30.08.2016

Тест-драйв: путешествуем на Русский Север с детьми на Toyota Highlander

Как проехать три тысячи километров с детьми и всем получить удовольствие? Попробуем это сделать с Toyota Highlander.

Автомобиль на тест-драйве "Автодел":  Toyota Highlander
Двигатель: 3.5 л V6 2GR-FE, 249 л.с., ЕВРО 5, АИ 92
Коробка передач: АТ6
Габариты (ДхШхВ, мм):  4865х1925х1730
Колесная база (мм): 2790
Дорожный просвет (мм):  197
Стоимость тестового автомобиля: комплектация Люкс от 3 762 000 рублей.
Производство автомобиля:  США
Гарантия на автомобиль:
  3 года или 100 тысяч км
Межсервисный пробег: 15 000 км

 

Зачем мы ездим в автомобильные путешествия? Ведь мы столько слышим о том, что и дороги у нас плохие, и сервиса нет, и погода не та. А главное, многие возражают: «Да мы бы с удовольствием в путешествие, но… сама понимаешь, дети…»

Вот и едут из года в год бедные родители скучать на переполненных маленьких пляжах гостиниц, где «всё включено» и пьют там горькую и сладкую. Ведь такой отдых из года в год способен вынести только очень ленивый человек или бабушки-дедушки, которые к своему возрасту  научились себя занимать куда более интересными занятиями, чем употребление алкогольных напитков. И от длительного сидения на месте даже могут получать удовольствие.

Дети… Неужели это приговор? Неужели с появлением детей нужно действительно отказываться от удовольствий активных путешествий? И стоит ли детей тоже приучать смиренно сидеть на месте? Ведь сознайтесь, чаще всего дети не плещутся в море целый день, как когда-то в детстве делали многие из нас, а валяются на лежаках и играют в электронные игры. И после этого стоит ли удивляться и лишнему весу у детей, и отсутствию интереса к учебе, да и вообще ко всему новому? А ведь вокруг столько всего интересного – всей жизни не хватит, чтобы пересмотреть всё. И ради этого не надо ехать за границу – наша собственная страна может предложить путешественникам очень много интересного.

Но, скажете вы, путешествовать на автомобиле с детьми – это же пытка! Однако так ли это на самом деле? Давайте посмотрим вместе.

Маршрут, которым мы проехали этим летом, позволяет не только полюбоваться красотами родной страны, соприкоснуться с ее историей, узнать много нового. Главное, в таком пути есть место для отдыха от бешеного ритма мегаполиса— пешие прогулки, купание и вкусная еда.

Залог хорошей поездки с детьми – правильное планирование и подготовка

Начнем с азов – выбора транспорта и маршрута путешествия. Несмотря на многие выгоды, которые дают поезда и самолеты, самое комфортное путешествие с детьми – это автомобильное. С машиной вы свободны в выборе пути, вам не надо тащить на себе вещи и уставших детей – все это делает «железный конь». Поэтому удобный и просторный автомобиль – немаловажный фактор успешного путешествия. Другие важные факторы, определяющие удачность выбора автомобиля для поездки – расход топлива и безопасность.

Семиместный Toyota Highlander

Наш выбор пал на семиместный Toyota Highlander. По всем параметрам он оказался более чем правильным.

Второй важный момент – это правильное планирование дневного маршрута и мест ночевки. Дети - очень непоседливые и быстро устающие представители рода человеческого. Именно поэтому правильный расчет дневного пробега дает возможность превратить путешествие в настоящий отдых. Правильно подобранное чередование пеших прогулок и переездов позволяет как проехать большое расстояние, так и отдыхать в дороге.

Расстояние зависит от возраста и характера детей, поэтому путь между крупными остановками может колебаться от часа до четырех. В километрах это может быть от 100 до 300 километров – тут всё зависит от дороги и её загруженности. Так что при планировании дороги бывает не лишним заглянуть в тот же Яндекс, чтобы посмотреть статистику пробок и характерной скорости движения.

Хотя и не всегда удается точно распланировать маршрут, места ночевок не надо оставлять на волю случая. Конечно, через тот же booking.com, бывает, можно забронировать гостиницу и в самой глухой деревне, но всё же лучше проработать этот вопрос ещё до отъезда. Во-первых, упомянутый ресурс – не единственный для бронирования мест отдыха, а во-вторых, некоторые из гостиниц и гостевых домов и вовсе не представлены в этих сервисах. А бывают предложения очень интересные как по цене, так и по размещению.

Семиместный Toyota Highlander

Если же вы очень любите природу, можно взять с собой палатки и остановиться на ночевку у реки или озера. Но и тут лучше примерно наметить место стоянки заранее, Становиться на ночевку нужно существенно раньше захода солнца. Так проще найти место  – ночью можно просто не увидеть хорошие места, да и спать в палатке нужно по темноте, когда солнце не пытается превратить ваш домик в баню.

Пожалуй, с остальным мы разберемся по ходу рассказа о нашей поездке.

 

Итак, поехали!

Наш отъезд ознаменовался погрузкой вещей. Казалось бы, что необычного в обычной погрузке вещей? – Да всего лишь то, что нам пришлось везти с собой удочки. Из пяти путешественников трое были заядлыми рыбаками (не смотрите на рост двоих из них – такого азарта вам и не снилось).

Мешок с удочками и вещами имел в длину 150 см, а набитый вещами и все 160. С трепетом мы открыли багажник нашего Toyota Highlander и… с легкостью уместили негабаритный груз. Поместить остальное оказалось делом техники.

Багажник Toyota Highlander

Что необходимо брать с собой в автомобильное путешествие с детьми? Во-первых, это вода, которая должна быть сразу расфасована по маленьким бутылочкам (0,3-0,5 л.), желательно в спортивной бутылочке. Сложно избежать луж в салоне, когда дети пьют из обычных бутылок, особенно больших.

Во-вторых, не экономьте на влажных салфетках. Они пригодятся в самых разных ситуациях – и во время еды, и при посещении туалетов, и после обычных прогулок.

