10.08.2008

Тест автомобильных инверторов

Дальняя дорога... А может, - всего лишь на дачу. Но уже разрядился мобильник, жена, как всегда, не сменила аккумулятор в фотокамере, а сын никуда не поедет дальше, пока снова не заиграет подсевший плеер. Несчастный водитель! Ну, как все это воткнуть в прикуриватель, чтобы все разом заряжалось?

С РОЗЕТКОЙ В ДОРОГЕ 

Дальняя дорога... А может, - всего лишь на дачу. Но уже разрядился мобильник, жена, как всегда, не сменила аккумулятор в фотокамере, а сын никуда не поедет дальше, пока снова не заиграет подсевший плеер. Несчастный водитель! Ну, как все это воткнуть в прикуриватель, чтобы все разом заряжалось?  Воткнуть можно. Но не в прикуриватель. В этой ситуации кстати окажутся преобразователи постоянного напряжения 12 В в переменное 220 В. И не потребуется дорогого и мощного инвертора - с такой задачей вполне справится простой преобразователь напряжения - мощностью 150 Вт. Возьмите с собой тройник и он зарядит плееры, телефоны, фотоаппараты и даже с ноутбуком справится. Со всем и сразу.

Маломощные инверторы хороши тем, стоят недорого и легко включаются через разъем прикуривателя. В салоне автомобиля вы всегда сможете порадовать себя и других пассажиров любимой розеткой на 220 В. А как же удивится сын, когда он увидит знакомый разъем USB - для подзарядки плеер! USB-выходом наделяются некоторые инверторы Porto и AcmePower (точно? Может, еще какие).

...Вот и приехали на дачу, и что же? Открыли дверь, а обрыв - в доме нет света. Возьмем из машины любимый маленьким инвертор, но подключить освещение, СВЧ-печь или электроинструмента не получится, не та мощность. Для таких случаев есть мощные инверторы - вплоть до 5 кВт. Они подключаются напрямую к клеммам аккумулятора. Самые мощные из них имеют колоссальные размеры. Цена таких инверторов в рублях уже сильно превышает количество ватт, на которые они рассчитаны...

Вот тут наступает проблема выбора. За что вы готовы платить: за электрочайник на пикнике или за заряженный ноутбук в дороге? Мы разделили автомобильные инверторы по мощности на две большие группы: до 1 кВт и до 3 кВт. В этом номере мы остановимся на первой группе инверторов и поделим ее также на две части. Инверторы до 200 Вт подключаются в разъем прикуривателя, более мощные - напрямую к аккумулятору. Кроме того, некоторые производители позаботились о колеблющихся потребителях и создали промежуточные модели мощностью около 300 Вт: их можно подключать к прикуривателю и напрямую к аккумулятору.

 

Что тестировали

Каждый инвертор был протестирован на зависимость выходного напряжения от поданной нагрузки. Наибольший интерес представляет работа инвертора в состоянии, близком к перегрузке. С нормальным режимом работы справились практически все устройства. А при подключении нагрузки, немного превышающей максимальную, выясняются любопытные подробности.

Кроме того, важной характеристикой является форма выходного сигнала. Идеальная форма кривой зависимости напряжения от времени - это чистый синус. Такой сигнал можно наблюдать, например, в домашней сети 220 В. Однако только один инвертор из всего теста смог обрадовать нас красотой выходного сигнала, все остальные инверторы используют так называемую модифицированную форму синуса. Оказывается, идеальная форма сигнала довольно дорога (это видно на примере инвертора «Штиль»). Кроме того, для таких целей, как зарядка мобильников и прочих устройств, модифицированной формы сигнала вполне достаточно. Чистый синус необходим в случае подключения высокоточной измерительной аппаратуры. Помимо того, в сети с модифицированной формой сигнала возникают высокочастотные наводки, которые могут всплыть в виде шумов при подключении радиоаппаратуры.

Как проводился тест

Для измерения выходного напряжения каждого инвертора в зависимости от подключаемой нагрузки был создан нагрузочный стенд. Это нехитрое устройство представляет собой обычные лампы накаливания различной мощности. Для каждого инвертора были смоделированы следующие режимы работы: 25% максимальной заявленной мощности, 50%, 75%, 100% и 125% (режим перегрузки). В каждом из этих режимах было замерено действующее напряжение на выходе инвертора. На 75% от максимальной мощности снималась осциллограмма выходного сигнала - график зависимости напряжения от времени.

