10.01.2010

Тест пальчиковых батареек

В настоящее время химические источники тока (ХИТ) делятся на 3 вида: гальванические элементы, аккумуляторы и топливные элементы (ТЭ). Гальванические элементы и батареи, составленные из них, являются первичными источниками тока.

Свободная энергия

Чтобы не выпасть из динамичного ритма современной жизни, мы используем всёбольше мобильных и компактных устройств, дающих ощущение индивидуальностии свободы. Но такой ≪автономный полёт≫ невозможен без миниатюрных и надёжных источников энергии, иначе телефоны, плееры, фотоаппараты, часы и другие современные электронные игрушки замрут без движения. Текст: Сергей ЛИППАРТ.

СОВРЕМЕННЫЕ ХИТЫ

В настоящее время  химические источники тока (ХИТ) делятся на 3 вида: гальванические элементы, аккумуляторы и топливные элементы (ТЭ). Гальванические элементы и батареи, составленные из них, являются первичными источниками тока. Они непосредственно вырабатывают ток за счет необратимых внутренних химических процессов, поэтому могут быть использованы только один раз. В отличие от них вторичные источники (аккумуляторы) сами электричество не производят: сначала они получают энергию извне (заряжаются), а затем отдают накопленное. Такие циклы заряда-разряда могут достигать нескольких сотен раз.

Топливные элементы - это перспективные разработки ХИТ, хотя их принцип дей- ствия был предложен Вильямом Гроувом еще в XIX веке. Так же, как обычные батарейки, они дают ток за счет химических реакций

(окисление-восстановление), но источником свободных электронов является топливо (водород, метанол), а электроды служат лишь катализаторами процесса. Поэтому такие элементы практически не изнашиваются, а их эффективность достигает 50%. Остается лишь вовремя заправлять их топливом.

Несмотря на повсеместное внедрение ак- кумуляторов и перспективы ТЭ, гальванические элементы не сдают своих позиций и яв- ляются до сих пор самыми востребованными источниками тока.

ТАБЛИЦА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТАБЛИЦА 2. РАЗРЯДНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТАБЛИЦА 3. ЦЕНА/КАЧЕСТВО

 

ВСКРЫТИЕ ПОКАЗАЛО

В советское время в стране производилось более 1 миллиарда гальванических эле- ментов разных типоразмеров и назначе- ния. Но после распада Союза часть заводов, оснащенных современным оборудованием, оказалось за границей (Грузия, Литва и т.д.), а залежи цинка - в Казахстане. Были нару- шены привычные экономические связи, но потребность в элементах только возрастала, и в Россию, а также на автобазар киева  хлынул поток импортных батареек и аккумуляторов, которые в настоящее время доминируют на рынке.

Для корректности сравнения были при- обретены щелочные элементы самого попу- лярного типоразмера, которые в европей- ском стандарте IEC обозначают как LR6 (1,5 В), а в народе метко зовут «пальчиковыми».

1) Проверке подверглись геометрические размеры батареек. Ведь если они меньше до- пустимого, то будет плохой контакт, а если больше - батарейки могут просто не поме- ститься в гнезде для элементов питания. За- меры показали, что производители элементов стараются использовать максимально воз- можные габариты, но, тем не менее, никто не вышел за рамки стандарта.

2) Для элементов питания LR6 существуют и ограничения по весу - не более 25 г. Это естественно, так как они в основном исполь- зуются в переносных приборах. Но и в этом случае ни к одному из элементов претензий не было - у всех вес в пределах нормы.

3) Помимо этого, каждый образец вскрыли, чтобы исследовать его конструкцию, и взве- сить массу активных материалов. Наибольшая масса положительного электрода оказалась

у батареек Duracell Basic и Duracell Turbo. Спе- циалисты также отметили хорошее наполне- ние цинковой гелеобразной массой отрица- тельного электрода у Космоса и GP. Это же подтвердили рентгеновские снимки, которые сделали, чтобы оценить расположение актив- ных материалов внутри корпуса. Надо признать, что качество изготовления всех образ- цов выдержано на очень хорошем уровне

ВОЛЬТОВ СТОЛБ


Свое  начало  история  элементов питания  берет с опытов  итальянца Алессандро Вольта, который опроверг теорию «животного электричества» естествоиспытателя Луиджи Гальвани. Проведя опыты с дугами из меди и цинка, опущенными в соляной раствор, он доказал,  что дело вовсе  не в физиологии животных, а в химических  реакциях,  которые позволяют получать электричество. Продолжив ис- следования по усилению гальванического эффекта, в 1800 году Вольта создал  первый  химический  ис- точник постоянного тока (вольтов  столб), дающий «неуничтожимый заряд» в отличие от существовав- шей в то время  одноразовой лейденской банки.