Не помешают в дороге разнообразные пледики и подушки – они позволяют комфортно подремать и нейтрализовать споры по поводу разных предпочтений к климату в салоне.

Наши маленькие путешественники уже были  взрослыми для детского автомобильного кресла, поэтому им было достаточно накладок на ремни. Пока они разрешены к использованию – хочется надеяться, что «бешеный принтер» не будет слишком усердствовать и не заставит детей (а также всех низкорослых взрослых) чуть ли не до старости ездить в специальных креслах.

Детей лучше обуть так, чтобы ботинки легко снимались – иначе чистоте салона грозит опасность. Одежда должна быть мягкой и не жать.

Салон автомобиля должен быть практичным, устойчивым к царапинам и легко отчищаться. В этом плане Toyota Highlander со своим темно-серым кожаным салоном подходил практически идеально, хотя за кожу иногда переживать приходилось – то дети палок из леса принесут и устроят игру в индейцев или тайных шпионов, то еще что-нибудь придумают.

Для развлечения в дороге лучше всего подходят аудиокниги. Если дети с большой разницей в возрасте , лучше книги записать в телефоны или mp3-проигрыватели, если же нет – их можно слушать всей компанией. А вот разрешать играть на планшетах или телефонах не советуем. Детей и так-то, бывает, укачивает, а с гаджетами это произойдет гарантированно. К тому же концентрация зрения на подвижном предмете долгое время – не самое полезное для детского здоровья занятие.

С собой лучше иметь какие-нибудь леденцы – семечки при поездке с детьми гарантируют вам мусор в салоне. Из еды предпочтительно брать то, что легко фасуется по небольшим порциям и позволяет не пачкать салон во время еды. Это могут быть бутерброды, сосиски, котлетки и даже вареные яйца (но их лучше есть только на стоянке, иначе весь салон будет в скорлупе). И не забудьте взять с собой пару термосов с горячим чаем и кофе.

Теперь можно и ехать.

 

Переславль-Залесский

Но куда мы едем? - спросите вы. Да, за разговорами о планах и сборах мы совсем забыли о цели нашего путешествия. А едем мы на Русский Север. Поскольку дней в нашем распоряжении немного, то наша цель лежит в Кенозерском национальном парке, который расположен в тысяче километров от Москвы, на западе Архангельской области, на границе с Карелией.

Поэтому из Москвы мы выезжаем по Ярославскому шоссе, которое на самом деле – трасса М8 «Холмогоры», которая идёт на Архангельск. Выезжать стоит пораньше, потому что Ярославка славится своими пробками, которые длятся чуть ли не 50 с лишним километров кряду от Москвы.

Сергиев Посад, если нет цели туда заехать, лучше проехать по объездной дороге. Переславль-Залесский тоже. Тут всё дело в пробках, большом количестве светофоров, перекрестков и пешеходных переходов в городах. Но если трафик небольшой, ради любопытства можно проехать и через город. Так, в Переславль-Залесский мы заехали.

Toyota Highlander в Переславле-Залесском. Царство Берендея.

Когда нет пробок, проехаться по городу одно удовольствие. Красивые домики провинциального русского городка, изобилие музеев, кафе, выставок. Здесь мы остановились в милом местечке «Царство Берендея» - стилизованная под русские сказки площадка отдыха с маленьким кафе и сувенирной лавкой, где можно отдохнуть от дороги и перекусить. Долго задерживаться мы не стали, поскольку начался дождь, а промокнуть никому не хотелось.

 

Ростов Великий

Ростовцы или ростовчане? А область какая? Эти вопросы часто сбивают с толку далёких от географии путешественников. Ведь Ростов Великий, значит, и область должна быть Ростовская. Ан нет. Область Ярославская, а жители – ростовцы.

Toyota Highlander в Ростове

Город проехать мимо можно легко по объездной дороге, но если ехать днём, сюда стоит заехать в любом случае. Пробки здесь дело редкое, а посмотреть можно много интересного – город не зря носит приставку Великий.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом

На западной окраине озера Неро расположен Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Основан он в 1389-м году ростовским епископом св.Иаковом. Интересна история тем, что епископ был изгнан из города своей паствой за милосердие к преступнице, ожидавшей казни. Епископ ушёл от опечаливших его горожан и обосновался здесь, срубив собственными руками храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Постепенно вокруг милосердного епископа стали собираться люди. Так и началась история этого монастыря.

Здесь открываются очаровательные виды на озеро Неро, можно побродить по монастырю и вкусно перекусить в монастырской трапезной.

Ростов Великий Кремль

Другая наиболее популярная точка у туристов знакома, наверное, каждому россиянину. Именно здесь булгаковско-гайдаевский Иван Васильевич менял профессию.

В обычные дни с парковками тут неплохо, в праздники и выходные места придется места поискать. Однако если припарковаться вдали от туристических мест и не лениться пройтись пешком, то проблем не будет.

Ростов Великий Кремль

В Ростовском Кремле можно не только полюбоваться архитектурой и посетить экспозиции музея. Летом тут много художников и их работа – отдельная тема прогулки. Художники любят Ростовский Кремль за нескончаемое вдохновение. Также тут есть монастырский сад с уютными уголками, где можно просто посидеть, и аптекарский огород.

 

Тутаев

В Ростове делать первую ночевку на тысячекилометровом маршруте неоправданно, поэтому мы двинулись дальше. Идеальный вариант было бы остановиться либо в Ярославле, либо уже в Вологде. Но нам захотелось побывать  в Тутаеве.

Тутаев Храм

До 1918-го года он назывался Романов-Борисоглебск, а еще раньше это были и вовсе два города: Романов, основанный на левом берегу Волги во второй половине 13-го века, и Борисоглебск на правом берегу, где первые поселения возникли еще раньше.

Тутаев же – это рядовой красноармеец, погибший при подавлении Ярославского мятежа. Говорят, отец красноармейца просил не называть город в честь его сына. Однако его мнение проигнорировали. Изначально город обозвали Тутаев-Луначарск, но до наших дней осталась лишь память о молодом красноармейце. Сейчас стоит вопрос о возвращении дореволюционного названия городу, но пока в Госдуме есть противники.

