21.10.2013

Тест Skoda Octavia: лимузин и самосвал

Как не понятно, к какому царству относятся грибы - животных или растений, так не понятно к какому классу относить новую Октавию?

Автомобиль на тест-драйве "Автодел":  Skoda Octavia

Двигатель: бензиновый с непосредственным впрыском топлива под высоким давлением и турбонаддувом

Коробка передач: механическая шестиступенчатая

Стоимость автомобиля:  от 589 900 рублей

Стоимость тестового автомобиля с учетом дополнительного оборудования: 992 900 рублей.

Гарантия на автомобиль: 2 года без ограничения пробега

 

Как не понятно, к какому царству относятся грибы - животных или растений, так не понятно к какому классу относить новую Октавию. Формально по всем бумагам он сделан на базе Гольфа, но по размерам и ощущениям он находится в классе D и сравнение с Пассатом или Мондео уже не выглядит издевательством.

 

Это третье по счету поколение Октавии. Не секрет, что она построена на новейшей Фольксвагеновской платформе MQB. На ней же, к слову, построены новый VW Golf, Seat Leon и Audi A3. И в плане современности, эта платформа с легкостью уложит на лопатки любого из конкурентов. Тем не менее, несмотря на свое кровное родство с моделями С класса и начинку из все того же Golf, покупатели перестали рассматривать Октавию в конкурентной связке с Jetta. Автомобиль еще подрос - в длину не 90 мм, в ширину на 45, а колесная база увеличилась на все 108 мм. Передний свес уменьшился, задний напротив увеличился, но важнее другое. Для коленей задних пассажиров нашли еще без малого 5 см дополнительного пространства. Даже отправившись с друзьями из баскетбольной команды в путешествие, никто не будет чувствовать себя ущербно.

Я со своими 176 см от пола до макушки, сев сам за собой чувствую лимузинный простор. Сядьте на место босса, отодвиньте переднее сиденье до упора вперед и, готов поспорить, без линейки вы не почувствуете разницы с корейскими Quoris и Equus. Но, простите, зачем тогда нужен Superb и Passat, если только не ради солидности? По оснащению Октавия догнала, а в некоторых вещах и перегнала старших братьев.

И раз уж заговорили о солидности, то посмотрите на экстерьер. Третье поколение Шкоды Октавии наконец-то перестало быть учителем физкультуры с отвисшим животом, теперь это подтянутый начинающий клерк, не забывающий о походах в тренажерный зал. Право господа, вглядитесь в этот образ. Не напоминает Audi A6 предыдущих поколений? Разве это не гирька на чашу солидности новой Октавии? Образ даже слегка минималистичен, особенно если смотреть спереди, но четкие грани и линии не дают права усомниться в выверенности форм.

Передние фары новой Skoda Octavia очень похожи на фары Audi A6 в предыдущем кузове.

Передние фары новой Skoda Octavia очень похожи на фары Audi A6 в предыдущем кузове. И даже полоски световодов незамысловато идут вдоль нижней кромки фары, как и светодиоды в прошлой A6. Даже с выключенными противотуманками, Октавия будет включать одну из них в зависимости от поворота руля. Дешевая альтернатива дорогим поворотным фарам.

 

Тем не менее, внешний облик может увести к конкурентам из того же Ситроен (я сейчас про C4 Sedan), а вот сев внутрь, уйти из автосалона без ключей от новенькой Octavia по вероятности сродни динозавру, прогуливающемуся по окрестностям Кремля. Я даже знаю, как парни с нагеленными волосами в дилерских салонах Skoda будут совершать сделки. Им будет достаточно сказать: "давайте присядем в салон" и захватить с собой договор и ручку.

На лобовом стекле  новой Skoda Octavia  есть удобный специальный прозрачный держатель парковочных талонов.

На лобовом стекле есть удобный специальный прозрачный держатель парковочных талонов. В карманы дверей можно поставить 1,5-литровую бутылку и разместить съемную корзину для мусора (а этой машине ее нет). А под сиденьями новой Skoda Octavia расположены дополнительные закрывающиеся отсеки для хранения вещей, которыми не так уж и часто пользуешься, к примеру, светоотражающий жилет или полотенце.

