19.08.2008

Тест навигационных систем

На российском рынке наблюдается большой всплеск в мире систем спутниковой навигации. Если какие то три-четыре года назад была одна условно рабочая программа только для карманных компьютеров, то сейчас любой уважающий себя производитель техники готов предложить устройство для навигации.

GPS  найдет все!

 

На российском рынке наблюдается большой всплеск в мире систем спутниковой навигации. Если какие то три-четыре года назад была одна условно рабочая программа только для карманных компьютеров, то сейчас любой уважающий себя производитель техники готов предложить устройство для навигации.

Сама по себе навигационная система, как и любой компьютер, состоит из «железа» и программного обеспечения. Если с оборудованием уже сложилась довольно понятная картина, то ПО в России находится в процессе развития. За освоение рынка картографии России уже взялись иностранные компании. И с этой задачей они успешно справляются. Так, фирма Tele Atlas регулярно радует своих поклонников новыми версиями карт. Для справки: в 2007 году было выпущено 4 версии карты. Постоянно развивается процент покрытия дорог, добавляются так называемые POI (Points of Interests - места и объекты культуры и быта: клубы, кинотеатры, бензоколонки, магазины, рестораны и др.).

Российские производители программного обеспечения тоже не отстают от своих западных коллег (в какой-то степени им даже должно быть проще делать свою работу). Одним из наших продуктов является программа под названием «Навител Навигатор». Разработчики описывают свое детище так: «навигационное программное обеспечение для автомобильных компьютеров и персональных навигационных устройств, снабженных встроенным или подключаемым GPS-приемником». В программе используются подробные векторные карты городов и областей России с названиями улиц, номерами домов, станциями метро и другой важной информацией, облегчающей ориентирование как в мегаполисе, так за его пределами.

В ходе этого теста мы постараемся большее внимание уделить именно «железной» составляющей, ибо обзор самой навигационной программы -другой раздел данной темы. Тем не менее он также будет рассмотрен в ходе тестирования.

HYUNDAI H-NVB5000 Автомобильный GPS-навигатор, тест
ОСОБЕННОСТИ: H-NVB5000 — это модуль-приставка для мультимедийных головных устройств Hyundai (к сожалению, не всех H-CMMD4043 и H-CMD2002). В коробке пользователь найдет сам блок, выносную GPS-антенну, кабель для подключения, скобы и винты для крепления и две инструкции. Первая — к самому устройству, где показана схема подключения и способы крепления блока, а вторая — подробное описание работы программы «Навител Навигатор XXL 3.1». Настоятельно рекомендуем изучить обе брошюры перед использованием. Большая часть вопросов отпадет после внимательного прочтения.

Само ПО находится на съемной карте формата SD, что позволяет производить обновления с минимальными затратами. Это надо учесть при установке блока (к нему должен быть свободный доступ). Никаких других требований по монтажу производитель не заявляет.

Сам блок небольшого размера, на лицевой стороне его находятся два разъема. Один — для подключения кабеля связи с AV-блоком. Стоит отметить надежность этого соединения: оно фиксируется небольшим саморезом, что исключает пропадание контакта из-за вибрации или тряски. Сам по себе кабель довольно длинный, порядка 4‑х метров, что позволяет установить блок в любом месте автомобиля. Но при этом он немного толстоват, что вносит свои особенности при прокладке.

Второй разъем — это привычный разъем для подсоединения антенны. Надежность контакта обеспечивает резьбовое соединение. Рядом расположены слот для карты формата SD и светодиод, информирующий о включении блока. Сама карточка заходит в блок не полностью, немного выступает. С одной стороны, это плюс (удобное извлечение), но с другой — карту можно задеть и повредить. Рядом со светодиодом находится кнопка перезагрузки блока. Забегая вперед отметим, что за время проведения теста воспользоваться ей не довелось, что характеризует устройство как надежный и всесторонне проработанный продукт.

Антенна на магнитном основании, причем магнит держит очень хорошо. Так, в один из дней тестирования при проверке качество приема в различных точках автомобиля антенну пришлось долго снимать с ровного участка крыши. Сама антенна небольшого размера, диаметром около 5 см, невысокая, в верхней части не более 2 см. Провод имеет большой запас по длине, поэтому вряд ли найдутся места, куда антенна не дотянется.

