18.12.2012

Как химичат с реагентами?

Зимой и без того напряженная транспортная ситуация становится еще сложнее. Зима - время нечищеных от снега дорог, нескончаемых пробок и разлитых химических реагентов.

Проблем на дорогах нашей страны всегда хватает. Но зимой их число увеличивается, а масштаб растет. И без того напряженная транспортная ситуация становится еще сложнее. Зима - время нечищеных от снега дорог, нескончаемых пробок и разлитых химических реагентов.

В прошлогодней подшивке газеты «Авторевю» вышла разоблачающая статья о применении на дорогах Москвы противогололедных реагентов, самым популярным из которых, на тот момент, был хлорид кальция. Использование таких химикатов началось в 2001 году и пришло на смену обычной технической соли, как более совершенный, эффективный и экологически чистых способ борьбы с гололедом.

Газета «Авторевю» тогда углубилась не только в теорию, но и в практику. Издание, следуя строго рецептуре, приготовило самый распространенный в Москве реагент и оценило поведение автомобиля на этом покрытии. Но прежде были испытания во всех дисциплинах на сухом асфальте, потом на мокром и лишь затем на асфальте, обработанным 22%-м водным раствором хлорида кальция и 5%-м раствором хлорида натрия, что целиком называется «хлористый кальций и натрий жидкий» (ХКНж).    

Температура воздуха +6 градусов. На сухой дороге девятилетний Renault Clio на фрикционных шинах Amtel Nordmaster CL с 80 км/ч остановился через 31,6 метра. На мокром асфальте машина «прокатывается» дальше почти на три метра (2,8м). А вот на обработанном реагентом, вроде бы для лучшего сцепления, участке машина прибавляет в тормозном пути практически пять метров дополнительно к «мокрому» результату. По сравнению с мокрым асфальтом, на дороге политой химией, тормозной путь длиннее на 24%, а в сравнении с мокрой дорогой - на 9%. В условиях реальной аварийной ситуации это может быть решающим фактором...

Примечательно, что при той же температуре (+6 градусов) дорога, политая обычной водой, превращается в сухую спустя 40 минут. Асфальт, обработанный по старой советской схеме, то есть технической солью высыхает за час, а вот дорожное полотно со слоем химического реагента остается мокрым и, соответственно, более опасным на протяжении 4,5 часов!

Но зимой гораздо чаще на улице минус. И при таких условиях расклад еще хуже. Хлористый кальций препятствует высыханию, и влажная дорога покрывается тонким слоем льда из-за частичек воды в составе химической смеси. В итоге на поверхности дорожного полотна влажная жидкость, а под ней - лед. Коэффициент сцепления в этой ситуации в два-три раза хуже, чем на обычном льду.

Руководство Москвы знает об этом с первых дней использования химических реагентов. В 2002 году НИЦИАМТ, по заказу московской мэрии провела испытания реагентов, в ходе которых выяснилось, что раствор ХКНж снижает коэффициент сцепления с покрытием на 10-20%. Позже Росавтодор принял документ под названием «Руководство по борьбе с зимней скользкостью», где было сказано, что «на дорогах с гладкой поверхностью» (литой асфальтобетон) при борьбе со стекловидным льдом запрещено использовать хлористый магний и кальций, так как это приводит к образованию на дороге раствора, снижающего коэффициент сцепления шин с дорогой до недопустимого предела и, вследствие медленного просыхания по сравнению с хлористым натрием, увеличивает период продолжительности зимней скользкости». Кроме того, использование хлористого кальция  противоречит правилам санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в Москве», которые гласят, что реагенты «не должны увеличивать скользкость обработанных покрытий, особенно при их использовании в виде растворов».

Но несмотря на это, подобной смесью дороги Москвы ежесезонно обрабатывались на протяжении десяти лет. Департамент ЖКХ Москвы оперировал ГОСТом 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», требующим обеспечение минимального коэффициента сцепления не ниже 0,4. Однако согласно другому ГОСТу (ГОСТ 30413-96) измерять его можно только при положительных температурах, следовательно, в зимний период минимального коэффициента сцепления нет вовсе и степень скользкости покрытий определять нельзя.