Тутаев Волга

Сегодня Тутаев небогатый, но живописный городок. Он входит в 12 городов, составляющих Золотое кольцо России, и не зря. В городе сохранилась атмосфера поволжского купеческого города – старинные домики, уютные церкви, красивые виды.

В июле здесь проходит фестиваль «Романовская овца» с ярмаркой народных мастеров, выставкой овец и конкурсом овчаров. Тут можно купить шубки и полушубки из знаменитой романовской овцы.

Однако мы приехали слишком рано, поэтому нам достались только прогулки.

Паром через Волгу в Тутаеве

Связь между романовской и борисоглебской стороной города — только через паром. Днем он ходит раз в час. В другое время и другие дни очередь, возможно, бывает, но мы оказались чуть ли не единственной машиной на пароме. Заезжают на паром задом, перепады высоты достаточно заметные, поэтому мы еще раз порадовались выбору машины – у Toyota Highlander и клиренс большой, и электронные помощники для комфортной езды задом присутствуют.

На ночёвку мы остановились на левом берегу Волги, в доме творчества “Романово”. Это уютный гостевой дом для людей творческих профессий и тех, кто желает убежать от городской суеты в тихое и живописное место. Здесь можно снять большую комнату, что для нашей компании из пяти человек было очень выгодно – цена за шестиместную гостевую составляет от 2 до 3,5 тысяч рублей за ночь. Лучше заказать и питание – готовят тут очень вкусно, а еду подают в уютной столовой.

Крестовоздвиженский собор в Тутаеве

С утра мы посетили Крестовоздвиженский собор или, по-другому, Романовский кремль. О закладке соборной церкви во имя Воздвижения Креста Господня «супротив Борисоглебской слободы» в  1283 году говорится в Супоневской летописи. Изначально храм и окружающие детинец стены были деревянными. Каменным он стал в 17-м веке, при митрополите Ионе Сысоевиче. В советское время, как водится, храм использовали не по назначению и потому он пришел в упадок. Сильно на состоянии постройки сказалось создание Рыбинского водохранилища, которое привело к изменению уровней и маршрутов движения грунтовых вод. Лишь к 2000-му году Крестовоздвиженский храм снова стал действующим. Тогда же началось его восстановление.

Крестовоздвиженский собор в Тутаеве

Восстанавливать здесь есть что – работы непочатый край. Ценность храма не только духовная, но и художественная. Роспись храма осуществлялась в 17-м веке артелью костромских и ярославских иконописцев при участии Василия Ильина, Сергия Рожкова и Гурия Никитина, которого иногда называют «последним великим художником Древней Руси». Любопытна роспись не только тем, что ей более 350-ти лет. Храм создавался во времена ожидания Конца Света в 1666-м году. И мотивы Апокалипсиса, не характерные для русских храмов, являются ведущими для многих фресок.

Несмотря на то, что с 2000-го года много сделано для сохранения этого памятника русской архитектуры, восстановление храма – дело трудоемкое и дорогостоящее. Тут не только сложно восстановить трудные для реставрации фрески, выполненные «по-мокрому», но необходимо сделать целый ряд работ по сохранению собственно здания. Неизвестно, сможет ли настоятель успеть набрать все необходимые для реставрации деньги. Поэтому трудно отказаться лишний раз заехать полюбоваться чудом творения предков, пока его еще можно видеть вживую.

 

Вологда

Дальнейший наш путь лежал в Вологду. Заехав в Тутаев с ночевкой, мы добавили себе день пути, потому что Вологду на бегу не посмотришь – она слишком большая для этого.

К сожалению, вечер не задался – Вологда встретила нас ливнем, и посетить удалось лишь музей кружева.

Музей кружева в Вологде

Всем, кто окажется в Вологде, в музей кружева обязательно нужно заглянутьБилет недорогой – 100 рублей с человека, а экспозиция огромная. Здесь вам расскажут об истории вологодского кружева и покажут очень много интересных и красивых работ.

Не пожалейте еще 300 рублей на мастер-класс по плетению кружев. Только посмотрев собственными глазами и попробовав собственными руками, можно понять, насколько же это сложно - плести кружева.

Помимо музея кружева в Вологодском кремле можно посетить еще целый ряд музеев. Список музеев Вологды можно найти на сайте http://www.vologdamuseum.ru/.

Я люблю Вологду

На этот раз ночевали мы на съемной однокомнатной квартире, которую заказали через интернет-сервис booking.com. Обошлась она нам в 2400 рублей. Несмотря на то, что в целом все было неплохо, я была рада тому, что захватила с собой лишнюю наволочку и простыню – на пятерых белья не хватило. Это был скорее наш недочет (надо было предупредить хозяев заранее), но нельзя не похвалить себя за предусмотрительность.

Утром дождь закончился, и мы смогли полюбоваться Вологдой. Тут много сквериков, парков, красивые улочки и, конечно же, Кремль. Проблема здесь одна - если вы любите фотографировать архитектуру, вам придется вставать пораньше из-за изобилия туристов.

Достопримечательности Вологды

В центре города можно вкусно и дешево перекусить, например, в Народном ресторане, который находится в двух шагах от Кремля. Без сувениров вы тоже не уйдете – их выбор огромен, а в некоторых лавках можно расплачиваться и по карточке. Вообще, надо сказать, электронная система оплаты медленно, но верно, движется по стране. Если еще пять лет назад без наличных денег и думать не стоило отъезжать от Москвы, сейчас практически везде можно расплатиться банковской картой. Но сувениры на лотках остаются той областью, где все же лучше иметь запас наличных, хотя в магазинчике рядом с Музеем кружева мы нашли лавку, где можно было оплатить сувениры по карточке.

 

Семёнково

По пути на Север, на границе Вологды, находится архитектурно-этнографический музей Семёнково. Здесь можно окунуться в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв.

Музей русского деревянного зодчества Семёнково в Вологде

Создан этот музей 14 декабря 1979 года. Сейчас на территории музея «Семёнково» представлены 2 культовые постройки, 1 усадьба, 12 домов и 17 хозяйственных построек (амбары, ледники, бани).