Не менее интересным получился тест на нестандартные нагрузки: насос «Ручеек» (300 Вт) с высоким пусковым током и микроволновая печь.

Таблица результата тестов автомобильных инверторов

 

Штиль PS12/300 - инвертор автомобильный, тест

МАКСИМАЛЬНАЯ ПОСТОЯННАЯ МОЩНОСТЬ: 300 Вт

ЧАСТОТА: 49,6 Гц

ПУСК НАСОСА (300 Вт): да

МИКРОВОЛНОВАЯ ПЕЧЬ: да, при мощности 100 Вт

ОБСУЖДЕНИЕ ТЕСТА

Данный прибор имеет много особенностей. Начнем с того, что автомобильный инвертор Штиль PS12/300 производится в России и позиционируется как инвертор, обеспечивающий потребителя высококачественной электроэнергией. И это действительно так: на выходе инвертор дает чистый синусоидальный сигнал. Это позволяет подключать к инвертору Штиль PS12/300 самые сложные нагрузки, в том числе и точную измерительную аппаратуру. С насосом и микроволновкой инвертор справился без проблем. Но за такое достоинство приходится платить, так что на цену не обратить внимания не получится…

До тех пор, пока нагрузка меньше максимальной, инвертор Штиль PS12/300 ведет себя отлично: держит напряжение около 217 В. Но попытка увеличить нагрузку ни к чему хорошему не приводит: напряжение начинает падать, и фактическая нагрузка остается все той же — 300 Вт. В этом нет ничего неожиданного, ведь это режим перегруза. Но как это воспримут различные устройства, для которых критичны перепады в напряжении? Защита срабатывает в два этапа: сначала переходит в режим ограничения мощности, потом отключает нагрузку и с периодичностью в 1 с проверяет, не устранена ли причина перегрузки. В целом рецепт очевиден — не перегружать.

Перед тем как положить инвертор обратно в коробку, обратим внимание на эргономику и внешний вид. Производители остаются верны старым правилам: главное — внутри устройства. Внешне Штиль PS12/300 представляет собой серый параллелепипед на резиновых ножках. На лицевой панели клавиша включения и световой индикатор, на задней — клеммы для подключения проводов и розетка для подключения вилки на 220 В.

Последнее, на что обратим внимание, — способ подключения инвертора к сети 12 В. С помощью проводов, которые легко закрепляются в зажимах инвертора, его можно подключить как к прикуривателю, так и напрямую к аккумулятору. Однако эти провода в комплекте не поставляются!

ДОСТОИНСТВА: Бесспорное достоинство — это форма выходного сигнала. Инвертор обеспечивает потребителя действительно чистым синусом.

НЕДОСТАТКИ: Логика защиты от перегрузки больше подходит для случаев, где инвертор работает без присутствия пользователя, «топорный» дизайн, довольно большие габариты.

РЕЗЮМЕ: автомобильный инвертор Штиль PS12/300 заслуживает внимания опытных покупателей, требовательных к форме выходного сигнала. Тем, чьи электроприборы не так требовательны к форме напряжения сети, стоит перейти к описанию других инверторов.

 

AcmePower 120 - инвертор автомобильный, тест

МАКСИМАЛЬНАЯ ПОСТОЯННАЯ МОЩНОСТЬ: 107 Вт

ЧАСТОТА: 50 Гц

ОБСУЖДЕНИЕ ТЕСТА

Автомобильный инвертор AcmePower 120 выделяется среди всех остальных инверторов, его дизайн поистине уникален. Любой владелец небольшого уютного автомобиля обратит внимание в первую очередь на него. Откуда столько восторженных отзывов? Секрет таится во внешнем виде: корпус инвертора выполнен из приятного пластика и имеет размеры не больше ладони.

Стоит отдать должное производителям: инвертор наделен большим количеством приятных сюрпризов. USB-порт позволяет заряжать такие устройства, как iPod. В комплекте с инвертором идут переходники для зарядки мобильных телефонов различных моделей. Ну и мягкий, почти бархатный чехольчик для инвертора (как же без этого!). Таким образом, по первому впечатлению инвертор однозначно выигрывает.

