18.12.2012

Как химичат с реагентами?

Зимой и без того напряженная транспортная ситуация становится еще сложнее. Зима - время нечищеных от снега дорог, нескончаемых пробок и разлитых химических реагентов.

Проблем на дорогах нашей страны всегда хватает. Но зимой их число увеличивается, а масштаб растет. И без того напряженная транспортная ситуация становится еще сложнее. Зима - время нечищеных от снега дорог, нескончаемых пробок и разлитых химических реагентов.

В прошлогодней подшивке газеты «Авторевю» вышла разоблачающая статья о применении на дорогах Москвы противогололедных реагентов, самым популярным из которых, на тот момент, был хлорид кальция. Использование таких химикатов началось в 2001 году и пришло на смену обычной технической соли, как более совершенный, эффективный и экологически чистых способ борьбы с гололедом.

Газета «Авторевю» тогда углубилась не только в теорию, но и в практику. Издание, следуя строго рецептуре, приготовило самый распространенный в Москве реагент и оценило поведение автомобиля на этом покрытии. Но прежде были испытания во всех дисциплинах на сухом асфальте, потом на мокром и лишь затем на асфальте, обработанным 22%-м водным раствором хлорида кальция и 5%-м раствором хлорида натрия, что целиком называется «хлористый кальций и натрий жидкий» (ХКНж).    

Температура воздуха +6 градусов. На сухой дороге девятилетний Renault Clio на фрикционных шинах Amtel Nordmaster CL с 80 км/ч остановился через 31,6 метра. На мокром асфальте машина «прокатывается» дальше почти на три метра (2,8м). А вот на обработанном реагентом, вроде бы для лучшего сцепления, участке машина прибавляет в тормозном пути практически пять метров дополнительно к «мокрому» результату. По сравнению с мокрым асфальтом, на дороге политой химией, тормозной путь длиннее на 24%, а в сравнении с мокрой дорогой - на 9%. В условиях реальной аварийной ситуации это может быть решающим фактором...

Примечательно, что при той же температуре (+6 градусов) дорога, политая обычной водой, превращается в сухую спустя 40 минут. Асфальт, обработанный по старой советской схеме, то есть технической солью высыхает за час, а вот дорожное полотно со слоем химического реагента остается мокрым и, соответственно, более опасным на протяжении 4,5 часов!

Но зимой гораздо чаще на улице минус. И при таких условиях расклад еще хуже. Хлористый кальций препятствует высыханию, и влажная дорога покрывается тонким слоем льда из-за частичек воды в составе химической смеси. В итоге на поверхности дорожного полотна влажная жидкость, а под ней - лед. Коэффициент сцепления в этой ситуации в два-три раза хуже, чем на обычном льду.

Руководство Москвы знает об этом с первых дней использования химических реагентов. В 2002 году НИЦИАМТ, по заказу московской мэрии провела испытания реагентов, в ходе которых выяснилось, что раствор ХКНж снижает коэффициент сцепления с покрытием на 10-20%. Позже Росавтодор принял документ под названием «Руководство по борьбе с зимней скользкостью», где было сказано, что «на дорогах с гладкой поверхностью» (литой асфальтобетон) при борьбе со стекловидным льдом запрещено использовать хлористый магний и кальций, так как это приводит к образованию на дороге раствора, снижающего коэффициент сцепления шин с дорогой до недопустимого предела и, вследствие медленного просыхания по сравнению с хлористым натрием, увеличивает период продолжительности зимней скользкости». Кроме того, использование хлористого кальция  противоречит правилам санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в Москве», которые гласят, что реагенты «не должны увеличивать скользкость обработанных покрытий, особенно при их использовании в виде растворов».

Но несмотря на это, подобной смесью дороги Москвы ежесезонно обрабатывались на протяжении десяти лет. Департамент ЖКХ Москвы оперировал ГОСТом 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», требующим обеспечение минимального коэффициента сцепления не ниже 0,4. Однако согласно другому ГОСТу (ГОСТ 30413-96) измерять его можно только при положительных температурах, следовательно, в зимний период минимального коэффициента сцепления нет вовсе и степень скользкости покрытий определять нельзя.