Дальнейшие разработки ученых (Круикшанк, Да- ниель, Гроув, Бунзен, Грене и др.) были направлены на увеличение длительности работы  гальваниче- ских элементов и батарей, с использованием иных электродов и электролитов. Была использована даже труба нержавеющая в Санкт-Петербурге. До наших дней дошла конструкция,  предложенная Жоржем  Лек ланше в 1865 году, которая стала прообразом современ- ных угольно-цинковых элементов с соляным  элек- тролитом  (солевые  батарейки), которые часто так и называют - элементы  Лекланше.

Отказаться от неудобного в использовании жид- кого  электролита позволила разработка Карлом Гасснером сухих (солевых) элементов питания, промышленное производство которых  впервые было начато  более  100 лет назад  в 1896 году компанией National Carbon

С физической точки зрения,  в батарейке происходит преобразование  энергии из одного вида (химического)  в другой  (электрический). Перенос заряда совершается за счет изменения  внутренней энергии.  А если посмотреть на это глазами  химика, то в элементе идет реакция окисления одного  из электродов и восстановление другого. При этом с окисляющегося электрода в электролит переходят ионы металла, уносящие  положительный заряд. Тем не менее, элементы питания принято классифицировать не по протекающей реакции,

а по веществам, которые в ней участвуют, то есть по электрохимической системе. В данный момент  существуют несколько видов  электрохимических систем: литиевые,  марганцево-цинковые,  ртутно-цинковые и серебряно-цинковые.

Наиболее  широко   д ля  питания   бытовых  ус тройс тв  и  элек троники   используются марганцево-цинковые элементы.  Это общее  название, которое включает в себя несколько типов: солевые,  хлоридные, щелочные и элементы  с воздушной деполяризацией.

Для потребителей наибольший интерес представляют щелочные элементы (Alkaline), у ко- торых в качестве электролита используется щелочь в виде водного раствора гидроокиси калия. За счет хороших эксплуатационных характеристик они постепенно вытесняют другие типы элементов. Так, они хорошо работают при больших токах разряда, имеют лучшую гер- метичность и меньший  ток саморазряда. Обладают высокой  эффективностью при средних и длительных разрядах. Щелочные элементы могут эксплуатироваться при температурах от -25°С до +55°С и удовлетворительно переносят более  низкие температуры

В РАЗНЫХ РЕЖИМАХ

Приобретая щелочные батарейки, потребитель вправе рассчитывать, что они прослужат достаточно долго. Правда, длительность работы во многом зависит от того, где они используются и с какой интенсивностью. Учитывая это, все об- разцы были испытаны на специальных стендах в четырех режимах, имитирующих работу радио, моторов/игрушек, плееров и фотовспышек, как того требует международный стандарт IEC.

1) Батарейки LR6 должны обеспечить длительную работу транзисторным радиоприемникам - не менее 60 часов, но испытанные образцы более чем на треть превзошли указанную величину. Если включать приемник на 4 часа в день, то на элементах «Космос» он проработает 87 часов, почти столько же на Duracell Turbo (86 ч). И хотя с батарейками Sony радио умолкнет раньше остальных, 75,5 часов является хорошим показа- телем. Надо сказать, что работа элементов в режиме «радио» оказалась самой продолжительной и потребовала 5 недель лабораторных испытаний.

2) Большинству родителей наверняка хорошо известно, что для детских электрических игрушек, роботов и машинок батареек не напасешься. Поэтому особенно приятно сообщить, что современные щелочные элементы способны крутить электрические моторчики в 2 раза дольше, чем того требует стандарт (4 ч). Более 8 часов отработали батарейки Космос, чуть меньше - осталь- ные элементы. Например, батарейки Philips дава- ли питание 7 часов 15 минут, и это очень хороший результат.

3) Обеспечить стабильное питание столь популярным ныне плеерам может каждый из проте- стированных образцов. Время работы в среднем составляло 19 часов (у Sony немного меньше).

Но все-таки дольше других в этом режиме продержались батарейки Duracell Turbo - 21 час 40 мин., «Космос» (21 ч 15 мин.) и Duracell Basic (20 ч 45 мин.).