ПРОВЕРКА НА ДОРОГЕ: все оборудование установлено в автомобиле. Можно приступать к тестированию. Включаем оборудование — и сразу же хороший результат при «холодном» запуске: в первые две минуты было найдено 8 спутников! В ходе тестирования антенна переносилась в разные места автомобиля. Качество приема оставалось очень хорошим даже в плотной городской застройке (даже когда антенна была расположена в салоне автомобиля под лобовым стеклом на приборной панели).

Сигнал был потерян при проезде туннелей, однако система быстро находила спутники после выезда. В блоке отсутствует гироскоп, который мог бы помогать вести автомобиль по данным о продольных и поперечных ускорениях. (его наличие это не сделало бы блок намного дороже). Отсутствие гироскопа — это скорее диапазон для совершенствования, нежели серьезный минус данной модели, ибо сегодня гироскопа нет ни в одной портативной навигационной системе.

Наихудшее качество приема было во дворе, окруженном многоэтажными домами: система ловила 3—4 спутника и координаты постоянно «скакали». Это объясняется переотражением сигнала от домов и является нормальным поведением систем такого рода. Перенос антенны на другие части автомобиля не дал никаких существенных улучшений.

При повторном запуске системы после непродолжительной стоянки координаты захватываются за считанные секунды. Это можно назвать отличным результатом.

В остальных местах города качество и уровень приема колебались от отличного до хорошего. Никаких существенных замечаний предъявить к системе мы не можем.

Управлять системой предельно просто. Все функции доступны с сенсорного экрана головного AV-блока (при этом функциональность системы в целом сохраняется). Можно отметить иногда возникающее небольшое подтормаживание при загрузке карты с большой детализацией, но это происходит довольно редко. На больших скоростях серьезных заминок замечено не было. Единственное, что заставляет систему немного (секунд на пять) «подумать», так это перепрокладка маршрута при сходе с него.

На блоке, который участвовал в тесте, были установлены карта Москвы и Московской области и карта основных дорог Российской Федерации. Список же доступных карт довольно большой, с ним можно ознакомиться на официальном сайте разработчиков. Карта памяти, входящая в комплект, имеет большую емкость, что позволяет записывать дополнительные карты местности. Если же ее объема будет недостаточно, то можно приобрести еще одну (карты памяти формата SD широко распространены).

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: в качестве навигационной используется программа «Навител Навигатор XXL 3.1». Функция голосового сопровождения, позволяющая прослушивать команды (которые произносятся приятным женским голосом), не даст проехать нужный поворот. Такая функция, как запись в память пройденного пути, может облегчить задачу прокладки новых маршрутов в дальнейшем.

Еще одна полезная функция, которую могут оценить автолюбители, — сохранение точки на карте. Можно сохранить точку, в которой вы находитесь в данный момент, либо ввести координаты самостоятельно и задать название точке.

Затруднений при работе с программой не возникает. Все пункты меню понятны и логичны. Безусловно, для детального ознакомления с продуктом необходимо ознакомиться с инструкцией.

Пригодится и любимый многими пользователями ночной режим. Для его активации предусмотрено как ручное переключение, так и автоматическое. Режим меняется в зависимости от времени суток.

ДОСТОИНСТВА: Хорошее качество приема. Скрытая установка. Небольшие размеры.

НЕДОСТАТКИ: Работает не со всеми головными устройствами Hyundai.

РЕЗЮМЕ: Отличная система, которая превращает AV-ресивер Hyundai в навигационный прибор, сохраняя удобство управления.

VOXTEL Carrera X430 Автомобильный GPS-навигатор, тест

ОСОБЕННОСТИ: Voхtel Carrera X430 является старшей моделью в линейке навигаторов этой фирмы. Также компания представляет меньший по размерам навигатор с диагональю дисплея 3,5 дюймов.

Сам навигатор относится к моделям средних размеров. Его ширина 126 мм, высота 85 мм, а толщина 18 мм. При этом он многовато весит — 150 граммов, что объясняется наличием широкоформатного дисплея диагональю 4,3 дюйма (около 11 см).

