31.10.2008

Слесарный инструмент

Безусловно, народная мудрость права, и даже в XXI веке может возникнуть необходимость в использовании универсальных, скажем так, приспособлений. Но все же в нормальных условиях применяется более специализированный инструмент.

НЕ ТАКИЕ, КАК ВСЕ...


Безусловно, народная мудрость права, и даже в XXI веке может возникнуть необходимость в использовании универсальных, скажем так, приспособлений. Но все же в нормальных условиях применяется более специализированный инструмент. На сегодняшний день многообразие слесарного инструмента, как ручного, так и для механизированного привода, способно поразить даже самое богатое воображение. Весь ручной инструмент можно разделить на несколько групп. Первая — гаечные ключи. Они могут быть рожковыми и накидными, двусторонними и односторонними. Рожковый ключ — самый древний представитель этой группы слесарного инструмента. И при этом обладающий большим количеством минусов, нежели плюсов. Во-первых, самым утомительным при их использовании является необходимость постоянно переставлять ключ для каждого последующего поворота гайки. При работе в труднодоступных местах, когда порой приходится работать «на ощупь», это обстоятельство существенно осложняет жизнь. Вторым минусом можно назвать склонность к «сползанию» с гайки при работе с «прикипевшими» соединениями. Происходит это по нескольким причинам, но основной является недостаточная жесткость рабочей части ключа, вследствие чего при больших усилиях происходит «раскрытие» зева. Как следствие, ключ «слизывает» углы гайки, и открутить ее становится просто невозможно.


Последнее обстоятельство стало причиной появления второй группы — накидных ключей. Изначально они были шестигранными, но в последнее время большой популярностью у механиков стали пользоваться двенадцатигранные. Во-первых, это облегчает работу в труднодоступных местах, т.к. ключ можно переставлять уже не на 600, а на 300. Во-вторых, их проще накидывать на гайку. Для работы в ограниченном пространстве наиболее подходящим является коленчатый накидной ключ. Подобный вид ключей выпускают практически все производители, например, HANS, TONA.


Но все вышеперечисленное можно назвать классическими конструкциями, применение которых актуально в стандартных ситуациях. Но что делать, если грани гайки уже изношены, если резьбовое соединение затянуто с большим моментом или попросту «прикипело»? В таких случаях более разумным становится использование инструмента со спецпрофилем.


…С помощью лома, кувалды
и
 какой-то там матери

мы можем отремонтировать все что угодно, хоть телегу, хоть космический корабль…

Народная мудрость.

 

НЕПРОСТОЙ РОЖОК

Начнем с рожковых ключей. Изначально их конструкция настолько лаконична и самодостаточна, что какая-либо глубокая модернизация здесь просто невозможна. Тем не менее решить проблему раскрытия зева при повышенных нагрузках возможно, для этого в местах сочленения тела ключа с рабочими гранями выполнены проточки, служащие концентраторами напряжений. Правда, при приложении очень больших усилий ключ ломается именно в этом месте. Во избежание соскальзывания ключа с гайки на рабочих поверхностях могут выполняться насечки, которые играют роль своеобразных «якорей», что позволяет работать с крепежом, имеющим износ рабочих поверхностей до 70%. Примером последнего решения могут служить ключи, изготавливаемые компанией STANLEY, TONA, КАВО.

Еще одну своеобразную конструкцию предлагает компания KABO TOOL COMPANY с использованием запатентованной технологии Rapid Plus. Когда проходил последний форум совместных покупок, эта технология активна обсуждалась. Суть ее заключается в том, что одна из граней ключа укорочена, а вторая имеет особый профиль, что позволяет для следующего поворота просто переместить ключ в обратном направлении, не снимая его с гайки. Таким образом, ключ превращается в «псевдотрещотку». Подобный инструмент также предлагает и компания GEDORE.

Накидные ключи тоже не избежали пристального внимания инженеров инструментальных компаний.