Музей русского деревянного зодчества Семёнково в Вологде

Входной билет для взрослых – 150 рублей, для школьников – 50 рублей, а дошкольники идут бесплатно. Также тут проводятся экскурсии, мастер-классы и лекции. Плата за них небольшая – от пятидесяти до трехсот рублей, а рассказы и экспозиции очень интересны. Вы когда-нибудь видели настоящую русскую печь? А как в ней готовили? Как построена ветряная мельница? Как ловили рыбу? Как делали ткани? Выращивали животных? И вообще, как наши предки жили в этом суровом, но богатом северном краю?

Музей русского деревянного зодчества Семёнково в Вологде

Дети смогут здесь погладить животных и даже их покормить, а взрослые смогут посмотреть и потрогать вещи, некоторым из которых более ста лет.

Музей русского деревянного зодчества Семёнково в Вологде

Когда все нагуляются, наберутся впечатлений и устанут, тут же можно и вкусно перекусить. Ценник на еду невысокий, а кормят вкусно. Также тут есть молочная лавка, но работает она не всегда.

Заезд в музей есть только со стороны Вологды. Если ехать в Вологду с севера, чтобы попасть на стоянку, придется разворачиваться. Более подробно о музее Семёнково можно узнать на сайте http://www.semenkovo.ru/ru.

 

Кириллов

От Вологды до Кенозерского парка можно доехать двумя дорогами – через Няндому-Каргополь, либо через Вытегру-Пудож. Мы решили туда поехать через Пудож, а обратно вернуться через Каргополь.

Кирилло-Белозерский монастырь

Дорога на Пудож идет мимо Кириллова. Солнце было еще высоко несмотря на позднее время: мы достаточно далеко забрались на север, чтобы июльские дни стали длинными, а ночи - короткими. Поэтому мы решили сделать небольшой крюк и заскочить в этот старинный городок, знаменитый своей историей. В первую очередь Кириллов известен Кирилло-Белозерской обителью, которая была заложена в 1397-м году.

Кирилло-Белозерский монастырь

Монастырь играл важную роль в истории России, являясь не только духовным и политическим центром, но и крепостью. Крепостные стены, которые сохранились до сих пор, были построены в XVI—XVII веках. Они опоясывают площадь свыше десяти гектаров, на которой размещено одиннадцать больших и малых церквей. Во времена же Ивана Грозного монастырь был еще и тюрьмой для инакомыслящих. В 1924 монастырь закрыли, но, по счастью, превратили его не в зернохранилище, стоянку тракторов или клуб, а в музей. За исключением монашеских келий, в которых располагалось женское общежитие местного Училища культуры, остальные постройки преимущественно использовались в рамках, не портящих их архитектурную ценность.

Кирилло-Белозерский монастырь

Сейчас в монастыре расположен Кирилло-Белозерский историко-архитектурный художественный музей-заповедник. Часть монастыря (Ивановский монастырь) и церковь преподобного Кирилла переданы РПЦ. Сохранность построек монастыря высокая, поэтому здесь есть что посмотреть, даже когда собственно музей закрыт, и  мы очень жалели, что наш график не позволяет нам уделить ему больше времени.

Кирилло-Белозерский монастырь

В Кириллове мы встали перед дилеммой: остановиться на ночевку или ехать дальше? Опыт предыдущих путешествий по этой дороге подсказывал, что путь предстоит нам долгий: состояние трассы было от плохого до ужасного. Мы ожидали, что будем ехать медленно и осторожно всю ночь и приедем на место часам к семи-восьми утра. Поэтому местными гостиницами Кириллова мы не воспользовались, а поехали дальше.

 

День третий и другие. Лёкшмозеро.

Каково было наше удивление, когда состояние трассы оказалось куда лучше ожиданий. Несмотря на встречающиеся тут и там куски ремонта дороги, всё было более чем удовлетворительно. Правда, надо признаться, что на участке Кириллов-Вытегра хорошим качество дороги казалось прежде всего из-за подвески нашего Toyota Highlander — автомобиль словно утюг разглаживал неровности на асфальте. Это я поняла, проехав здесь же через пару недель на Daihatsu Terios.

Однако и сама трасса серьезно преобразилась. Во-первых, исчез грунтовый кусок перед Вытегрой, а самые разбитые куски либо уже отремонтированы, либо находились в ремонте на той стадии, когда там уже можно ездить.

Но самый главный сюрприз нас ждал за Вытегрой. Теперь до Пудожа лежит идеальный асфальт и от былых ужасов не осталось и воспоминаний. Отвлекаясь от темы, замечу, что и за Пудожем исчезли былые страсти - осталось всего около 30-ти километров ремонта. Когда ремонт закончится, дорога до Медвежьегорска станет настоящим удовольствием.

Кенозерский национальный парк. Морщихинская

Белые ночи в начале июля в этих краях уже действительно белые – темнота длится недолго, а полной - совсем нет. Чувствуется близость Заполярья, где Полярный день только-только начал сдавать свои позиции. Поэтому наш долгий маршрут до Пудожа неожиданно оказался очень быстрым.

В Пудоже нужно поворачивать на Каргополь. Тут надо забыть о хороших дорогах и приготовиться к 70-километровым испытаниям грунтовкой и плохим асфальтом с ямами и большими размывами. Проедет здесь любая машина, но ночью ехать неприятно. Однако наша ночь к этому моменту уже закончилась – солнце начинало утреннюю разминку и к Архангельской области, где и начинается Кенозерский национальный парк, мы приехали уже в легких сумерках.

Лёкшмозеро. Морщихинская.

Несмотря на солнце, время было раннее – около трёх часов утра, поэтому нам пришлось поспать в машине и подождать, пока кто-нибудь проснётся. В этот момент мы сказали спасибо погоде, которая прикрывала солнце плотными облаками, что позволило нам поспать с относительным комфортом.