В комплект входят держатель для крепления на стекло, автомобильное зарядное устройство, кабель, лицензионное соглашение и инструкция. Сверившись с комплектацией, в которой была еще одна позиция (стилус), еще раз заглядываем в коробку — и не находим его там. Все оказалось довольно банально: стилус уже установлен на свое рабочее место в навигаторе. Кстати, забегая вперед, отметим, что во время проведения теста необходимости в нем не было. Все действия легко можно делать и пальцами, что является несомненным плюсом.

Недостатком комплектации можно назвать отсутствие зарядного устройства от сети 220 В. Дело в том, что навигатор может использоваться не только как автомобильный, но и, например, в пеших походах или просто как развлекательный центр, а зарядка по USB-кабелю не всегда может выручить.

Рассмотрим Voхtel Carrera X430 подробнее. На лицевой поверхности никаких кнопок нет. Сам навигатор имеет довольно строгий вид за счет почти правильной формы прямоугольника со слегка скругленными углами. Лицевая поверхность, как и тыльная сторона, окрашены в матовый черный. Несомненный плюс такого решения — отсутствие следов от пальцев, чем сильно грешит черное лакированное покрытие. Боковые панельки серебристого цвета. Такое цветовое решение удачно и тем, что навигатор хорошо впишется в любой интерьер автомобиля. Сам корпус сделан довольно надежно, не люфтит, зазоры минимальны. В левом нижнем углу расположен светодиод, показывающий статус зарядки. На верхней панели расположена кнопка включения—выключения устройства (точнее даже не выключения, а перехода в спящий режим). На левой стороне никаких разъемов и кнопок нет. На правой панели можно найти слот для карточки памяти формата SD и переключатель On/Off. Он служит для полного выключения устройства (для длительного хранения). На нижней панели расположены разъемы питания, mini-USB, разъем для подключения «модуля информации о пробках» и выход на наушники под mini-jack 3,5 мм.

ПРОВЕРКА НА ДОРОГЕ: включаем навигационный блок, на экран выводится приветственная надпись, и мы попадаем в главное меню. Основную часть экрана занимает большая иконка «Навигация», но о ней позже. В левом углу находится информация о громкости, с правой стороны — иконка заряда встроенного аккумулятора. Полного заряда устройства хватает на три дня эксплуатации в режиме использования по часу—полтора дважды в день. При этом яркость экрана установлена примерно на две трети, уровень громкости — аналогично. Громкости динамика на этом уровне хватает, чтобы при движении услышать голосовые подсказки, не прерывая беседы с пассажиром или не приглушая музыку.

Кликнув на заглавной странице на «Меню», можно выбрать дальнейшие действия с X430 либо посмотреть на качество и уровень сигнала. Также из этого экрана доступны информация о скорости, текущих координатах и электронный компас. Впрочем, такой пункт меню есть почти на всех устройствах такого типа. Никаких существенных изменений в тестируемом устройстве замечено не было.

В разделе «Настройки» пользователю предлагаются обширные возможности по персонализации навигационного блока: регулировка уровня громкости, получение информации о заряде батареи, изменение яркости подсветки, ввод или корректировка даты и времени (если отметить нужный пункт меню в самой навигационной программе, то синхронизация даты, времени и часового пояса будет происходить автоматически, но это относится уже больше к возможностям навигационной программы, чем к особенностям меню блока), выбор языка, информация о системе, в которой можно не только узнать версию установленного ПО, но и произвести калибровку экрана.

В третьем разделе можно найти своеобразный проводник по памяти устройства и по съемной SD-карте. Важно отметить, что при тестировании с различными емкостями и производителями карт памяти не возникло никаких сложностей. Сама навигационная программа и карты с обновлениями к ней записываются на внутреннюю память устройства, и SD-карта не является необходимой, а лишь расширяет возможности навигатора.

Меню второстепенных функций разбито на два пункта: изображения и документы. В первом разделе можно просматривать фотографии и другие графические файлы как с предпросмотром, так и в режиме слайд-шоу. Во втором разделе можно читать текстовые файлы. К сожалению, текст вывести на полный экран невозможно, он будет занимать только 2/3 экрана, а с правой стороны будут кнопки для пролистывания.