Ответ, почему вопреки здравому смыслу Москва поливает свои дороги химией, понижающей безопасность движения, лежит на поверхности. В прошлом сезоне (2011-2012гг.) столица закупала твердые реагенты в размере 26-28 тысяч тонн, а жидкий - 260 тысяч тонн! Прошлой зимой Москва потратила на дорожную химию 1,6 млрд рублей, хотя по подсчетам газеты «Авторевю», с опорой на средние цены по рынку, власти могли уложиться в 1,2 миллиарда рублей. А техническая соль, использовавшаяся в советское время, обошлась бы всего лишь в 250 миллионов рублей. 

В этом сезоне на дорогах будут использовать другие смеси. Жидких реагентов - вдвое меньше, твердых - вдвое больше. Такая затея обойдется бюджета вдвое дороже прошлогодних затрат. Официальная причина принятия новой схемы - борьба за экологию города.

Между тем и российские и зарубежные независимые эксперты давно доказывают, что более эффективным с точки зрения безопасности и рационального расхода денежных средств будет дедовский способ обработки дорог NaCL (хлоридом натрия или технической солью). При более теплых температурах его следует использовать в жидком виде, а при более высоких, наоборот, в твердых. А чтобы гранулы соли дольше оставались на проезжей части их нужно смачивать раствором хлористого кальция. В крайних же случаях, когда идет ледяной дождь или ударили сильные холода, можно использовать хлористый кальций отдельно. Так следят за дорогами в скандинавских странах.

Но новый регламент полностью исключает использования варианта, за который голосуют независимые эксперты. Раньше большинство составляли жидкие реагенты, теперь же будут использовать больше твердой химии.

Известно, что KCl - удобрение, а формиат натрия - соль органической муравьиной кислоты. Именно поэтому эти смеси выступают в разряде «биореагентов», способных помимо растапливания льда еще и удобрять почву. Однако коллизия в том, что в Москве снег, вперемешку с реагентами, увозят в плавильные камеры, где он превращается в воду и попадает в канализацию.

Зато такие смеси стоят в три раза дороже обычной соли, из которой состоят на 70-80%. Если подсчитать оптовые цены на отдельные компоненты, то получается, что тонна готовой биосмеси должна стоить 9000 рублей. Однако на эту зиму Москва купила эти же регенты по цене 12,5-13,5 тысяч рублей в объеме 103 тысяч тонн. При таких объемах разница между 9000 и 13000 рублей за тонну обернулась перерасходом для бюджета и маржой для чиновников в размере 300 миллионов рублей.

Есть и еще один казус. Дорожная спецтехника Москвы лишена технической возможности для предварительного смачивания гранул, что нарушает технологический процесс обработки дороги. В результате в документах Правительства Москвы говорится, что после пропуска 1000 автомобилей на дороге останется только 10% смеси.

Поэтому на подмогу новинке решено просить привычный «хлористый кальций и жидкий натрий». К уже имеющимся 86 тоннам в январе 2013-го Москва планирует закупить еще 116 тысяч тонн того же химиката. А объем потраченных бюджетных средств с прошлогодних 1,2 млрд рублей повысился до 2,1 млрд рублей, хотя если бы в столице решились использовать 80% обычной соли и 20% хлорида кальция, а во дворах - гранитного щебня, то, по подсчетам «Авторевю», получилось бы сэкономить 2,7 млрд бюджетных рублей города Москвы при его дефиците в 252 млрд рублей.

Московскому примеру уже последовали другие крупные города страны. Екатеринбург, Казань, Самара, Санкт-Петербург, Уфа...

В Скандинавии совсем иной подход. Там применяют песок, мелкий щебень и  техническую соль. Хлористый калий, широко используемый в Москве, в северной Европе не используют главным образом из-за долгого времени высыхания, что помимо безопасности отрицательно сказывается на выносливости дорожного полотно и других элементов дорожной инфраструктуры. А главная мера в борьбе против снега и льда в Скандинавии - чистка. Дороги нужно оперативно чистить. Там их отчищают сразу после выпадения осадков и повторно - перед обработкой дороги антигололедными средствами, а потом еще и после обработки. Кроме того, их дополнительно пылесосят, а периодически моют шампунем. 