Но вернемся к тесту. С режимом перегрузки у AcmePower 120 не все так гладко. Во-первых, он наступает слишком рано: всего 107 Вт, а инвертор уже отключается. При этом, чтобы его включить заново, необходимо вынуть а затем вставить кабель питания (у инвертора отсутствует клавиша включения). Несмотря на малую максимальную мощность, инвертор наделен вентилятором, который не позволяет ему работать абсолютно бесшумно.

ДОСТОИНСТВА: Великолепный дизайн, предельно малые габариты и вес, наличие выхода USB и переходников для зарядки мобильных телефонов.

НЕДОСТАТКИ: Высокая стоимость, малая заявленная (и еще меньше реальная) максимальная мощность.

РЕЗЮМЕ: Без сомнений, покупателей у автомобильного инвертор AcmePower 120 найдется немало. Производители постарались, чтобы привлечь потребителя. Если 100 Вт для покупателя окажется достаточно и высокая стоимость не смущает, тогда это то, что надо.

 

 

MeanWell A301‑150‑F3 - инвертор автомобильный, тест

МАКСИМАЛЬНАЯ ПОСТОЯННАЯ МОЩНОСТЬ: 175 Вт

ЧАСТОТА: 50 Гц

ОБСУЖДЕНИЕ ТЕСТА

Прекрасный дизайн автомобильного инвертора

MeanWell A301‑150‑F3 не умаляет его остальных качеств. За малую цену потребитель получает устройство без наворотов, но и без неприятных сюрпризов. Инвертор работает абсолютно бесшумно (без вентилятора). Он также не издает режущих слух писков при перегрузке. Отключение происходит тихо по достижении 175 Вт.

ДОСТОИНСТВА: Абсолютно бесшумная работа.

НЕДОСТАТКИ: Не отмечено

РЕЗЮМЕ: Инвертор без дополнительных функций и без сюрпризов. Для простых целей и малых нагрузок — отличный выбор.

Автомобильные инверторы MeanWell проявили себя очень достойно. Одним из важных преимуществ этих инверторов оказалось адекватное поведение при вхождении в зону перегрузки.

 

 

MobilEn SP-150 - инвертор автомобильный, тест

МАКСИМАЛЬНАЯ ПОСТОЯННАЯ МОЩНОСТЬ: 185 Вт

ЧАСТОТА: 50 Гц

ОБСУЖДЕНИЕ ТЕСТА

Неказистый на первый взгляд инвертор MobilEn SP-150 показал очень неплохие результаты. Максимальная мощность составила 125% от номинальной, при этом напряжение не упало ниже нормы. О приближении к состоянию перегрузки инвертор предупреждает периодическим негромким писком. Если нагрузку продолжать увеличивать, он отключается с громким постоянным писком.

Серьезное преимущество автомобильного инвертора MobilEn SP-150 — абсолютно бесшумная работа. О том, что инвертор «жив», пользователь узнает по световому индикатору.

ДОСТОИНСТВА: Предупреждение о приближении к режиму перегрузки, высокая реальная максимальная мощность.

НЕДОСТАТКИ: Не отмечено

РЕЗЮМЕ: автомобильный инвертор MobilEn SP-150ничем не удивляет: ни дизайном, ни ценой, ни поведением при перегрузке. Вполне разумный выбор.

 

 

 

Neodrive 200 - инвертор автомобильный, тест

МАКСИМАЛЬНАЯ ПОСТОЯННАЯ МОЩНОСТЬ: 265 Вт

ЧАСТОТА: 49,7 Гц

ОБСУЖДЕНИЕ ТЕСТА

Совершенно неожиданно очередной дешевый китайский инвертор оказался своего рода чемпионом. Автомобильный инвертор Neodrive 200 абсолютно уверенно держит напряжение 220 В под нагрузкой 125% от максимальной. Показанный рекорд — это максимальная нагрузка, которая составляет 133% от заявленной максимальной. При попытке еще увеличить нагрузку инвертор отключается и сигнализирует о перегрузке спокойным периодическим звуковым сигналом. Из недостатков стоит обратить внимание на очень короткий кабель питания от прикуривателя — это тоже своего рода рекорд… Автомобильный инвертор Neodrive 200 наделен вентилятором, который включается по мере нагрева и, немного остудив прибор, выключается.

