21.10.2013

В дендрарий на Volvo XC60

Поездка на Volvo XC60 в музей-дендрарий в пригороде Казани, в поселке Раифа.

 

 

Увидеть флору Америки, Африки и Европы в средней полосе России, недалеко от города вполне реально.  Музей-дендрарий предоставляет такую возможность. В стране их не так много, но они есть. Один из таких находится в пригороде Казани, в поселке Раифа, в 30 километрах от города.

Автомобиль Volvo XC60

В роле транспортной единицы маленького путешествия выступил Volvo XC60. Сегодня существует обновленная версия, но поездка в дендрарий состоялась летом, на автомобиле, выпущенном до обновления.

Добраться в музей-заповедник можно и на легковой машине с клиренсом для тепличных условий. Основная дистанция маршрута – вполне приличный асфальт, на подступах к заповеднику сменяющийся извилистой и шершавой, но тоже асфальтовой дорогой, посильной для легковушки. Кроссовер в этой связи расширяет возможности, скорее в голове, чем в действительности.

Сам по себе путь безынтересный и даже скучный. По флангам дороги лес, жилые поселки и забытые всеми пионерлагеря советской эпохи. Volvo XC60 органично вписывается в эту картину. В машине присутствует характерная для марки атмосфера спокойствия, защищенности и  изолированности от внешних невзгод. Фанаты бренда полагают это достоинством, противники отождествляют эту черту с пенсионным имиджем Вольво, тянущимся шлейфом за маркой не первое десятилетие. Истина, как всегда, где-то посередине.  Быть пенсионером XC60 не позволяет его дизельный двигатель. Сейчас в гамме их три: D3, D4, D5, хотя если разобраться в деталях, оказывается что основа и корни у них одни. Оба силовых агрегата рядные «пятицилиндровики». D3 – это турбодизель с двумя литрами рабочего объема, 136 силами мощности и 400 Нм крутящего момента.  Такой Volvo XC60 моноприводный, а старшие модификации, напротив, исключительно полноприводные. Хотя эти модификации – не просто родственники, а однояйцевые близнецы. D4 и D5 – один двигатель 2.4, но предлагаемый в разных степенях форсировки. Первый вариант – 163 л.с. и  420 Нм именуется D4. Второй – 215 л.с. и 440 Нм обозначается как D5. Прирост в мощности по прайсу Вольво стоит 130 000 рублей, а по тарифам налоговой службы Москвы и Казани – 16 125 рублей. Инженерное сходство силовых установок при желании позволяет добиться от двигателя D4 мощности агрегата D5, сделав перепрошивку, доступную и у официальных дилеров, и по «гаражам». Чип-тюнинг дизеля D4 на старте экономит 130 тысяч рублей и делает налог на машину гуманнее, снижая его до 6560 рублей, хотя и стандартный XC60 с D4 едет пристойно, что доказал тестовый экземпляр.

Volvo XC60 у забора дендрария

Volvo XC60 у забора дендрария в Раифе.

Путь

Но если в дендрарий вы едете не на скучном Volvo XC60 и хотите не просто добраться до заповедника, а вдохнуть в маршрут хотя бы минимум разнообразия, то в точку культурного отдыха из центра Казани можно махнуть по побережью Волги, по Аракчинскому шоссе, через улицы Боевая, Приволжская и Бирюзовая. Дистанция не захватывающая, но более примечательная, чем Горьковское шоссе. Проходит дорога через горы добываемого в окрестностях известняка и железнодорожного узла Юдино, визитная карточка которого – паровоз на постаменте. Все в натуральную величину.

Архивные фото с альтернативного маршрута в дендрарий: горы пород и паровоз 

Архивные фото с альтернативного маршрута в Раифский дендрарий: горы пород и паровоз.

Направиться в Раифу, в музей-заповедник можно и не заезжая в Казань, свернув на развилке с трассы М-7 (Москва-Уфа) в противоположную от столицы Татарстана сторону. От эстакады до цели получится чуть больше десяти км.

Даже при самом долгом раскладе время в пути минимальное. А вот в самом дендрарии его лучше не экономить. Получасовой экспресс тур не даст ничего, кроме осознания факта существования заповедника. Черпать впечатления от прогулки вы будете не из своей памяти, а из фотоаппарата. Сюда нужно приходить с настроем, запалом и подготовкой. Лучше всего летом и осенью.

Экспозиция дендрария поделена на секторы по географическому признаку. У входа посетителей встречает схема маршрута геоклиматических зон. Основу составляют три секции: Америка, Азия и Европа.