У нас так не будет. Не выгодно!

Текст: Роман Харитонов

Статьи по теме
Картинка


Как химичат с реагентами?

Зимой и без того напряженная транспортная ситуация становится еще сложнее. Зима - время нечищеных от снега дорог, нескончаемых пробок и разлитых химических реагентов.

Картинка


«Пекин-Москва 2012» - самое яркое автопутешествие года

Участникам на 12 автомобилях Great Wall предстоит преодолеть более 12 000 километров и финишировать на Красной площади в Москве, в день старта ралли «Шелковый Путь» 7 июля, передав ему символическую эстафету из «Страны шелка».

Картинка


Ford Transit: к работе готов

Компания Ford подвергла новый Transit интенсивному шестимесячному тестированию, смоделировав максимально неблагоприятные условия эксплуатации последующих 10 лет.

Картинка


LADA отправилась в горную экспедицию

Два серийных автомобиля LADA 4х4 отправились в горную экспедицию.

Картинка


Итоги летней акции АЗС «Газпромнефть»

Завершилась федеральная акция «С G-Drive всегда есть место для открытий», проходившая с июля по конец августа на АЗС сети «Газпромнефть» на территории России.

Картинка


Как правильно брать автомобиль в аренду?

Обладая многолетним опытом в вопросах аренды автомобилей, команда сервиса BookingCar.Su (агрегатор автомобильного проката) подготовила топ-рейтинг ошибок, которые совершают россияне, сталкиваясь с арендой автомобиля заграницей.

Citroën интуитивно понятные технологии, упрощающие жизнь

4 основных аспекта, характерные для марки Citroёn на протяжении всей истории бренда. Сегодня мы предлагаем открыть их заново в нашем 4-серийном выпуске. Итак, эпизод 3 – Комфорт эксплуатации.

Правильное обслуживание и эксплуатация аккумулятора летом

Летняя жара несет для АКБ не меньше угроз, чем зимние морозы. При высоких температурах саморазряд батареи ускоряется, что может привести к ее преждевременному «старению», а со временем и выходу из строя.

История комфорта CITROËN. Комфорт в салоне.

Внимание к комфорту всегда было и остаётся отличительной чертой всех моделей Citroën на протяжении уже более 100 лет.

Тестируем УРАЛ АС-У12А КОМПАКТ – активный сабвуфер

Хотите улучшить звук в автомобиле? Сделать его более активным и мощным? Самое простое решение добавить в машину корпусной активный сабвуфер. С тем как работает яркий УРАЛ АС-У12А КОМПАКТ мы разбираемся в нашем тесте.

Тест-драйв Suzuki Vitara: золотой блеск мечты

Когда еще правила бал Grand Vitara, Витару без грандиозной приставки очень ждали на нашем рынке. Почему Suzuki Vitara не стала хитом продаж и сможет ли она добиться успеха в дальнейшем? Попробуем разобраться на тест-драйве «Автодел».

Атом, тачки, два ствола (день 2)

Продолжаем путешествие выходного дня. Сегодня мы посетим наукоград Обнинск и познакомимся с его достопримечательностями. Погуляем в «Усадьбе Белкино», посмотрим на привидения «Дачи Морозовой», постоим у проходной первой в мире атомной электростанции и завершим день в музее мусора.

ТО своими руками

ТО своими руками. Рассказываем, как самостоятельно провести техническое обслуживание автомобиля, а так же, обращаем внимание, на те особенности которые следует избегать.

Сезонное обслуживание - замена масла

Весна в разгаре, а это значит, что пришла пора пройти сезонное техобслуживание. Для тех, кто еще не успел провести весенний «автосубботник», специалисты Total составили краткий чек-лист, как подготовиться к теплому сезону.

Как остановить коррозию?

Самая основная проблема, которая волнует автовладельцев: что делать, если автомобиль начал цвести? Как быть, если по нему поползли безобразные пятна ржавчины, которые, по мнению многих, уже ничем нельзя остановить? Рассказываем, что делать в этом случае.