ДОСТОИНСТВА: Низкая стоимость, высокая реальная максимальная мощность.

НЕДОСТАТКИ: Короткий провод питания.

РЕЗЮМЕ: В процессе теста автомобильного инвертора Neodrive 200 серьезных недостатков выявлено не было. Благодаря достаточно низкой стоимости и достаточной мощности, инвертор можно рекомендовать для простых целей.

 

 

Porto HT-E-150 - инвертор автомобильный, тест

МАКСИМАЛЬНАЯ ПОСТОЯННАЯ МОЩНОСТЬ: 190 Вт

ЧАСТОТА: 49,8 Гц

ОБСУЖДЕНИЕ ТЕСТА

Обратимся теперь к одному из самых маломощных автомобильных инверторов Porto HT-E-150. Он не претендует на солидность (корпус частично изготовлен из синего пластика). Можно сказать, в нем есть что-то игрушечное. Но одно из самых больших преимуществ инвертора: он работает абсолютно бесшумно. Исключить принудительное охлаждение вентилятором позволила малая величина нагрузок, на которые рассчитан прибор. О том, что он находится во включенном состоянии, сигнализирует только кнопка-индикатор, подсвечиваемая синим светом. Что касается полученных данных, тут малыш Porto тоже обрадовал. По мере увеличения нагрузки напряжение немного возрастает, но все остается в пределах нормы. Кроме того, он стабильно держит напряжение 230 В при нагрузке 125% от максимальной. При попытке поднять нагрузку выше 190 Вт инвертор просто отключается, без всякого предупреждения. Чтобы его вновь оживить, необходимо снять (или уменьшить) нагрузку, выключить и снова включить. Производители постарались наделить этот с виду простой инвертор Porto HT-E-150 особой изюминкой. И, надо признать, им это вполне удалось! Пусть он самый маломощный, но какой еще инвертор сможет зарядить iPod через USB-порт? Наличие USB, несомненно, является большим преимуществом. По непонятным причинам скачка напряжения после срабатывания защиты от перегрузки не произошло. По непонятным — так как остальные протестированные инверторы Porto имеют этот недостаток.

ДОСТОИНСТВА: Стабильное поведении при нагрузке вплоть до 125% от максимальной. Полное отсутствие шума и звуковых сигналов. Наличие USB-порта.

НЕДОСТАТКИ: Не отмечено.

РЕЗЮМЕ: автомобильный инвертор Porto HT-E-150 отличный выбор для простейших целей: зарядки ноутбуков, телефонов и для прочих малых нагрузок. Инвертор сэкономит место в автомобиле и деньги.

Инструкция к автомобильным инверторам PORTO

 

 

Porto HT-E-150 Р4-12 - инвертор автомобильный, тест

МАКСИМАЛЬНАЯ ПОСТОЯННАЯ МОЩНОСТЬ: 170 Вт

ЧАСТОТА: 49,5 Гц

ОБСУЖДЕНИЕ ТЕСТА

У автомобильного инвертора Porto HT-E-150 Р4-12 нет глобальных отличий от HT-E-150‑12. Но нет пределу совершенству: этот инвертор еще меньше и приятных сюрпризов таит еще больше. Помимо USB-порта инвертор наделен очистителем воздуха!

По заверению производителей, ионизатор очищает воздух от пыли, обеззараживает его и нейтрализует электростатические поля. Прибор генерирует электрический разряд малой мощности, который формирует поток отрицательных аэрионов, ионизирующих воздух в помещении. Частицы пыли, аллергены и другие загрязнители, приобретая отрицательный заряд, осаждаются. Однако проверить этот факт в рамках проведенного теста не было возможности.

Здесь мы опять сталкиваемся с тем же недостатком, что и у 600‑ваттного инвертора: после срабатывания зашиты от перегрузки прибор отключается, но потом вновь включается на одну секунду.