Поселились мы в домике у самого берега озера Лёкшмозера в деревне Морщихинской. Это так называемый «Визит-центр», совмещенный с гостиницей. В здании и часть экспозиции местного ЭКО-музея, и столовая, и магазин сувениров. Номера уютные, чистые. Удобства в коридоре, но, опять же, все очень чистенькое. А вот в душе к воде из электрического бойлера нужно привыкать – когда людей много, помыться всем за раз не получается.

Подробнее о размещении в Визит-центре деревни Морщихинская смотрите здесь: http://kenozero.ru/gde-ostanovitsya/gostinitsa-vizit-tsentra-v-derevne-morshchikhinskoi.html

Кенозерский национальный парк. Визит-центр в деревне Морщихинская (Лёкшмозеро

Несмотря на то, что по плану заселение должно было произойти в 12 дня, нас приютили прямо с утра – предыдущие жильцы съехали вечером. Конечно, пришлось немного подождать, пока в номерах уберутся, но это мелочи. Зато уже к 12-ти нас ждал обед.

Кстати о еде – это тема, достойная отдельной статьи. Кормят тут не просто хорошо, а очень хорошо. И много - некоторые обеды даже пугали изобилием еды.

А главное, что стоит всё удовольствие очень недорого. Мы заказывали тур из пяти дней и четырех ночей. В тур входило проживание, еда, экскурсии и мастер-классы. Оптимальный размер группы для подобного тура – от пяти человек. Подобный тур обошелся нам в очень адекватные деньги – 15 тысяч рублей на человека. Можно покупать не целиком тур, а оплачивать проживание, доплачивая за те или иные экскурсии отдельно. Тогда на ряд экскурсий и мастер-классов вы будете попадать только в том случае, если есть места в группах.

Давайте посмотрим, что предлагает путешественникам такой тур.

Как говорят рекламные проспекты: «Лёкшмозёрье – часть Поонежского озёрного края, протянувшегося цепью озёр вдоль реки Онеги к западу от неё. Это особое место: здесь проходит водораздел Белого и Балтийского морей, Северного Ледовитого и Атлантического океанов. В Лёкшмозерье нет крупных рек, зато много разных по величине озёр, часто соединённых ручейками, речушками и протоками. Природа края особенно живописна: высокая чаша неба, протяжённые холмы, чистейшие озёра, бескрайние леса».

Надо сказать, что рекламный буклет нисколько не преувеличивает. Я бы сказала, в этих словах лишь тень той красоты, которую предлагает этот северный край. И в этом за пять насыщенных прогулками и экскурсиями дней можно убедиться в полной мере.

Кенозерский национальный парк. Морщихинская (Лёкшмозеро)

Собственно Морщихинская – это маленькая ухоженная деревенька, по которой приятно погулять тёплым вечером. Старые деревянные дома, уютные и греющие своим теплом прожитых лет, красивые палисадники и приветливые люди.

В деревне три магазинчика, в каждом из которых можно оплатить покупки банковской карточкой. Но есть нюанс – если есть связь. Связь же в Морщихинской находится в безраздельной власти «Мегафона». Поэтому если вы приехали с симкой другого сотового оператора, окажетесь без телефонной связи, а интернет будет на милости WI-FI, который предлагается в «Визит-центре».

Единственное, что нельзя купить по кредитке в Морщихинской – это сувениры, что нас очень опечалило при отъезде. Наши грандиозные желания скупить половину сувенирной лавки пришлось жестко ограничить минимальным набором сувениров.

Кенозерский национальный парк. Морщихинская (Лёкшмозеро). Церковь св. апостолов Петра и Павла

Самому старому дому деревни – около ста лет, но самое старое здание – это церковь св. апостолов Петра и Павла XIX века. В советские времена эта церковь в музейное достояние не попала и долгое время использовалась не по назначению, поэтому сейчас ей требуется серьезная реставрация. Служат здесь буквально пару раз в год, и один раз — в день святых Петра и Павла, на который мы как раз и попали в Морщихинскую. Интересно, что на экскурсии по деревне о достопримечательностях рассказывают местные маленькие жители – смущаясь и краснея от внимания публики, они повествуют об истории своего края.

Кенозерский национальный парк. Морщихинская (Лёкшмозеро). Мастер-классы

Деревня расположена у мелкого берега озера, поэтому вода здесь теплая и можно смело купаться даже детям. За них можно не беспокоиться – чтобы взрослому зайти в воду хотя бы по пояс, нужно идти сотню метров. И даже если не очень жарко, бежать до тёплого дома близко.

Если же на улице хмуро, и не то что купаться, но и гулять не хочется, время пролетает незаметно на мастер-классах. Куколки, валенки, береста – всё это можно попробовать сделать своими руками. Вот лично я узнала, почему изначально валяние – чисто мужская работа. Понять, почему это именно так, можно сваляв за час валенок, который едва налезает на палец. Зато плетение из бересты мне пришлось по душе.

Кенозерский национальный парк. Морщихинская (Лёкшмозеро). Мастер-класс по приготовлению калиток

А если похолодало, что не редкость на Севере, то хорошо согревает приготовление местного блюда – калиток в настоящей русской печи. Это открытые пирожки из ржаной муки с начинкой – обычно либо из пшена, либо из картофеля. Тепло русской печки и аромат готовящихся калиток способны согреть даже в самую сильную непогоду.

Toyota Highlander в Кенозерском национальном парке

Несмотря на то, что в таком туре ездить некуда – основные маршруты либо водные, либо пешие, а многие экскурсии начинаются прямо с порога, машина в Кенозерье очень полезна.

Toyota Highlander в Кенозерском национальном парке, Лёкшмозеро

И летом лучше иметь машину с хорошей подвеской, чем с высокой проходимостью – грунтовки здесь тряские и пыльные.

Семиместный Toyota Highlander

Наш семиместный Toyota Highlander с его мягкой подвеской, хорошим салонным фильтром и вместительным салоном оказался очень кстати. Так, мы могли не ориентироваться на местный трансфер, когда к началу маршрута или на экспозицию надо было ехать на автомобиле.

