20.05.2012

Эх, прокачу! Тестируем Suzuki Jimny на снегу и льду.

После насыщенной культурной программы 78-го Праздника Севера душа просила драйва. На двух Suzuki Jimny мы решили поехать в соседнюю с Ловозером Ревду, где солнце заманчиво освещало вершины Ловозерских тундр, чтобы полюбоваться красотами и посмотреть, на что способны наши маленькие внедорожники.

После насыщенной культурной программы 78-го Праздника Севера последних двух дней душа просила драйва. На двух Suzuki Jimny мы решили поехать в соседнюю с Ловозером Ревду, где солнце заманчиво освещало вершины Ловозерских тундр, чтобы полюбоваться красотами и посмотреть, на что способны наши маленькие внедорожники.

Интересное место Ревда. Небольшой поселок, расположившийся у подножия Ловозерских тундр, находится в месте каких-то постоянных погодных аномалий. Погода меняется стремительно, и обычно не в лучшую сторону. Когда мы въезжали в Ревду, на небе уже грозно теснились тучи, стремясь затянуть собой горизонт. Однако мы все же решили заехать сначала в местный музей - тут хранятся уникальные экспонаты, связанные с историей освоения Севера, и нам очень хотелось их поглядеть. Однако попытка продолжить культурную программу не задалась - музей оказался закрыт.

Попасть мы смогли туда лишь на следующий день, благодаря друзьям, которые нашли телефон нового смотрителя музея. Татьяна специально для нас открыла музей и провела интереснейшую экскурсию. Как выяснилось, предыдущий директор музея умер, и некоторое время у музея были проблемы.

Кстати, интересно, что название Ревда посёлок получил от расположенного поблизости небольшого озера. В переводе с саамского Ревда означает- «яма, или место сбора оленей и лосей в период осеннего гона». Кстати, несмотря на небольшие размеры (тут живет меньше 10-ти тысяч человек), это самый крупный посёлок района.

Краеведческий музей ООО «Ловозерский горно-обогатительный комбинат» в Ревде

Краеведческий музей ООО «Ловозерский горно-обогатительный комбинат». Ревда, Мурманская область. Музей находится на ул. Кузина 7/5, телефон (81538) 33333.
Время работы, если верить табличке у входной двери, пн. - пт. с 10 до 19, обед с 13 до 14; воскресенье - с 12 до 15; выходной - суббота.
Выставочные залы: экспозиция, посвященная истории ЛГОКа, экспозиция «ГУДАК», экспозиция «Вежа», зал природы, зал минералов, Поморский зал, зал военного времени.

Развернувшись не солоно хлебавши, мы решили поехать по окрестностям. А вдруг мы все же успеем догнать солнце, которое продолжало зазывно освещать макушки Ловозерских тундр. Удивительное дело, стоило нам подняться повыше, в сторону рудника Карнасурт, чтобы полюбоваться красотами Аллуайва, как над нами засверкало ослепительное мартовское солнце. И впрямь, не зря у посёлка название, означающее «яма».

Красный цвет идет маленькому Джимни

Непогода осталась позади. Север продолжает делать щедрые подарки. Надо сказать, маленькому джипу больше идут яркие цвета, например, красный. На фоне белых снегов он выглядит куда как эффектнее, чем черный собрат.

В Ловозерских тундрах снега мало

Удивительна погода на Кольском полуострове. Если тут практически весь снег исчез, то всего в пятидесяти километрах по прямой на юго-восток, в Кировске и Апатитах, снега выше головы! Этого не ожидали наши друзья из Апатит.

Открывшиеся перед нами пятнистые от ягеля и камней склоны гор придали нам желания совершить что-нибудь героическое. Например, попробовать заехать на вершину к Аллуайву. Не зря же мы на маленьких внедорожниках!

Однако при этом мы всё же решили соблюдать некоторую умеренность - резина у обеих машин дорожная или больше дорожная, а превратить такой шикарный вечер в гигантские раскопки в снегах Ловозерских тундр как-то не хотелось.

Снежный прорыв Suzuki Jimny

Джимники идут на прорыв.

Обманчивы склон гор: кажется, до вершины рукой подать, а на самом деле тут чуть ли не несколько километров. Если вначале снега было немного, то дальше его становилось все больше и больше. Дорога угадывалась лишь по россыпям валунов по краям, за которыми большие пятна ягеля так и манили к себе. Вот и первый серьезный снежный перемет. Неширокий, метров 50. Но проехать его уже не так просто. Но было бы ошибкой думать, что Андреи - за рулем обоих джипчиков сидели тезки с настоящим мужским именем и соответствующим характером - просто так сдадутся.