 В новой Skoda Octavia появился обогрев ветрового стекла и автономный стояночный отопитель

В новой системе двухзонного климат-контроля climatronic теперь есть датчик влажности, который уменьшает запотевание окон. В новой Skoda Octavia появился обогрев ветрового стекла и автономный стояночный отопитель, который вне зависимости от работы двигателя прогреет салон к приходу водителя и пассажиров. Внизу специальное прорезиненное отделение для мобильника, в который спокойно поместится сразу несколько телефонов.

 

Из интерьера исчезли все намеки на бюджетность и игривость. Качество материалов стало ближе к Ауди, чем к традиционным чешским машинам. Мягких полимеров в салоне стало еще больше. Торпедо отныне ровная, как письменный стол, а по стилю очень напоминает А6 и Пассат. Строго и скучно.

В центре расположился большущий сенсорный экран. Когда я говорю большущий, я не имею в виду маленькие машинки гольф-класса, я имею в виду все автомобили. Больше, например, у Лексуса за 3,5 миллиона, что  в 4 раза дороже. Чувствительность и быстродействие системы приближены к продукции компании Apple, о чем могут мечтать не только бюджетные японцы, но и кое-кто из премиум сегмента. Этот мультимедийный комплекс Columbus по праву занимает место в центре, ведь кроме навигации, настроек и музыки он еще  читает pdf, показывает фотки, которые можно листать пальцем по принципу смартфона, воспроизводит видео в куче разных форматов без тормозов с карты памяти, которых, кстати, можно одновременно вставить целых две. Плюс еще входы AUX, USB и дисковод. Так что теперь и в машине до миллиона можно смотреть фильмы в дороге, не боясь, что планшет или ноутбук разрядятся.

А для таких случаев в задней части салона под дефлекторами обдува располагается настоящая розетка на 230 Вольт. Правда, если вилка не плоская, понадобится переходник. Говоря о комфорте задних пассажиров, стоит упомянуть раздельный трехуровневый подогрев заднего дивана для двух крайних пассажиров и широкий удобный подлокотник с регулируемым размером подстаканников.

 Топовая навигационная система с восьмидюймовым экраном Columbus – исключительно удобная альтернатива другим мультимедийным системам, которая реагирует на приближение руки.

Топовая навигационная система с восьмидюймовым экраном Columbus – исключительно удобная альтернатива другим мультимедийным системам, которая реагирует на приближение руки. Позволю себе сказать, что это самая лучшая система на данный момент в классе непремиальных автомобилей.

Крючки для одежды в новой Skoda Octavia расположены не на потолочных ручках, а на средних стойках

Сзади в этой машине не менее удобно, чем спереди. Крючки для одежды в новой Skoda Octavia расположены не на потолочных ручках, а на средних стойках, так что дотянуться можно не вставая с переднего кресла, да и обзорность страдает при таком решении гораздо меньше.

 По-настоящему simple clever. Мало того, что подлокотник для задних пассажиров очень широкий, так еще и подстаканники очень удобные.

По-настоящему simple clever. Мало того, что подлокотник для задних пассажиров очень широкий, так еще и подстаканники очень удобные. С помощью двух пластиковых перегородок можно отрегулировать диаметр отверстия почти под любую бутылку или стакан. Можно даже сделать щель для мобильника, например, как на фотографии.

 

В машине число полезных ниш и полочек слегка уменьшилось, но их, во-первых, все еще больше, чем достаточно, а, во-вторых, те, что остались, прибавили в объеме. Есть ящички даже под передними сиденьями. Но самый   большой объем для поклажи в машине, естественно, багажник. Напомню, что хоть машина и выглядит, как седан, у нее хэтчбековская задняя дверь, а значит, погрузка-разгрузка происходит удобнее. Так вот этот самый багажник вырос на 5 литров, что в сумме с прошлыми результатами дает феноменальные 590 литров. Абсолютный рекорд в классе. Багажник ровный, прямоугольной формы. Задние сиденья можно сложить, но будет маленькая ступенька. В этом случае  объем багажника вырастет до 1580 литров. Ко всему прочему я насчитал в грузовом отсеке 5 сеточек для удержания груза, специальный уголок на липучке для фикации чемоданов или чего-то прямоугольного, несколько пар петелек и крючков. Добавьте сюда розетку на 12 В, и два плафона освещения и получите более или менее сносное представление о грандиозности багажника Шкоды Октавии.