План-схема дендрария  и мемориал у места, где 1921 году родился дендрарий

План-схема дендрария  в Раифе и мемориал у места, где 1921 году родился дендрарий.

Дендрарий (по материалам Волжско-Камского природного заповедника)

Америка

Каждый саженец обозначен табличкой. Это дерево посажено в год основания дендрария в «американской зоне»  

Каждый саженец обозначен табличкой. Это дерево посажено в год основания дендрария в «американской зоне».

Район «Америки» представлен деревьями и кустарниками умеренной зоны Северной Америки. Всего в Раифе собрано более 120 видов и форм древесных растений. Особенность секции – богатый набор хвойных. Повышенный интерес вызывают виды, редкие для дендрологических коллекций региона. Из хвойных, это в первую очередь, сосна гибкая – ближайшая родственница сибирской сосны (сибирского кедра). Представленная в коллекции лжетсуга Мензиеса, известная лесоводам под названием «дугласия». Это стройное дерево с сизой хвоей и оригинальными шишками. На родине оно достигает роста в 130м. Не менее эффектно в экспозиции смотрится группа сосен веймутова. Выращенные в дендрарии экземпляры – старейшие в Поволжье деревья этого вида.

Среди цветковых растений ученые и знахари-фармацевты отмечают ценный лекарственный кустарник гамамелис виргинский. Интересен он, прежде всего, тем, что цвете осенью, в конце октябре, то есть примерно сейчас, при этом его плоды созревают лишь через год – следующей осенью.

Осенью же красками расцветают дуб красный и клен сахарный: их листва наливается багряно-желтыми оттенками, живописно блестящими под солнцем. А вот кустарник из семейства барборисовых – магония падуболистная – растение вечнозеленое в любое из времен года. Дерево – Кария Белая представитель флоры особенно редкий для климата средней полосы России. Это растение самое орехоплодное дерево Северной Америке.

Европа   

Европа  Дендрарий               

Растительный покров умеренной зоны европейской части нашего континента, в отличие от востока не отличается большим разнообразием древесных растений. В коллекции Раифского дендрария собрано 125 видов и разновидностей деревьев и кустарников Европы. Многие представленные в секции виды знакомы по нашей природе. – береза повислая, дуб черештатый, липа мелколистная, сосна обыкновенная. Рядом растут редкие растения региона: лесная яблоня, колючая слива (терн), низкий медаль. В европейской коллекции есть еще и сибирская лиственница, естественным путем произраставшая на территории Татарстана в XIX веке, но исчезнувшая сегодня. Могучие европейские виды бука и граба растут в дендарии лишь в форме кустарников, не принимая в полной мере более холодный климат средней полосы России. В этой же секции растет сербская ель. В природе она растет на Балканах, занимая площадь в 100 квадратных километров.

Азия        

Бархат амурский. Едва не погиб зимой 1941. Кора похожа на кору пробкового дерева                        

Бархат амурский. Едва не погиб зимой 1941. Кора похожа на кору пробкового дерева.

Секция Азия – самая широкая и насыщенная часть. Здесь собрано более 200 видов и разновидностей древесных растений.  Основа экспозиции – представители природы Дальнего Востока России, северо-восточного Китая, Кореи и Японии. В коллекции богато представлены разные виды пихт и лиственниц. Не менее любопытны сосны сибирская и корейская; древесные лианы: актинидия коломикта, лимонник китайский, виноград амурский. Орех маньчжурский и орех Зибольда выделяется крупными размерами листьев. А бархат амурский начал вторую жизнь на территории дендрария. В суровую зиму 1941 года оказался на грани, но все же выжил, сформировав причудливо изогнутые стволы. Кора этого дерева на ощупь очень похожа на пробки из стволов пробковых деревьев и теоретически пригодна для их производства.     Декоративный вид имеет и отслаивающаяся кора молодых деревьев черемухи Маака, по облику, но не по цвету напоминающая кору русских берез. Наряду с ними в секции «Азия» есть множество видов деревьев и кустарников, занесенных в Красную книгу – лиственница ольгинская, ель Глена, тис остролистный, можжевельник твердый, клен японский, калопанакс семилопасной. Последний вид относится к реликтовому семейству аралиевых. Своими листьями он очень похож на клен, а вот его побеги и ствол покрыты большими и крепкими шипами, как у большинства других представителей этого семейства.

Поездка на Volvo XC60 в музей-дендрарий в пригороде Казани, в поселке Раифа.

Поездка на Volvo XC60 в музей-дендрарий в пригороде Казани, в поселке Раифа.