4) При использовании в фотоаппаратах практи- чески вся энергия батареек расходуется на фотовспышку. Поэтому измерялось не время работы,

а количество импульсов (1000 мА) необходимых для вспышки. Их должно быть не менее 200. Элементы Philips выдали 220 импульсов и уложились в требования стандарта, но Sony смогли произвести 420 импульсов, а GP и того больше - 470. Но всех превзошли батарейки Космос, давшие 520 фотовспышек.

 

СТОИМОСТЬ СВОБОДНОЙ ЭНЕРГИИ

Зная время работы элементов питания в разных режимах, можно вычислить электрическую ёмкость этих элементов, измеряемую в Ампер-часах (А·ч). Проще говоря, какой «запас» энергии имеет каждая батарейка. Расчеты показали, что наибольшей средней ёмкостью обладают элементы «Космос» и Duracell Turbo (см. таблицу 3). Немного хуже этот показатель у Philips и Sony (2,27 А·ч).

Если сравнить ёмкость одной батарейки с ее стоимостью, то окажется, что дешевле всего 1 Ампер-час обходится у Космос (5 руб. 73 коп.) и GP (6 руб. 77 коп.). Емкость других элементов стоит заметно дороже, особенно у Duracell Basic (12 руб. 13 коп.) и Duracell Turbo (14 руб. 44 коп.). Кстати, разница в цене у элементов Duracell Basic и Duracell Turbo довольно большая, а средняя ем- кость отличается всего на 3,65%.

Можно оценить батарейки в режиме «фото», опираясь уже не на их емкость, а на количество вспышек. Так, за каждый рубль, потраченный на батарейку Philips или Duracell Basic, можно полу- чить 11 фотовспышек. Тогда как элементы GP да- дут более 29 вспышек, а Космос - больше 34.

ОБОШЛОСЬ БЕЗ ВЗРЫВА

Даже маленькая батарейка может доставить большие неприятности, например, если случайно сунуть ее в карман вместе с ключами. Выводы электродов может замкнуть накоротко, и тогда в элементе пойдет химическая реакция с обильным газовыделением, он начнет греться, и, в конце концов, может взорваться. Чтобы взрыва не произошло, в герметизирующей прокладке пред- усмотрены специальные «утонения», которые должны прорваться при избыточном давлении внутри элемента.  Проведенная проверка элементов показала, что при коротком замыкании ни один из них не взорвался, они лишь сильно нагревались. Однако помимо замыкания есть более опасный случай ненормальной работы - это нарушение полярности. Для питания некоторых приборов, например: фонарей, переносных магнитол, напольных весов, требуется несколько батареек. И если хотя бы одну из них установить неправильно, перепутав плюс и минус, может возникнуть взрывоопас- ная ситуация. К счастью, испытанные батарейки отличались надежностью. У всех образцов раскрылся предохранительный клапан, выпустив накопившиеся газы и немного электролита.  В остальном оценка безо- пасности, включающая проверку отклонений номинального напряжения, прочности изоляции и утечки электролита, также не вызвала нареканий.

БЕЗ РТУТИ И КАДМИЯ?

Прежде даже новые гальванические элементы при хранении довольно быстро разряжа- лись, что получило название «саморазряда». Все дело в том, что находящийся в них цинк, взаимодействуя  с электролитом,  постепенно корродировал.  Чтобы затормозить  есте- ственный процесс коррозии, в цинковый порошок стали добавлять некоторое количество ртути и кадмия. Со временем, уступая жестким экологическим требованиям, их стали заменять органическими соединениями. Все это увеличило  срок годности щелочных  эле- ментов до 5-7 лет. Правда, совсем отказаться от ртути и кадмия не удалось: указанные на упаковке 0%, как правило, говорят о том, что их содержание минимально, и составляет лишь доли процента. Сегодня в некоторых элементах питания токсичные добавки успеш- но заменяют более экологичными соединениями индия. Тем не менее, вопрос утилизации отработавших батареек в нашей стране не только не решен, но и практически забыт. Тонны опасных отходов в лучшем случае вывозятся на свалки, но чаще всего бросаются возле дома. Хотя производители предупреждают, что использованные элементы нельзя класть в общий мусор, а необходимо сдавать в специальные приемные пункты. Вот только где эти пункты  

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

 

  • Не используйте в приборах гальванические элементы разных электрохимических систем и типоразмеров.
  • При установке элементов в прибор обязательно проверьте полярность.
  • Заменяйте все элементы питания в приборе одновременно. Не используйте новые батарейки вместе с разряженными.
  • Не пытайтесь восстановить работоспособность постукиванием или обжиманием корпу- са элемента. Это приведет лишь к разрыву сепаратора, замыканию электродов и окончательному выходу элемента из строя.
  • Севшие батарейки не подлежат восстановлению, ни в коем случае не перезаряжайте их.
  • Будьте осторожны: не вскрывайте элементы, не нагревайте их и не бросайте в огонь.

