27.05.2021

Сабвуфер «Урал» ТТ 15 – автомобильный сабвуфер 15 дюймов, тест

В подробностях рассматриваем автомобильный сабвуфер «Урал» ТТ 15. Это обновленная модель 2021 года. В нее разработчики внесли около 30 изменений.

Тем, кто оказался подвержен автомобильному аудиофильству, известно, что без сабвуфера, мощного и низко играющего, все усилия «сделать звук» в машине будут лишь полумерами. Добавление низкочастотного звена, усилителя, совершенствование акустического оформления, гонка за децибелы – это составляющие обширного творческого процесса, который и двигает автомобильный звук.

При построении новой системы перед энтузиастами всегда встает выбор, вокруг какой сабвуферной головки строить акустическое оформление. Экономить ли пространство или начать сложный и тернистый путь к низам акустического диапазона. Одно из направлений, в котором нужно двигаться, –увеличение диаметра диффузора. Первый шаг – переход с более распространенных 12-дюймовых головок к 15-дюймовым. При сохранении постоянной мощности усилителя такой переход дает как уменьшение нижнего предела воспроизводимого акустической системой частоты, так и увеличение акустической мощности при той же подводимой электрической. Последнее происходит из-за увеличения площади диффузора: динамик банально начинает прокачивать больший объем воздуха.

Тестируем автомобильный сабвуфер «Урал» ТТ 15

В 15 дюймовом сабвуфере «Урал» ТТ 15 используется две 2 Ом катушки. Их можно включить последовательно и получить сопротивление в 4 Ом и параллельно на 1 Ом.

 

Именно это и привлекает любителей Car Audio к головкам большого диаметра. Плюс этой акустики также в снижении собственной резонансной частоты, что и обеспечивает возможность воспроизведения более низких звуковых частот. Обратной стороной большого динамика является увеличение объема акустического оформления.

 

 

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Герой нашего сегодняшнего обзора – автомобильный сабвуфер «Урал» ТТ 15 обновленной в 2021 году линейки сабвуферов ТТ. Этот динамик выглядит огромным, особенно в сравнении со своим меньшим, 12-дюймовым собратом. На сравнительной фотографии хорошо заметно увеличение площади диффузора, а если произвести измерение, то окажется, что она выросла почти в два раза – это весьма существенно.

Диффузор сделан из плотной, пропитанной смолами целлюлозы и закреплен на вспененном длинноходовом подвесе двойной строчкой из красной нити.

Тестируем автомобильный сабвуфер «Урал» ТТ 15

Большой длинноходовый подвес сабвуфера «Урал» ТТ 15 позволяет двигаться диффузору с амплитудой в 20 мм. На фотографии, хорошо видно уплотнительное кольцо надетое на корзину.

 

Если мы перевернем динамик, то увидим, что место крепления дополнительно проклеено компаундом, а сам диффузор имеет поверхность неравномерной толщины для исключения поверхностных колебаний. Опирается диффузор на центрирующую шайбу из красного кевлара. На шайбе видны две пары проводов звуковых катушек. Чтобы исключить возможность обрыва, они сделаны в виде многожильных оплеток – мягких и гибких.

В динамике используются две звуковые катушки с сопротивлением по 2 Ом. Это позволяет включать их как в 4-омном, так и 1-омном варианте. Диаметр звуковых катушек 3 дюйма, высота намотки 30 мм, и за счет сдвоенной магнитной системы они обеспечивают большой ход диффузора. С другой стороны электроакустической системы на большой ход диффузора рассчитан и подвес, имеющий толщину 50 мм, с паспортной амплитудой 20 мм. За счет пропитки и неравномерной толщины диффузор очень глухой и на удары не отзывается. В центре располагается выпуклый центральный колпачок из полипропилена.

Тестируем автомобильный сабвуфер «Урал» ТТ 15

Для того чтобы обеспечить надежный контакт звуковой катушки провода сабвуфера «Урал» ТТ 15 выполнены в виде оплетки.

