31.10.2013

Кредит или лизинг?

Пытаемся разобраться, что лучше брать машину в кредит или в лизинг? Возможности того и другого способа оцениваются банковскими экспертами.

Автокредитование в России стало активно развиваться с начала 90-х гг. прошлого века. Взять в банке недостающую сумму, а затем приобрести автомобиль – вполне понятная схема. Однако когда дело касается покупки коммерческого автотранспорта, возникают существенные трудности: необходимо выплачивать налог на прибыль, учитывать НДС. Кроме того, автомобиль, находящийся в собственности, с практической точки зрения начинает обесцениваться фактически сразу с момента покупки. Именно поэтому сегодня все чаще используется схема приобретения автотранспортных средств в лизинг. Несмотря на то, что этот вид корпоративного финансирования начал применяться в России чуть более 10 лет назад, по сравнению с кредитом преимуществ он имеет значительно больше.

На сегодняшний день лизинг автотранспорта является одним из наиболее динамично развивающихся финансовых инструментов в нашей стране. Ежегодно данный сегмент рынка увеличивается в количественном выражении в 1,5-2 раза. В целом по итогам 2012 года объем новых лизинговых сделок с представителями малого и среднего бизнеса в России превысил 344 млрд. рублей. Цифра эта весьма внушительна, особенно, если учесть, что лизинг, в отличие от кредита, доступен только юридическим лицам.

 

Кто может купить в лизинг?

 

Приобрести автотранспорт в лизинг сегодня может практически любой предприниматель, зарегистрированный как юридическое лицо более одного года. При этом ряд компаний делают исключения и работают с клиентами, зарегистрированными от 1 месяца. Крупные игроки лизингового рынка даже готовы предоставлять личного менеджера, который выезжает к клиенту, помогает сделать все расчеты по лизинговым платежам, собрать необходимый пакет документов. В этом случае, как правило, вся процедура от подачи заявки до получения автомобиля занимает от 1 до 5 рабочих дней.

По сравнению с кредитом, это очень выгодные условия. С этим согласны и представители рынка. «Ввиду того, что приобретаемое в лизинг имущество не находится в собственности лизингополучателя до момента погашения всех лизинговых платежей, лизинг позволяет экономить денежные средства за счет налоговых преференций: налог на прибыль, зачет НДС», - говорит заместитель генерального директора ОАО «ВЭБ-лизинг» Алексей Сичинава. По его мнению, одним из наиболее важных моментов является то, что лизинг позволяет применить ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3, то есть, в итоге балансовая стоимость имущества уменьшается в 3 раза быстрее. Это означает, что лизингополучатель сможет выкупать предмет лизинга по окончании договора по минимальной остаточной цене, что позволяет полностью списать имущество и, как следствие, активнее обновлять основные фонды.

Кроме того, при покупке имущества в лизинг экономятся оборотные средства, не требуется залоговое обеспечение, так как залогом является сам предмет лизинга. Лизингополучатель как правило получает скидку, которая может достигать 10% от стоимости автомобиля. Подобная скидка объясняется тем, что лизинговая компания выступает перед автосалоном или автодилером в качестве оптового покупателя, благодаря чему приобретает автомобили по более низкой цене. Значительным преимуществом является и то, что лизинговые платежи распределяются наиболее удобным способом для лизингополучателя. Как следствие, выплаты начинаются уже после того, как компания начала получать прибыль от использования автотранспорта.

 

Сколько платить при лизинге?

 

Сумма первоначального взноса в случае приобретения автомобиля в лизинг колеблется от 4,8% до 50% от его стоимости, при этом самая востребованная сумма аванса в среднем составляет около 30%. Удорожание предмета лизинга в основном зависит от срока лизинга, который может составлять до 6 лет, а также от суммы авансового платежа – чем она выше, тем менее существенное удорожание. Однако в случае наличия партнерского соглашения с автопроизводителем, а с большинством автопроизводителей лизинговые компании такие отношения поддерживают, удорожание может быть и вовсе нулевым. Кроме того, при оформлении автомобиля в лизинг лизингодатель может брать на себя хлопоты по регистрации автомобиля в ГИБДД и его страхованию.