Андрей Пашков - северный пилот Автодел

Андреи просто так сдаваться не привыкли!

Два Suzuki Jimny штурмуют зимние Ловозерские тундры

Заехать на наст не удалось - колеса ломали корку, и машины проваливались в снег. Началась методичная прокладка дороги. Когда пыл одного из Андреев заканчивался, эстафету принимал другой.

Все дальше и резала наст колея. Тем временем увеселительная прогулка все больше начинала походить на серьезный трофи рейд.

Колесо Suzuki Jimny режет наст

Методично и упорно Андреи резали наст, пробивая дорогу. Наст такой плотный, что пешеход его не продавливает, а вот машины в него проваливаются.

Приключения затягивались: впереди по-прежнему оставалось немало метров злополучного перемета. Наконец, решили все же померить его глубину. Жаль, но в конце нас ждало метра четыре ямы глубиной метра полтора... Перспективы копать перемет до позднего вечера не вызвали энтузиазма, и мы пошли оглядывать и фотографировать окрестности уже пешком.

Дорога Ревда - Апатит

Хотя и длинны дни на Севере в марте, но нашим друзьям предстояла дальняя дорога до дома, в Апатиты.

Suzuki Jimny в Ревде

Поэтому мы отпустили задорный красный Джимник домой, а сами отправились к друзьям, живущим в Ревде.

Немного отдохнув в уютном доме, мы решили поехать покататься еще: солнце продолжало светить, а хорошая погода в Ревде крайняя редкость, ее надо ловить и максимально использовать. А тут еще столько всего можно посмотреть до заката солнца!

Первым делом - заброшенный Умбозерский рудник. Выстроенный когда-то по последнему слову инженерных разработок, надежда добывающей промышленности, сейчас он представляет собой одни руины. Все что можно было разграбить - разграблено. А то, что нельзя, в шахтах - залито водой. Вместо красивейших гор взору путешественника предстают лишь живописные руины.

Это, кстати, о том, в каком на самом деле состоянии находятся «законсервированные» объекты. Мне еще придется вернуться к этой теме позже, когда я буду отдыхать в Хибинах. По другую сторону Умбозера, все километрах в 50-ти по прямой от этих руин грядет строительство очередных руин. В Хибинах планируется строительство громадного рудника, который хотят построить, и тут же законсервировать. Кому нужно это в прямом смысле закапывание денег - не ясно, но понятно, что когда речь идет об освоении государственного бюджета, исчисляющегося не одним нулем после единицы, интересы хрупкой северной природы особо приближенных к «кормушке» особо не волнуют.

Заброшенный Умбозерский рудник в Ревде

На территорию рудника проехать можно, но не везде - нижнюю площадку перегораживает свеже поставленный бетонный блок.

Рудник Умбозеро в Ловозерских тундрах

Вместо красот северной природы - живописные руины, где можно снимать постапокалиптические сюжеты.

Кстати, интересно, что по проекту 1941 и 1948 годов через Ревду должна была пройти Кольская железная дорога к незамерзающей бухте Иоканьга. К 1952 г. было построено 60 километров пути, а на протяжении 150 км отсыпана насыпь. Строительством занимались заключенные. После смерти Сталина работы были прекращены, и позднее была проложена железнодорожная ветка до Ревды. Но и она не так давно окончила свое существование - сейчас ее полотно разобрано. Железная дорога идет вдоль популярного среди любителей внедорожной езды маршрута «1000 ручьев» Ревда - Октябрьский, проходящего по старой лесовозной дороге. Мосты и насыпь пока сохранились, что и обуславливает популярность внедорожного маршрута - особо сложные участки можно обойти. Мосты же лесовозной дороги либо разрушены, либо находятся в ужасающем состоянии.

Долго можно бродить среди развалин заброшенного рудника - памятника человеческой жадности и какой-то полной безответственности перед собственной страной. Огромные добротные цеха, следы коммуникаций напоминают о том, что когда-то здесь кипела жизнь.

Однако когда мы в очередной раз поглядели на небо, обнаружилось, что солнце стремительно катится к горизонту. Надо было ехать дальше.

Дорога к Умбозеру из Ревды зимой

Следующая остановка - Умбозеро.