ДОСТОИНСТВА: Полное отсутствие шума и звуковых сигналов. Наличие USB-порта и очистителя воздуха.

НЕДОСТАТКИ: Скачок напряжения после срабатывания защиты от перегрузки.

РЕЗЮМЕ: у автомобильного инвретора Porto HT-E-150 Р4-12 Существенных отличий от Porto HT-E-150‑12 нет.

Инструкция к автомобильным инверторам PORTO

 

 

Powermate-003 Tamaks - инвертор автомобильный, тест

МАКСИМАЛЬНАЯ ПОСТОЯННАЯ МОЩНОСТЬ: 172 Вт

ЧАСТОТА: 50,5 Гц

ОБСУЖДЕНИЕ ТЕСТА

В чем же отличие автомобильного инвертора Powermate-003 Tamaks от его цилиндрического брата? Более длинный кабель, другая форма корпуса — пусть потребитель выберет то, что по душе. Что касается зависимости напряжения от мощности нагрузки — все то же самое. Напряжение довольно заметно растет с повышением мощности.

Поведение инвертора Powermate-003 Tamaks в режиме перегрузки отличается. Он не предупреждал о приближении к максимальной мощности, а просто отключался и начал издавать непрекращающийся писк. Зато никаких скачков напряжения после отключения.

ДОСТОИНСТВА: Аналогично Powermate-012 Cyler. Не включается повторно на короткое время после срабатывания защиты от перегрузки.

НЕДОСТАТКИ: Не отмечено.

РЕЗЮМЕ: Принципиальных отличий автомобильного инвретора Powermate-003 Tamaks от модели Powermate-012 Cyler нет. При выборе между этими двумя моделями можно смело руководствоваться соображениями эстетики и выбором места в автомобиле.

 

 

Powermate-012 Cyler

МАКСИМАЛЬНАЯ ПОСТОЯННАЯ МОЩНОСТЬ: 185 Вт

ЧАСТОТА: 49,8 Гц

ОБСУЖДЕНИЕ ТЕСТА

Перейдем к рассмотрению инверторов знаменитого бренда Povermate. Инверторы создавались для достижения самых простых целей — зарядки ноутбуков, телефонов, плееров. Сразу обратим внимание на предельно низкую цену. Недостатков у инверторов Povermate немало, но они в какой-то мере компенсируются низкой стоимостью. Цилиндрическая форма корпуса позволяет установить инвертор в штатный подстаканник автомобиля. Даже если такого не имеется, место в салоне под инвертор найдется без проблем. Кабель питания выполнен по аналогии с телефонным проводом («гармошкой»), имеет длину 70 см в растянутом состоянии. На лицевую панель (основание цилиндра) вынесены розетка 220 В и два световых индикатора — зеленый и красный. Стоит отметить, что все надписи на инверторах Povermate, продающихся в России, выполнены на русском языке. Выходное напряжение инвертора сильно взрастает по мере увеличения нагрузки и достигает 240 В при 150 Вт. Далее напряжение начинает постепенно снижаться. Инвертор оказался одним из немногих, кто может держать нагрузку 125% от номинальной при напряжении 220 В. Приближаясь к состоянию перегруза, инвертор начинает удивлять своим поведением — как в хорошем смысле, так и в плохом. Так, при нагрузке от 170 до 190 Вт он издает постоянный писк, который не может не привлечь внимания. Но что самое интересное, все это время инвертор стабильно держит напряжение и не отключается! Если же нагрузку еще немного увеличить, сработает электронная система отключения. И вот тут случается неожиданность: через 2 секунды инвертор опять включается, обнаруживает, что он перегружен, и отключается. И так происходит бесконечно. Вполне очевидно, что некоторым потребителям энергии (таким, как компьютер без источника бесперебойного питания) подобное поведение инвертора придется не по душе.

ДОСТОИНСТВА: Низкая цена. Приятный и удобный дизайн. Оповещение о входе в зону, близкую к перегрузке.

НЕДОСТАТКИ: Постоянное включение и выключение при подключении мощности, превышающую максимальную.

РЕЗЮМЕ: Инвертор можно смело порекомендовать для использования с простыми и маломощными потребителями энергии.

 

 


Тест провел Михаил Крутянский


Статьи по теме