 

НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ

Хотя обычные щелочные элементы не подлежат перезарядке,  в 1992 году канадской фирмой Kordesch было начато производство особых перезаряжаемых  элементов питания и спе- циального зарядного устройства. Позднее в США было выпущено универсальное зарядное устройство  «Eco Charger» для всех типов элементов. Однако специалисты утверждают, что подобные ухищрения не всегда оправданы. Дело в том, что используемая батарейка должна быть лишь немного разряжена (не ниже 1,1 В), перезаряжать  ее нужно сразу и всего несколько раз. При этом с каждым циклом емкость и напряжение элемента снижается. К тому же зарядное  устройство по стоимости равно нескольким десяткам, если не сотням свежих элементов. В общем, подобные варианты перезарядки могут быть полезны, только когда новые батарейки недоступны.

DURACELL Basic - Батарейка АА, тест
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫОсобенность конструкции — сепаратор, разделяющий положительный и отрицательный электроды. Он состоит из трех полосок: две — из волокнистого материала (как у остальных элементов) и еще одна — из пленочного. Это увеличивает внутреннее сопротивление элемента, и снижает ток короткого замыкания. РЕЖИМЫ РАБОТЫНебольшая величина тока короткого замыкания отразилась на импульсной работе элементов: в режиме «фотовспышки» 330 импульсов — неплохой результат, но далеко не лучший. В остальных режимах Duracell показал хорошую продолжительность разряда и емкостные характеристики, постоянно находясь в группе лидеров. Однако средняя стоимость 1А·ч оказалась слишком велика.ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ:Дана подробная информация о производителе и импортере, есть контактный телефон «Службы потребителей». Отлично видно обозначение срока годности, но нет рекомендации, в каких устройствах можно использовать элементы.
DURACELL Turbo - батарейка АА, тест
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫВ конструкции используется такой же сепаратор, как у Duracell Basic, который, вероятно, предохраняет элемент от саморазряда. Масса отрицательно го электрода побольше, чем у Duracell Basic, что хорошо сказалось на разрядных характеристиках. Общий вес элемента близок к максимально допустимому значению.РЕЖИМЫ РАБОТЫИмпульсный режим лучше, чем у Duracell Basic — 350 фотовспышек, но это средний результат в нашем тесте.А вот в режиме, имитирующем работу плееров, Turbo-элементы превзошли остальные образцы по продолжительности разряда. Они также хорошо работали в режиме радиоприемника и игрушечных моторов, показав вы сокие емкостные характеристики. Но стоимость единицы емкости (А·ч) оказалась очень высокой. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ:Производитель рекомендует использовать батарейки в высокотехнологичных приборах. На корпусе элемента обозначен только вывод положительного электрода (+), маркировки минусанет. Даны предупреждающие надписи о безопасном использовании батареек, но нет сведений о содержании в них токсичных материалов (Cd, Hg, Pb).

 

 

ВЫВОДЫ

Сравнительные испытания  продемонстрировали хорошее качество  со- временных щелочных элементов питания LR6, намного  превосходящее требования стандарта.

  • Лучшие разрядные характеристики показали батарейки «Космос» при различных режимах работы, т.е. они являются универсальными.
  • Хорошие результаты отмечены у элементов Duracell Turbo, которые дают энергию плеерам дольше остальных.
  • Батарейки «Космос» и Duracell Turbo способны дольше других крутить миниатюрные электродвигатели и механизмы детских игрушек.
  • Длительную работу переносным радиоприемникам обеспечивают элементы «Космос» и Duracell Turbo.
  • Наибольшее количество импульсов в режиме фотовспышки могут произвести элементы Космос, GP и Sony.
  • Дешевле всего стоимость 1 Ампер-часа обходится у элементов «Кос- мос». Они же имеют лучшее соотношение цена-качество. Поэтому можно утверждать, что именно батарейки «Космос» являются лучши- ми по энергоэффективности.