Ответ, почему вопреки здравому смыслу Москва поливает свои дороги химией, понижающей безопасность движения, лежит на поверхности. В прошлом сезоне (2011-2012гг.) столица закупала твердые реагенты в размере 26-28 тысяч тонн, а жидкий - 260 тысяч тонн! Прошлой зимой Москва потратила на дорожную химию 1,6 млрд рублей, хотя по подсчетам газеты «Авторевю», с опорой на средние цены по рынку, власти могли уложиться в 1,2 миллиарда рублей. А техническая соль, использовавшаяся в советское время, обошлась бы всего лишь в 250 миллионов рублей. 

В этом сезоне на дорогах будут использовать другие смеси. Жидких реагентов - вдвое меньше, твердых - вдвое больше. Такая затея обойдется бюджета вдвое дороже прошлогодних затрат. Официальная причина принятия новой схемы - борьба за экологию города.

Между тем и российские и зарубежные независимые эксперты давно доказывают, что более эффективным с точки зрения безопасности и рационального расхода денежных средств будет дедовский способ обработки дорог NaCL (хлоридом натрия или технической солью). При более теплых температурах его следует использовать в жидком виде, а при более высоких, наоборот, в твердых. А чтобы гранулы соли дольше оставались на проезжей части их нужно смачивать раствором хлористого кальция. В крайних же случаях, когда идет ледяной дождь или ударили сильные холода, можно использовать хлористый кальций отдельно. Так следят за дорогами в скандинавских странах.

Но новый регламент полностью исключает использования варианта, за который голосуют независимые эксперты. Раньше большинство составляли жидкие реагенты, теперь же будут использовать больше твердой химии.

Известно, что KCl - удобрение, а формиат натрия - соль органической муравьиной кислоты. Именно поэтому эти смеси выступают в разряде «биореагентов», способных помимо растапливания льда еще и удобрять почву. Однако коллизия в том, что в Москве снег, вперемешку с реагентами, увозят в плавильные камеры, где он превращается в воду и попадает в канализацию.

Зато такие смеси стоят в три раза дороже обычной соли, из которой состоят на 70-80%. Если подсчитать оптовые цены на отдельные компоненты, то получается, что тонна готовой биосмеси должна стоить 9000 рублей. Однако на эту зиму Москва купила эти же регенты по цене 12,5-13,5 тысяч рублей в объеме 103 тысяч тонн. При таких объемах разница между 9000 и 13000 рублей за тонну обернулась перерасходом для бюджета и маржой для чиновников в размере 300 миллионов рублей.

Есть и еще один казус. Дорожная спецтехника Москвы лишена технической возможности для предварительного смачивания гранул, что нарушает технологический процесс обработки дороги. В результате в документах Правительства Москвы говорится, что после пропуска 1000 автомобилей на дороге останется только 10% смеси.

Поэтому на подмогу новинке решено просить привычный «хлористый кальций и жидкий натрий». К уже имеющимся 86 тоннам в январе 2013-го Москва планирует закупить еще 116 тысяч тонн того же химиката. А объем потраченных бюджетных средств с прошлогодних 1,2 млрд рублей повысился до 2,1 млрд рублей, хотя если бы в столице решились использовать 80% обычной соли и 20% хлорида кальция, а во дворах - гранитного щебня, то, по подсчетам «Авторевю», получилось бы сэкономить 2,7 млрд бюджетных рублей города Москвы при его дефиците в 252 млрд рублей.

Московскому примеру уже последовали другие крупные города страны. Екатеринбург, Казань, Самара, Санкт-Петербург, Уфа...

В Скандинавии совсем иной подход. Там применяют песок, мелкий щебень и  техническую соль. Хлористый калий, широко используемый в Москве, в северной Европе не используют главным образом из-за долгого времени высыхания, что помимо безопасности отрицательно сказывается на выносливости дорожного полотно и других элементов дорожной инфраструктуры. А главная мера в борьбе против снега и льда в Скандинавии - чистка. Дороги нужно оперативно чистить. Там их отчищают сразу после выпадения осадков и повторно - перед обработкой дороги антигололедными средствами, а потом еще и после обработки. Кроме того, их дополнительно пылесосят, а периодически моют шампунем. 

У нас так не будет. Не выгодно!