Первое и самое простое решение состоит в том, чтобы сместить пятно контакта и, следовательно, точку приложения максимального усилия от ребер гайки как можно ближе к середине ребер. Для этого рабочая грань ключа выполняется не плоской, а эллипсообразной, что позволяет более бережно работать со старым и изношенным крепежом.

Самым оригинальным решением в области модернизации накидных ключей может считаться конструкция Curvelock Plus от компании KABO. В данном случае мы имеем дело с попыткой создать этакую панацею, суперуниверсальный ключ. Рабочая его часть выполнена таким образом, что дает возможность работать одним ключом сразу с несколькими размерами гаек, причем как метрическими, так и дюймовыми. Это, несомненно, немалое преимущество. Но подобный инструмент неприменим для больших моментов затяжки.

Кстати, о больших моментах затяжки. В таких случаях можно применить ударный накидной ключ. Он изготавливается из стали с более высокими прочностными характеристиками (селектированная сталь). Второй конец таких ключей изготавливается утолщенным специально для нанесения ударов молотком. Или кувалдой. Для примера можно упомянуть продукцию TONA и Камышинский инструмент. А для работы во взрывоопасной обстановке (вблизи от топливопроводов или бензобака) многие производители выпускают искробезопасные ключи. Примером может служить инструмент GEDORE, изготавливаемый из медно-бериллиевого сплава.

Многие наверняка сталкивались с трудностями при монтаже-демонтаже стартеров, фланца приемной трубы системы выпуска отработанных газов. Для таких работ предлагаются ключи со специальной формой тела — либо U-образные, либо S-образные. Они так и называются — стартерные. Подобную продукцию можно встретить в ассортименте компаний DRAPER, GEDORE, MATADOR и других.

Это не единственный пример инструмента, предназначенного для узкого применения. Каждый, кто хоть раз сталкивался с необходимостью замены шлангов системы кондиционирования или ГУР, знает, что обычный рожковый ключ в данной ситуации мало полезен. Чаще всего он слизывает грани накидной гайки. Тем более что нередко такие элементы крепежа изготавливаются из лекгосплавных материалов, которые весьма склонны к пластическим деформациям. Для таких случаев применяется разрезной накидной ключ. Его отличие от обыкновенных накидных ключей заключается в том, что он имеет вырез 1/6, который позволяет беспрепятственно набросить его на шланг. Примером может служить ключ TONA 410.6.

Следующим этапом в развитии накидных ключей стали трещоточные ключи. Их функциональность сразу же была оценена как автолюбителями, так и профессиональными механиками. Основой конструкции является храповый механизм. По типу храпового механизма всех представителей этого вида инструмента можно разделить на две группы: реверсивные и нереверсивные.

Нереверсивные трещоточные накидные ключи являются первым вариантом конструкции этой категории слесарного инструмента. Устройство их достаточно бесхитростно. Ключ состоит из трех основных частей: самого ключа (корпуса), внутреннего кольца (рабочей части) и подпружиненной собачки. На той части кольца, которая находится внутри корпуса, выполнены зубцы, причем их форма такова, что собачка позволяет кольцу вращаться только в одну сторону. Таким образом, для того чтобы повернуть гайку в обратном направлении, ключ следует перевернуть. Еще одним недостатком подобной конструкции можно назвать тот нюанс, что со временем собачка и зубцы изнашиваются. Из-за этого ключ может начать «проскакивать». Поэтому некоторые производители, например, KABO TOOL COMPANY, предусматривают в конструкции своих изделий регулировочный винт, с помощью которого можно изменять усилие пружины. Кроме того, подобная конструкция обладает еще одним плюсом — инструмент становится ремонтопригодным. Так, например, компания KING TONY выпускает широкий ассортимент ремкомплектов для трещоточных ключей собственного изготовления.