    Благодарим сотрудников Научно-производственного предприятия «КВАНТ» за помощь

    в проведении сравнительных испытаний

GPS навигация, тюнинг автомобилей, тест аксессуаров в журнале АвтоДела.

Дополнительная информация: Если вы отправились в автопутешествие, позаботьтесь заранее о ночевках, чтобы не тратить на это время и сил. Если ваше путешествие пролегает через столицу Украины, вы можете без труда заказать квартиры посуточно, Киев город гостеприимный. 

 

 

 

 


Статьи по теме
Картинка


ААА АВТО: продажи увеличились в два раза

Компания ААА АВТО объявила об увеличении продаж подержанных автомобилей в России более чем на 100%.

Картинка


Eplutus Soupt DVD 718: GPS-телевизор в комплекте с АВТОСПУТНИКом

Программа GPS-навигации «Автоспутник» поставляется в комплекте с универсальным устройством Eplutus Soupt DVD 718. Это необычное устройство с большим семидюймовым экраном сочетает в себе портативный телевизор, DVD-плеер и GPS-навигатор.

Картинка


LEXAND Si-365 с навигационной программой «ПРОГОРОД», тест

Тест навигационной программой «ПРОГОРОД» на GPS-навигаторе LEXAND Si-365

Картинка


Первый в России автонавигатор на OS Android 2.3 – teXet TN-550A

teXet представляет абсолютно новый продукт среди портативных навигационных устройств – GPS-навигатор с функционалом полноценного планшетного компьютера.

Картинка


Инструкция к автомобильному навигатору со встроенным видеорегистратором Shturmann Play 5000 DVR

Инструкция к автомобильному навигатору со встроенным видеорегистратором Shturmann Play 5000 DVR

Картинка


Инструкция к автомобильному ГЛОНАСС навигатору EXPLAY GN-530

Инструкция к автомобильному ГЛОНАСС навигатору EXPLAY GN-530

Citroën интуитивно понятные технологии, упрощающие жизнь

4 основных аспекта, характерные для марки Citroёn на протяжении всей истории бренда. Сегодня мы предлагаем открыть их заново в нашем 4-серийном выпуске. Итак, эпизод 3 – Комфорт эксплуатации.

Правильное обслуживание и эксплуатация аккумулятора летом

Летняя жара несет для АКБ не меньше угроз, чем зимние морозы. При высоких температурах саморазряд батареи ускоряется, что может привести к ее преждевременному «старению», а со временем и выходу из строя.

История комфорта CITROËN. Комфорт в салоне.

Внимание к комфорту всегда было и остаётся отличительной чертой всех моделей Citroën на протяжении уже более 100 лет.

Тестируем УРАЛ АС-У12А КОМПАКТ – активный сабвуфер

Хотите улучшить звук в автомобиле? Сделать его более активным и мощным? Самое простое решение добавить в машину корпусной активный сабвуфер. С тем как работает яркий УРАЛ АС-У12А КОМПАКТ мы разбираемся в нашем тесте.

Тест-драйв Suzuki Vitara: золотой блеск мечты

Когда еще правила бал Grand Vitara, Витару без грандиозной приставки очень ждали на нашем рынке. Почему Suzuki Vitara не стала хитом продаж и сможет ли она добиться успеха в дальнейшем? Попробуем разобраться на тест-драйве «Автодел».

Атом, тачки, два ствола (день 2)

Продолжаем путешествие выходного дня. Сегодня мы посетим наукоград Обнинск и познакомимся с его достопримечательностями. Погуляем в «Усадьбе Белкино», посмотрим на привидения «Дачи Морозовой», постоим у проходной первой в мире атомной электростанции и завершим день в музее мусора.

ТО своими руками

ТО своими руками. Рассказываем, как самостоятельно провести техническое обслуживание автомобиля, а так же, обращаем внимание, на те особенности которые следует избегать.

Сезонное обслуживание - замена масла

Весна в разгаре, а это значит, что пришла пора пройти сезонное техобслуживание. Для тех, кто еще не успел провести весенний «автосубботник», специалисты Total составили краткий чек-лист, как подготовиться к теплому сезону.

Как остановить коррозию?

Самая основная проблема, которая волнует автовладельцев: что делать, если автомобиль начал цвести? Как быть, если по нему поползли безобразные пятна ржавчины, которые, по мнению многих, уже ничем нельзя остановить? Рассказываем, что делать в этом случае.