Текст: Роман Харитонов

Отзывы и комментарии



Добавить комментарий

Если у Вас возникли проблемы с распознаванием текста, кликните на него и попробуйте еще раз
Введите код, изображенный на картинке
с соблюдением регистра
 
Статьи по теме
Картинка


16 ноября трасса М11 станет платной

16 ноября 2015 года на головном участке автомобильной дороги М-11 Москва - Санкт-Петербург (15-58 км) вводится платный режим. Объявлены тарифы на проезд.

Картинка


Тест LADA Priora

Летом наконец-то появилась возможность купить автомобиль — уже не первый, конечно. Но раньше брал только секонд-хэнд, с пробегом. А вот на этот раз, впервые в жизни, я выкатывал блестящее авто прямо из автосалона.

Картинка


Тест-драйв Datsun mi-DO: милый малыш

Насколько удачным получился японско-русский вариант малолитражки Datsun mi-DO с «автоматом»? Посмотрим на тест-драйве журнала «АвтоДела».

Картинка


Путешествуем по-европейски: тест-драйв универсала Volkswagen Passat Alltrack

Европейцы предпочитают универсалы кроссоверам. Оно и понятно: дороги в России – наболевшая тема. Справится ли с известной российской проблемой немецкий универсал Passat Alltrack? Проверим на тест-драйве.

Картинка


Тест-драйв SEAT Alhambra: минивэн или джип?

SEAT Alhambra – семиместный минивэн от испанского подразделения Volkswagen. Непривычный формат для большинства россиян. Сможет ли он заменить собой привычный джип?

Картинка


Тест-драйв KIA Soul – когда душа поёт

KIA Soul обновился. Теперь это не просто необычный автомобиль в линейке KIA, а серьезный законодатель молодёжной моды. Что он собой представляет?

Итоги выставки COMTRANS - 2019

15-я Международная выставка коммерческих автомобилей COMTRANS 2019 состоялась в Москве. В выставке приняли участие 266 компаний – производителей грузовиков, LCV, автобусов, специальной и коммунальной техники, автокомпонентов и запчастей из 15 стран мира.

Компания «Хендэ Мотор СНГ» подвела итоги

Компания «Хендэ Мотор СНГ», эксклюзивный дистрибьютор автомобилей Hyundai на территории РФ, подвела итоги первого полугодия 2019 года.

Бюджетные комбо. Лето 2019.

Представляем подборку тестов бюджетных комбинированных видеорегистраторов. В него вошли модели: Subini GR-H9 PLUS, Stonelock Aco, Intego Magnum 2.0, Subini XT-5, Playme Omega и INTEGO VX-685MR.

Обзор Battery Service ПускАч 8000 BS-JS08 – пусковое Li-on устройство

Представляем обзор джамп стартера Battery Service ПускАч 8000 BS-JS08. Это компактное пусковое устройство за счет особых технических решений может заводит двигатели объемом до 5 литров.

Тестируем Pioneer MVH-S510BT – цифровой бездисковый ресивер

Представляем тест 1DIN процессорного ресивера Pioneer MVH-S510BT. Самое интересное в нем это управление через приложение Pioneer Smart Sync. Быстро просто и удобно, а вот в подключении его есть нюансы.

Продолжение редакционного теста шины Michelin Commander II

Год назад на редакционный тяжелый круизер HONDA VTX 1800 мы установили покрышку Michelin Commander II, чтобы проверить обещания производителя. Посмотрим, что стало за это время с топовой резиной и стоит ли вкладывать в подобную «обувку» деньги.

Самостоятельная замена рычага на Ford Focus 2

Хочу показать замену заднего рычага на Ford Focus 2 хэтчбек с двигателем 1.4, 2008 года выпуска. Менял рычаг из-за стука во время движения, который дают разбитые сайлентблоки в рычаге.

Необычные факты о свечах зажигания NGK

В сети можно найти сотни статей о необычных моделях автомобилей, о мощных двигателях и о кастомных решениях для тюнинга. А ведь автомобиль — это не только силовой агрегат и красивые диски, в нем важна каждая деталь.

Снимаем наклейку «Ш» правильно!

Рассказываем, как удалить наклейку «Ш» (шипы) без шума и пыли, точнее без клея и грызи на стекле.