26.03.2022

Все что вы хотели спросить о камерах на дорогах

Специалисты отвечают на самые сложные вопросы, посвящённые работе комплексов фотовидеофиксации дорожных нарушений. Сколько их установлено? Кто за ними следит и контролирует?

 

Операционный директор поставщика решений безопасности дорожного движения — компании «МВС Груп» Михаил Родионов рассказал, как устроена система фотовидеофиксации и как функционирует механизм контроля за правильностью их работы. В своем интервью он подробно объяснил, как обеспечивается информационная безопасность системы фотовидеофиксации и поддерживается должное техническое состояние комплексов.

 

Технический контроль за комплексами фотовидеофиксации:

Система фотовидеофиксации Московской области насчитывает почти 1500 комплексов ФВФ. Кто следит за их техническим состоянием, несет ответственность за их исправность и корректную работу?

Поддержание комплексов фотовидеофиксации в должном техническом состоянии – основная задача нашей компании. Следует отметить, что мы говорим не просто о камере, это сложный вычислительный комплекс и измерительный прибор одновременно. Задача поделена между несколькими десятками аналитиков, специалистов по поддержке специального программного обеспечения, метрологами, специалистами службы мониторинга и, конечно, высококвалифицированными инженерами, которые осуществляют обслуживание комплексов непосредственно на рубежах.

 

«МВС Груп» работает с Московской областью по концессионному соглашению. Какой уровень SLA прописан в госконтракте? Удается его соблюдать?

Основной SLA подразумевает, что ежесуточно мы должны поддерживать не менее 95 процентов комплексов в исправном состоянии. Условиями концессии буквально указано, что работоспособным считается комплекс, присылающий проезды (то есть, фотоматериалы с распознанными номерными знаками и определенной скоростью) в течение не менее, чем 8 часов в сутки. Это гораздо более строгий SLA, чем в целом по стране. Обычно говорят о 24 часах. Наш реальный уровень выполнения SLA достигает 98 процентов.

 

Существует ли в компании «МВС Груп» документальная отчетность для транспортных властей и ГИБДД Московской области по вопросам технического состояния и работоспособности комплексов ФВФ?  

Специальным приложением к концессионному соглашению строго определены те виды отчётности, которые мы обязаны предоставлять Концеденту, то есть Правительству Московской области в лице Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры. Согласно действующему законодательству, регулярные отчеты, – они делятся на ежедневные, ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные, – одна из важнейших обязанностей Концессионера.

 

Осуществляется ли регулярный объезд установленных комплексов ФВФ с целью мониторинга их технической исправности?  

Объезд такой большой группировки ничего не даст в принципе, подобный подход к обслуживанию просто невозможен. Мы используем систему технического мониторинга, то есть в реальном времени каждый комплекс присылает нам информацию о нескольких десятках важных параметров. Разработанная нами система технического мониторинга позволяет сотруднику дежурной смены вовремя определить наличие проблемы, при этом среднее время реакции на поступающую заявку не превышает 20 минут. Большинство проблем уже диагностируется автоматически, оператору остается только подтвердить правильность и проследить за выполнением работ по устранению неисправности.

 

Как вы узнаете о возникшей технической неисправности оборудования? Насколько оперативно поступает информация? Существует ли регламент, определяющий порядок последовательных действий для решения проблемы? В течение какого времени осуществляется аварийно-восстановительный ремонт?  

Как я уже говорил, основной источник информации – система технического мониторинга, которая может непосредственно сообщить об уже имеющейся проблеме. Кроме того, мы используем глубокую аналитику на основе накопленного многолетнего опыта, которая позволяет не только мгновенно определить проблему, но и направить соответствующую информацию в нужное подразделение для устранения. Мы научились предвосхищать возникновение проблем, – например, разряд источника бесперебойного питания, возможный выход из строя аппаратного обеспечения, и, что особенно важно, – идентифицировать ложные тревоги. В Московской области более 14 000 км дорог, каждый выезд ремонтной бригады отнимает много времени. На восстановление работоспособности нам даются сутки после определения, что комплекс неисправен, в реальности мы укладываемся в такие нормативы практически всегда – в 98–99 процентах случаев. 

 

Существуют ли специальные технические службы, бригады, обеспечивающие своевременный ремонт и обслуживание комплексов ФВФ в режиме 24/7?  

Как я уже говорил, обслуживание и ремонт наших комплексов, – работа целого ряда специализированных подразделений. Кроме инженеров, которые выезжают непосредственно на рубежи, нам помогают специалисты по поддержке программного обеспечения, мы имеем собственный сервисный центр для оперативного ремонта. Не менее трети проблем так или иначе связаны с электроснабжением на рубежах, поэтому у нас есть собственный штат энергетиков, которые всегда на связи и с ремонтными бригадами, и с энергоснабжающими организациями, так как большинство комплексов, конечно, имеют постоянное питание.

 

Как часто комплексы фотовидеофиксации проходят процедуру поверки? Кто устанавливает порядок ее проведения?  