В набор багажных сеток в новой Skoda Octavia, входят две вертикальные и одна горизонтальная сетка.

В набор багажных сеток в новой Skoda Octavia, входят две вертикальные и одна горизонтальная сетка. Вертикальные сетки выполнены двойными, что позволяет хранить в них различные предметы, к примеру, мяч, косметичку или зонт. Дополнительно к этому предлагается также сетка под полкой багажного отделения.

 

Карманы дверей обшиты чем-то мягким, так что греметь там ничего не будет. Мелочь, скажете вы? Да, но в том же Seat Leon этого нет. Не знаю, как вы, я люблю мелочи. Из них складывается впечатление. И по этому параметру у Октавии высший балл. В какой еще машине в крышку лючка бензобака встроен скребок для льда? Все верно, в Skoda Rapid. И тут я вынужден поговорить о минусах.

До сих пор Rapid не продается в России, хотя в Европе уже больше года он пользуется стабильным спросом. Но рано или поздно этот автомобильчик появится и у нас. И он будет той горошиной, которая станет мешать спать всем владельцам Октавий. Они похожи, как две капли воды. И если сходство с Ауди клиентам Шкоды льстит, то похожесть на младшую модель их только коробит. Это не все минусы. Четыре раза за неделю Octavia решила самопроизвольно изменить язык на маленьком экранчике, что между тахометром и спидометром, на немецкий, хотя на основном центральном по-прежнему был русский. Лечится это легко, нужно в настройках поменять язык на другой, и тут же снова выбрать русский. Тем не менее, меня это порядком выводило. Да, и от Octavia я ждал большего акустического комфорта. Нет, не шумно, вполне нормально для гольф-класса, но порой может показаться, что приоткрыто одно из окон. Вероятно, отпечаток накладывает то, что тактильно и визуально машина на уровне бизнес-класса и, казалось бы, должна быть тише.

 В задних фонарях красиво расположились светодиодные стоп-сигналы и красивые тоненькие световоды габаритных огней.

В задних фонарях красиво расположились светодиодные стоп-сигналы и красивые тоненькие световоды габаритных огней. Несмотря на внешнюю схожесть с седаном, на заднем стекле есть дворник, а сам багажник открывается вместе со стеклом. Такой кузов называется лифтбэк (Limo).

 Задние фонари новой Skoda Octavia, выполненные в виде двух С-образных контуров ночью выглядят очень современно.

Задние фонари  новой Skoda Octavia, выполненные в виде двух С-образных контуров ночью выглядят очень современно. Кроме того, это позволяет экономить энергию и увеличить срок службы. Обратите внимание на углубление для номера, образованное резкими гранями. Весь образ выполнен в прямых точных линиях и придает дополнительной солидности автомобилю.

 

Про турбированные фольксвагеновские моторы уже много сказано за последние несколько лет. Они очень скупы на тепло, машина долго греется, зато   чрезвычайно эффективны и изумительно работают в тандеме с роботом DSG. Однако в моем случае была механическая шестиступенчатая коробка передач. К ее работе никаких претензий у меня не возникло, более того, двигатель позволяет ехать на третьей с 20-ти км/ч, так что орудовать рычагом КПП часто не придется. И все-таки экспериментировать с третьей передачей не рекомендую, потому что на низах мотор не тянет. Просыпается он только с полутора тысяч оборотов в минуту, а по-настоящему оживает с 2000. И тянет до отсечки.

И тут я вынужден перейти к рассказу обо всей гамме моторов. У Октавии их четыре. Три бензиновых TSI: 1.2, 1.4, 1.8. Мощностью 105, 140 и 180 л.с. соответственно. Плюс единственный дизельный 2.0 TDI мощностью 143 л.с. Последний доступен только с роботом DSG и стоит на 120 тысяч рублей дороже аналогично оснащенного 140-ка сильного бензинового агрегата. Тем не менее, даже так, автомобиль не перешагивает отметку в миллион, что приятно, хотя бы чисто психологически. Все бензиновые моторы можно оснастить как роботизированной коробкой, так и ручной. Для базового 1.2 это будет "пятиступка", а для двух других предусмотрена шестиступенчатая "механика".