Кенозерский национальный парк. Масельга

А некоторые из интереснейших маршрутов начинаются в Масельге - деревеньке, которая расположена от Морщихинской по другую сторону Беломоро-Балтийского водораздела, минутах в пятнадцати пути. Если же пользоваться местным транспортом, то скорее всего вам предложат лишь УАЗик, поездка по грунтовкам на котором далека от комфорта.

Кенозерский национальный парк. Масельга

Часть маршрутов – водная. Когда вы выбираете их в туре, не забудьте, что на воде нужны спасательные жилеты. Если с вами маленькие дети, то лучше иметь их с собой – жилеты для самых маленьких есть в наличии не всегда.

Кенозерский национальный парк. Масельга

Если повезёт – на прогулке по архангельским лесам встретится и кот ученый. Проводит вас по дороге, промурлыкает сказки северные и приведёт к домику, где вас напоят вкусным чаем с блинами, пирогами, медом и вареньем. А может, вы окажетесь и у церковки Александра Свирского XIX века на Хижгоре или доберетесь до настоящей мельницы, которую сможете сами запустить.

Кенозерский национальный парк. Масельга. Музей русского деревянного зодчества

В Масельге есть музей памятников деревянного зодчества. Но здесь собраны не сами памятники, а их копии, сделанные в половину их настоящего размера. В отличие от настоящих памятников, тут можно свободно лазать по домикам, разглядывать их, а экскурсоводы не только расскажут и покажут, как тут жилось, но и поводят с вами хороводы под песни, которым много-много лет, и поиграют в игры, в которые играли еще прадедушки и прабабушки.

Такой милый музей не может не вызывать улыбки, но есть тут истории и грустные. Так, многие памятники, чьи копии здесь представлены, ревниво охранялись местными жителями, несмотря на все опасности и трудности. И когда их забирали в Кижи, не все из хранителей смогли пережить этот удар.

Лёкшмозеро. Морщихинская. Катер на воздушной подушке

Другие маршруты по Лёкшмозёрью начинаются прямо с порога. Так, можно покататься и на катере на воздушной подушке, чтобы посмотреть другие берега, куда машиной не доехать.

Кенозерский национальный парк. Морщихинская. Тропа предков. Николин камень

А вот чтобы попасть на «Тропу Предков», лодки не нужны. Здесь вам покажут, как жили в лесу охотники и пастухи, как раньше рыбачили и хранили добычу. А еще покажут святой Николин камень, в котором природа образовала естественную купель.

Выходя на любую экскурсию, не стоит забывать, что вы окажетесь в самом настоящем северном лесу. Поэтому лучше захватить с собой немного воды и что-нибудь перекусить. Очень важно иметь при себе репелленты против насекомых, хорошую обувь и что-нибудь от дождя – зонтики или дождевики. Северная природа, хоть и красива, достаточно сурова и легко меняет милость на гнев. Неплохо с собой брать и пенополиуретановые коврики-сидушки – в дождь вы не сможете в лесу даже просто присесть, чтобы не вымокнуть.

Toyota Highlander в Кенозерском национальном парке в деревне Морщихинская

Пять дней нашего пребывания пролетели незаметно. Мы с грустью прощались с красивым северным краем.

 

Обратная дорога: Каргополь – Няндома - Москва

До недавнего времени, пока дорога от Вологды на Вытегру оставляла желать лучшего, некоторые путешественники предпочитали ехать через Каргополь и Няндому, по трассе «Холмогоры». На обратном пути мы решили посмотреть и этот вариант маршрута.

Toyota Highlander в Кенозерском национальном парке

Еще пару лет назад я бы серьезно задумалась, где ехать лучше, но в этом году этот маршрут откровенно проигрывал пути через Вытегру. Дорога тут как раз была в том качестве, от которого страдали все местные и неместные путешественники – часть грунтовка, значительная часть с очень плохим асфальтом, состоящим целиком из ям и размывов. А там, где асфальт получше – волнистый профиль дороги способен утомить даже стойких путешественников. Даже мягкая и энергоёмкая подвеска нашего Toyota Highlander не полностью справлялась с дорогой – из-за постоянных манёвров по объезду ям и неровностей пассажиров начинало сильно укачивать. А такой дороги получилось почти 270 километров.

Кенозерский национальный парк. Церковь

Ради разнообразия и отдыха от дороги стоит заезжать в деревни – там можно найти симпатичные деревянные церкви и ухоженные дома, а также купить даров северного леса – ягод, грибов.

 

Каргополь

Если вы оказались на этой дороге, обязательно надо заехать в Каргополь, хотя знаки и заводят на объездную дорогу, а подъезды к городу со стороны Пудожа ничем не примечательны.

Каргополь

Первое достоверное упоминание о Каргополе относят к 1380-му году, однако есть основания считать, что поселение здесь появилось на 250 лет раньше. Город существовал в разных ипостасях – то это был крупный торговый центр, то с конца XV века, был местом ссылки разных высокопоставленных особ.

Несмотря на целую череду сильнейших пожаров, которые пережил за своё существование Каргополь, здесь многое сохранилось и даже простая прогулка по городу способна доставить большое удовольствие.

 

Няндома

Следующая остановка – Няндома. Это крупный железнодорожный узел примерно в 80-ти километрах от Каргополя. Появление Няндомы как населённого пункта связано с началом строительства в 1894 году узкоколейной железной дороги «Вологда — Архангельск».

Паровоз в Няндоме

По сравнению с богатым историей Каргополем он смотрится не так интересно и более утилитарно, но гнетущего впечатления не производит. А одна из главных достопримечательностей Няндомы – это паровоз, который был установлен на вечную стоянку в августе 1989-го года в память о трудовом подвиге няндомских железнодорожников в Великой Отечественной войне 1941-45 годов.

Toyota Highlander у реки Воезерка

Последняя остановка на берегу северной реки Воезерка, и дальше долгий путь домой. Архангельская трасса узкая, но асфальт хороший, а мест для обгона достаточно, особенно когда под правой ногой водителя расположена кнопочка «телепортация». Дорога тянется через леса – они становятся всё выше, а природа привычнее.