Возвращаемся в главное меню и нажимаем на «Навигация». Устройство довольно быстро находит спутники, о чем незамедлительно информирует радостным женским голосом. Разрешение дисплея составляет 480х272 пикселя. Подложка дисплея матовая, благодаря чему им удобно пользоваться даже в солнечную погоду. Экран не бликует, а пользователь не видит своего отображения на нем. В ходе тестирования в различных режимах выяснилась довольно хорошая цветопередача и контрастность. Конечно, для навигатора эти параметры не являются определяющими, но, безусловно порадуют пользователей. В целом экран за свои качества заслуживает оценки «отлично».

К интересным особенностям можно отнести довольно непривычный для такого рода навигаторов чипсет Centrality Atlas 2. Сильной разницы по сравнению в более распространенным Sirf 3 нет. Функции навигатора устройство, если его рассматривать только со стороны качества приема спутников, выполняет без нареканий. Информация о слабом сигнале появилась только один раз, и только когда пассажир забрал устройство из машины и, не выключив, зашел в магазин. В плотной застройке спальных районов, даже в сильно облачную и дождливую погоду, X430 уверенно принимал восемь и более спутников, при этом находясь не только под стеклом автомобиля, но даже на пассажирском сиденье.

На устройстве установлена уже знакомая нам программа «Навител. Для автомобильных навигаторов» версии 3.1 с картой Москвы, актуальной на 3 января 2008 года. Карты постоянно обновляются, появляются новые регионы, которые доступны для скачивания как с портала «Навител», так и с сайта Voxtel. Так что с обновлением карты у пользователя проблем возникнуть не должно.

Карта может отображаться как в двухмерном, как и в трехмерном виде, с привязкой либо «постоянно на север», либо «следить за автомобилем». Это уже стало привычной функцией почти всех программ. Теперь об особенностях работы именно этого устройства. При максимальной детализации иногда наблюдаются небольшие рывки при движении. Проблему решить довольно просто, немного убрав уровень детализации с максимальной до 3/4, — на информативность это практически не влияет. Прокладка маршрута происходит со средней скоростью, и, чтобы не вносить коррективы в работу навигатора, лучше это время постоять на месте. А вот при сходе с маршрута перепрокладывание его иногда происходит с небольшой заминкой. Если при этом вы еще раз кардинально меняете направление движения, то прокладка может затянуться на минуту—полторы, в зависимости от сложности и дальности. Такие приятные мелочи, как автомасштабирование, режим «день/ночь», конечно же, присутствуют.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Как уже было сказано, Voxtel поставляется в комплекте с картами от компании «Навител». Для начала навигации необходимо ввести конечный пункт. Если до этого вы уже ездили по этому адресу, быстрее будет выбрать его из «Истории». При вводе названия улиц выплывают подсказки, подходящие под критерии поиска, что исключает необходимость полного ввода адреса и ускоряет процесс. Карта на тестируемом навигаторе была последней версии, может, поэтому все дома, которые необходимо было найти в ходе тестирования, включая корпуса и дроби, были с легкостью найдены.

Сама программа имеет множество настроек. Для начинающего пользователя это не должно стать преградой, потому что с программой можно уверенно и легко работать, не изменяя заводских установок.

По маршруту программа ведет уверенно, наперед сообщая о необходимости перестроения. Стоит отметить отсутствие ложных поворотов, которыми иногда грешили другие программы, выдавая изгибы дороги за повороты.

Хорошо себя проявила функция автомасштабирования. На скорости около 60 км/ч картинка на среднем удалении, что позволяет видеть на экране проложенный маршрут и соседние улицы. При низких скоростях карта увеличивается, показывая номера и контуры домов.

Порадовал действительно большой список достопримечательностей, заправок, ресторанов и прочих, которых принято называть POI. Это еще один плюс частого обновления карт: информация будет всегда актуальна.

ДОСТОИНСТВА: Широкоформатный большой экран. Хорошая комплектация. Возможность обновления карт ссайта производителя. Хорошее качество приема.

НЕДОСТАТКИ: В комплекте нет зарядного устройства от сети.

РЕЗЮМЕ: Хороший вариант автомобильной навигации минимальный по затратам и с расширенными возможностями.

 

Более ранние тесты навигационных систем

Аудио-файл Особенности навигационных систем в России - интервью с главным редактором

 

 


Статьи по теме