Чтобы решить проблему необходимости переворота ключа, вместо собачки стали применять анкерный механизм. Теперь для изменения направления работы ключом достаточно просто повернуть флажковый переключатель на корпусе.

Дальнейшее улучшение конструкции долгое время сводилось к максимальному увеличению числа зубьев трещотки, чтобы снизить величину шага. В результате самой минимальной величиной стало на сегодняшний день значение 30–50 (например, изделия компании PROXXON), такую трещотку вполне можно назвать бесшаговой.

Но был у трещоточных ключей и небольшой минус. В процессе работы они соскальзывали с гайки. Не катастрофа, но тоже неприятно. Решение, причем довольно простое, предложила компания PROXXON. На внутреннем кольце просто выполнен фланец, предотвращающий соскальзывание.

Следующую группу слесарного инструмента составляют головки. Их преимущество перед ключами заключается в возможности использования как ручного (совместно с воротками, трещоточными ключами и др.), так и механизированного привода (пневматические гайковерты).

Основные недостатки головок схожи с недостатками ключей. При отворачивании гаек, закрученных с большим моментом затяжки, имеющих определенную степень износа, «прикипевших» и др., велик риск «слизывания» граней. Во избежание подобной ситуации было произведено первое усовершенствование. На стыке рабочих граней выполняются проточки. Таким образом, пятно контакта и, следовательно, точка приложения силы смещаются от ребер гайки ближе к середине граней. Примером могут служить шестигранные головки, выпускаемые KAMASA TOOLS, HANS, APELAS.

Не менее эффективным можно считать исполнение рабочих граней с насечками, выполняющими роль своеобразных «зубов», призванных более равномерно распространять прикладываемое к гайке усилие и противодействовать проскальзыванию гайки внутри головки (так же как и в случае с рожковыми ключами). Такое решение присутствует в продукции KABO TOOLS.

Еще одним способом смещения точки приложения силы является, так же как и у накидных ключей, выполнение рабочих поверхностей головки не прямыми, а эллипсообразными, как это сделано у головок HANS. Нередко производители совмещают эллипсообразную рабочую поверхность и проточки между гранями (например, FORCE). Но подобный метод применим в случае, если головка имеет 6 граней. Если же речь идет о 12‑гранных головках, то здесь более эффективным является выполнение на рабочих гранях фаски, что ко всему прочему еще и облегчает посадку на гайку.

К прочим усовершенствованиям, призванным облегчить жизнь автомеханику, можно отнести удлиненные головки, позволяющие беспрепятственно работать с гайками на высоких шпильках. Но нередко не хватает даже и высоких головок. Тогда как альтернативный вариант лучшим образом подойдут «сквозные» головки. Но необходимо учитывать, что в подобных случаях они применимы лишь вместе со «сквозными» трещотками. Подобные головки можно найти в ассортименте продукции PROXXON.

А сколько раз приходилось вспоминать не совсем нормативную лексику, когда только что открученная гайка выскальзывала из головки и устремлялась в недра подкапотного пространства или, что еще хуже, в масляный канал двигателя… Во избежание подобных случаев стоит использовать намагниченные головки. Правда, они бесполезны при работе с медными и легкосплавными гайками.

Но если все вышеперечисленные конструкции так и не смогли облегчить вам жизнь и гайка упрямо не желает поддаваться, не стоит отчаиваться и хвататься за лом с кувалдой. Есть еще одно средство. Называется гайкорез. Состоит из держателя и твердосплавной заточенной биты, выполняющей роль мини-зубила. Бита вставляется в держатель, вся эта конструкция надевается на гайку, и… Дальнейший алгоритм зависит от конструкции держателя. Если гайкорез предусматривает использование с пневмоприводом, то принцип действия такой же, как и у пневмозубила. Гидравлические гайкорезы работают по тому же принципу, что и гидропресс. Для ручного привода есть два варианта. Либо биту толкает винтовой шток, перемещаемый с помощью гаечного ключа, либо (самый простой вариант) внутри рукоятки находится цилиндрический толкатель, по которому наносятся удары молотком, а толкатель, в свою очередь, бьет по бите. 5–6 ударов — и гайки М8 как не бывало…