Всего на сегодняшний день в Раифском дендрарии нашли "свою почву" более 500 видов и разновидностей деревьев и кустарников, относящихся к 120 родам и 50 семействам. С момента реконструкции в 1936 году дендрарий занимает площадь в 21.5 га, где наряду с деревьями были заложены аллеи современной парковой зоны и питомники. А начинался дендрарий с 0.45 га земли в 1921 году под попечительством лесного факультета университета Казани и селекционера-дендролога Н.К. Вехова.

Рядом с дендрарием еще одна часть заповедника – музей с чучелами зверей

Рядом с дендрарием еще одна часть заповедника – музей с чучелами зверей

 

Рядом с дендрарием еще одна часть заповедника Раифы – музей с чучелами зверей.

А еще рядом с дендрарием расположен Раифский Богородицкий мужской монастырь, куда мы ездили цветущей весной на SEAT Leon FR. Находясь в заповедных красивейших местах всего в 27 километрах от Казани, Раифа - чудесное место для отдыха, единения с природой и спокойных размышлений.

Текст и фото: Роман Харитонов   


Статьи по теме
Картинка


Seat Altea 4 Freetrack – полноприводный испанский самолет

Когда мы брали на тест-драйв Seat Altea 4 Freetrack, в Москве продолжался небывало снежный февраль. Уставшие от бесконечных снегопадов, мы решили поехать в Воронеж – там обещали не только приятное времяпрепровождение, но и уже начинающуюся весну.

Картинка


Тест-драйв Kia Venga: давай, Венга, давай!

Протестируем городской семейный однообъемник - компактвэн от KIA с задорным названием Venga, что означает в переводе с испанского «Давай!».

Картинка


Тестируем обновленный Peugeot 3008

Пежо решил напомнить о себе и обновил свой Peugeot 3008. Что изменилось во французском кроссовере? Посмотрим.

Картинка


Тест-драйв Toyota Camry: надевая строгий костюм

Тестировать Toyota Camry достаточно сложно – у неё сложившийся образ и круг потребителей, где она является эталоном. Мы решили разобраться, почему так произошло.

Картинка


«Полярная экспедиция AMAROK» на Камчатке

Участники автопробега проходят самый сложный участок – снежная целина на Камчатке. Команда уже побывала в Заполярье, на Колыме, где и пересекла границу Якутии и, на Чукотке.

Картинка


Seat Leon FR – обгоним поезд?

На тест-драйв Автодел попала «бешенная зажигалка» – спортивный SEAT Leon FR. Сможет ли он обогнать поезд «Татарстан» и приехать в Казань быстрее? Читайте в нашем материале.

Подготовка кондиционера к зиме

Автомобильные кондиционеры ассоциируются в первую очередь с летом и жарой. Но наступление холодов — не повод забывать о них до следующего лета. Наоборот, необходимо грамотно подготовить кондиционер к зиме и периодически включать его.

МАСТЕР – ЗОЛОТЫЕ РУКИ. Участвуй и Побеждай!

Приглашаем вас принять участие в Международном конкурсе профессионального мастерства в области автобезопасности «Мастер – Золотые руки 2021».

Выбираем воздушный фильтр для автомобиля

Замена воздушного фильтра периодически нужно любому автомобилю. Разбираемся как правильно выбрать воздушный фильтр, чтобы и сэкономить и не попасть на ремонт двигателя.

Медные смазки – рейтинг сопротивления нагреву

Сравниваем медные смазки по сопротивлению нагреву. В тесте аэрозольную медную смазку нанесли на металл и нагрели до 270 градусов. Смотрите что с ними стало в статье.

Как выбрать подержанный автодом - советы по делу

Самое главное, на что стоит обратить внимание при выборе подержанной дачи на колесах. Технические и практические советы. Авторский материал для autodela.ru

JBL BASSPRO 12 – активный корпусной сабвуфер, тест

Рассматриваем как работает популярный активный сабвуфер JBL BASSPRO 12, его устройство и звучание.

Когда менять тормозные колодки и диски?

Тормозные колодки и диски — детали автомобиля, на долю которых выпадают, пожалуй, самые значительные перегрузки. Так что регулярный износ и, как следствие, необходимость их замены — закономерный результат.

Как выбрать и заменить задний дворник?

Полноценный задний обзор играет важную роль в обеспечении безопасности движения. Если задний дворник изношен или неисправен, водителю сложно получить полную картину происходящего с тыльной стороны авто.

Чек-лист по подготовке автомобиля к дальней поездке

Лето закончилось, но сезон авто путешествий продолжается. Бархатный сезон – идеальное время для дальних поездок: нет палящей жары и большого скопления туристов, да и цены на отдых существенно снижены.