Межповерочный интервал комплексов фотовидеофиксации составляет обычно два года. Методику поверки устанавливает производитель комплекса, она подтверждается сертифицирующей организацией. Комплексы с радарами поверяются стандартно раз в два года, даже если они меняют место дислокации. С так называемыми безрадарными комплексами сложнее, их надо поверять каждый раз, когда они перевешиваются с одной опоры на другую, или происходит сдвиг в результате какого-то внешнего воздействия. Это может быть вибрация от транспорта, природные явления или какие-либо проблемы, собственно, с опорой. Свидетельство о поверке выписывают метрологи, это всегда внешние авторизованные специалисты.

 

Известно, что список мест размещения комплексов фотовидеофиксации формирует ГИБДД. Далее «МВС Груп» устанавливает оборудование, а также обязательные дорожные знаки 6.22 –«Фотовидеофиксация» в местах расположения комплексов ФВФ. Контролирует ли ГИБДД корректность установки комплексов и наличие предписанных дорожных знаков?  

ГИБДД в обязательном порядке дает нам подтверждение правильности обустройства рубежей контроля, только после этого возможна эксплуатация комплексов фотовидеофиксации.

 

В отличие от стационарных комплексов, которые достаточно единожды проверить после монтажа, у передвижных комплексов нет постоянного места установки, они могут менять месторасположение для фиксации нарушений правил дорожного движения довольно часто. Как в этом случае проходит проверка точности их локации?  

Кстати, стационарные комплексы не так уже и статичны. Согласно концессионному соглашению, Концедент имеет право потребовать переместить до 10 процентов комплексов в год. Это позволяет обеспечивать требуемый уровень безопасности без увеличения группировки. Передвижные комплексы меняют свое местоположение чаще, но интервал тоже довольно значительный. Новые дислокации подписываются каждый месяц, но это совсем не означает полную смену мест установки наших автомобилей с комплексами. Контроль за ними действительно более строгий, он происходит дважды в сутки – утром, когда автомобиль выставляется на рубеже и вечером, перед завершением смены. Опять же, мы технически не можем включать так называемое администрирование нарушений, пока не будут подтверждены точные координаты и направление фиксации для каждого комплекса. Каждый комплекс оснащен системами определения координат, это позволяет автоматически сверять их правильность с информацией в специальной базе данных.

 

Ведется ли дополнительный контроль за только что установленными комплексами, чтобы исключить возникновение ошибок при фиксации нарушений ПДД?

Сразу должен пояснить про так называемые ошибки фотовидеофиксации. Эта тема кажется популярной, но я хочу дать несколько реальных цифр. В год в Московской области фиксируется до 30 миллионов нарушений: это уже выписанные постановления об административных правонарушениях, после многоступенчатой проверки и отбраковки фотоматериалов. Так вот, ежегодно поступает порядка 8 тысяч обращений, связанных с фотовидеофиксацией. И это включая общие вопросы, такие как способы оплаты и прочее. Но даже если бы все это было ошибками, процент брака был бы просто ничтожен. «Математика тут очень простая», —мы говорим о сотых долях процента. Я бы хотел, чтобы мой провайдер интернета работал с таким качеством! Ошибки все равно бывают, любая техника может работать со сбоями. Но каждый такой случай всегда оперативно рассматривается, немедленно высылается ремонтная бригада или производится удаленная проверка программного обеспечения. Кроме того, мы постоянно на связи с производителями комплексов, при необходимости они участвуют в выявлении возможных проблем. Большое количество ошибок в прошлом также было связано со сбоями в работе внешних регистрационных баз, – это, например, когда к вам могло прийти постановление, выписанное на автомобиль, который вы давно продали. Важно знать, что при обнаружении сомнений в правильности оформления постановления, следует немедленно обратиться в ГИБДД по любому из доступных каналов связи, все ошибки оперативно исправляются.

Все что вы хотели спросить о камерах на дорогах 

Информационная безопасность:

Как обеспечивается безопасность данных системы ФВФ? Где хранится информация, и кто имеет к ней доступ? 

Система является государственной информационной системой и имеет аттестат соответствия требованиям безопасности информации. Материалы с фиксацией проездов хранятся на серверах в центре обработки данных правительства Московской области. Доступ к данным имеет исключительно авторизованный персонал из числа сотрудников подведомственной Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры МО организации, а также сотрудники ГИБДД. 

 

Как происходит передача информации от оператора в ведомства?

Система ФВФ подключена к федеральной системе «Паутина». Для передачи данных используются прямые каналы связи с применением Firewall и средств криптографической защиты каналов связи.

 

Защищена ли система ФВФ от возможного проникновения извне? Могут ли хакеры взломать систему, похитить персональные данные и массово разослать автовладельцам ложные постановления о штрафах? Существуют ли способы защиты от таких действий?

Персональные данные хранятся во внешних федеральных системах, система ФВФ не имеет доступа к ним, не формирует постановления административных правонарушений и не рассылает их, она лишь хранит набор фотографий и зафиксированную скорость. Система изолирована от внешнего доступа, к ней невозможно подключиться из сети интернет.   


Статьи по теме