

Представляем вашему вниманию тест светодиодной противотуманной фара стандарта 90 мм - OSRAM LEDriving F1 LED FOG 201

Самостоятельная замена рычага на Ford Focus 2

Хочу показать замену заднего рычага на Ford Focus 2 хэтчбек с двигателем 1.4, 2008 года выпуска. Менял рычаг из-за стука во время движения, который дают разбитые сайлентблоки в рычаге.

Необычные факты о свечах зажигания NGK

В сети можно найти сотни статей о необычных моделях автомобилей, о мощных двигателях и о кастомных решениях для тюнинга. А ведь автомобиль — это не только силовой агрегат и красивые диски, в нем важна каждая деталь.

Снимаем наклейку «Ш» правильно!

Рассказываем, как удалить наклейку «Ш» (шипы) без шума и пыли, точнее без клея и грызи на стекле.