Перед тестом Октавии, неделю я ездил на новом Seat Leon с двигателем 1.2, а после еще неделю на Leon FR с турбированным 1.8. Оба были с DSG. А 140-ка сильный дизель я опробовал не так давно на дорестайлинговом Superb. Каждому мотору можно долго петь хвалебные оды. Тем не менее, у дизеля есть одно явное преимущество - крутящий момент в 320 Нм. Это делает обгоны даже на высокой скорости безопасными. За раз можно спокойно обгонять целые вереницы машин. И хотя по паспортным данным цифры разгона примерно такие же, как и у бензинового 1.4, вжимает дизель в кресло гораздо приятнее.

Мотора 1.2 вполне хватит для поездок по городу, но на трассе он не так хорош из-за недостатка мощности, хотя коробка DSG помогает ехать на все деньги, выжимая из него все до капли. И все же тем, кто любит погонять, советую воспользоваться двумя оставшимися вариантами. С 1.8 Октавия разгоняется до сотни за 7,3 секунды, что даже быстрее своих немецких и испанских собратьев (спасибо меньшей массе), а ведь появится еще и версия RS. Мотор 1.4 не такой резвый, но именно он является золотой серединой для рядового водителя. Его за глаза хватает в городе и вполне себе достаточно на трассе на скорости примерно  до 140-150 км/ч. И у того, и у другого крутящий момент равен 250 Нм за той лишь разницей, что у более объемистого двигателя эти показатели достигаются в диапазоне от 1250 до 5000 об/мин, против 1500-3500 об/мин у 1.4.

Для тех же, кто грустит по традиционному "автомату" и устаревшим атмосферникам MPI есть две новости, как водится, хорошая и плохая. Хорошая - может быть в будущем для России и вернут старый мотор в паре с АКПП. Плохая новость - это неофициальная информация, так что особо надеяться и откладывать из-за этого покупку не стоит.

По габаритам новая Октавия вырывается в лидеры сегмента. Колесная база, даже больше, чем у донорского Гольфа. 2686 мм и 2637 мм соответственно. При этом Октавия получилась даже легче (1255 против 1268 кг).

По габаритам новая Октавия вырывается в лидеры сегмента. Колесная база, даже больше, чем у донорского Гольфа. 2686 мм и 2637 мм соответственно. При этом Октавия получилась даже легче (1255 против 1268 кг).

 

Едет Октавия, как и подобает ехать современной машине гольф-класса - стабильно и безопасно. Колеса слушаются руля беспрекословно и четко. Взамен  колеса передают на руль информацию о покрытии, причем весьма натурально. Пожалуй, лучшие настройки усилителя руля те, которые не обращают на себя особого внимания. Это как раз тот случай. Ехать быстро интересно и точно знаешь, куда и насколько повернуть руль, чтобы вписаться в поворот или объехать яму.  Даже на слегка разбитом покрытии машина идет стабильно. Конечно, крупные неровности ощущаются, но до пробоев дело не доходит. Да и толчки и удары от неровностей на руль не передаются. Кстати, о ямах. Подвеска в Октавии немного комфортнее, чем в соплатформенниках. В Сеате и Фольксвагене она более собранная. Возможно, это  результат адаптации подвески к плохим дорогам. По сравнению с европейской модификацией Октавия возвысилась на 1-2 см.