Характеристики

Размер – 15 дюймов (39 см)

Максимальная мощность – 1100 Вт

Номинальная мощность – 500 Вт

Сопротивление – 2+2 Ом

Чувствительность – 85,2 дБ

Звуковая катушка – 3 дюйма

Высота намотки звуковой катушки – 30 мм

Масса магнитной системы – 2×45 (156×90×20) Oz

 

Тестируем автомобильный сабвуфер «Урал» ТТ 15

На штампованной корзине сабвуфера «Урал» ТТ 15 сделаны специальные ребра для повышения ее жесткости.

 

Если мы посмотрим на корзину динамика, то увидим большое количество угловых элементов штамповки. Это сделано специально, чтобы повысить жесткость металла и исключить его деформацию. На металлических полках с двух сторон от магнита расположены клеммы катушек. Сделаны они хорошо – на подпружиненных контактах, позволяющих быстро подсоединить или отключить акустические провода.

На магнитную систему надет черный полимерный демпфер, защищающий ее от механических повреждений. Обращает на себя внимание то, что в центральной части нет вентиляционного отверстия. Это позволяет располагать акустику вплотную к задней стенке акустического оформления. Вентиляция сделана в верхней части магнитной системы через отверстия в корзине.

Тестируем автомобильный сабвуфер «Урал» ТТ 15

Контакты звуковой катушки выполнены при помощи пружинных разъемов.

 

АКУСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Раз уж мы в самом начале позволили себе сравнить разноразмерную акустику, то здесь попробуем сопоставить ее по основному параметру – резонансной частоте. Если в акустике меньшего размера она равна 32,2 Гц, то в 15-дюймовой модели ее снизили почти до 26,3 Гц. Это именно то, за что борются любители баса. У акустики бОльшая эффективная масса – 277 г и, по ощущениям, более мягкий подвес. При той же толщине материала у сабвуфера «Урал» ТТ 15 гофра длиннее. Отметим рост чувствительности на 1 дБ (85,2 дБ), что является следствием увеличения площади диффузора. Если мы еще раз вернемся к эффективной массе диффузора и сравним ее с моделью предыдущей линейки, то увидим уменьшение на 20%. Подобное облегчение перемещаемой массы положительно сказывается на динамике звука. И если сравнить звучание двух систем, то в новой модели бас будет более собранным и акцентированным.

Сопоставление сабвуферов «Урал» серии ТТ с моделями предыдущего года демонстрирует рост максимальной мощности на 10% – до 1100 Вт. Это следствие улучшения охлаждения звуковой катушки динамика. При этом значение номинальной мощности осталось прежним – 500 Вт.

Но что сильно увеличилось, и тут против физики не попрешь, – это эквивалентный объем. Для 15-дюймовой модели он равен 89,7 литра, что съест изрядное пространство багажника. Но зато даст возможность ощутить мощные басы в своей машине.

Тестируем автомобильный сабвуфер «Урал» ТТ 15

На фотографии обратная сторона диффузора сабвуфера «Урал» ТТ 15. Хорошо видна неравномерность толщины, сделанная для звукопоглощения, а также то, что фиксирующая строчка пропитана компаундом.


Параметры Тиля – Смолла

Fs (собственная резонансная частота) – 26,3 Гц

Vas (эквивалентный объем) – 89,7 л

Qms (механическая добротность) – 3,78

Qes (электрическая добротность) – 0,99

Qts (полная добротность) – 0,79

Xmax (в одну сторону; максимальное смещение диффузора) – 20 мм

Bl (коэффициент электромеханической связи) – 18,6 Тл·м

Cms (гибкость подвижной системы динамика) – 0,11 мм/Н

Mms (эффективная масса подвижной системы) – 277,16 г

Тестируем автомобильный сабвуфер «Урал» ТТ 15

 

ВЫВОДЫ

Сабвуферы 15 дюймов – не для всех. Тем, кто решился выбрать для себя этот размер, советуем обратить внимание на сабвуфер «Урал» ТТ 15. Это мощная головка с улучшенными параметрами за вполне доступную стоимость.

Тестируем автомобильный сабвуфер «Урал» ТТ 15

Для сравнения рядом представлены сабвуферы «Урал» ТТ 15 и «Урал» ТТ 15. Эффективная площадь диффузора 15 дюймовой модели практически в два раза больше.

 

 


Статьи по теме