К нашему удивлению отворотка на Умбозеро оказалась вполне наезженной, чем мы и не замедлили воспользоваться. Удивительно, но пока эта накатанная дорога шла ровно по маршруту «Тысячи ручьев». Мы все ехали и ехали по дороге, а хуже она не становилась. Вот будет смеху, если дорога в таком состоянии до Октябрьского! Но нет, на одном из перекрестков она пошла дальше вниз, а путь на Октябрьский сверкал глубоким девственным снегом. Еще немного попетляв по лесу, дорога внезапно привела к Умбозеру. Следы явно уходили на лёд. Осторожно решили поглядеть, что же будет в конце дороги. Перед нами открылась совершенно удивительная картина редкого солнечного вечера на Умбозере.

Сузуки Джимни на льду Умбозера

На горизонте были видны и Хибины, находящиеся по ту сторону Умбозера, и Ловозерские тундры. Нежные пастельные тона заливали холодные северные горы. По льду разъезжали снегоходы и машины рыбаков - было время вечерней зорьки.

Стремительно темнело, и еще немного полюбовавшись красотой Севера, мы поехали обратно, в теплый дом, к уюту и отдыху.

Утро следующего дня встретило нас мрачными нависшими тучами, плотно заволакивающими весь горизонт. Если у моря ждать погоды - дело трудное, то в Ревде это дело совсем безнадежное. Однако это не помешало нам выехать в качестве прогулки на коротенькую рыбалку.

Suzuki Jimny и Chevrolet Niva на Умбозере

Вчера мы не рискнули уехать далеко от берега. Однако наши опасения по поводу льда были напрасны: лед еще был очень крепкий - его толщина была метр и больше, и с нашими друзьями на Chevrolet Niva мы поехали на рыбалку.

Удивительно, но оказалось, по льду можно уехать достаточно далеко. В какой-то момент снежный наст закончился, и нашему взору открылись огромные ледяные поля. Вот где я опробую поведение машины и потренирую в очередной раз навыки экстремального вождения! Тем более, что можно будет попробовать сравнить сразу два принципиально разных варианта внедорожников - постоянный полный привод с симметричным дифференциалом Шеви Нивы и подключаемый передний привод Сузуки Джимни.

Пока рыбаки рыбачили, я выясняла много интересного про автомобили.

Во-первых, мне не показалось на трассе: действительно, короткий и «худой» Джимник обладает излишней юркостью и требует твердой руки. С одной стороны, предсказуемость поведения заднего привода идет в плюс. Выведение из заноса машины с помощью сбрасывания газа достаточно просто проделать, да и более экстремальные кульбиты по остановке автомобиля через разворот проделать относительно легко. С другой, ввести машину в занос можно легким нажатием на педаль газа. Подключение переднего моста заметно улучшает положение - машина более четко реагирует на пожелания водителя, но при этом заведенную в занос машину заметно сложнее «призвать к порядку».

Во-вторых, оказалось, что подключение переднего привода серьезно влияет на радиус разворота - юркий маленький автомобильчик превращается в достаточно неповоротливое создание. Так, например, у моего Daihatsu Terios, который ненамного больше Suzuki Jimny, а схема полного привода которого аналогична Chevrolet Niva, включение блокировки межосевого дифференциала к такой заметной разнице не приводит. Поэтому при лавировании между препятствиями, например, в лесу, Terios будет в более выигрышном положении. При этом, в салоне места у Daihatsu Terios куда больше и левая рука не поджата дверью, а чуть более длинная база (2,42 м у Териоса против 2,25 м у Джимни) обеспечивает заметно лучшее поведение на трассе.

Daihatsu Terios - серьезный конкурент Нивам

Daihatsu Terios первого поколения - серьезный конкурент и «обычной» Ниве, и обновленной Шевроле Ниве. Его существенным недостатком является отсутствие понижающей передачи, что снижает его внедорожные преимущества. С конца декабря 2005-го года выпуск этих автомобилей в Японии прекращен, поскольку на их смену пришло второй поколение Daihatsu Terios 2. Сравнивать его с Suzuki Jimny было легко - мой Daihatsu Terios также успел побывать на Кольском полуострове зимой.