 

Комментарии эксперта

 

Так, по словам Алексея Сичинавы,  в числе партнеров компании «ВЭБ-лизинг» такие крупнейшие автопроизводители как Audi, KIA, BMW, Nissan, Renault, Peugeot и другие. При этом приоритет отдается продукции отечественных производителей или продукции собранной на территории РФ. «Также мы активно развиваем лизинговые программы совместно с ведущими автомобильными производителями в интересах наших лизингополучателей. В частности, мы уже являемся официальными провайдерами программ под брендом KIA Suzuki Leasing, Hyundai truck and bus Leasing, ЗИЛ Лизинг, УАЗ Leasing, Ssang Yong Leasing Isuzu Leasing. В этом году стартовала масштабная программа «Счастливые дни», в которой принимают участие, как автомобили отечественных марок, так и иномарки. В рамках этой программы мы предлагаем наиболее привлекательные условия на приобретения автомобилей: сокращены сроки оформления лизинговой сделки, минимизирован пакет документов, лизингополучатель получает возможность оставить заявку на лизинг в режиме он-лайн, более того, увеличен срок лизинга, минимизирован авансовый платеж, при этом итоговое удорожание может составлять от 0%», - отметил Алексей Сичинава.

 

Да поможет вам субсидия!

 

Еще одним положительным моментом приобретения коммерческого автомобиля в лизинг, является наличие различных федеральных и региональных программ субсидирования лизинговых платежей. Такие программы ориентированы на поддержку предпринимателей. Например, в Москве субсидирование лизинговых платежей осуществляется Агентством «Малый бизнес Москвы» (АМБМ). Максимальный размер субсидий составляет не более 5 млн. рублей, однако, при этом компенсируемая часть доходит до 30% стоимости предмета лизинга без учета НДС. Собственные Программы субсидирования лизинговых платежей есть практически в каждом субъекте Российской Федерации. Параметры и бюджеты данных Программ определяются на региональном уровне. Как правило, все они предусматривают полную компенсацию первоначального взноса по договору лизинга, а в некоторых случаях и субсидирование процентной ставки.

Высокая ликвидность автотранспорта и налаженные партнерские отношения с производителями позволяют лизинговым компаниям передавать автомобиль лизингополучателю на лояльных условиях с минимальным авансом, без предоставления залога и набором дополнительных сервисных услуг. Тот факт, что с финансовой точки зрения лизинговые продукты уже максимально приближены к клиенту, заставляет лизинговые компании акцентировать внимание на расширении сервисных услуг: вводится система «трейд-ин», предлагаются топливные карты, помощь на дорогах, льготное сервисное обслуживание автопарка, внедряются онлайн-сервисы для клиентов и тд.

Все эти сервисные и финансовые решения, ориентированные на конечных потребителей – лизингополучателей, прописываются в договорах о сотрудничестве, которые лизинговые компании заключают с производителями и дилерами. В этих договорах, например, прописывается обязанность дилера предоставить клиенту лизинговой компании, с которой заключен договор, гарантию на автомобиль сроком на 5 лет или 100000 км пробега или, к примеру, возможность сервисного обслуживания или приобретения автозапчастей со скидкой.

 

Перспективы лизинга?

 

Эксперты рынка отмечают: не смотря на активный рост в 2012 году, дальнейшее развитие лизинга и, в частности, автолизинга будет зависеть от ряда условий, основным из которых является стабильность экономики. По мере роста рынка лизинга для малых и средних предприятий возможно улучшение условий по лизинговым договорам: снижение суммы авансовых платежей, увеличение срока лизинга, минимизация пакета документов, необходимых для оформления сделки.

В итоге, современный рынок лизинга все больше и больше приближается к классическому кредиту, однако, при этом, предоставляет своим потребителям более выгодные условия. Это касается не только процесса оформления автотранспортного средства, но и дальнейшего пользования, уплаты налогов, страхования. Не исключено, что в течение ближайшего времени рынок лизинга будет расширяться за счет физических лиц, однако, на сегодняшний день это направление в России пока не получило массовой поддержки среди автолюбителей. Поэтому пока игроки лизингового рынка ориентируются на коммерческий автотранспорт и работу с юридическими лицами.


Статьи по теме