Самое непривычное и даже пугающее после июльского отдыха на Севере – внезапно наступающая ночь. Ночью-то, в июле, оказывается, бывает темно! И ночи такие длинные! Фары встречных машин, красные огоньки попутчиков. Ночь в пути и на рассвете мы дома, полные впечатлений и сил.

 

Дома. Или вместо резюме.

Подобное путешествие было пробным шаром – можно ли с детьми проехать маршрут, который будет не утомителен, но одинаково интересен всем. Отвечаем – можно.

Хоть и нельзя загадывать заранее, но можно с уверенностью сказать – подобная поездка не станет последней. Путешествие в Кенозёрский национальный парк – это прекрасная возможность содержательного отдыха за адекватные деньги.

Toyota Highlander в Дубне

Одним из факторов, сделавших нашу дорогу комфортной, стал правильно выбранный автомобиль. Он настолько хорошо подошел к подобному путешествию, что местами я сильно переоценила качество ремонта. Хотя, несомненно, дорога на Русский Север стала значительно лучше.

Давайте посмотрим на автомобиль более внимательно.

Toyota Highlander салон

Toyota Highlander обладает удобным и добротным салоном, выполненным в классическом для семейных автомобилей стиле – выдержанные тона, неброские линии. Я бы сказала, что тут велика доля консерватизма.

Toyota Highlander интерьер

Приятное впечатление оставила приспособленность салона Toyota Highlander к длинным путешествиям – изобилие ящичков, бардачков, подстканников при путешествии впятером очень способствует комфорту. Очень полезной показалась полочка для мелочей, где можно хранить телефоны, очки и прочую мелочь. Прорезиненный коврик и мягкая синяя подсветка делают её использование максимально удобным – пожалуй, за такую полочку Тойоте можно вручать медали.

Toyota Highlander ручной-ножной стояночный тормоз

Toyota Highlander едет к нам из США, поэтому надо помнить о том, что «ручник» тут на самом деле «ножник». Лично мне не нравится такое техническое решение, но оно существенно облегчает автопроизводителю компоновку центральной консоли.

Toyota Highlander режимы езды по бездорожью

Toyota Highlander имеет полный привод с муфтой повышенного трения, через которую при необходимости интеллектуальная система подключает задний. Муфту можно заблокировать для принудительного равномерного распределения крутящего момента по осям. Эту функцию нужно использовать на очень скользких или сыпучих поверхностях. Специально для старта на снегу имеется кнопочка SNOW, которая снижает прокручивание колёс. Для поездок по склонам имеется специальный интеллектуальный помощник – кнопочка DAC.

К «бездорожному» арсеналу, типичному для городских кроссоверов, добавляется высокий клиренс – 19,7 см и мягкая, но энергоемкая подвеска. В итоге автомобиль хорошо «проглатывает» неровности, мало раскачивается и не клюёт носом на дорожных волнах. Однако длительная езда по сильно разбитым дорогам способна укачать задних пассажиров, поэтому леденцы в дороге лишними не будут.

Toyota Highlander двигатель 3,5 л 249 л.с.

Работа 3,5-литрового мотора в паре с шестиступенчатым «автоматом» вызывает исключительно позитивные эмоции. 249-ти «лошадок» легко тянут машину – что пустую, что нагруженную, позволяя легко и безопасно выходить на обгоны. Шутка ли – разгон до сотни происходит за 8,7 секунды! При этом если надо ехать спокойно, Toyota Highlander не будет «давить на психику» чрезмерной динамичностью.

Главное достоинство этого мотора – его всеядность. Он может ездить как на 95-м, так и на 92-м бензине. Хотя мы старались избегать откровенно плохих заправок, полностью гарантировать качество бензина по дороге мы не могли. Однако машина ни разу не «пожаловалась» на качество топлива.

Toyota Highlander двигатель 3,5 л 249 л.с. расход топлива

Расход топлива у Higlander с таким мотором – очень приемлем. При спокойной, в пределах 110-ти км/ч, езде по трассе автомобиль расходует 11 л/100 км. Если ехать более-менее равномерно со скоростью 90 – 100 км/ч, то расход падает до смешных 8-ми литров на сотню. А вот поездки по грунтовкам повышают аппетиты машины до 16 – 17 л/100 км. Аналогичное влияние оказывают и пробки, но обычно выше 12-ти л/100 км/ч расход топлива при этом поднимается редко.

Для удобства водителя в Toyota Highlander предлагается целый ряд электронных помощников, который начинается с камеры заднего вида. У нас же была топовая комплектация с максимальным списком возможных функций, перечисление которых занимает почти целую страницу.

На хорошей трассе очень удобна функция удержания на полосе, которая предупреждает о пересечении линии без включения соответствующего поворотника – отчаянный писк очень быстро дисциплинирует «забывчивых» и позволяет быстрее привыкнуть к габаритам большого автомобиля. Но когда мы поехали на Каргополь, её пришлось выключить – бешенные объезды разнообразных ям и кочек, а также периодическая необходимость курсировать ровно посередине дороги сводила электронику с ума. Писк не могла заглушить даже отличная аудиосистема, единственная претензия к которой – излишняя консервативность в интерфейсе. Зато звук имеет отличную фокусировку по рядам, что оказалось очень удобным при прослушивании аудиокниг – впереди можно было спокойно разговаривать, не мешая задним пассажирам слушать интересную историю.

Также Toyota Higlander в топе предлагает систему автоматического переключения ближнего и дальнего света. В целом функция  удобна, но электроника реагирует не только на фары, но и на отблески отражателей на столбиках и отбойниках, фонари на вдоль дороги. Внезапное выключение дальнего света, например, посредине поворота с непривычки пугает и раздражает. Неочевидная схема отключения автоматического режима – серьёзный минус. Как и датчики дождя, эта система комфортна далеко не всегда и часто её хочется отключить.

Зато светодиодный головной свет Toyota Highlander – подарок в темноте, особенно если отвыкаешь от того, что ночью темно. С такими фарами реальная необходимость дальнего света возникает редко – они хорошо освещают дорогу и обочину, хорошо подсвечивают знаки и пешеходов.