Егор АЛЕКСАНДРОВ

Статьи по теме
Картинка


Тест домкратов

Отношение к домкратам у автолюбителей разное: кто-то считает его обыкновенной железкой, кто-то видит в нем помощника, не раз выручавшего в критических ситуациях, кто-то «орудием пыток», дескать, «...и поднять тяжело, и опустить, да еще руки все об асфальт обдерешь...».

Картинка


Компания «Дело Техники» представила новый модельный ряд инструментов

Компания «Дело Техники», специализирующаяся на продаже ручных слесарных инструментов для обслуживания автомобилей и использования их в автосервисах, представила новый ряд инструментов.

Картинка


Bosch шествует по России

Всего два месяца назад открылась третья станция Бош во Владимире, а сеть независимых автосервисов Bosch снова пополняется - первая фирменная станция техобслуживания начала работу во Владивостоке.

Картинка


Компания Delphi представила новинки для диагностики и ремонта форсунок системы Common Rail

Компания Delphi представила первый в своем роде комплект электронного оборудования для диагностики форсунок и обезжиривающий растворитель для простого и быстрого ремонта форсунок системы Common Rail.

Картинка


Итоги читательского конкурса журнала «АвтоДела» и компании DREMEL

Итоги читательского конкурса журнала «АвтоДела» и компании DREMEL

Картинка


Pandora ALT-205: постоянное развитие

В рамках Московского Автомобильного салона компания Pandora представила специально разработанный пробник-тестер Pandora ALT-205.

Рейтинг комбо-регистраторов зима-2021

В начале 2021 года публикуем рейтинг комбинированных автомобильных регистраторов, работающих по сигнатурной технологии. В него вошли следующие модели: Axper Combo Hybrid, Intego VX-1300S, Fujida Karma Pro S WiFi, Stonelock Tudor, Subini SV-600, Subini SV-800 и TrendVision Hybrid Signature Wi 2CH.

Ближний или дальний: какой свет включать в тумане?

Максимально обозначить свое присутствие на дороге, обезопасив при этом себя и других участников дорожного движения, поможет правильно подобранное и настроенное автомобильное освещение.

Медные смазки – общий рейтинг

Подводим итоги тестов медных смазок и делаем общий рейтинг составов.

Osram против коронавируса

С пристрастием рассматриваем автомобильный дезинфектор воздуха Osram AirZing LEDAS101-BK. Эта новинка позволяется избавиться от вирусов и бактерий в автомобиле и не требует никаких сменных фильтров.

АК – компонентная автомобильная акустика, тест

«Мужской. Удобный. Настоящий.» Это слоган нового Car Audio бренда – АК. В статье мы тестируем первую модель компонентной акустики АК.

Suzuki SX4: вождение на острие

Вы всегда думали, что Suzuki SX4 – семейный автомобиль? Как бы не так! Взгляните на героя нашего теста: этот дерзкий, уверенный и очень резвый автомобиль доставит водителю массу приятных моментов на дороге.

Улучшаем освещение салона своими руками

Рассказываем, как улучшить освещение в салоне автомобиля своими руками, при этом стоимость доработки не превышает 100 рублей. Видео.

Когда менять тормозные колодки и диски?

Тормозные колодки и диски — детали автомобиля, на долю которых выпадают, пожалуй, самые значительные перегрузки. Так что регулярный износ и, как следствие, необходимость их замены — закономерный результат.

Как выбрать и заменить задний дворник?

Полноценный задний обзор играет важную роль в обеспечении безопасности движения. Если задний дворник изношен или неисправен, водителю сложно получить полную картину происходящего с тыльной стороны авто.