Мы, кажется, затронули все темы, кроме двух. Так что, самое время поговорить о ценах. Самая скромная версия с мотором 1.2 литра, 105 л.с. и 5МКПП в комплектации Active (базовая) стоит 589 900 рублей. За металлик придется доплатить еще 14200 рублей и машина перешагнет психологический барьер в 600 тысяч. За DSG нужно доплатить аж 58 000 рублей. За эти деньги вы получите двигатель, колеса, передние электростеклоподъемники, ABS, две подушки безопасности и надоедливую систему Start-Stop, в эффективности которой лично я очень сильно сомневаюсь. В пробках он раздражает и лучше ее отключать, а зимой она все равно не будет работать должным образом. Но дело в другом. Как мы знаем, найти машину в базовом исполнении практически невозможно, и под заказ ее будут делать достаточно долго, в первую очередь производители предпочитают делать машины с хорошим оснащением, как это было с Renault Duster, например. К тому же в базовой комплектации не предлагаются другие более мощные двигатели. Очевидно, это сделано маркетологами, чтобы рекламой вводить в заблуждение покупателей, внушая им, как, якобы, дешева Skoda Octavia.

Внешне Octavia напоминает еще и младшую Rapid, которая, надеемся, скоро начнет продаваться в России. Светодиодные дневные ходовые огни, кстати, доступны только в сочетании с биксеноновыми фарами.

Внешне Octavia напоминает еще и младшую Rapid, которая, надеемся, скоро начнет продаваться в России. Светодиодные дневные ходовые огни, кстати, доступны только в сочетании с биксеноновыми фарами.

 

Надо понимать, что реальная цена начинается за машину в средней комплектации Ambition с тем же техническим набором, что и на абзац выше (1.2, 5МКПП). За такой вариант попросят ровно на сотню больше - 689 900 рублей. За мотор 1.4 и  дополнительную ступень в коробке передач придется доплатить еще 75 000 рублей. В эту сумму входят кондиционер, хорошая музыка с 8 динамиками и полным набором устройств ввода, подогрев сидений, регулировка сиденья по высоте и в области поясницы, охлаждаемый бардачок, еще две подушки безопасности, электростеклоподъемники сзади и кучу всякой мелочи вроде очечника и ящиков под передними сиденьями. Кстати, для этого мотора доплата за робота составит адекватные 40 тысяч российских рублей. Машина с топовым мотором в 180 сил в максималке на механике обойдется в 839 900. Самым дорогим же будет автомобиль с двухлитровым турбодизелем и роботом DSG (для дизеля он шестиступенчатый, а для бензиновых версий семиступенчатый). В максимальной комплектации  оценен в 984 900 рублей. Но это не все. К этой цене можно добавлять стоимость краски металлик и дополнительных опций.

В Шкоде, как и во всей продукции VAG, опции можно покупать как в розницу, так и оптом специальными пакетами. Оптом, естественно дешевле и удобнее. Есть целых 10 функциональных пакетов, 3 дизайн-пакета и 2 пакета-безопасности.

Тестовая машина была в максимальной комплектации и стоила 824 900 рублей плюс девятый пакет опций на 68 тысяч. Итого 992 900. Если бы был металлик, то было бы немного за 900 тысяч. Адекватная стоимость за хорошую машину.

Средний расход новой Skoda Octavia в 10,1 л/100км получился в результате испытаний на разгонную динамику.

Средний расход  новой Skoda Octavia в 10,1 л/100км получился в результате испытаний на разгонную динамику. А вот между спидометром и тахометром расположился многофункциональный цветной дисплей Maxi DOT, который крепко накрепко связан с главным экраном и может отображать любую информацию в сокращенном виде.

 

Второе, о чем я еще не упомянул - расход топлива. По паспорту, как это и бывает, он представлен однозначной десятичной дробью от 3,6 литров на сотню  дизеля до 7,8 у 180-ти сильной версии. В реальной жизни при активной езде я укладывался в 10,5 л/100 км, при более спокойной в 7,5 с учетом городских пробок и МКАДовского ритма движения. Уверен, что при езде на круиз-контроле по трассе на скорости 90-100 км/ч расход можно снизить до шести литров на 100 км, а то и меньше.

В любом случае, какую бы комплектацию, мотор и коробку передач вы не выбрали, у вас будут просторный салон и гигантский багажник. А для семейного человека это едва ли не самый главный критерий в паре с соотношением цена/качество при выборе единственного автомобиля для всего семейства. В последнем кроется еще одно достоинство Skoda Octavia. При том, что по сути это Гольф, но значительно больших размеров, стоит он по-прежнему меньше своего донора.

Текст и фотографии Александра Долгих


Статьи по теме