Третий момент касается автоматической коробки передач. Если отвлечься от того, что автоматическая коробка передач у внедорожника для меня до сих пор звучит как некоторого сорта оксюморон, то не очень приятный сюрприз заключается в следующем. Если специально не ограничивать режим переключения передачи, на льду двигатель с легкостью раскручивает колеса даже при легкой игре газом. И на меня, предпочитающую механическую коробку передач, это произвело неприятное впечатление - на дороге подобные вещи могут привести к возникновению аварийных ситуаций. Поэтому подходить к выбору резины для полноприводного автомобиля на АКПП надо серьезнее, чем для автомобиля на «ручке».

Сравнение с Шеви Нивой оставило двоякие впечатления. Во-первых, сразу хочется напомнить тем, кто считает полный привод панацеей от всех бед на дороге: постоянный полный привод без включенной блокировки межосевого дифференциала на скользкой дороге может преподнести массу сюрпризов. Один из которых - невозможность «сбить» машину с «заданного» курса. Машина будет ехать прямо, вихляя из стороны в сторону, но поворачивать в нужном направлении будет категорически отказываться. Выйти из положения можно, включив блокировку. Однако в отличие от Джимника, где передний мост можно подключать на ходу и даже на большой скорости, подключение межосевой блокировки требует более вдумчивого подхода. Во-первых, по положению колес - они должны стоять прямо, а во-вторых, на скоростях 40 км/ч и выше этого делать уже не стоит совсем - можно услышать характерный «блямс», после чего придется потратиться на достаточно дорогостоящий ремонт. По реакциям же на льду машина с включенной блокировкой симметричного межосевого дифференциала не отличается от поведения подключенного полного привода Suzuki Jimny.

Шевроле Ниву не сразу удалось запустить в занос. Во-первых, сказалась резина - северяне на этот счет не экономят и стараются уделять этому моменту повышенное внимание, подходя к вопросу обстоятельно. Во-вторых, более квадратная колесная база заметно уменьшает ненужную на скользкой дороге юркость машины. Однако подразогнав ее, я все же смогла покружиться в вальсе на льду.

Еще один момент также оказался связан с геометрией колесной базы - введенная в занос Нива куда хуже из него выходит. Архимедова заветная точка приложения силы находится практически по центру, и машина предпочитает крутиться на месте. Но и перевернуться машине сложнее - когда машина ударяется боком в снежный наст, более комфортно себя чувствуешь на Ниве. Джимни из-за продолговатой узкой базы в сочетании с высоким центром тяжести легче перевернуть.

В плюс Chevrolet Niva можно поставить то, что на понижающей передаче, как я не старалась ее закрутить, сделать это мне не удалось. Ниве было абсолютно все равно, что я вытворяла рулем и газом - с неспешностью медведя-увальня она ехала ровно туда, куда я направляла руль.

Надо сказать, что по сравнению с Джимником российско-американская Нива выигрывает по комфортности и просторности салона, но заметно проигрывает по удобству рулевой и органов управления, а также по общему исполнению автомобиля. Рядом с Suzuki Jimny Шеви Нива показалась эдаким простоватым увальнем. Тяжеловатый руль, немного кондовые педали настоятельно напомнили мне о том, что это - внедорожник. А внедорожники, как известно, в первую очередь созданы для настоящих мужчин.

Suzuki Jimny испытания льдом прошел.

Suzuki Jimny - испытания льдом и снегом прошел! Теперь можно ехать и дальше.

На Suzuki Jimny путешествовала  Наталья Парамонова 

 78-й Праздник Севера.

Часть первая: 78-й Праздник Севера. Навстречу зиме на Suzuki Jimny.

Часть вторая: Встреча 78-го Праздника Севера в Ловозере

Часть третья: Эх, прокачу! Тестируем Suzuki Jimny на снегу и льду.

Часть четвертая:  Вдоль отрогов древних Хибин на Suzuki Jimny

Автоматическая мойка - стоит ли доверять работу роботам?

Тест-драйвы автомобилей Сузуки портала Автодела:

Suzuki Grand Vitara - динамичное решение для пригорода

Suzuki SX4 - настоящая «столичная штучка»

Suzuki Splash - машина, в которую можно влюбиться

Сузуки Свифт - японский Мини Купер?

Путешествуем  с Автоделами на автомобилях Сузуки:

Suzuki Splash: Где провести выходные зимой? - В Дубне!

Suzuki SX4 NAV со встроенной навигационной системой Bosch Тест-драйв Suzuki SX4: осенняя разведка Смоленщины 

Suzuki Swift: Зимние путешествия - блажь или отличный отдых?


Статьи по теме