Toyota Highlander складывание сидений в ровный пол

Одна из ценнейших особенностей Toyota Higlander – схема раскладывания салона с ровным полом. Это дает возможность поспать в дороге и позволяет перевозить совершенно разномастные грузы. Плюсом также является настройка высоты поднятия крышки багажника. Правда, когда мы первый раз случайно вышли в режим настройки и зафиксировали почти закрытое положение, пришлось обращаться к многостраничному «талмуду», который прилагается к машине. Интересно, что машина позволяет легко отключить электропривод двери багажника и вернуться в мир «простых смертных» с обычными захлопывающимися дверями.

Toyota Highlander складывание и смещение второго ряда кресел

Очень понравилась в Toyota Highlander схема складывания и перемещения кресел. Средний ряд кресел легко двигается взад и вперёд, угол спинок регулируется. Благодаря этому третий ряд кресел не превращается в каторгу на выселках – туда удобно залезать через широкий проход, для ног остается достаточно места. Хотя, конечно, крупные люди особого комфорта там не испытают, но возможность проехать короткое расстояние без особого ущерба у них есть.

Toyota Highlander в Кенозерском национальном парке в деревне Морщихинская

Хороший клиренс, отличная подвеска, шикарная пара двигатель-коробка, малый расход, комфортный практичный салон, семь мест, ровный пол, необходимый арсенал для бездорожья, высокий уровень безопасности. Что ещё нужно для семейного автомобиля?

Toyota Highlander спокойно преодолеет практически любые сюрпризы, которые способны предложить российские дороги и даже сделает качество дорожного ремонта выше, чем оно есть на самом деле. Единственная проблема – это ценник. Но если уж выбирать именно семейный автомобиль, на Toyota Highlander стоит обратить особое внимание.

И в завершение рассказа: как показал наш опыт, автомобильное путешествие с детьми может быть и комфортным, и интересным. А главное, при этом можно отлично отдохнуть!

Текст и фотографии  Натальи Парамоновой


Статьи по теме
Картинка


Тест-драйв пикапа Great Wall Wingle 3 или приключения гламурной технички на «Арктик-Трофи 2011». Часть вторая.

В полдень 3 сентября центральную площадь Кандалакши украсила выставка внедорожных красавцев - им вот-вот предстояло отправиться на испытания, которые преподнесет им «Арктик Трофи 2011». Для Wingle 3 тоже предстояли серьезные испытания бездорожьем.

Картинка


Тест-драйв Datsun mi-DO: милый малыш

Насколько удачным получился японско-русский вариант малолитражки Datsun mi-DO с «автоматом»? Посмотрим на тест-драйве журнала «АвтоДела».

Картинка


Я купил Land Cruiser 200…

Что же делать мне теперь? Как говорится, «не мала баба клопоту, купила порося». Значит, настала пора отправляться на учебу в TOYOTA LAND CRUISER'S LAND.

Картинка


Тест-драйв LADA 4x4: любимая могиканка

Когда-то у меня была «Нива» и, садясь за руль тестовой машины невероятного оранжевого цвета, я с теплой ностальгией вспоминала те времена и грустила, что тогда подобного цветового безумства не было и в помине. Можно сколько угодно ругать старушку, но на нашем рынке это единственный всерьез бюджетный внедорожник. Изменилось ли что-то в «той-самой-Ниве» с новым названием на латинице LADA 4х4? Посмотрим на тест-драйве «Автодел».

Картинка


В дендрарий на Volvo XC60

Поездка на Volvo XC60 в музей-дендрарий в пригороде Казани, в поселке Раифа.

Картинка


Top Gear Live пройдет в России

Организаторы Шоу Top Gear Live объявили имена российских ведущих. Ими стали Сергей Стиллавин и Оскар Кучера, которые будут шутить, тестировать авто и помогать британским коллегам справляться с трудностями перевода.

Predictive Powertrain Control (PPC) - 10 вопросов и ответов

Predictive Powertrain Control (PPC) - 10 вопросов и ответов о системе предусмотрительного управления силовой линией от грузового подразделения Mercedes-Benz

Сравнительный тест видеорегистраторов, совмещенных с радар-детектором, лето-2020

Представляем сравнительный тест самых популярных сигнатурных комбинированных видеорегистраторов. В него вошли модели Neoline X-COP 9300c, Mio MiVue i95, Sho-me Combo mini WiFi и Silverstone F1 Hybrid S-Bot.

Топливный насос: как не заплатить дважды?

Как определить неполадки в работе топливного насоса и к каким последствиям они могут привести?

Рейтинг универсальных смазок по проникающей способности

Представляем рейтинг универсальных смазок, составленный по их проникающим свойствам. В него вошли семь самых популярных составов.

Тестируем «Урал» AS-D12A Red Hurricane DUAL – активный корпусной сабвуфер

На нашем тесте просто бомба – двухдифузорный активный сабвуфер «Урал» AS-D12A Red Hurricane DUAL. Мощный и при этом музыкальный. Подробности читайте в тесте.

Subini SV-800 – комбинированный видеорегистратор с радар-детектором, тест

Видеофиксация происходящего в салоне автомобиля важна для тех, кто регулярно возит пассажиров, и устройства, имеющие такой функционал, всегда востребованы. Рассматриваемый в нашем тесте Subini SV-800 – это не просто регистратор, а полноценное комбо-устройство.

ТО своими руками

ТО своими руками. Рассказываем, как самостоятельно провести техническое обслуживание автомобиля, а так же, обращаем внимание, на те особенности которые следует избегать.

Сезонное обслуживание - замена масла

Весна в разгаре, а это значит, что пришла пора пройти сезонное техобслуживание. Для тех, кто еще не успел провести весенний «автосубботник», специалисты Total составили краткий чек-лист, как подготовиться к теплому сезону.

Как остановить коррозию?

Самая основная проблема, которая волнует автовладельцев: что делать, если автомобиль начал цвести? Как быть, если по нему поползли безобразные пятна ржавчины, которые, по мнению многих, уже ничем нельзя остановить? Рассказываем, что делать в этом случае.