15.06.2008

Как тестируются масла в лаборатории ООО "Виал Ойл"

Мы уже не первый раз публикуем на своих страницах тесты моторных масел и собираемся продолжать знакомить наших читателей с ситуацией на рынке масел и в будущем. В осуществлении этой весьма непростой и трудоемкой задачи нам уже не первый год помогают сотрудники испытательной лаборатории ООО «Виал-Ойл».

У НАС ВСЕ ТОЧНО!

Мы уже не первый раз публикуем на своих страницах тесты моторных масел и собираемся продолжать знакомить наших читателей с ситуацией на рынке масел и в будущем. В осуществлении этой весьма непростой и трудоемкой задачи нам уже не первый год помогают сотрудники испытательной лаборатории ООО «Виал-Ойл».

Компания «Виал-Ойл» была создана группой предпринимателей еще в 1992 году и сегодня является одним из ведущих российских производителей весьма широкого ассортимента смазочных материалов и автохимии. И в первую очередь возможность занимать столь высокие позиции среди конкурентов дает наличие у компании собственного научно-испытательного центра. Его основой является аналитическая лаборатория, оснащенная самым современным оборудованием, аттестованная и аккредитованная Ростехрегулированием России. Лаборатория позволяет не только контролировать физико-химические свойства масел в процессе производства и реализации, она также является научно-исследовательским центром, в котором разрабатываются новые технологии и виды продукции, выполняются совместные программы с ведущими мировыми производителями технических масел и присадок, производится мониторинг рынка смазочных материалов.

Так с чего начинается анализ масла? Естественно, с определения физико-химических параметров. Одним из важных показателей является кинематическая и динамическая вязкость. Именно исходя из ее значения, маслу присваивается так называемый класс вязкости по SAE. Для исследования каждого из этих параметров существует своя установка. Кинематическая вязкость определяется с помощью термостатов ВИС-Т-05 (диапазон рабочих температур 20–100 °С, точность поддержания температуры ±0,01 °С). А для определения динамической вязкости лаборатория оснащена имитатором запуска холодного двигателя ССS 2050 (интервал температур от –5 до –35 °С по методу ASTM D 5293).

Другой, не менее важной характеристикой моторного масла является общее щелочное число, показывающее общую щелочность масла, вносимую моющими и диспергирующими присадками, которые обладают щелочными свойствами. Чем выше щелочное число, тем большее количество присадок содержится в масле. Другими словами, моторное масло должно обладать определенной щелочностью для сохранения моющих свойств, способности к нейтрализации кислот и подавления процессов коррозии. Для определения его величины лаборатория оснащена рН-метром — милливольтметром рН-410. Также этот прибор позволяет определить и кислотное число, этот показатель особенно важен при исследовании работавших моторных масел. В процессе эксплуатации масла в двигателе кислотное число обычно растет за счет накопления сильных кислот, образующихся при окисления масла и сгорании топлива.

Применяющиеся в настоящее время присадки, вводимые в масло для улучшения эксплуатационных свойств, содержат металлы. Такими металлами являются кальций, магний, цинк, фосфор.

Магний и кальций — входят в состав моющее-диспергирующих присадок, предотвращающих или уменьшающих образование отложений продуктов окисления на рабочих поверхностях двигателя, а также для поддержания продуктов загрязнения во взвешенном состоянии. Фосфор и цинк — входят в состав антиокислительных и противоизносных присадок, которые препятствуют окислению масла и снижают износ трущихся деталей. Доля фосфора определяется при помощи аппаратуры для определения фосфора с самоуплотняющейся калориметрической бомбой типа ЛБС (Определение фосфора по ГОСТ 9827-75, диапазон концентраций содержания фосфора от 0,05 до 1,5%). Содержание магния, кальция, цинка определяется по ГОСТ 13538 методом коплексометрического титрования или на атомно-абсорбционном спектрофотометре ААS Perkin Elmer 2100 по ASТМ D 4628-97.

Еще одним этапом является определение количества воды в пробе. Да-да, именно воды. Как известно, вода в нефтепродуктах не растворяется, но при определенных условиях (в частности при нарушении технологии производства, хранения, транспортировки) возможно образование эмульсии, которая впоследствии весьма негативно сказывается на эксплуатационных характеристиках. Именно поэтому на вооружении лаборатории находится аппарат АКОВ-10, позволяющий определять содержание воды по ГОСТ 2477.

Также специалисты проводят определение температуры вспышки пробы масла. Это самая низкая температура, при которой пары нагреваемого нефтепродукта образуют с окружающим воздухом такую смесь, которая вспыхивает от открытого огня. Данный показатель — первое — характеризует пожароопасность масла, второе — показывает присутствие летучих фракций в масле, которые быстро испаряются в работающем двигателе (расход масла на угар), третье — при анализе работающего масла, по понижению температуры вспышки определяется разбавление масла топливом. Определение температуры вспышки по ГОСТ 4333, в диапазоне рабочих температур от +79 до +370 °С производится на аппарате ТВО.

Но где жар, там и холод. В наших климатических условиях, а особенно зимой, весьма остро встает вопрос сохранения маслом текучести при низких температурах, а точнее температура его застывания. Ведь, согласитесь, будет не очень приятно ранним морозным утром обнаружить, что масло в системе смазки двигателя вашего автомобиля больше походит на сливочное, нежели на моторное. Вот чтобы такого не происходило, производятся опыты на аппарате ЛАЗ-93 (определение температуры застывания по ГОСТ 20287-91, диапазон рабочих температур от –40 до +10 °С).

Одним из важных свойств моторных масел является термоокислительная стабильность, т.е стойкость моторного масла к образованию кислот и смол при высокой температуре. Из смол на нагретых поверхностях образуются углеродистые отложения, нагар и лак, накопление которых может привести к повышенному износу, заклиниванию колец, толкателей и др. Продукты окисления способствуют коррозии деталей двигателя, они также ускоряют старение резиновых уплотнительных материалов. В лаборатории имеется автодиагностика оборудование и установка для определения термоокислительной стабильности моторных масел, которая имитирует процесс окисления масла в двигателе внутреннего сгорания.

Содержание в работавшем масле металло- продуктов изнашивания деталей двигателя характеризует износостойкость деталей, эффективность средств очистки, включенных в смазочную систему, противоизносные свойства масла и их изменение в процессе работы. Так же по динамике накопления продуктов износа можно проводить сверхраннюю диагностику двигателя, позволяющую не только выявить неисправности двигателя на ранних стадиях их развития, но и указать в ряде случаев причину неисправности. Для определения содержания металлов в лаборатории ООО «Виал-Ойл» используется атомно-абсорбционный спектрофотометр ААS Perkin Elmer 2100.

Какой вывод можно сделать из всего вышеописанного. Компания «Виал-Ойл» является уже состоявшимся производителем моторных масел и других видов автохимии. Но руководство и коллектив не собираются останавливаться на достигнутом. Создание и развитие собственного научно-технического центра свидетельствует о планах развития и повышения качества выпускаемой продукции, которая, кстати, уже сейчас имеет одобрения ведущих мировых производителей и соответствует основным спецификациям отрасли.

Мы же, в свою очередь, еще раз пользуемся случаем поблагодарить коллектив компании «Виал-Ойл» за регулярно оказываемое нам содействие и выражаем надежду на долгое и плодотворное сотрудничество в будущем.


Статьи по теме